Характерные черты личности ученика. Основные черты личности: список, характеристика, примеры

Каждый человек имеет свои психологические особенности. Нет на земле двух одинаковых людей. Каждому присущи особенности, которые определяются в психических процессах: отдельный индивид обладает свойственным только ему восприятием, субъективной памятью и особенностями ее процессов. Уровень интеллектуального развития, такие качества, как внимание и воображение, также отличаются индивидуальными особенностями.

Каждый человек - неповторимая личность. Люди отличаются друг от друга по способностям, чертам характера, особенностям, темперамента, проявлениями воли, эмоциональностью, потребностями и интересами.

У каждого человека свои личностные установки, правила и нормы жизни.

Однако при этом у всех людей общие черты строения тела. Все, имея индивидуальные особенности, объединяются наличием психических процессов (ощущения, восприятие, память, мышление и т.д.), общими структурными элементами характеристики личности. У всех по одним и тем же законам функционирует мозг и другие физиологические системы.

Таким образом, у каждого человека можно наблюдать общие для всех и индивидуальные (единичные), свойственные только ему проявления.

Особенности человека делятся на два класса: типические (присущие группе субъектов) и индивидуальные (присущие только одному субъекту).

Типические особенности - это различия, иначе говоря особенности, которые выделяют определенную группу людей по какому-то признаку. В психологии межгрупповые различия подразделяются на три основных уровня: нейродинамический, темпераментный и характерологический.

Типические особенности на нейродинамическом уровне проявляются в различной степени выраженности свойств нервной системы (сила, подвижность, лабильность, баланс между процессами возбуждения и торможения). На основании существующих нейродинамических особенностей различают людей с сильной или слабой, подвижной или инертной, уравновешенной или неуравновешенной нервной системой.

Типические особенности на темпераментном уровне характеризуются, в отличие от свойств нервной системы, различиями психической деятельности, а не физиологических процессов. К свойствам темперамента относятся:

реактивность, которая характеризуется интенсивностью психических реакций (степень страха, глубина переживания чувств и т.д.);

сензитивность, которая определяется наименьшей интенсивностью внешних воздействий, вызывающих психическую реакцию (чем выше сензитивность, тем быстрее появляется психическая реакция). Сензитивность связана со свойствами нервной системы (слабая нервная система - высокая сензитивность);

активность - энергичность человека в делах, поступках (преобладание процессов возбуждения);

пластичность выражается в легкости приспособления к новым условиям (противоположное свойство - ригидность, которое означает инертность установок, замедленность переключения с одних условий (ситуации) на другие);

экстравертированность связана с направленностью личности на окружающее (легкость контактов с незнакомыми людьми и т.п.);

интровертированность определяется направленностью личности на себя (особое отношение к собственным мыслям, переживаниям, трудность установления контактов с другими людьми и т.п.);

эмоциональная возбудимость по существу тождественна сензитивности.

Каждое свойство темперамента в определенных условиях выступает то как положительное, то как отрицательное качество личности. Например, высокая сензитивность школьника помогает глубже понимать психологию другого человека. В то же время такой школьник наиболее психически раним. Он остро переживает неудачи.

Термин характер введен древнегреческим ученым Теофрастом (VI -III вв. до н.э.). В переводе с греческого это слово означает «черта», «примета», «признак». Считается, что характер - это сочетание постоянных и существенных свойств личности, образующих определенный ее психический склад. Свойства характера принято отделять от свойств темперамента. Это деление основывается на условии того, что свойства темперамента определяются в большей степени генотипом (прирожденный тип нервной системы), а свойства характера - фенотипом (склад высшей нервной деятельности, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий жизни). К свойствам характера относят волевые качества и направленность личности, включая чувства, интересы и др. Другими словами, при более узком понимании, к ним следует отнести только те особенности личности человека, которые характеризуют его отношение к чему-либо.

