Исследовательская работа ах картошка. Классный час "Ах, картошка, объеденье!"

    Введение…………………………………………………………………2

    Сведения о картофеле из литературы…………………………….......3

    Из истории картофеля……………………………………………….....5

    Мое первое интервью……………………………………………….....11

    Мои опыты……………………………………………………………..12

    Рецепты вкусных блюд из картофеля………………………………..13

    Заключение…………………………………………………………….15

    Литература……………………………………………………………..16

Введение

Одно из самых древнейших царств на Земле – это царство растений. Ещё с первобытных времён человек использовал растения для своих нужд. Он украшал ими своё жилище, употреблял в пищу.

Ещё в 3 классе на уроках окружающего мира при изучении темы «Растениеводство» я узнала, что сейчасу нас в России самая распространенная, самая ценная культура после зерновых , это картофель . Его выращивают и за полярным кругом, и на осушенных болотах, в пустынях и в горах.

Именно тогда я впервые услышала поговорки: «Картофель – король огорода, а картошка – царица на столе». « Картошка на Руси - “второй” хлеб».

Я задумалась: « А почему так говорят?» И сразу возник целый ряд вопросов:

    Что такое картофель?

    Откуда картофель родом и как попал в Россию?

    Правда ли, что есть День картошки?

    Почему сваренный картофель рассыпчатый?

    Почему у жареной картошки хрустящая румяная корочка?

Тема моей работы: «Ах, картошка, картошка!»

Цель моей работы :

Узнать, на самом ли деле картофель является вторым хлебом на Руси.

Задачи:

    Изучив литературу, материалы в сети Интернет, выяснить, что такое картофель, откуда картофель родом и как попал в Россию, интересные сведения о картофеле.

    Доказать, что картофель – это второй хлеб.

    Выяснить опытным путём, из чего состоит картофель.

    Обобщить полученные данные.

Сведения о картофеле из литературы

Одной из задач моего исследования было знакомство с литературой о растениях. богатыми крахмалом, а также (собир.) сами клубни». А вот в этимологическом словаре узнала о происхождении слова: «КАРТОФЕЛЬ. Заимствовано из немецкого языка в XVIII в.» А вот слово «КАРТОШКА» исконно русское.

Знакомясь с Большой Российской энциклопедией, я узнала, как называют картофель в разных уголках нашей страны. Например: вятчане называют

картосы, картыши; тульчане и москвичи – картоха, картошка; на Украине – бульба , а сибиряки называют «чёртово яблоко», бараболя или барабошка.

Я каждый год помогаю родителям сажать, ухаживать и собирать урожай картофеля и мне было интересно узнать, как это правильно надо. Вот что я прочитала.

Сажают картофель в мае, рядами, расстояние между которыми 60 см, один клубень от другого через 25-30 см. Для предохранения клубней ранних сортов картофеля от болезней их следует убирать до 1-5 августа. Поздние сорта убирают в сентябре. На хранение закладывают только вызревшие здоровые клубни. Главный вредитель – колорадский жук. Кроме этого картофель подвержен фитофторе.

Картофель растет не из семян, а из глазков на клубнях, которые являются почками. Эти почки вырастают в ростки. В высоту ботва картофеля достигает от 30 до 90 см. Убирают картофель обычно тогда, когда высыхает ботва.

Питательные свойства картофеля были увековечены и в его названии, которое происходит от сочетания немецких слов «крафт» и «тойфель» - дьявольская сила.

Любителей картошки становится всё больше и больше. Несмотря на изобилие клубнеплодов "на любой вкус", их селекция из года в год набирает обороты. Насчитывается 3400 сортов картофеля!

В нашей сельской библиотеке я нашла много интересных книг, в которых прочитала много интересного о картофеле: где его настоящая родина и как это растение попало в Россию.

Из истории картофеля

Родина картофеля - Перу . Около 4500 лет назад инки случайно наткнулись на заросли неизвестного растения. Найденные в земле клубни пришлись аборигенам по вкусу, и они начали выращивать новый овощ. Причем древней цивилизации удалось вывести даже холодостойкие сорта картошки.

Пятьсот лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, были семена, клубни, зерна новых, неизвестных Европе растений. Папа - так называли картошку индейцы изплемени кечуа.Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное клубни.

