Ученые антропологи. Живые лица аркаима ученые-антропологи восстановили облик южноуральцев, живших четыре тысячи лет наз

Большекараганские люди - аркаимцы.

Благодаря археологам мы многое узнали о жителях Аркаима и Страны городов. Но в прошлом году ученые-антропологи подарили нам настоящую сенсацию. Они восстановили облик конкретных людей, погребенных здесь четыре тысячи лет назад. До сих пор мы могли лишь гадать, как выглядели аркаимцы. Известные антропологи Алексей Нечвалода из Уфы и Александр Хохлов из Самары сделали научную реконструкцию четырех наших древних земляков по методике знаменитого ученого М.М. Герасимова.

«Принцесса» из Кизильского

Первый женский портрет сделан на основании останков, найденных на территории нынешнего Кизильского района. Челябинские археологи ведут здесь раскопки с 2008 года. По времени Кизильский могильник предшествует Аркаиму. Но уникален он тем, что является одним из самых ранних курганных могильников Урала.

Группу археологов возглавляла здесь доцент кафедры археологии ЧелГУ, кандидат исторических наук Татьяна Малютина . Она рассказывает:

До этого над могилами курганов не сооружали. Движение племен ямной культуры считается самым древней миграцией индоевропейцев на территории степей Европы вплоть до Алтая и Енисея. Теперь же для погребения одного человека сооружался курган…

В одном из здешних курганов и был обнаружен скелет женщины. Ученые спорят о ее социальном статусе, но про себя называют ее «принцессой».

Принцесса.

Могила принцессы

Дело в том, что курган большой - 22 метра диаметром. Вокруг него - глубокий ров шириной три-четыре метра. По сути - маленькая крепость. Сделать такое сооружение было непростым делом. Какого-либо «инвентаря» в могиле «принцессы» археологи не нашли. Впрочем, в ту пору еще не сложилась традиция закладки предметов вместе с умершим. Тело было лишь посыпано охрой, видимо, существовал какой-то обряд, связанный с воскрешением - охра символизировала кровь, а значит, жизнь.

«Принцессе» на момент смерти было около 25 лет. От чего она умерла - сказать трудно. Татьяна Малютина говорит, что в то время человек мог умереть даже от простуды. Поэтому и жили мало - немногие доживали до 32 лет.

С клыком на груди

Александровский мужчина

А вот на груди второго человека, облик которого восстановили ученые, был обнаружен медвежий клык. А. Нечвалода изобразил его как амулет на шее, но это допущение ученого, а не факт. Клык мог быть положен уже в могилу. Мужчине тоже не больше 25 лет. Его останки были найдены группой археологов под руководством кандидата исторических наук Дмитрия Здановича уже поблизости от Аркаима, в могильнике Александровский-4. Здесь под расплывшимися уже курганами на большой глубине были найдены погребения с прекрасно сохранившимися скелетами.

Здесь мы также находим охру. В свете новых раскопок было представлено, что захоронения тоже оставлены ямными племенами, - говорит Татьяна Малютина. - Все погребения около Аркаима я условно называю погребениями патриархов Аркаима. Когда они были похоронены, самого Аркаима еще не было. Люди только освоили эту территорию, поняли ее смысл и задумали строительство крепости.

Молодые «граждане»

Две последние реконструкции - это уже собственно аркаимские жители. Эти люди младше первых двух примерно на 200-300 лет. Но возраст мужчины - предположительно 23 года.

Женщина - немногим старше. Она высокая - около 180 сантиметров, притом, что средний рост жителей Аркаима был около 170 сантиметров. Их останки были найдены в Большекараганском могильнике, одном из самых ярких курганов. Здесь много предметов: наконечники стрел, топор-тесло, булава, крюк. Бывало, в могилы вместе с умершим человеком клали жертвенных животных, в отдельных случаях до 20 туш, что говорит о некоем достатке. Но доктор исторических наук Геннадий Зданович уверен, что жесткого имущественного расслоения в Аркаиме все же не было. Социальная дифференциация зависела от авторитета, таланта, пола и возраста. Было ли такое «бесклассовое» общество следствием разумной общественной организации или его нужно объяснить более приземленными причинами, сказать сложно. Но профессор Зданович всегда настаивает: Аркаим способен дать нам важные уроки.

Такие же, как мы

Впрочем, обо всем этом много уже сказано и написано. А вот восстановленный облик жителей Страны Городов дает нам другую важную информацию. Как видим, аркаимцы, попади они сейчас в наше время, легко бы растворились в толпе. Они и впрямь очень похожи на нас.

Алексей Нечвалода и Александр Хохлов относят аркаимское население к древнейшим европеоидам, уточняя, что здесь смешаны две европеоидные ветви - среднеевропейская и средиземноморская. Присутствуют также и уралоидные признаки.

Что подтверждает ранее известное мнение ученых о том, что самое древнее население на Урале было финно-угорского происхождения (уралоиды). Оно существовало и развивалось здесь в единственном числе вплоть до энеолита (эпоха перехода от каменного века к бронзовому) и бронзового века. Только в бронзовом веке появляется здесь европеоидное население - «ямники». Они начинают смешиваться с уралоидным населением. Причем женщины несут большую степень уралоидности (антропологи говорят, что это даже заметно на реконструкциях), а мужчины более европеоидны.

Антропологи говорят, что при нынешних возможностях науки (и при достаточных средствах, разумеется) можно было бы легко получить даже геном жителей Аркаима.

Школа реконструкции Герасимова

В России вот уже 60 лет существует целая научная школа антропологической реконструкции облика человека по его черепу. Ее основателем является выдающийся ученый Михаил Герасимов. Его методика признана во всем мире и по сей день считается уникальной, а реконструкция - весьма точной. Михаил Михайлович воссоздал портреты безымянных древних людей, а также известных исторических персонажей. В их числе - Ярослав Мудрый и Иван Грозный, а больше всего сам ученый гордился тем, что воссоздал облик Тамерлана.

Результаты работ М.М. Герасимова хранятся во многих музеях мира, включая знаменитый Музей человека в Париже.

Метод Герасимова используют в своей работе и современные криминалисты, о чем хорошо знают любители детективов. Работа начинается с анализа черепа. Затем наступает черед графической реконструкции лица. Следующий этап - скульптурное воспроизведение схемы головы. На подлинном черепе с помощью пластилина или воска восстанавливаются основные мускулы, наносятся гребни толстот. Герасимов разработал таблицу толщины мягких тканей.

Самое сложное - восстановить глаза, нос, рот и особенно уши. Но и здесь есть специальная методика. Например, хрящевую часть носа можно восстановить на основании формы краев носового отверстия черепа. Высота крыльев носа определяется по высоте расположения так называемого раковинного гребня, находящегося у самого края носового отверстия. Даже для восстановления формы и ушей и их оттопыренности существуют свои методики.

Завершается работа созданием скульптурного бюста с учетом исторических данных (если таковые существуют) - одежда, прическа, украшения. Надо отметить, что специалист, занимающийся реконструкцией, должен не только в тонкостях знать анатомию, но быть еще в значительной мере художником.

Алексей Нечвалода :

Череп человека индивидуален настолько, насколько неповторимо его лицо. Именно своеобразие черепа обеспечивает портретное воспроизведение внешнего облика человека. Каждая новая реконструкция, работаешь ли ты над восстановлением образа безымянного человека эпохи бронзы, железного века или же над восстановлением облика известной исторической личности, - это еще одна возможность как можно глубже научиться «читать» череп, то есть изучить его настолько, чтобы максимально «снять» с него всю информацию об индивидуальных особенностях лица.