Принято различать пять основных групп черт характера: первая группа определяется чертами, отражающими поведение человека по отношению к обществу, к другим людям. Это коллективизм, тактичность, вежливость, чуткость, доброжелательность, правдивость, гуманность и др. Противоположные им: индивидуализм, бестактность, грубость, лживость, льстивость, жестокость, зависть, бесцеремонность и др.;

вторая группа характеризуется чертами, свойственными человеку в деятельности (трудовая, учебная и т.д.). Это трудолюбие, настойчивость, инициативность и др. Противоположные им: лень, безответственность, недобросовестность, безынициативность и др.;

третья группа - это черты, отражающие отношение человека к вещам. Это аккуратность, экономность, щедрость и др. Противоположные им: неряшливость, расточительность, скупость и др.;

четвертая группа определяется чертами, выражающими отношение человека к самому себе. Это критичность, требовательность, скромность, гордость и др. Противоположные: зазнайство, хвастливость, заносчивость, высокомерие и др.;

пятая группа характеризуется чертами, отражающими отношение человека к окружающему миру, к социальным явлениям и событиям.Это принципиальность, оптимизм и др. Противоположные: беспринципность, пессимизм и др.;

Существенной особенностью черт характера является устойчивость их проявления в различных ситуациях. Это свойство упоминают, говоря о сильном или слабом характере человека (проявление активности в противодействии внешним обстоятельствам). В данном случае существует еще и суждение о противоречивости характера (наличие у человека свойств, которые приводят к противоречиям в действиях и поступках).

Черты характера человека и их проявление

03.04.2015

Снежана Иванова

Черты характера всегда накладывают отпечаток на поведение человека, а также влияют на его поступки.

На протяжении всей своей жизни каждый человек проявляет свои индивидуальные особенности, которые отображаются не только в его поведении или же специфике общения, но и обуславливают отношение к деятельности, себе и другим людям. Все эти особенности, проявляющиеся в жизнедеятельности, как в научном обиходе, так и в быту называют характером.

Определение понятия «характер»

В психологии под характером понимают определенную совокупность черт человека, которые ярко выражены и являются относительно устойчивыми. Черты характера всегда накладывают отпечаток на поведение человека, а также влияют на его поступки.

В психологических словарях можно встретить достаточно большое количество определений характера, но все они сводятся к тому, что характер – это совокупность наиболее стойких индивидуальных психологических особенностей личности, которые всегда проявляются в ее деятельности и общественном поведении , а также в системе отношений:

  • к коллективу;
  • к другим людям;
  • к труду;
  • к окружающей действительности (к миру);
  • к самой себе.

Сам термин «характер » (в пер. с греч. character – чеканка или печать ) был введен древнегреческим философом и естествоиспытателем, учеником Платона и ближайшим другом Аристотеля Теофрастом . И здесь стоит особое внимание уделить переводу слова – чеканка или печать. Действительно, характер как бы вырисовывается в виде своеобразного рисунка на личности человека, создавая этим уникальную печать, которая отличает своего владельца от других индивидов. Подобный рисунок, также как герб или эмблема на личной печати средневековой знати, вырисовывается на определенной основе с помощью специфических знаков и букв. Основой для гравировки индивидуальной личности выступает темперамент, а уникальным рисунком – яркие и индивидуальные черты характера.

Черты характера как инструмент психологической оценки и понимания человека

Под чертами характера в психологии понимают индивидуальные, достаточно сложные особенности, которые являются для человека наиболее показательными и позволяют с большой долей вероятности предсказывать его манеру поведения в конкретной ситуации. То есть, зная о наличии у конкретного человека некоторых черт, можно предугадывать его последующие действия и возможные поступки в том или ином случае. Например, если человек имеет ярко выраженную черту отзывчивость, то существует высокая вероятность того, что в сложный момент жизни он придет на помощь.