И люди наотрез отказывались есть "ядовитую иноземную ягоду". Но однажды французский аптекарь Пармантье собрал букетик фиолетовых цветов картофеля и преподнес королю. Вскоре и королева появилась на балу с картофельными цветами в волосах. Мода распространилась мгновенно. Все француженки изводили мужей просьбами достать такие же цветы. Таким образом, распространился картофель в Европе.

Удивительно то, что земляные яблоки в России впервые увидели в начале XVIII века. Это молодой любознательный царь Петр I , который старался все интересное, что видел за границей, отправлять на родину для пользы.

Находясь в Голландии, Петр I попробовал кушанья из картофеля, нашел их вкусными и прислал мешок клубней графу Шереметьеву. При всём почтении к царскому дару граф не смог скрыть своего отвращения к неказистому плоду. Никто ведь не знал, что это за плоды и как их нужно употреблять в пищу. Русские крестьяне боялись заморского растения.

Говорят, что, узнав об этом, Петр I решил прибегнуть к хитрости. Засеяв несколько полей картофелем, он распорядился выставить вокруг них вооружённую охрану. Целыми днями солдаты охраняли посадки картофеля, а на ночь уходили спать. Жившие поблизости крестьяне, конечно, не смогли устоять перед соблазном, начали воровать картофель и сажать на своих участках. И только в 1765 году императрица Екатерина II «повелела принять все меры» к распространению картофеля в России.

Но несмотря ни на что картофель очень быстро распространился в России, потому что помогал прокормиться при неурожаях зерновых культур.

Со временем картофель превратился в "заместителя" главного продукта – хлеба и держит эту планку до сих пор.

Картофель приобрёл такую популярность в мире, что были даже созданы музеи. В Бельгии открылся музей картошки фри. Он расположился в самом центре города Брюга. Посетителей знакомят не только с историей и рецептами приготовления «фри», но и с историей появления картофеля в Европе. В этом же музее - фотография Мэрилин Монро в «картофельном платье».

Подобные музеи есть в Канаде, Дании. Музей картофеля открыт в г. Блэкфут, в штате Айдахо,США. Среди его экспонатов – окаменевший картофель 4-тысячелетней давности из Перу.

Немало создано памятников: памятник Вятской картошке, на острове Принца Эдварда– скульптура из песка «Мистер Картошка». В 2008 году памятник картошке появился в г. Мариинске, этот город считается рекордсменом по сбору урожая этого овоща. Есть памятник в белорусском городе Шклове.

Англичане считают, что картошка заслуживает большего внимания, и поэтому 2 февраля отмечают День картошки .

Картофель, ставший неотъемлемым атрибутом русской национальной кухни, заслуживает собственного ежегодного праздника. 23 июля 2005 г. в России впервые отмечали День молодой картошки . 2008 год в России был объявлен годом картофеля.
Картошка издавна вдохновляла многих поэтов и художников на создание произведений.

Вдохновленные картошкой:
Пластов А.А. «Сбор картофеля» ;
Фальк Р.Р. «Картошка »;
Куприн А.В «Цветы картошки»;
Грицай А. «Уборка картофеля»;
Ван Гог В. «Едоки картофеля», «Корзина картошки»;
Бастьен-Лепаж Ж. «Женщина, собирающая картофель»;

В. Стожаров «Натюрморт»;

Т. Воронова «Натюрморт».

Картофельные песенки

Картошка. Слова и музыка В. Попова
1.Эх, споемте - ка ребята
Жили в лагере мы как.
И на солнце, как котята
Грелись этак, грелись так.
2.Наши бедные желудки
Были вечно голодны.
И считали мы минутки
До обеденной поры.
3.Дым костра, углей сиянье,
Серый пепел и зола...
Дразнит наше обонянье
Дух картошки у костра.
4.Здравствуй, милая картошка,
Бьем поклон тебе челом, -
Даже дальняя дорожка
Нам с тобою нипочём!
5.Ах, картошка - объеденье,
Пионеров идеал!
Тот не знает наслажденья,
Кто картошки не едал!

Картошка . Песня из кинофильма «Завтрак на траве»
Музыка В.Шаинского Слова М. Львовского
1.Сколько раз на привале
Мы картошку пекли
Пировать - пировали
Разговоры вели

Припев:
2.Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
(припев повторяется дважды)
3.Очень тонкое дело
Даже для знатока
Подрумянить умело
У картошки бока!
Припев.
4.Из ладошки в ладошку
Ты ее покидай покидай!
А посолишь картошку-
Остывать не давай!
Припев.
5.Ключевою водою
Мы картошку запьем
И, конечно, с тобою,

У костра запоем.
Припев.