Справка:

Алексей Иванович НЕЧВАЛОДА - антрополог, специалист по палеоантропологии и реконструкции лица по черепу, художник, завотделом антропологии Музея естественной истории Уфы. Автор многих печатных работ и серии графических и скульптурных реконструкций древнего населения Приуралья, Казахстана, Средней Азии, Египта и других регионов.

Александр Александрович ХОХЛОВ - кандидат исторических наук, доцент, заведующий Палеоантропологической лабораторией естественно-географического факультета Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Антропология - захватывающая наука, позволяющая человеку заглянуть в собственное прошлое и представить этапы эволюции, а также узнать об истории развития разных народов и этносов. Поэтому ведущие специалисты нередко могут быть не очень известны, но при этом весьма достойны внимания. Ознакомимся с некоторыми из них.

Карлос Кастанеда

Пожалуй, это самый известный американский антрополог. Карлос Кастанеда - не просто ученый, но и талантливый писатель, создавший хронику учения индейского шамана. Его работы невозможно отнести к определенному жанру - это оригинальный синтез литературы, психологии, этнографии и мистики. Некоторые из определений Кастанеды используют теперь не только антропологи - это, к примеру, понятия «места силы» или «точки сборки». Сам Карлос вдохновлялся трудами Олдоса Хаксли, а также образами местных целителей в Лиме, где какое-то время жила его семья. Кроме того, в его кругу ходило активное обсуждение идей о том, что существует возможность программирования снов. В 1959 г. Кастанеда окончил колледж, получив диплом психолога, а в 1960 г. поступил в университет со специализацией по антропологии, где еще глубже занялся изучением интересующих его народностей. Много ездил в Мексику и Аризону. Главной темой научных работ Кастанеды стало использование галлюциногенных растений для шаманских ритуалов индейцев.

Эжен Дюбуа

Ученые-антропологи нередко оказывались специалистами и в медицине. Так, голландец Эжен Дюбуа, ставший первооткрывателем питекантропа, был военным врачом. Именно он обнаружил черепа, фрагменты лицевого скелета и бедренных костей вида, который впоследствии будет изучен как один из предков человека. Поиски питекантропов шли на и в Триниле, повторные раскопки с похожими результатами проводились и в Лейдене, где археологам тоже удалось найти скелеты. Интересно, что изыскания Дюбуа не принимали окружавшие его антропологи. Это казалось слишком необычным и спорным решением. Палеоантропология лишь зарождалась, и происхождение человека было недостаточно изучено. Еще один необычный факт - Дюбуа показывал череп французскому специалисту, но после ужина забыл свой саквояж с находками в ресторане. К счастью, ему его вернули - иначе важнейший экспонат мог бы быть утерян.

Рудольф Вирхов

Антропология - это наука о происхождении человека, основывающаяся на раскопках и анализе найденных частей скелетов и костей. Каждое мнение, по сути, представляет собой лишь догадку, поэтому результаты могут быть непредсказуемыми. Так, прославился тем, что отрицал возможность существования питекантропов и неандертальцев, дискредитируя результаты, полученные другими учеными. Это заметно повлияло на развитие науки, хоть и в негативном смысле. Известные антропологи всегда прислушивались к мнению коллег, и высказывания Вирхова не могли остаться незамеченными. Он предполагал, что кости из Неандерталя - останки рахитичного и умственно отсталого человека. Находки, связанные с питекантропами, он счел скелетом гиббона. В целом он считал, что ископаемые люди вполне возможны, но судить чем-либо по найденным костям нельзя из-за возрастных и патологических изменений. Оставил свой след Вирхов и в археологии. Найденную де Саутуолой пещеру с палеолитической живописью он назвал умышленной подделкой, что затормозило изучение древнейшего памятника искусства в Испании на долгие годы.

Густав Кенигсвальд

Удивительно узнавать о том, какой мелочи иногда может быть достаточно для того, чтобы с ее помощью сделали серьезное открытие антропологи. Это может быть осколок кости или просто зубы. Именно последние стали основой немецкого ученого Густава Кенигсвальда. По зубам из китайских лавок аптекарей и находкам археологов на Яве он описал Мегантропа и Питекантропа. Своими изысканиями он углубил исследования Эжена Дюбуа. По зубам из аптекарских лавок Гонконга ему удалось установить существование нового неизвестного ученым раньше. Помимо всего прочего, он описывал гоминидов из Нгандонга, вел активные работы на Яве и в Южном Китае. Помимо людей, изучил также ископаемого орангутанга.

Семейство Лики

Иногда антропология человека увлекает не одного ученого, а целую династию специалистов. Братья Лики, а также супруга одного из них, дети и внуки - семейство антропологов, изучивших кенийские ископаемые, останки обезьян и гоминид Восточной Африки. Луис и Мэри работали в Олдувайском ущелье, а Ричард занимался изучением озера Туркана. На счету семейства Лики описание множества видов как человеческих предков, так и ископаемых приматов. Главным открытием стало обнаружение австралопитеков в Восточной Африке, а также находка «людей умелых». Они стали связующим звеном между архантропами и Paranthropus boisei, пополнив эволюционную цепочку.

Михаил Герасимов

Антрополог, скульптор и археолог из России сделал серьезный вклад в развитие науки. Его методика восстановления внешности человека по его останкам широко используется и сейчас. Уже в тринадцать лет Михаил работал при а в 18 написал свою научную статью о палеолитических раскопках. За годы своей деятельности Герасимов создал более двухсот исторических портретов-реконструкций. Безусловно, антропология - это наука о происхождении человека в целом, но и конкретные личности и их особенности входят в круг ее интересов. Поэтому реконструкция внешности Ивана Грозного, Ярослава Мудрого или Фридриха Шиллера так ценна. Кроме того, методика позволяет создать образы древних людей - австралопитеков, питекантропов, неандертальцев. Начало работы предполагало сбор фактического материала. Герасимовым была доказана прямая связь костной структуры и мягких тканей, на основе которой и создавались реконструкции. Интересно, что коллеги однажды решили испытать Герасимова и дали ему череп, не указывая, кому он принадлежит. Ему удалось с точностью установить внешность папуаса, которая была практически идентична фотографии - череп был привезен во время экспедиции Миклухо-Маклая.

Сергей Горбенко

Как уже упоминалось выше, нередко антропологи - это врачи, и названный российский специалист - не исключение. Горбенко стажировался в лаборатории института Миклухо-Маклая, где обучают методике реконструкции Герасимова. Защитил кандидатскую диссертацию, посвященную реконструкции облика Основными достижениями стали исполнения многочисленных портретов французских рыцарей Средневековья, короля Людовика Одиннадцатого и других известных героев истории того периода. На данный момент занимается антропологическим исследованием черепов из Клери-Сан-Андрэ.

Откуда мы произошли? Этот вопрос человечество задает себе уже на протяжении всей истории своего существования. Наверное, еще с тех времен, когда впервые у человека появились зачатки разума и самосознания. Многие философы и великие умы пытались на него ответить.