Черта – одна из наиболее важных и существенных частей человека, его стабильное качество и устоявшийся способ взаимодействия с окружающей действительностью. В черте характера кристаллизируется личность и отражается ее целостность. Черта характера человека – это реальный способ решения многих жизненных ситуаций (как деятельностных, так и коммуникативных) и поэтому их нужно рассматривать с точки зрения будущего. Итак, черты характера являются прогнозом действий и поступков личности, так как они отличаются стойкостью и делают поведение человека предсказуемым и более очевидным. Благодаря тому, что каждая личность уникальна, существуют огромное разнообразие уникальных черт характера.

Особые черты своего характера каждый человек приобретает на протяжении всей своей жизни в обществе, причем нельзя считать все индивидуальные приметы (черты) характерологическими. Такими будут только те, которые в не зависимости от жизненной ситуации и обстоятельства всегда будут проявляться в идентичном способе поведения и одинаковом отношении в окружающей действительности.

Таким образом, для того, чтобы дать оценку психологи личности (охарактеризовать его) как индивидуальности, необходимо определить не всю сумму индивидуальных качеств человека, а выделить те черты и качества характера, которые являются отличительными от других людей. Не смотря на то, что эти черты индивидуальны и различны, они должны составлять структурную целостность.

Черты характера человека являются приоритетными при изучении его личности, а также для понимания и прогнозирования его действии, поступков и поведения. Действительно, любой вид деятельности человека мы воспринимаем и понимаем как проявление определенных черт его характера. Но, характеризуя личность как социальное существо, важным становится не столько проявление черт в деятельности, как то, на что именно направлена эта деятельность (а также чему служит человеческая воля). В этом случае следует обращать внимание на содержательную сторону характера, а конкретнее, на те черты характера личности, которые составляют общую структуру как ее психического склада. Они выражаются в: цельности-противоречивости, единстве-раздробленности, статичности-динамичности, широте-узости, силе-слабости.

Список черт характера человека

Человеческий характер – это не только определенная совокупность некоторых черт (или же случайный их набор), а сложнейшее психическое образование, которое представляет собой определенную систему. Данная система состоит из многих наиболее устойчивых качеств личности, а также ее свойств, проявляющихся в различных системах человеческих отношений (к труду, к своему делу, к окружающему миру, к вещам, к себе и к другим людям). В этих отношениях находит свое выражение структурность характера, его содержательность и индивидуальность своеобразия. Ниже, в таблице, описаны основные черты характера (их группы), которые находят свое проявление в различных системах человеческих отношений.

Стойкие черты (симптомокомплексы) характера, проявляющиеся в отношениях личности

Кроме черт, которые проявляются в системе отношений, психологами были выделены черты характера человека, которые могут быть отнесены к познавательной и эмоционально-волевой сфере. Так черты характера делят на:

  • познавательные (или интеллектуальные) – любознательность, теоретичность, критичность, находчивость, аналитичность, вдумчивость, практичность, гибкость, легкомысленность;
  • эмоциональные (впечатлительность, страстность, эмоциональность, жизнерадостность, сентиментальность и т.д.);
  • волевые черты (настойчивость, решительность, самостоятельность, и т.д.);
  • моральные черты (доброта, честность, справедливость, гуманность, жестокость, отзывчивость, патриотичность и т.д.).
Некоторые психологи предлагают выделять мотивационные (или продуктивные) и инструментальные черты характера. Под мотивационными чертами понимают те, которые движут человеком, то есть они побуждают его к определенным действиям и поступкам. (их также можно назвать черты-цели). Инструментальные черты придают деятельности человека своеобразный стиль и индивидуальность. Они относятся к самой манере и способу выполнения деятельности (их также можно назвать черты-способы).

Представитель гуманистического направления в психологи Гордон Олпорт черты характера объединил в три основные категории:

  • доминирующие (те, которые более всего определяют все формы поведения человека, его действия и поступки, такие как эгоизм или доброта);
  • обычные (которые проявляются в равной степени во всех сферах жизнедеятельности, например четность и гуманность);
  • второстепенные (они не оказывают такого же влияний как доминирующие или обычные, например это может быть старательность или же любовь к музыке).