Картошка. Слова Л. Коростина, муз. Н. Подколъской
1.Пеките, путники, в золе
В ненастный день картошку,
Тогда о доме и тепле
Взгрустнется лишь немножко.
Припев:
2.И мы печем ее, печем,
Томим под угольками.
Нам дождь и ветер нипочем,
Когда картошка с нами.
3.Туристы добрые в запас
Берут щепотку соли,
Она найдется и у нас,
Людей мы хуже, что ли?
Припев
4.Хотя взыгрался аппетит,
Повременим немножко,
Кто зря спешит, людей смешит –
Сырую ест картошку.
Припев.

Картофельные стихи
Картошка
. З. Александрова
Мы возьмем ведерки, да и в путь – дорожку,
Дружба нам поможет выкопать картошку.
Картошка, картошечка, урожай богатый,
Вкусную картошку любят все ребята.
Эта скороспелка оттого вкусней,
Что пришлось ребятам повозиться с ней.
Лишь закат осенний озарит окошки,
Мы в золе горячей напечем картошки.
Картошка. И. Демьянов
Что черны мои ладошки,
Не бранит никто меня
месте с бабушкой картошку
Мы сажали у плетня!

Скоро здесь, на мягких склонах,
Где пригрел бока сарай,
Много бантиков зеленых
На гряде завяжет май.

После желтый, белый, синий
Загорятся огоньки -
Будут так они красивы,
Наши грядки у реки!

Пусть грязны мои ладошки,
Я привык уже к труду…
И вкуснее нет картошки,
Что посадишь сам в гряду!

Моё первое интервью.

Кто не любит блюда, приготовленные из картофеля? Я, например, очень люблю картофель. Представьте только перед собой жареный картофель с румяной корочкой или пюре, сверху политое сливочным маслом. Объеденье, да и только!

    Чтобы узнать любят ли школьники картофель , я провела опрос среди учащихся нашей школы, в которой обучается 40 учащихся. Вот какие результаты я получила: 38 учащихся ответили «да», «нет» ответили всего 2 ребят.

    А какие блюда из картофеля они знают и любят ? Вот что я услышала:

Блюда из картофеля

Кол.-во человек

Картофельное пюре

Тушеный картофель

Суп картофельный

Жареный картофель

Винегрет

Пирожки с картофелем

Запеканка картофельная

    Я живу в деревне Сапаниха. В ней - 15 домов, имеют огороды – все жители.

На вопрос: « Сажают ли картофель на огороде ?», все жители дали положительный ответ.

Я посетила жителей всех домов и в каждом доме задавала вопрос: « Для чего вы сажаете картофель?»

И вот какие ответы я получила:

    Мы любим картошку.

    Крупную - сами будем есть, а мелкой - скотину кормить.

    На продажу.

Мои опыты

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему сваренный картофель рассыпается? Почему у жареной картошки хрустящая румяная корочка? Из чего делают всеми нами любимые чипсы?

Я решила провести опыты и узнать из чего состоит картофель.

Опыт 1. Я очистила картофель от кожуры, вымыла и натёрла её на терке. У меня получилась картофельная кашица. Затем я откинула полученную массу на марлю и отжала. Водичку, которая тут же начала темнеть, я слила в чистую посуду и дала время отстояться. Через 5минут я слила темную водичку и увидела на дне посуды плотную массу чуть сероватого цвета. Это крахмал . После промывки и сушки из этой сероватой массы у меня получился порошок.

Вывод: Значит, картофель состоит из воды и крахмала.

Опыт 2. Я разрезала картофель пополам. На разрезанную часть капнула немного йода. Место, на которое попал йод, сначала стало коричневатым (цвет йода), а потом тут же приобрело тёмно-фиолетовый цвет.

Вывод: Это говорит о наличии крахмала в картофеле.

Вот ответы на вышестоящие вопросы:

    при варке картофеля часть воды испаряется, а от наличия крахмала картофель делается рассыпчатым;

    при жарении вода испаряется, а крахмал подрумянивается в жире;

    ну, а всеми нами любимые чипсы готовят не из чистого картофеля, а из крахмала с добавлением специальных средств, чтобы они не рассыпались.