Предлагалось множество идей и концепций. Люди спорили друг с другом отстаивая свою точку зрения, находили и приводили все новые доказательства и опровержения. Но за тысячи лет так и не смогли добраться к истине. Другой же вопрос, который вытекал из предыдущего и шел с ним на ровне – как человек развивается в социальном окружении? Как социум и культура влияют на его становление и существование? По каким закономерностям человек живет и способен жить в этом мире?

Все озвученные выше вопросы касаются человека и, чтобы ответить на них, необходимо изучать самого себя – человека. Люди изучали себя на протяжении всей истории своего существования, однако наука о человеке (антропология) появилась гораздо позже в XVIII и главным образом XIX столетии. Большой вклад в формировании этой научной дисциплины внесли философы классической и неклассической школы (И. Кант, Л. Файербах), а также представители французской философской мысли. Сама же антропология в наше время делится на несколько направлений. Так как развитием этой науки изначально занимались философы, то первое направление – это философская антропология. Эта философская школа преимущественно занималась вопросом «что есть человек? ». Ее не интересовали вопросы о происхождении человека.

Их главная цель была в познании многогранности человеческого бытия. Другое направление в антропологии, как ни странно, относится к сфере религии. Религиозная антропология пытается познать сущность человека в контексте религиозного учения. Еще одним крупным направлением в антропологии является культурная антропология. Ученые в данном направлении исследуют и сравнивают человеческие общества, культуру, народы, расы и т. д. Любая культура после себя оставляет следы – материальные изделия, которые и служат объектом изучения.

Изучение культур производится не только в горизонтальном направлении (сравнением уже существующих), но и в вертикальном (изучением культуры на всех этапах развития истории). Наконец еще одним крупным направлением является физическая антропология. Важным вопросом в этом направлении является происхождение и эволюция человека. Когда произносят слово «антрополог», то в первую очередь представляют ученого, занимающегося именно вопросом происхождения человека.

Можно заметить, что антропология находится на стыке пересечения различных областей знаний: от гуманитарного до естественнонаучного. Поэтому в настоящее время антропология рассматривает человека как биологическое существо, изменчивое во времени и в то же время проявления его биологической природы опосредованы социальной средой. Поэтому антропологи, проводя свои исследования всегда учитывают влияние среды на формирование тех или иных биологических признаков.

Так кто такой антрополог и как стать антропологом? Антропологи часто прибывают на раскопках. Чтобы понять, как изменялся человек с течением времени необходимо добывать материал для анализа. Антропологи исследуют внешние сходства и различия популяций, народностей, рас. В поле зрения антропологов попадают и конституциональные особенности человека, влияние среды и генов на формирование конституции. Здесь важно отметить еще одну сферу деятельности антрополога.

Так же предлагаем ознакомиться с профессиями агронома , лингвиста и эколога .

Всем известно, что по найденным останкам, черепам ученые проводят реконструкции – воссоздают возможные прижизненные облики найденных существ. Огромный вклад в развитие метода реконструкции внес советский ученый М. Герасимов, чьи приемы и методы используются и по сей день во всем мире. Данный метод стал популярен не только в среде ученых-антропологов, но и в среде криминалистов.

Используя этот метод удалось раскрыть огромное количество преступлений и опознать множество найденных тел и скелетов.

Плюсы работы антрополога:

Первое – это постоянные поездки по местам раскопок. Антропологу не приходится сидеть на месте. Необходимо постоянно отыскивать новые находки, поиски которых могут осуществляться в различных затерянных уголках мира, куда еще не ступала нога человека.

Второе – это бесконечное разнообразие человеческих лиц. Имея непосредственное дело с человеком антропологу постоянно приходится встречать, наблюдать и изучать представителей разных этносов и народов. То разнообразие, которое он встречает в своей работе, поражает воображение заставляя задуматься о том, какие мы все разные и в то же время какие мы все одинаковые.

Третье – это дружественный коллектив. Знаменитый антрополог С. Дробышевский, рассказывая о том почему он выбрал эту профессию, сказал, что кафедра антропологии его заинтересовала очень дружелюбным персоналом. Ведь, как он говорит, невозможно изучать человека и в то же время его не любить.

Четвертое, – как и всякая научная деятельность в этой сфере есть шанс войти в историю науки сделав невероятное открытие.

Минусы работы антрополога:

Первое – низкая зарплата антрополога. Как и всякая научная деятельность работа антрополога малооплачиваемая. Приходится постоянно вести активную научную, преподавательскую и просветительскую деятельность. За написание научных статей и монографий следует прибавка к зарплате. Написание научно-популярных книг тоже могут приносить доход. Отдельную плату можно получать оказывая помощь криминалистам анализируя костные останки с места преступления.

Второе – высокая конкуренция. Как и в любой другой научной области здесь конкуренция проявляется в стремлении сделать открытие. Также приходится находиться под шквалом критики при выдвижении собственных идей или гипотез.

Третье – трудности совмещения научной и семейной сферы. Конечно в работе антрополога совмещать семью и работу гораздо проще, тем не менее постоянные поездки по местам раскопок могут навредить семейным отношениям. Не стоит также забывать и том, что в науке запоминают имя того, кто первый сделал открытие.

Узнать о профессии больше поможет видео:

Российские ученые впервые в истории провели неслыханное исследование русского генофонда – и были шокированы его результатами. В том числе это исследование полностью подтвердило высказанную в наших статьях «Страна Моксель» (№14) и «Нерусский русский язык» (№12) мысль о том, что русские русские – это не славяне, а только русскоговорящие финны...

«Российские ученые завершили и готовят к публикации первое масштабное исследование генофонда русского народа. Обнародование результатов может иметь непредсказуемые последствия для России и мирового порядка» – так сенсационно начинается публикация на эту тему в российском издании «Власть». А сенсация действительно получилась невероятная – оказались ложными многие мифы о русской национальности. В том числе выяснилось, что генетически русские – вовсе не «восточные славяне», а финны...

Русские оказались финнами

Антропологи сумели за несколько десятков лет напряженных исследований выявить облик типичного русского человека.Это среднего телосложения и среднего роста светлые шатены со светлыми глазами – серыми или голубыми. Кстати, в ходе исследований также был получен и словесный портрет типичного украинца. Отличается эталонный украинец от русского цветом кожи, волос и глаз – он смуглый брюнет с правильными чертами лица и карими глазами. Впрочем, антропологические измерения пропорций человеческого тела – даже не прошлый, а позапрошлый век науки, уже давно получившей в свое распоряжение самые точные методы молекулярной биологии, которые позволяют прочесть все человеческие гены. А самыми передовыми методами ДНК-анализа сегодня считаются секвенирование (прочтение по буквам генетического кода) митохондриальной ДНК и ДНК Y-хромосомы человека. Митохондриальная ДНК передается по женской линии из поколения в поколение практически неизменной с тех времен, когда прародительница человечества Ева слезла с дерева в Восточной Африке. А Y-хромосома имеется только у мужчин и поэтому тоже практически без изменений передается мужскому потомству, тогда как все остальные хромосомы при передаче от отца и матери их детям тасуются природой, как колода карт перед раздачей. Таким образом, в отличие от косвенных признаков (внешний вид, пропорции тела), секвенирование митохондриальной ДНК и ДНК Y-хромосомы бесспорно и прямо свидетельствуют о степени родства людей, пишет журнал “Власть”.