Итак, главные черты характера проявляются в различных сферах психической деятельности и системы отношений личности. Все эти отношения закрепляются в разных способах действия и формах поведения человека, которые наиболее привычны для него. Между существующими чертами всегда устанавливаются определенные закономерные взаимосвязи, которые позволяют создать структурность характера. Она же в свою очередь, помогает предугадать по уже известной нам черте характера человека и другие, которых скрыты от нас, что дает возможность спрогнозировать его последующие поступки и действия.

Любая структура, в том числе и характера, имеет свою иерархию. Таким образом, черты характера также обладают определенной иерархичностью, поэтому существуют основные (ведущие) и второстепенные черты, которые подчиняются ведущим. Предугадывать поступки человека и его поведение возможно, опираясь не только на основные черты, но и второстепенные (несмотря на то, что они являются менее существенными и проявляются не настолько ярко).

Типичное и индивидуальное в характере

Носителем характера всегда является человек, а его черты находят свое проявление в деятельности, отношениях, поступках, поведении, способах действия в семье, в коллективе, на работе, среди друзей и т.д. В этом проявлении всегда отражается типичное и индивидуальное в характере, ведь они существуют в органическом единстве (так, типичное всегда является основой для индивидуального проявления характера).

Что же подразумевается под типичным характером? Характер называют типичным при наличии набора существенных черт, которые являются общими для определенной группы людей. Данная совокупность черт отражает общие условия жизни конкретной группы. Кроме того, эти черты должны находить проявление (в большей или же меньшей степени) у каждого представителя этой группы. Совокупность отличительных типических черт является условием возникновения определенного .

Типичное и индивидуальное в характере наиболее ярко выражается в отношениях человека к другим людям, ведь межличностные контакты всегда обусловливаются определенными общественными условиями жизни, соответствующим уровнем культурно-исторического развития общества и от сформированного духовного мира самого человека. Отношение к другим людям всегда оценочное и проявляется по-разному (одобрение-осуждение, поддержка-непонимание) в зависимости от существующих обстоятельств. Это проявление выражается в зависимости от оценивания человеком поступков и поведения других, а точнее их положительных и отрицательных черт характера.

Типичные черты характера человека по уровню своей интенсивности проявляются у каждого индивидуально. Так, например, отдельные черты могут выявлять себя настолько сильно и ярко, что они становятся в своем роде уникальными. Именно в этом случае типичное в характере переходить в индивидуальное.

Положительные черты характера и их проявление

Как типичное, так и индивидуальное в характере, находит свое проявление в системах отношений личности. Это происходит благодаря наличию в характере человека определенных черт (и положительных, и отрицательных). Так, например, в отношении к труду или своему делу находят свое проявление такие положительные черты характера как трудолюбие, дисциплинированность и организованность.

Что касается межличностного общений и отношения к другим людям, то здесь хорошие черты характера следующие: честность, открытость, справедливость, принципиальность, гуманность и т.д. Все эти черты позволяют строить конструктивное общение и быстро налаживать контакты с окружающими людьми.

Следует отметить, что индивидуальных черт характера существует огромное множество. Но среди них необходимо выделять в первую очередь те, которые наибольшее влияние оказывают на формирование духовности человека и его (именно в этом контексте находит свое проявление лучшая черта характера человека – гуманность). Эти черты имеют еще большее значение в процессе воспитания и развития подрастающего поколения, ведь одинаковые черты формируются по-разному в зависимости от ситуаций, наличия других черт характера и направленности самой личности.

Выделяя хорошие качества характера, не стоит забывать и про их возможное искривление, или же о наличии явных отрицательных черт, с которыми человеку необходимо бороться. Только в этом случае будет наблюдаться гармоническое и целостное развитие личности.