Рецепты вкусных блюд из картофеля

Совсем недавно я смотрела фильм «Девчата». Главная героиня повариха Тося огласила длинный список блюд, приготовленных из картофеля: картофель жареный, отварной, пюре, картофель фри, пай, пирожки с картофелем, картофельные оладьи, рулет, картофельная запеканка, картофель тушёный с черносливом, с лавровым листом и перцем, шаньги, вареники. Я очень была удивлена этим, но оказывается это ещё не все блюда.

Моя мама профессиональный повар и от неё я узнала, что из картофеля можно приготовить более 100 разнообразных блюд. Мне стало очень интересно, и я решила собирать рецепты приготовления блюд из картофеля.

Вот несколько рецептов приготовления блюд из картофеля:

    Суп «Тихий день»

Две картофелины, 1 луковица, 50 г манки, соль, перец, растительное масло.

Сварить порезанный картофель до готовности, всыпать манку и варить 10 минут. Порезанный лук поджарить на масле до золотистого цвета. Заправить суп поджаркой, поперчить, посолить, дать настояться 10 минут.

    Второе блюдо «Картофель по - княжески»

0,5 кг картофеля, 300 г творога, 100 г молока, 50-100 г сливочного масла, 2-3 яйца.

Картофель отварить в кожуре. Очистить и нарезать пластинками. Форму смазать и выложить слой картофеля. Творог растереть с маслом и яичными желтками, покрыть картофель. Снова слой картофеля и на него творог, а потом оставшийся картофель. Залить взбитыми белками с молоком и запечь в духовке.

3. Салат «Добрая беседа»

300 г отварного картофеля, 100 г филе сельди, 2 яйца сваренных

вкрутую, 150 г твёрдого сыра.

Сыр натереть на тёрке, остальные продукты порезать кубиками. Всё

смешать и заправить майонезом.

    Десерт «Рай в шалаше»

200 г отварного картофеля, 0,5 стакана сахара, неполный стакан орехов,1 лимон, 100 г сливочного масла или маргарина, 3 яйца, соль, сахарная пудра.

Подогретое масло взбиваем вместе с солью, сахаром и натёртой лимонной коркой. Взбивая, добавляем постепенно яйца (по одному) измельчённые, обжаренные орехи и пропущенный через мясорубку картофель. Эту массу выкладываем слоем в 2 см в смазанную жиром форму и выпекаем при среднем жаре около часа. После того как печенье остынет, нарезать его кусочками, посыпать сахарной пудрой.

Заключение

Декоративное растение, лекарство от многих болезней, сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, косметическую пудру, масло, вино, кофе, шоколад и дрожжи... Да, все это – картошка!

Картофель – это относительно неприхотливое растение, которое возделывают повсеместно в умеренном климате.

Картофель – сытная и урожайная культура.

Картофель уважают, почитают, выводят новые сорта, проводят ежегодные праздники, создают музеи, устанавливают памятники, сочиняют песни, стихи, рисуют картины. Не каждому овощу такая честь!

Перелистывая страницы журналов, книг по кулинарии, разговаривая с мамой, я поняла, что почти ни одно блюдо не обходится без картофеля:

Картофель идет как первое блюдо при приготовлении супов;

Картофель – это самое вкусное второе блюдо;

Во многие салаты добавляется картофель;

Картофель подаётся и на десерт.

Вывод:

    Картофель в России прозвали вторым хлебом, потому что он выручал людей в тяжёлые времена и является национальной пищей.

    Картофель является необходимой пищей на нашем столе и поэтому можно сказать, что картофель – второй хлеб.

В ходе исследования, я изучала, почему картофель так важен для человека.

В дальнейшем мне бы хотелось выяснить в процессе наблюдения за ростом картофеля на нашем участке:

    как количество влаги влияет на урожайность картофеля;

    как удобренная почва и не удобренная влияют на развитие растения;

Как предохранить картофель от фитофторы.

Это позволит расширить моё представление о картофеле как о культурном растении.

Литература

    Губа Н. И., Кошик А. С. Картофель в вашем доме. /И. Н. Губа, А. С. Кошик. – Киев: Урожай. – 1994. - 208 с.