На Западе популяционные генетики человека уже два десятилетия с успехом пользуются этими методами. В России они были применены лишь однажды, в середине 1990-х, – при идентификации царских останков. Перелом в ситуации с применением самых современных методов для изучения титульной нации России произошел только в 2000 году. Российский фонд фундаментальных исследований выделил грант ученым из лаборатории популяционной генетики человека Медико-генетического центра Российской академии медицинских наук. Ученые впервые в истории России смогли на несколько лет полностью сосредоточиться на изучении генофонда русского народа. Они дополнили свои молекулярно-генетические исследования анализом частотного распределения русских фамилий в стране. Такой метод был очень дешевым, но его информативность превзошла все ожидания: сравнение географии фамилий с географией генетических ДНК-маркеров показало практически полное их совпадение.

Молекулярно-генетические результаты первого в России исследования генофонда титульной национальности сейчас готовятся к публикации в виде монографии “Русский генофонд”, которая выйдет в конце года в издательстве “Луч”. Журнал «Власть» приводит некоторые данные исследований. Так, оказалось, что русские – это никакие не «восточные славяне», а финны. Кстати, эти исследования в пух и прах разгромили пресловутый миф о «восточных славянах» – о том, что якобы белорусы, украинцы и русские «составляют группу восточных славян». Единственными славянами из этих трех народов оказались только белорусы, но при этом выяснилось, что белорусы – это вовсе не «восточные славяне», а западные – ибо они генетически практически не отличаются от поляков. Так что миф о «родственной крови белорусов и русских» оказался полностью разрушен: белорусы оказались фактически идентичны полякам, белорусы генетически очень далеки от русских, но зато очень близки чехам и словакам. А вот финны Финляндии оказались для русских куда генетически ближе, чем белорусы. Так, по Y-хромосоме генетическое расстояние между русскими и финнами Финляндии составляет всего 30 условных единиц (близкое родство). А генетическое расстояние между русским человеком и так называемыми финно-угорскими народностями (марийцами, вепсами, мордвой и пр.), проживающими на территории РФ, равно 2-3 единицам. Проще говоря, генетически они ИДЕНТИЧНЫ. В этой связи журнал «Власть» замечает: «И жесткое заявление министра иностранных дел Эстонии 1 сентября на Совете ЕС в Брюсселе (после денонсации российской стороной договора о государственной границе с Эстонией) о дискриминации якобы родственных финнам финно-угорских народов в РФ теряет содержательный смысл. Но из-за моратория западных ученых российский МИД не смог аргументировано обвинить Эстонию во вмешательстве в наши внутренние, можно даже сказать близкородственные, дела». Эта филиппика – лишь одна грань массы возникших противоречий. Раз ближайшей родней для русских являются финно-угры и эстонцы (фактически это тот же самый народ, ибо различие в 2-3 единицы присуще только одному народу), то странны анекдоты русских о «заторможенных эстонцах», когда русские сами этими эстонцами и являются. Огромная проблема возникает для России и в самоидентификации себя как якобы «славян», ибо генетически русский народ к славянам никакого отношения не имеет. В мифе о «славянских корнях русских» учеными России поставлена жирная точка: ничего от славян в русских нет. Есть только околославянский русский язык, но и в нем 60-70% неславянской лексики, поэтому русский человек не способен понимать языки славян, хотя настоящий славянин понимает из-за схожести славянский языков – любой (кроме русского). Результаты анализа митохондриальной ДНК показали, что еще одна ближайшая родня русских, кроме финнов Финляндии, – это татары: русские от татар находятся на том же генетическом расстоянии в 30 условных единиц, которые отделяют их от финнов. Не менее сенсационным оказались и данные по Украине. Оказалось, что генетически население Восточной Украины – это финно-угры: восточные украинцы практически ничем не отличаются от русских, коми, мордвы, марийцев. Это один финский народ, некогда имевший и свой общий финский язык. А вот с украинцами Западной Украины все оказалось еще неожиданнее. Это вовсе не славяне, как и не «руссофинны» России и Восточной Украины, а совершенно иной этнос: между украинцами из Львова и татарами генетическое расстояние составляет всего 10 единиц.

Такое ближайшее родство западных украинцев с татарами, возможно, объясняется сарматскими корнями древних жителей Киевской Руси. Конечно, определенная славянская составная в крови западных украинцев есть (они более генетически близки славянам, чем русские), но это все равно не славяне, а сарматы. Антропологически им присущи широкие скулы, темные волосы и карие глаза, темные (а не розовые, как у европеоидов) соски. Журнал пишет: «Можно как угодно реагировать на эти строго научные факты, показывающие природную сущность эталонных электоратов Виктора Ющенко и Виктора Януковича. Но обвинить российских ученых в фальсификации этих данных не удастся: тогда обвинение автоматически распространится и на их западных коллег, которые уже больше года медлят с публикацией этих результатов, каждый раз продлевая срок моратория». Журнал прав: эти данные ясно объясняют глубокий и постоянный раскол в украинском обществе, где под названием «украинцы» живут на самом деле два совершенно разных этноса. Причем, российский империализм возьмет эти научные данные себе на вооружение – как еще один (уже весомый и научный) довод «прирастить» территорию России Восточной Украиной. Но как быть при этом с мифом про «славян-русских»?

Признавая эти данные и пытаясь их использовать, российские стратеги тут встречаются с тем, что в народе называют «палкой о двух концах»: в таком случае придется пересматривать всю национальную самоидентификацию русского народа как «славянского» и отказаться от концепции «родства» с белорусами и всем Славянским Миром – уже не на уровне научных исследований, а на политическом уровне. Журнал также публикует карту с указанием ареала, на котором еще сохраняются «истинно русские гены» (то есть финские). Географически эта территория «совпадает с Русью времен Иоанна Грозного» и «со всей очевидностью показывает условность некоторых государственных границ», так пишет журнал. А именно: население Брянска, Курска и Смоленска является вовсе не русским населением (то есть финским), а белорусско-польским – идентично генам белорусов и поляков. Интересен сам факт того, что в средние века граница между ВКЛ и Московией – была именно этнической границей между славянами и финнами (по ней, кстати, тогда и проходила восточная граница Европы). Дальнейший империализм Московии-России, присоединявший соседние территории, выходил за рамки этнических московитов и захватывал уже чужие этносы.

Что есть Русь?

Эти новые открытия ученых России позволяют по-новому взглянуть и на всю политику средневековой Московии, в том числе на ее концепцию «Руси». Оказывается, что «перетягивание русского одеяла на себя» Москвой объясняется чисто этнически, генетически. Так называемая «Святая Русь» в концепции РПЦ Москвы и российских историков сложилась по факту возвышения Москвы в Орде, и, как писал, например, Лев Гумилев в книге «От Руси до России», по этому же факту украинцы и белорусы перестали быть русинами, перестали быть Русью. Ясно, что было две совершенно разные Руси. Одна, Западная, жила своей жизнью славян, объединилась в Великое княжество Литовское и Русское. Другая Русь – Восточная Русь (точнее Московия – ибо ее тогда и Русью не считали) – вошла на 300 лет в этнически близкую ей Орду, в которой затем захватила власть и сделала ее «Россией» еще до завоевания в Орду-Россию Новгорода и Пскова. Вот эту вторую Русь – Русь финского этноса – и называют РПЦ Москвы и российские историки «Святой Русью», лишая при этом права Западной Руси на что-то «русское» (заставив даже весь народ Киевской Руси называть себя не русинами, а «окраинцами»). Смысл понятен: сие финское русское – мало чего общего имело с исконным славянским русским.