Отрицательные черты характера и их проявление

В отношении к поведению, поступкам и деятельности других людей, человек всегда формирует черты определенного характера – положительные и отрицательные. Это происходит по принципу аналогии (то есть происходит идентификация с тем, что является приемлемым) и противопоставление (тем, что входит в перечень недопустимого и неправильного). Отношение к самому себе может носить позитивный или негативный характер, что в первую очередь зависит от уровня развития и способности адекватно оценить себя (то есть, от сформированного уровня ). Про высокий уровень самосознания свидетельствует наличие следующих позитивных черт: высокая требовательность к самому себе, и чувство собственного достоинства, а также ответственность. И, наоборот, о недостаточном уровне развития самосознания говорят такие отрицательные черты характера как , самоуверенность, эгоизм, нескромность и др.

Отрицательные черты характера (в принципе также как и положительные проявляются) в четырех основных системах отношений человека. Например, в системе «отношение к труду» среди отрицательных черт называют , безответственность, безалаберность и формальность. А среди негативных черт, проявляющихся в межличностном общении, стоит выделить замкнутость, скупость, хвастливость и неуважительность.

Следует отметить, что отрицательные черты характера, которые находят свое проявление в системе отношений человека к другим людям, практически всегда способствуют возникновению конфликтов, непонимания и агрессии, что в последствие приводит к возникновению деструктивных форм общения. Именно поэтому, каждому человеку, который хочет жить в гармонии с окружающими и с самим собой, стоит задуматься о воспитании в своем характере положительных черт и избавлении от разрушающих, отрицательных черт.

Черты личности в психологии - это устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида.

Обязательными свойствами черт личности являются: степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (черта личности индивида проявляется в любых ситуациях) и потенциальная измеримость (черты личности доступны измерению с помощью специальных опросников и тестов).

В экспериментальной психологии личности наиболее широко исследованы такие черты, как экстраверсия - интроверсия, тревожность ригидность, импульсивность. В современных исследованиях принята точка зрения, согласно которой описание черт личности недостаточно для понимания и предсказания индивидуальных особенностей поведения, поскольку в них описываются лишь общие аспекты проявлений личности.

Черта - это единица анализа личности, предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Г. Олпорт определяет личностную черту как образующий блок психологической организации, служащий объединению реакций на различные стимулы.

Основные параметры личностной черты:

  • степень выраженности,
  • трансситуативность,
  • потенциальная измеримость. Особенности личностных черт:
  • реальны, действительно проявляются у людей;
  • являются более обобщенными качествами, чем привычки.
  • является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения.

Наличие черт личности можно установить эмпирически.
Черта лишь относительно независима от остальных черт;

  • не является синонимом моральной или социальной оценки;
  • ее можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.

То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. Г. Олпорт делит черты личности на общие и индивидуальные, или персональные, диспозиции.
Он выделяет три типа диспозиций:

  • кардинальные;
  • центральные;
  • вторичные.

Соотношение черт, аттитюдов и привычек, а так же их сравнение важно потому, что все они похожи, относясь к классу установочных явлений, являясь продуктом сочетания наследственности и обучения, отличаясь уникальностью и инициирующей функцией. Черта наиболее обобщена по отношению к двум другим явлениям и является аспектом личности. Аттитюд вырабатывается по отношению к среде. Привычка есть частный ответ на частный стимул.

Г. Олпорт считал черту самой значительной единицей анализа для понимания и изучения личности. В его системе черта личности определяется как предрасположенность к реагированию сходным образом на различные виды стимулов.

По Р. Кеттеллу, главная организующая концепция личности заключается в описании различных типов выявленных им черт.

Черты представляют собой гипотетические психические структуры личности, которые обнаруживаются в поведении, обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые характеристики и являются наиболее важными в его концепции.

В исследовании структурных элементов личности Р.Кеттелл в рачительной мере полагается на факторный анализ.
Принципы классификации черт по принципу дихотомии.

  • поверхностные - исходные;
  • конституциональные - сформированные окружающей средой;
  • способность, темперамент - динамические черты;
  • общие - уникальные черты.

Список поверхностных дихотомических черт, по Р.Кэттелу.