    Карманов С. Н., Серебренников В. С. Картофель от посадки до стола. С. Н. Карманов, В. С. Серебреников. – М.: редакция журнала «Сельская новь», 1993. – 48 с.

    Картофель. /Большая Российская энциклопедия: в 30 т. – М.: Большая Российская энциклопедия. – 2008. – 249 – 250 с.

    Картофель, картофелеводство. /Энциклопедический словарь юного земледельца. – М.: Педагогика. – 1983. – 94-97 с.

    Небесный С. И., Всякое овощу – своё время. /С. И. Небесный. – М.: Дет. Лит. – 1995. – 142 с.

    Ожегов С. И., Шведова Н. ЮЮ. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

    Справочник картофелевода. /Под ред. А. И. Замотаева. – М.: Агропромиздат. – 1987. – 351 с.

    300 блюд из растительных продуктов. /Авт – сост. И. Медклва, Т. Павлова. – М.: СП Внешиберека, 1991.- 18, 32 – 34, 43, 54 с.

    1000+1 совет овощеводу. /Авт- сост. Н. А. Баранова, О. Л. Насекайло. – Мн.: Современный литератор, 2008. – 249-250 с.

Светлана Емельянова
Творческий проект «Ах, картошечка, картошка!»

Вид проекта :

Краткосрочный, групповой, творческий .

Продолжительность проекта : одна неделя.

Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель, музыкальный руководитель.

Актуальность :

Однажды, сидя за столом во время обеда, одна из воспитанниц спросила : «А откуда к нам пришла картошка . Этот вопрос меня заинтересовал, я решила рассказать детям о картофеле , о его происхождении, о том, как он пришёл в Россию.

Цель проекта :

Формировать у детей ср групп знания о картофеле и его выращивании .

Задачи проекта :

Образовательные :

Познакомить детей с Родиной картофеля ; его появления на Руси.

Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности.

Развивающие :

Развивать любознательность, творческие способности , речь, воображение.

Воспитательные :

творчеству , посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений, песен и русских народных хороводов, любовь к природе, уважение к труду сельских жителей.

Предполагаемые результаты проекта :

В результате внедрения данного проекта мы хотим расширить детский кругозор. Развивать мышление, память, речь, воображение, любознательность, творческие способности . Повысить заинтересованность родителей в развитии личности ребёнка.

Подготовительный этап :

Разработка конспектов НОД, опытов, экспериментов.

Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, рассказов, стихотворений , загадок о картошке .

Создание в группе предметно- развивающей среды (цветочные горшки для посадки картофеля , клубни картофеля ).

Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу.

Основной этап :

НОД по ознакомлению с окружающим : «Здравствуй, милая картошка » ; -Беседы : «Как картофель на стол пришёл » , «Болезни картофеля » , «Что можно приготовить из картофеля » , «Лекарь в мундире» .

НОД «Ах картошечка , картошка » (рисование) ; «Весёлый картофель » (лепка) ; «Мы с бабушкой собираем урожай» (коллективная аппликация) .

-Дидактические игры : «Чудесный мешочек» , «Угадай по описанию» , «Варим борщ» , «Определи на ощупь» , «Вершки и корешки» .

- Опыты : «Выделяем крахмал из картофеля » , «Сравнение домашнего, промышленного крахмала и муки» .

- Подвижные игры : «Соберём урожай» , «Гусеница» , «Самый ловкий» .

Заключительный этап :

Выставка поделок из картошки , сделанных совместно детей с родителями и воспитателем; фотовыставка рисунков «Я рисую йодом» , «Ах картошка , объеденье!» ;

Развлечение «Ах картошечка , картошка .

Сотрудничество с семьёй :

Проведение консультации для родителей «История появления картофеля на Руси » ;

Участие в конкурсах на лучшую поделку из картофеля ; на лучшее блюдо из картофеля «Ах картошка , объеденье!» .

Продукт проектной деятельности :

Поделки, рисунки, фотографии.