Само многовековое противоборство ВКЛ и Московии (имевших вроде бы нечто общее в Руси Рюриковичей и в Киевской вере, а князья ВКЛ Витовт-Юрий и Ягайло-Яков с рождения были православными, были Рюриковичами и Великими князьями Русскими, никакого другого языка, кроме русского, не знали) – это противоборство стран разных этносов: ВКЛ собрало славян, а Московия – финнов. В итоге многие века друг другу противостояли две Руси – славянская ВКЛ и финская Московии. Это объясняет и тот вопиющий факт, что Московия НИКОГДА за время пребывания в Орде не изъявила желания вернуться в Русь, обрести свободу от татар, войти в состав ВКЛ. А ее захват Новгорода был вызван именно переговорами Новгорода о вхождении в состав ВКЛ. Эта русофобия Москвы и ее «мазохизм» («ордынское иго лучше ВКЛ») могут объясняться только этническими различиями с исконной Русью и этнической близостью к народам Орды. Именно этой генетической разницей со славянами объясняется неприятие Московией европейского образа жизни, ненависть к ВКЛ и полякам (то есть вообще к славянам), огромная любовь к Востоку и азиатским традициям. анные исследования российских ученых обязательно должны отразиться и в пересмотре историками своих концепций. В том числе давно нужно внести в историческую науку тот факт, что была не одна Русь, а две совершенно разных: Русь славянская – и Русь финская. Это уточнение позволяет понять и объяснить многие процессы нашей средневековой истории, которые в нынешней трактовке пока кажутся лишенными какого-либо смысла.

Русские фамилии

Попытки российских ученых исследовать статистику русских фамилий поначалу столкнулись с массой трудностей. Центризбирком и избирательные комиссии на местах наотрез отказались сотрудничать с учеными, мотивируя это тем, что только при условии секретности списков избирателей они могут гарантировать объективность и честность выборов в федеральные и местные органы власти. Критерий для включения в список фамилии был очень мягким: она включалась, если в течение трех поколений в регионе жили не менее пяти носителей этой фамилии. Сначала были составлены списки по пяти условным регионам – Северному, Центральному, Центрально-Западному, Центрально-Восточному и Южному. В сумме по всем регионам России набралось около 15 тыс. русских фамилий, большинство из которых встречались только в одном из регионов и отсутствовали в других.

При наложении региональных списков друг на друга ученые выделили всего 257 так называемых “общерусских фамилий”. Журнал пишет: «Интересно, что на заключительном этапе исследования они решили добавить в список Южного региона фамилии жителей Краснодарского края, ожидая, что преобладание украинских фамилий потомков запорожских казаков, выселенных сюда Екатериной II, ощутимо сократит общерусский список. Но это дополнительное ограничение сократило список общерусских фамилий всего на 7 единиц – до 250. Из чего вытекал очевидный и не для всех приятный вывод, что Кубань населена в основном русскими людьми. А куда делись и были ли вообще здесь украинцы – большой вопрос». И далее: «Анализ русских фамилий вообще дает пищу для размышлений. Даже самое простое действие – поиск в нем фамилий всех руководителей страны – дало неожиданный результат. Лишь один из них вошел в список носителей 250 топовых общерусских фамилий – Михаил Горбачев (158-е место). Фамилия Брежнев занимает 3767-е место в общем списке (встречается только в Белгородской области Южного региона). Фамилия Хрущев – на 4248-м месте (встречается только в Северном регионе, Архангельская область). Черненко занял 4749-е место (только Южный регион). У Андропова – 8939-е место (только Южный регион). Путин занял 14 250-е место (только Южный регион). А Ельцин вообще не попал в общий список. Фамилия Сталина – Джугашвили – по понятным причинам не рассматривалась. Но зато псевдоним Ленин попал в региональные списки под 1421-м номером, уступив лишь первому президенту СССР Михаилу Горбачеву». Журнал пишет, что результат изумил даже самих ученых, которые считали, что основное отличие носителей южнорусских фамилий заключается не в способности руководить огромной державой, а в повышенной чувствительности кожи их пальцев и ладоней. Научный анализ дерматоглифики (папиллярных узоров на коже ладоней и пальцев) русских людей показал, что сложность узора (от простых дуг до петелек) и сопутствующая им чувствительность кожи возрастает от севера к югу. “Человек с простыми узорами на коже рук может без боли держать в руках стакан с горячим чаем,- наглядно пояснила суть различий доктор Балановская.- А если петелек много, то из таких людей выходили непревзойденные воры-карманники”. Ученые публикуют список 250 самых массовых русских фамилий. Неожиданным был факт, что самой массовой русской фамилией является не Иванов, а Смирнов. Весь это список приводить, неверно, не стоит, вот только 20 самых массовых русских фамилий: 1. Смирнов; 2. Иванов; 3. Кузнецов; 4. Попов; 5. Соколов; 6. Лебедев; 7. Козлов; 8. Новиков; 9. Морозов; 10. Петров; 11. Волков; 12. Соловьев; 13. Васильев; 14. Зайцев; 15. Павлов; 16. Семенов; 17. Голубев; 18. Виноградов; 19. Богданов; 20. Воробьев. Все топовые общерусские фамилии имеют болгарские окончания на -ов (-ев), плюс несколько фамилий на –ин (Ильин, Кузьмин и др.). И нет в числе 250 топовых ни одной фамилии «восточных славян» (белорусов и украинцев) на –ий, -ич, -ко. Хотя в Беларуси самыми распространенными являются фамилии на –ий и –ич, а в Украине – на –ко. Это тоже показывает глубокие различия между «восточными славянами», ибо белорусские фамилии на –ий и –ич равно самые распространенные в Польше – а вовсе не в России. Болгарские окончания 250 самых массовых русских фамилий указывают на то, что фамилии давались священниками Киевской Руси, распространявшими в Московии православие среди ее финнов, потому эти фамилии болгарские, от святых книг, а не от живого славянского языка, которого у финнов Московии как раз и не было. В противном случае невозможно понять, почему у русских фамилии вовсе не живущих рядом белорусов (на –ий и –ич), а болгарские фамилии – хотя болгары вовсе не пограничны Москве, а живут за тысячи от нее километров. Массовость фамилий с именами животных объясняется Львом Успенским в книге «Загадки топонимики» (М., 1973) тем, что в средние века люди имели два имени – от родителей, и от крещения, а «от родителей» тогда «было модно» давать имена зверей. Как он пишет, тогда в семье дети имели имена Заяц, Волк, Медведь и т.д. Эта языческая традиция и воплотилась в массовости «звериных» фамилий.