  1. Уверенность в себе - покорность.
  2. Интеллектуальность, аналитичность - ограниченность, отсутствие воображения.
  3. Зрелость ума - глупость, непоследовательность, подверженность влиянию.
  4. Непостоянство, суетность - рассудительность, стоицизм, сдержанность.
  5. невротичность - отсутвие невротичности.
  6. Чертвость, цинизм - мягкость.
  7. Своевольство, эгоизм - доброта, ненавязчивость, терпимость.
  8. Ригидность, тираничность, мстительность - покладистость, дружелюбие.
  9. Злобность, черствость - добросердечие, обходительность.
  10. Деморализованность, аутизм - реализм.
  11. Сильная воля, добросовестность - вялость, импульсивность.
  12. Интеллектуальность - недеспиплинированный ум, простота.
  13. Инфантильность, неуверенность - зрелость, тактичность.
  14. Асоциальность, шизоидность - открытость, идеализм.
  15. Веселость, энтуазизм, остроумие - ощущение несчатья, неповоротливость.
  16. Активность, нервозность - самообладание, ригидность, конформизм.
  17. Невроз, психопатия - эмоциональная зрелость.
  18. Чрезмерная чувствительность, экспрессивность - флегматичность,
  19. Злобность, мелочность - естественность, дружелюбие, открытость.
  20. Эмоциональность (неадекватная)-неэмоциональность.
  21. Подъем, экспрессивность, разнообразие интересов - замкнутость, спокойствие, ограниченность.
  22. Доступность, теплота, сентиментальность - замкнутость, холодность, мизантропия.
  23. Ветренность, тщеславие, притворство - заурядность, безыс-кусность.
  24. Агрессивность, параноидальность - надежность, добросердечность
  25. Эстетические интересы - независимость суждений.
  26. Беспокойство, эмоциональность, гипоманиакальность - спокойствие, терпеливость, скромность.
  27. Инфантильность, эгоцентричность - эмоциональная зрелость, устойчивость к фрустрации.
  28. Непостоянство, бесхарактерность, недостаточный реализм -стойкий, цельный характер.
  29. Душевная и физическая сила, бодрость - неврастения.
  30. Предприимчивость, вспыльчивость - заторможенность, робость.
  31. Общительность, пылкость - любовь к уединению, робость.
  32. Меланхолия.
  33. Жесткость, твердость - интроспекция, чувствительность, боязливость.
  34. Воображение, интроспекция, конструктивность - степенность, скупость.
  35. Ловкость, решительность - искренность, мягкость.

Р. Кеттелл рассматривает черты личности как сложные гипотетические конструкты, предрасполагающие человека к устойчивому поведению с течением времени и в различных обстоятельствах.

Суть теории Г. Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически: суперчерты, составные черты, привычные реакции (ПР), специфические реакции (CP).

В его системе присутствуют определенные суперчерты или такие типы, как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций (ПР), которые в свою очередь формируются из множества специфических реакций.

В отличие от Р. Кеттелла Г. Айзенк видит лишь два основных типа (суперчерт), лежащих в основе структуры личности: интроверсия - экстраверсия и стабильность - нейротизм. Особенности же поведения личности являются результатом комбинации этих двух типов.

Характер (греч. — примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.

Характер понимается и как:

  • система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
  • мера уравновешенности внутреннего и внешнею миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
  • отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

  • отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям, коллективизм и противоположенные черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);
  • черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность);
  • черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты — самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий
  • себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
  • черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Одной из наиболее известных теорий характера является теория, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения.

Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

Астеники (от греч. — слабый) - люди худые, с удлиненным лицом. длинными руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера — шизотимики — люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении;

Атлетики (от греч. — свойственный борцам) - люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера — иксотимики — люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии;

Пикники (от греч. — плотный. толстый) - люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тин характера — циклотимики - люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

Общее понятие о характере и его проявлениях

В понятие характер (от греч. сharacter — “печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей , складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества — свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: “Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер”.