Весной мы решили продолжить наш проект и на нашем небольшом огороде посадили картошку . Был проведён небольшой эксперимент : в группе мы прорастили картофель (несколько клубней,и вместе с непророщенным картофелем посадили на грядку , чтобы понаблюдать какой из них быстрее вырастет, и даст больше урожай. После того как мы выкопали картофель оказалось , что непророщенный картофель крупнее , чем пророщенный. Дети пришли к выводу, что произошло всё потому, что май был жаркий, и ботва пророщенного картофеля быстро вытянулась , не набрав силы. Посадив 10 небольших картофелин , мы выкопали с детьми 2 килограмма и 700 граммов картофеля . Мы отнесли наш урожай на кухню, где её сварили. Наша картошка была вкусна и рассыпчата.

Презентация проекта

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе детского сада.

Цель : закрепить знания детей о картофеле , его происхождении, истории появления на Руси. Развивать познавательный интерес.

Задачи :

Образовательные :

Продолжать знакомить детей с историей происхождения картофеля , его появления на Руси.

Расширять представление о значении этого овоща в жизни человека.

Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности.

Развивающие :

Развивать любознательность, творческие способности , память, речь, воображение.

Воспитательные :

Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству , посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений, любовь к природе, уважение к труду сельских жителей.

Материал к НОД :

Три блюдечка, два вида крахмала, мука, два стакана с водой, ложка;

Костюмы разных народов мира, маски-шапочки для игры-хоровода;

Диски с мелодиями русских народных песен,хороводов, музыкой В. Шаинского «Антошка» .

Предварительная работа :

Проведение опытов с почвой, подготовка её к посадке, наблюдение за ростом рассады.

Ход НОД.

Воспитатель :

В некотором царстве,

В некотором государстве,

Не на Марсе и не на Луне

Жила картошечка в земле .

Свойство царское имела

Накормить народ сумела.

Словом наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом !

Обо всех свойствах, об уходе,

О работе в огороде,

О поделках, вкусной пище

Всё узнать не будет лишним.

Сегодня мы с вами, ребята, будем путешествовать с нашей любимицей картошкой . На машине времени мы отправимся в глубину истории. Туда, откуда начал свой путь- картофель , в Южную Америку.

500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель . Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Колумб преподнёс в дар королю и королеве Испании, открытую им за океаном, огромную землю. Согласия индейцев, коренных жителей этой земли, Колумб не спрашивал. Самым ценным грузом, было не награбленное золото,- его быстро растратили, а семена, клубни, зёрна – новых, не известных Европе растений.

Как называли свою кормилицу -индейцы кечуа, нам расскажут их потомки.

(В наряде индейцев выходят двое детей)

Издавна мы называем нашу кормилицу – папа. В честь папы устраиваем мы праздник урожая. Женщины наряжают крупные клубни, как кукол; шьют им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцуют, оставив мешочек с клубнями на голову.

Воспитатель : Вот так и пришёл картофель в старую Европу . Но не сразу её стали употреблять в пищу.

Англичане зовут её – потато

Голландцы и французы- земляное яблоко.

Итальянцы- тартуфель.

Немцы – картуфель .

Россияне – картофель .

Во Франции цветками картофеля украшали причёски , а также прикалывали цветы к платьям, вместо брошек. В Россию картофель привёз Пётр 1 , но люди не сразу поняли полезность картофеля и даже бунтовали . Тогда Пётр 1 издал указ.

(В наряде думского дьяка выходит мальчик)

«Приказываю всем боярам и дворянам, купцам и крестьянам выращивать плоды под названием картуфель и употреблять их в пищу. За неповиновение сечь всех розгами

В чём и подписуюсь Пётр 1»

Воспитатель : Вот так и пошёл распространяться картофель не только в Европе , но и на Руси.

Мы сейчас и не представляем своей жизни без картофеля .

Ребята, а кто мне скажет, где применяется картофель (ответы детей) .Правильно. Картофель употребляют не только в пищу. Он применяется и в пищевой промышленности, ив фармацевтической промышленности, и в технической промышленности.

Посмотрите, на наш волшебный столик, чего только на нём нет. Сегодня мы с вами будем проводить опыты с домашним крахмалом (который приготовили заранее сами, промышленным крахмалом и мукой.

Чем отличается наш крахмал от промышленного? (Дети находят сходства и различия) . Как вы думаете, что находится в третьем блюдце? (Мука) Что общего между мукой и крахмалом? Чем отличаются? (ответы детей) Что произойдёт, если его опустить в стакан водой? (дети проводят опыт) А что произойдёт с мукой, если её тоже опустить в стакан с водой? (опыт) Что делают из муки? Из крахмала? А где используют крахмал?