О белорусах

Особая тема в этом исследовании – это генетическая идентичность белорусов и поляков. Это не стало предметом внимания российских ученых, ибо вне России. Но зато очень интересно для нас. Сам факт генетической идентичности поляков и белорусов – не является неожиданным. Сама история наших стран есть ему подтверждение – главной частью этноса белорусов и поляков являются не славяне, а славянизированные западные балты, но их генетический «паспорт» настолько близок славянскому, что в генах практически трудно было бы найти отличия между славянами и пруссами, мазурами, дайнова, ятвягами и др. Именно это объединяет поляков и белорусов, потомков славянизированных западных балтов. Эта этническая общность объясняет и создание Союзного государства Речи Посполитой. Знаменитый белорусский историк В.У. Ластовский в «Краткой истории Беларуси» (Вильно, 1910) пишет, что десять раз начинались переговоры о создании Союзного государства белорусов и поляков: в 1401, 1413, 1438, 1451, 1499, 1501, 1563, 1564, 1566, 1567 гг. – и завершились на одиннадцатый раз созданием Союза в 1569 году. Откуда же такая настойчивость? Очевидно – только из осознания этнической общности, ибо этнос поляков и белорусов был создан на растворении в себе западных балтов. А вот чехи и словаки, тоже входившие в состав первого в истории Славянского Союза народов Речи Посполитой, уже не ощущали этой степени близости, ибо «балтийской составной» в себе не имели. А еще больше отчуждения было у украинцев, которые видели в этом мало этнического родства и со временем вошли в полную конфронтацию с поляками. Исследования российских генетиков позволяют вообще иначе взглянуть на всю нашу историю, ибо многие политические события и политические предпочтения народов Европы во многом объясняются именно генетикой их этноса – что до сих пор оставалось сокрытым от историков. Именно генетика и генетическое родство этносов были важнейшими силами в политических процессах средневековой Европы. Генетическая карта народов, созданная российскими учеными, позволяет совершенно под другим углом взглянуть на войны и союзы средневековья.

Результаты исследований российских ученых о генофонде русского народа еще долго будут усваиваться в обществе, ибо они полностью опровергают все существующие у нас представления, сводя их к уровню ненаучных мифов. Эти новые знания надо не столько понять, сколько к ним надо привыкнуть. Теперь абсолютно ненаучной стала концепция о «восточных славянах», ненаучными являются съезды славян в Минске, где собираются вовсе не славяне из России, а русскоязычные финны из России, которые генетически славянами не являются и к славянам никакого отношения не имеют. Сам статус этих «съездов славян» полностью дискредитирован российскими учеными. Русский народ назван по результатам этих исследований учеными России не славянами, а финнами. Финнами названо и население Восточной Украины, а население Западной Украины генетически сарматы. То есть, украинский народ – тоже не славяне. Единственными славянами из «восточных славян» генетически названы белорусы, но они генетически идентичны полякам – а значит, являются вовсе не «восточными славянами», а генетически западными славянами. Фактически это означает геополитический крах Славянского Треугольника «восточных славян», ибо белорусы оказались генетически поляками, русские – финнами, а украинцы – финнами и сарматами. Конечно, пропаганда будет пытаться и дальше этот факт утаивать от населения, но шила в мешке не утаишь. Как и не закрыть рот ученым, не спрятать их новейшие генетические исследования. Научный прогресс остановить невозможно. Поэтому открытия российских ученых – это не просто научная сенсация, а БОМБА, способная подорвать все ныне существующие устои в представлениях народов. Вот почему российский журнал «Власть» и дал этому факту крайне обеспокоенную оценку: «Российские ученые завершили и готовят к публикации первое масштабное исследование генофонда русского народа. Обнародование результатов может иметь непредсказуемые последствия для России и мирового порядка» Журнал не преувеличил.

Вадим Ростов, «Аналитическая газета «Секретные исследования»

Интересна статья?

Однако не все так просто. Медицина является своего рода «черным ящиком», о который бесславно разбиваются суждения ученых . Типичной реакцией на непроницаемость области исследования являются бессилие sui generis – критические суждения в отношении медицины, а не попытка разобраться в сложном устройстве этой области, хотя бы частично понять, как и что здесь работает.

Общая философия. Учебник для академического бакалавриата

Александр Георгиевич Спиркин Учебная литература Бакалавр. Академический курс

Рассуждения мыслителей во всех без исключения философских системах начинались с анализа того, что окружает человека, и уже значительно позже человек стал задумываться над самим собой, своим духовным миром. Невозможно знать о природе человека все: сколько ее ни изучай, рано или поздно непременно убедишься в том, что человек это великая тайна и для других, и для самого себя.

С этой тайной в самом себе и для себя он родится и живет до конца дней своих, унося в мир иной свою тайну, особенно тайну своей души, своего сознания и разума. Тайна личности пребывает в глубинах духовного мира личности, в ее душе, психике, сознании.

Учебник представляет собой второй модуль курса философии. А. Г. Спиркина. В издании отражены учение о бытии, категориальный строй философского разума , проблемы философской антропологии, т. е. проблемы человека и его бытия в мире, характеристика души, сознания и разума, теория познания.

Секс и вытеснение в обществе дикарей

Бронислав Малиновский Культурология Исследования культуры

Бронислав Малиновский (1884–1942) – известнейший британский антрополог польского происхождения. Его перу принадлежит ряд увлекательных книг о верованиях и обычаях туземцев Новой Гвинеи и Тробрианских островов. Предлагаемая вниманию читателя работа – не только очередное захватывающее исследование, описывающее сокровенные стороны жизни удивительных обитателей Океании, но и документ эпохи.

Малиновский одним из первых стал применять принципы психоанализа в других областях науки, хотя использовал он эти принципы далеко не безоговорочно. Книга, написанная при жизни Фрейда, представляет собой яркую и убедительную полемику с идеями основателя психоанализа и его последователей.

Споря с психоанализом, ученый подробно разбирает проблему Эдипова комплекса на богатом материале из жизни матрилинейного общества, а затем постепенно расширяет круг интересов антропологии, осваивая «промежуточную область между наукой о человеке и наукой о животных».

Книга будет интересна не только специалистам в области антропологии и психоанализа, но и самому широкому кругу читателей.

Преступный человек (сборник)

Чезаре Ломброзо Медицина Отсутствует Нет данных

Ученый и криминалист Чезаре Ломброзо вошел в историю как автор теории о биологической предрасположенности ряда людей к совершению преступлений – теории, в известной степени заложившей основы современной криминальной антропологии и криминальной психологии.

Богатейший фактографический материал, неожиданная для итальянца, поистине немецкая дотошность и скрупулезность в систематизации данных, наконец, масштабность исследований – благодаря всему этому работы Ч. Ломброзо остаются востребованными и поныне. В настоящее издание вошли классические исследования Ч.

Ломброзо – от прославившего итальянского ученого в профессиональных кругах «Преступного человека» до принесшей ему всемирную известность работы «Гениальность и помешательство».

Наука и техника №04/2010

Отсутствует Публицистика: прочее Журнал «Наука и техника» 2010

В номере: Градостроение и архитектура Просто детская мечта Палеонтология и антропология Палеонтология. Часть 2. Жорж Кювье Экология и энергетика Рапс – полевое топливо Украины В мире интересного Битва за Берлин. Часть 1. На пороге краха Астрономия, астрофизика и космонавтика Экзопланеты Военная наука Выбор меча История и археология Омдурман: рыцари против… пулеметов и многое другое.

Психология социализма

Гюстав Лебон Философия Отсутствует

«Книга Гюстава Лебона «Психология социализма» в настоящее время может принести большую пользу в борьбе с социализмом и революционизмом. Она выдержала во Франции в короткий промежуток времени пять изданий, переведена на несколько европейских языков и, нужно думать, успела оберечь многие умы от гибельных социалистических и политических увлечений.

Гюстав Лебон – известный автор более чем двадцати ученых трудов по физикохимии, физиологии, антропологии, истории, социологии и философии. Энциклопедичность автора и творчество его – поистине поразительны. Книга «Психология социализма» является одним из позднейших его трудов, изданных вслед за трудами “Психология воспитания” и “Психология толпы”…».