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность — свойство его характера. Порой, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Выступая как прижизненное человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека . Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах ( , дружеская компания, класс, спортивная команда, и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера . Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.

Содержание характера , отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие “характер” относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер — это не просто любое проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждение, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов — городками, Д. И. Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер, возможно, понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов.

Не менее, популярны попытки, связать характер человека, с его именем.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. Physis — “природа”, gnomon — “знающий”) — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. Cheir — “рука” и manteia — “гадание”, “пророчество”) — система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики .

Более ценным, в диагностическом отношении по сравнению, скажем, с физиогномикой можно считать графологию — науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляеться.

Взаимоотношение характера и темперамента

Характер нередко сравнивают с , а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом.

В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

  • отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий);
  • противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антогонизма между ними (П. Викторв, В. Вирениус);
  • признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С. Л. Рубинштейн, С. Городецкий);
  • признание темперамента природной основой характера (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы . Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Так, меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику. Холерику сложнее выработать у себя сдержанность, флегматику; флегматику надо потратить больше сил, чтобы стать общительным, чем сангвинику и т.п.

Однако, как считал Б. Г. Ананьев, если бы воспитание заключалось лишь в совершенствовании и укреплении природных свойств, то это привело бы к чудовищной однородности развития. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. У П. И. Чайковского склонность к меланхоличеким переживаниям преодолевалась одной из основных особенностей его характера — его работоспособностью. “Работать нужно всегда, — говорил он, — и каждый честный артист не может сидеть, сложа руки, под предлогом, что он не расположен.. Если ждать расположения и не пытаться идти на встречу к нему, то легко можно впасть в лень и апатию. Со мной очень редко случаются нерасположения. Я это приписываю тому, что одарен терпением, и приучаю себя никогда не поддаваться неохоте. Я научился побеждать себя”.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо отметить также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляются социальные воздействия.

В конечном счете, черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином, целостном облике человека, образуя неразделимый сплав — интегральную характеристику его индивидуальности.

Характер долгое время отождествляли с волей человека, выражение “человек с характером” рассматривалось как синоним выражения “волевой человек”. Воля связана, по преимуществу, с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Когда говорят, что у человека сильный характер, то тем самым как бы хотят подчеркнуть его целеустремленность, его волевые качества. В этом смысле характер человека лучше всего проявляется в преодолении трудностей, в борьбе, т.е. в тех условиях, где в наибольшей степени проявляется воля человека. Но характер не исчерпывается силой, он имеет содержание, определяя, как в различных условиях будет функционировать воля. С одной стороны, в волевых поступках характер складывается и в них же проявляется: волевые поступки в значимых для личности ситуациях переходят в характер человека, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обуславливают поведение человека, его волевые поступки. Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели. С другой — нередки случаи, когда слабовольного человека называли “бесхарактерным”. С точки зрения психологии это не совсем так — и у безвольного человека есть определенные черты характера, такие, например, как боязливость, нерешительность и т.д. Использование понятия “бесхарактерный” означает непредсказуемость поведения человека, указывает на отсутствие у него собственной направленности, внутреннего стержня, который бы определял его поведение. Его поступки вызваны внешними воздействиями и не зависят от него самого.

Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания чувств человека. На это указывал К. Д. Ушинский: “ни что, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”. Связь между чувствами и свойствами характера человека также взаимная. С одной стороны, уровень развития нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств зависит от характера деятельности и общения человека и от сформировавшихся на этой основе черт характера. С другой — сами эти чувства становятся характерными, устойчивыми особенностями личности, составляя, таким образом, характер человека. Уровень развития чувства долга, чувства юмора и других сложных чувств является довольно показательной характеристикой человека.

Особенно большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления — все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высокие интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей. Примером этому служат многочисленные литературные образы лишних людей (Печорин, Рудин, Бельтов и пр.). Как хорошо сказал И. С. Тургенев устами одного из действующих лиц романа о Рудине: “Гениальность в нем, пожалуй, и есть, но натуры никакой”. Таким образом, реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.