Чтобы хлеб дольше оставался мягким, в него добавляют крахмал, чистят меховые изделия, добавляют в колбасу и сосиски, чтобы они были сочными.

Воспитатель : Долго вместе мы сидели

И друг другу надоели.

Не пора ли нам всем встать

В игры разные сыграть.

Инсценировка песни А. Филипенко «Урожайная»

Ребёнок : Хоть хвалиться неприлично, но должна я вам сказать.

Без картошки - на отлично , ни поесть, ни поплясать.

Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец .

Хоть сердит зелёный лук, а картошке лучший друг .

Из картошки там и тут , нужный делают продукт.

И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.

Воспитатель : Ребята, кто из вас знает пословицы и поговорки о картошке . (ответы детей)

Голодному и картошка лакомство .

Без труда картошка не родится .

Уродился хлеб в оглоблю, а картошка в колесо .

Клади картошку в окрошку , а любовь в дело.

Ели да берёзка - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда .

Воспитатель : Русский народ придумал много пословиц и поговорок о картошке , но он считал, что картошка имеет и другие свойства для её применения. А вот какие нам расскажут наши ребята.

(Выходят дети в русских народных костюмах и рассказывают об этом)

-Картошка не только еда , но и лекарство.

Кашицу из тёртой картошки можно приложить к месту ожога и боль постепенно утихнет, и опухоль от него спадёт.

При простуде дышат над паром от сваренного картофеля .

Если у вас болит желудок, надо натереть картофель на тёрке и отжать сок. Свежевыжатый сок надо пить три раза в день.

(Выходит ребёнок в костюме картошки )

Я не репка, я картошка !

Это знает даже кошка.

Всем плодам я голова,

Ясно ведь как дважды два,

Если в супе нет картошки ,

Ни к чему брать в руки ложку,

В жарком масле, вот смотри,

Стать могу картошкой фри .

И для чипсов веришь, нет-

Я главнейший компонент.

Воспитатель : Поиграем мы немножко споём песню о картошке .

Песня «Антошка» музыка В. Шаинского.

Воспитатель : Вот ребята и закончилось наше путешествие на машине времени в прошлое и в настоящее нашей любимицы картошки , а что будет в будущем, нам предстоит ещё узнать. Надеюсь, что такие путешествия нам помогут узнать ещё много интересного из жизни обыденных вещей.

Введение

Глава 1. Что такое картофель

Глава 2.История происхождения картофеля

Глава 3.Анкетирование «Любимые блюда из

картофеля»

Глава 4.Состав картофеля

Глава5 . Лечебные свойства картофеля. Блюда из картофеля

Заключение

Литература

Приложение

Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.
Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная ……..

Введение

Актуальность. Среди большого многообразия овощей существенное место занимает картофель , его насчитывается более сотни сортов, причём сажают его буквально повсюду.

Пожалуй, не найти на Земле такого места, где бы картофель не употребляли в пищу. Без картошки не обходится ни одна семья.

Кто не любит блюда, приготовленные из картофеля? Я, например, очень люблю. Представьте только перед собой жареный картофель с румяной корочкой или воздушное пюре. Объеденье, да и только! Поэтому каждый год весной люди сажают, а осенью собирают на зиму картофель.

Мама всегда говорит:. Картошка на Руси “второй” хлеб.

А почему?

Я задумалась. И сразу возник целый ряд вопросов:

    Что такое картофель?

    Откуда картофель родом и как попал в Россию?

    Почему сваренный картофель рассыпчатый?

    Почему у жареной картошки хрустящая румяная корочка?

Мне очень захотелось, как можно больше узнать об этом растении, почему так популярен картофель и какие блюда можно из него приготовить, почему картофель фри такой хрустящий. Меня заинтересовали эти вопросы и я решила сама найти ответы на них.

Объект исследования живая природа .

Предмет исследования – картофель .

Цель работы :

Узнать, на самом ли деле картофель является вторым хлебом на Руси.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач :

    Изучить литературу, материалы в сети Интернет о картофеле.

    Выяснить откуда картофель родом и как попал в Россию.

    Доказать, что картофель – это второй хлеб.

    Объяснить, почему вареная картошка такая рассыпчатая, а картофель фри такой хрустящий.

    Обобщить полученные знания.