Новейшие успехи науки о преступнике

Чезаре Ломброзо Медицина Отсутствует

«Быстрое, стремительное развитие уголовной антропологии лишает ученых возможности спокойно выжидать появления новых исследований, обыкновенно очень объемистых, снабженных обильным материалом и требующих для своего появления продолжительного времени. Специальные журналы хотя и дают ясное представление обо всех вновь появляющихся работах, но следить за ними доступно не всякому.

Поэтому я счел полезным в настоящее время сделать краткий очерк успехов уголовной антропологии.. » Чезаре Ломброзо.

Хьюз-мл. Джеймс Зарубежная деловая литература Отсутствует Нет данных

80 лет одиночества

Игорь Кон Биографии и Мемуары Отсутствует Нет данных

Новая книга известного российского ученого-обществоведа И. С. Кона представляет собой род интеллектуальной автобиографии. Игорь Кон всю жизнь работал на стыке разных общественных и гуманитарных наук: социологии, истории, антропологии, психологии и сексологии.

С его именем тесно связано рождение в России таких дисциплин, как история социологии, социология личности, психология юношеского возраста, этнография детства, сексология. Некоторые его книги ломали привычные представления и становились бестселлерами.

Свободно, занимательно, порою весьма самокритично Кон рассказывает о себе и своем времени: как формировались его научные интересы, что побуждало его переходить от одних проблем и дисциплин к другим, насколько свободным был этот выбор и как его личные интересы пересекались с проблемами общества.

Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты

Майкл Ко Документальная литература Отсутствует Нет данных

Книга Майкла Ко, профессора антропологии Йельского университета, автора нескольких научно-популярных исследований цивилизаций Мезоамерики, – увлекательный рассказ о зарождении, расцвете и крушении цивилизации майя, чья история на протяжении полутора веков вызывает повышенный интерес ученых и неспециалистов.

Вы узнаете много интересного о достижениях древнего народа в области математики, письменности, астрономии, искусства, архитектуры. Специальная статья посвящена трудам российского ученого Ю. В. Кнорозова, внесшего неоценимый вклад в расшифровку письменности майя.

История русской философии 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата

Алексей Валерьевич Малинов Учебная литература Бакалавр. Академический курс

Авторы учебника исходят из положения, что русская философия возникла в результате усвоения и работы сначала над византийским, а затем западноевропейским философскими наследиями. Структура учебника включает в себя параграфы о византийском духовном наследии, богословской экзегезе, исихазме и московском нестяжательстве, политико-идиологических течениях, философий православного возрождения и Киево-Могилянской академии; раскрывается содержание просветительской философии на примере натурфилософских, философско-антропологических, социально-философских и моральных учений; описываются славянофилы, политическая философия радикализма, философия всеединства и русский духовный ренессанс, позитивная философия, философии языка и либерально-правовые концепции; содержатся параграфы о философии ноосферы, философской антропологии, философии культуры, этнофилософии и идеологии диссидентства.

Наука и техника №05/2010

Отсутствует Публицистика: прочее Журнал «Наука и техника» 2010

«Наука и техника» – ежемесячный научно-популярный историко-технический иллюстрированный журнал с интересной информацией от ведущих ученых и специалистов из разных областей знаний: архитектура, химия, биология, военная история и техника, археология, оружие.

В номере: Градостроение и архитектура Башня для лифтов Палеонтология и антропология Палеонтология. Часть 3. Ричард Оуэн Экология и энергетика Экология космоса – новая проблема человечества В мире интересного Наперекор волнам Астрономия, астрофизика и космонавтика Какая красивая смерть Автомототехника ЗиС-5 по прозвищу «Захар» История и археология Гражданская война в Америке.

Часть 3 и многое другое.

Религиозно-философское наследие священника Павла Флоренского. Антропологический аспект

Николай Павлюченков Биографии и Мемуары Отсутствует

Священник Павел Флоренский (1882–1937) – выдающийся мыслитель начала XX в. , поставивший цель в своем религиозно-философском и научном творчестве проложить пути к будущему цельному миропониманию. Данная работа посвящена одному из наименее изученных аспектов его творческого наследия, включающего в себя представления о месте человека в мире, строении и назначении человека.

Систематическая реконструкция антропологии о. П. Флоренского предпринимается на основе большого количества источников: религиозно-философских трудов, писем и записей о. П. Флоренского, охватывающих весь период его творческой деятельности на свободе и в заключении на Дальнем Востоке и в Соловецком лагере.

Работа включает также рассмотрение основных периодов творческой биографии о. Павла и важных особенностей его личного духовного и мистического опыта. Книга адресована философам, богословам, историкам русской философии и всем интересующимся вопросами религиозно-философского учения о человеке.

Идеи рационализма в учениях Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. В. Лейбница 10. Британская философия XVII – XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм) 11. Французский материализм XVIII в. 12. Основные идеи философии И. Канта 13. Система и метод философии Гегеля 14.

Возникновение и развитие марксистской философии 15. Неклассическая философия рубежа XIX – XX вв. Отличие от классической философии 16. Философия жизни Ф. Ницше 17. Экзистенциализм. Свобода и ответственность. Смысл человеческого бытия 18. Герменевтика Ф.

Шлейермахера, Х. – Г. Гадамера, В. Дильтея 19. Позитивизм и этапы его развития (Б. Рассел, ранний Л. Витгенштейн) 20. Философия постмодернизма 21. Основные направления, школы и представители русской философии XIX – начала XX вв 22. Отечественная философия XX в.

(А. Лосев, Э. Ильенков, М. Мамардашвили) 23. Проблема бытия и различные ее трактовки в философии 24. Философская антропология. Основные понятия и проблемы 25. Сознание, его генезис и структура. Сознательное и бессознательное. Философские идеи психоанализа 26.

Познание, его виды и структура. Понимание и объяснение как парадигмы познания. Уровни научного познания 27. Концепции истины. Проблема критериев истины 28. Виды и строение знания. Обыденное, научное и философское знание 29. Предмет и типы социальной философии 30.

Глобалистика и ее проблемы. Глобальные проблемы современной цивилизации © ИДДК.

Философия

Коллектив авторов Учебная литература Отсутствует

Излагается полный курс философии, структурированный в соответствии с государственным образовательным стандартом и новыми требованиями экспериментальной типовой программы интегрированного модуля «Философия». Содержит информацию о ведущих разделах философского знания: онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании), философской антропологии (учение о человеке), социальной философии и философии истории.

«Наука и техника» – ежемесячный научно-популярный историко-технический иллюстрированный журнал с интересной информацией от ведущих ученых и специалистов из разных областей знаний: архитектура, химия, биология, военная история и техника, археология, оружие.

В номере: Градостроение и архитектура Башня высотою в 200 лет Палеонтология и антропология Палеонтология. Часть 1. Уильям Смит Экология и энергетика Возобновляемые источники энергии. Часть 2. Ветер В мире интересного Огонь над волнами Физика и математика Фотополимер – материал XXI века Медицина и фармакология Нанотехнологии в медицине: перспективы развития История и археология Гражданская война в Америке.

Часть 1 и многое другое.