Структура характера

В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие , задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными . Так, если рассмотреть такие черты, как нерешительность, боязливость и альтруизм, то при преобладании первых человек, прежде всего, постоянно опасается, “как бы чего не вышло” и все попытки помочь ближнему обычно оканчиваются внутренними переживаниями, и поисками оправдания. Если же ведущей является вторая черта — альтруизм, то человек внешне ничем не проявляет колебаний, сразу идет на помощь, контролируя свое поведение интеллектом, но при этом иногда может испытывать сомнения по поводу правильности предпринятых действий.

Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления. Писатели, художники, желая представление о характере героя, прежде всего описывают его ведущие, стержневые черты. Так, А. С. Пушкин вложил в уста Воротынского (в трагедии “Борис Годунов”) исчерпывающую характеристику Шуйского — “лукавый царедворец”. Некоторые герои литературных произведений настолько глубоко и верно отражают определенные типичные черты характера, что их имена становятся нарицательными (Хлестаков, Обломов, Манилов и т. д.).

Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не значит, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами. Из всей совокупности отношений личности к окружающей действительности следует выделить характерообразующие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера.

Характер человека проявляется в системе отношений:

  • В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черта характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т. д.).
  • В отношении к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность и т. д.).
  • В отношении к себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность, гордость — приниженность и т. д.).
  • В отношении к собственности (щедрость — жадность, бережливость — расточительность, аккуратность — неряшливость и т. д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Так, например, если человек проявляет грубость, то это касается его отношений к людям; но если при этом он работает учителем, то здесь уже необходимо говорить о его отношении к делу (недобросовестность), об отношении к самому себе (самовлюбленность).

Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, так как само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви.

В структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением. В данном случае следует говорить о типическом в чертах характера. Н. Д. Левитов считает, что тип характера — это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Действительно, как отмечалось, характер не является врожденным, — он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека — это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Так, люди одной национальности находятся в сложившихся на протяжении многих поколений условиях жизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта; развиваются под влияние сложившейся национальной структуры, языка. Поэтому люди одной национальности по образу жизни, по привычкам, правам, характеру отличаются от людей другой. Эти типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. У большинства людей есть сформировавшийся образ представителя той или иной страны: американца, шотландца, итальянца, китайца и т. д.

    Кроме статей, перечисленных в категории «Психологические черты личности», есть черты, информации на отдельную статью не набирающие. Часть из них характеризует доминирующие в личности эмоции: Б Беспокойный В Важный Весёлый Вредный Вспыльчивый… … Википедия

    Основная статья: Школа волшебниц Все перечисленные ниже персонажи являются героями итальянского мультсериала «Winx Club». Персонажи указываются лишь однажды, в первом подходящем для них подразделе, менее значительные персонажи вносятся в список… … Википедия

    Ниже представлен список серий сериала «Пуаро» (англ. «Agatha Christie s Poirot»), снятого на основе детективных повестей и романов Агаты Кристи о бельгийце Эркюле Пуаро. Содержание 1 Первый сезон (1989) … Википедия

    Основная статья: Winx Club Все перечисленные ниже персонажи являются героями итальянского мультсериала «Winx Club». Персонажи указываются лишь однажды, в первом подходящем для них подразделе, менее значительные персонажи вносятся в список вместе… … Википедия

    Содержание 1 Главные герои 2 Родственники 3 Персонажи второго плана … Википедия

    Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/9 июля 2012. Дата постановки к улучшению 9 июля 2012 … Википедия

    Эта статья о персонажах Gunnm. Об аниме и манге см. Battle Angel. Содержание 1 Основные персонажи 1.1 Гали … Википедия

    Содержание 1 Русскоязычные 2 На других языках 3 0 9 4 Латиница … Википедия

    Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/22 октября 2012. Дата постановки к улучшению 22 октября 2012 … Википедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/20 декабря 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можн … Википедия