Наука и техника №03/2011

Отсутствует Публицистика: прочее Журнал «Наука и техника» 2011

«Наука и техника» – ежемесячный научно-популярный историко-технический иллюстрированный журнал с интересной информацией от ведущих ученых и специалистов из разных областей знаний: архитектура, химия, биология, военная история и техника, археология, оружие.

В номере: Астрономия, астрофизика и космонавтика Пробуждение Энцелада Палеонтология и антропология Проблема теплокровности динозавров Физика и математика Суперлинзы Геология, география и геофизика Земные угрозы человечеству. Часть 2 Общество, социология и психология Монархические традиции на Украине в ХХ в.

Военная история и наука Конфликт на острове Даманский Дискуссия Распад или конденсация? и многое другое.

Исторические повороты культуры: сборник научных статей (к 70-летию профессора И. В. Кондакова)

Коллектив авторов Культурология Отсутствует

Сборник научных статей, посвященный 70-летию со дня рождения известного ученого – философа и культуролога, историка культуры, доктора философских наук, профессора Игоря Вадимовича Кондакова – включает статьи и материалы участников Всероссийской конференции «Исторические повороты культуры», проведенной в рамках деятельности научно-методологического семинара «Культура и культурная политика» (ИГСУ РАНХиГС) совместно с Научно-образовательным культурологическим обществом (декабрь 2017 года).

В числе авторов статей – ученые и научные работники, профессора вузов России и зарубежных стран. В книге раскрыто многообразие подходов и оценок к пониманию динамики происходящих цивилизационных и социально-политических изменений, в той или иной мере сказывающихся на мировоззренческой и стилевой палитре современной культуры; показывается уникальность художественного творчества разных периодов истории культуры России; выявляются основные тенденции социокультурного развития в процессе перехода к информационной эпохе.

Авторский коллектив отразил методологические поиски научного сообщества в области культурологии, философии, искусствознания, в целом – современного социально-гуманитарного знания и – круг научных интересов юбиляра. Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей, проявляющих интерес к поворотным моментам истории культуры России, теоретическим проблемам культурологии и философии культуры.

Книга также рекомендуется в качестве учебного пособия преподавателям и обучающимся в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре для использования в курсах культурологии, антропологии, социологии, теории и истории культуры, искусствоведения, этнологии, государственного управления и менеджмента в социокультурной сфере.

Славяне и арийский мир

Исаак Тейлор Terra Historica Нет данных

В чем тайна ариев, к которой неизменно влечет думающего читателя? Кого считать «истинным арийцем»: славян, германцев, индийцев? Ученые ломают копья в поисках ответа. А если спросить самих древних ариев? Именно так решили авторы этой книги, антропологи Исаак Тейлор и Ильзе Швидецки.

Отсутствует

Джеймс Хьюз излагает принципы управления семьей и семейным капиталом и дает практические советы. Он предлагает оригинальную стратегию сохранения и приумножения человеческих, интеллектуальных и финансовых активов семьи, используя в своих рекомендациях элементы психологии, антропологии, политической истории, философии, экономической теории и права.

Идеи Хьюза взяты на вооружение многими семьями, консультантами, учеными и практиками – и все они подтвердили ценность разработанных автором принципов и методов. Книга предназначена для юристов, экономистов, семейных консультантов, а также всех, кто интересуется проблемой сохранения семейных активов.

И Бог ночует между строк. Вячеслав Всеволодович Иванов в фильме Елены Якович

Елена Якович Биографии и Мемуары Отсутствует

Эта книга – уникальный монолог выдающегося исследователя, филолога, антрополога, профессора нескольких университетов, академика Вячеслава Всеволодовича Иванова (1929–2017). Знаменитый ученый отвечает здесь на главные вопросы истории, рассказывает о прожитой жизни, прошедшей через трагические десятилетия двадцатого века, об отце, писателе Всеволоде Иванове, о гениях, с которыми дружил – Бахтине и Колмогорове, Пастернаке и Шаламове, Бродском и Солженицыне, Капице и Сахарове, – о той среде, в которой вырос, оставшись последним ее свидетелем и летописцем, и о своем опыте свободного существования в несвободной стране.

Елена Якович, известный журналист и режиссер, автор книг “Дочь философа Шпета”, “Прогулки с Бродским и так далее”, фильмов об Иосифе Бродском, Василии Гроссмане, Сергее Довлатове, Юрии Любимове, создала эту книгу по снятому ею документальному сериалу “И Бог ночует между строк”, показанному в цикле “Свидетели времени” на телеканале “Культура”.

В книгу включены редкие фотографии из архива семьи Ивановых, охватывающие почти столетие литературной и научной жизни.

Мозг Брока. О науке, космосе и человеке

Карл Саган Зарубежная образовательная литература Отсутствует

Книга «Мозг Брока» – глубокий и поэтичный рассказ выдающегося астронома и астрофизика о романтике и ответственности, рисках и перспективах науки. Какое место она занимает в жизни человечества и чем отличается от псевдонауки? Откуда взялись мифы об Атлантиде, Бермудском треугольнике, древних астронавтах и эмоциях у растений и почему важно их развенчивать? Какие планеты и спутники Солнечной системы могут быть пригодны для колонизации, как зародилась жизнь и где в далеком космосе она возможна еще? Как планетам и галактикам даются имена и какие ошибки делали великие ученые за долгие годы стремления к истине? Как наука может объяснить околосмертный опыт и как это, вероятно, связано с опытом рождения? Как религия соотносится с наукой? Каково будущее искусственного интеллекта и космических исследований? На все эти размышления Карла Сагана натолкнул визит в парижский Музей человека.

Тысячелетие фьорды были отделены от мира людей стеной непроницаемого тумана. Потерянные земли, попасть в которые невозможно. Ученые всего мира могли лишь мечтать об экспедиции к этим загадочным берегам. И как же повезло мне, антропологу Оливии Орвей, попасть в первую исследовательскую группу к фьордам! Или… не повезло? Ведь за туманом нас ждет неизвестность, пугающие загадки и ильхи – варвары, о которых мы ничего не знаем.

Даже того, кем они являются на самом деле.

Четыре инсайта. Мудрость, сила и милосердие Хранителей Земли

Альберто Виллолдо Зарубежная психология Психонавтика

Альберто Виллолдо – доктор философии, автор множества бестселлеров, психолог и медицинский антрополог. На протяжении более 25 лет он проводит обучение различным практикам шаманизма. Увлеченный лыжник, путешественник и альпинист, он – организатор и руководитель ежегодных экспедиций в долину Амазонки и на вершины Анд с целью получения знаний от мудрых духовных учителей Америки.

Автор этой книги многие годы обучался у шаманов-индейцев, которые называют себя Хранителями Земли. Они считают, что все сущее – земля, люди, киты, скалы и даже звезды – состоит из света. И все, что мы воспринимаем как наше материальное окружение – лишь наша мечта, которую мы проецируем на мир.

Мечта – это наша история, и мы верим, что она реальна… Даже если это не так. Хранители Земли учат нас тому, как превращать мечты в реальность, изменять восприятие возникшей проблемы, стараясь увидеть в ней возможности для дальнейшего духовного роста и жизненных перемен.

Интерес к теориям Зигмунда Фрейда, оказавшим значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию и искусство XX века, не прекращался всю его жизнь и продолжается по сей день. Эрих Фромм, второй гений от психологии, анализирует тезисы теории своего кумира, открывая новые грани во всемирно известном учении.