Мое предположение: считаю, что картофель был завезен к нам в страну, картошка вкусная, поэтому не представляю себе обеденного стола без неё.

Методы исследования:

    анализ источников информации;

    практические опыты;

    обобщение полученных данных.

Исследовательская работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Глава 1. Что такое картофель?

Я стала искать информацию о картофеле в книгах, энциклопедиях, Интернете. Вот, что говорится о картофеле в толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «Клубнеплод, сем. паслёновых с клубнями, богатыми крахмалом, а также (собир.) сами клубни. КАРТОФЕЛЬ- растение семейства пасленовых (Solanaceae). Родиной картофеля. считается Южная Америка, где он произрастает в диком состоянии в виде многолетнего растения. Первыми из европейцев с картофелем. познакомились испанцы (1533). В 1565 г. он был перевезен в Ирландию, а затем постепенно распространился по Европе. В Россию, как полагают, он проник при Петре 1. Известно много сортов картофел, причем в зависимости от продолжительности периода развития различают ранние, средние и поздние сорта. Хим. состав картофельных клубней непостоянен и зависит от сорта и условий произрастания

Глава 2. История происхождения картофеля.

Это было очень давно, более 400 лет назад. Далеко в противоположной части света протянулась вдоль Тихого океана эта древняя гористая страна, где предки американских индейцев нашли клубни дикого картофеля и стали сажать его у своих жилищ. Климат Перу своеобразен: днём жарко, а ночью холодно, морозно. Индейцы по ночам замораживали картофель, а днём сушили на солнце и называли его « чуньо », а клубни картофеля « паппо ».

Картофель начал своё путешествие в Испанию, затем в Италию, в Англию. В конце XVI века произошла любопытная история с картофелем во Франции. Когда началась Семилетняя война, молодой французский аптекарь Пармантье пошёл на фронт санитаром и попал в плен, где в тюрьму ему принесли еду из картофеля с солью. Она показалась ему вкусной, питательной. Прошло шесть лет, и Пармантье, вернувшись из плена, пропагандируя эту культуру. Он добился выделения ему небольшого участка и засадил его картофелем, выставив днём для охраны солдат.

Ночью стража уходила, и каждый мог свободно прийти в огород и взять клубни, чтобы посадить у себя дома. На родине Пармантье стоит памятник ученому, у которого в руках букет цветов картофеля.

В биографии картофеля есть немало любопытных факторов. В XVIII веке прусский король вёл с Австрией войну. Пруссаки стремились главным образом уничтожить картофельные поля, что составляло основу питания населения, так эта война получила название картофельной. В Россию картофель был завезен Петром I . Только после Октябрьской революции произошло второе рождение картофеля. По его производству мы занимали первое место.

Впервые европейцы узнали вкус картофеля всего 400 с небольшим лет тому назад. Родина картофеля – Южная Америка, где он и сейчас произрастает в диком виде в горных районах. В Андах на высоте от 500 до 4500 метров можно встретить почти все известные виды этого клубневидного растения.

Испанцы, завоевавшие в конце XV века территорию по западному побережью Южной Америки, обнаружили там совершенно незнакомый им продукт питания, который у местных жителей назывался чуньо. Это были высушенные клубни. Хранить сырой картофель еще не умели, поэтому индейцы рассыпали вымытые клубни на солнце, а затем оставляли на ночь на морозе. Промораживание картофеля способствовало удалению влаги, снижало горечь клубней. В результате промораживания и сушки получался белый крахмалистый продукт, который отлично хранился и спасал жителей Анд от голода зимой в неурожайные годы. Испанские завоеватели, нагружавшие свои каравеллы золотом и серебром, не подозревали, что самым ценным грузом на их кораблях были скромные плоды земли – клубни картофеля, которые они взяли с собой в дорогу.

Первое сообщение о картофеле было сделано в Испании путешественником Педро Чьеза де Леоном в 1553 году. А вот ботаническое название этому растению дал швейцарский ботаник Каспар Бохен. В своей книге он назвал его «картофель обыкновенный». Долгое время картофель выращивали в ботанических садах и на аптекарских огородах. Только через 200 лет он появился на крестьянских огородах и полях. Сначала его даже не употребляли в пищу: придворные дамы украшали свои прически его цветами. А в Германии перед дворцами королей разбивали картофельные клумбы. И только значительно позже картофель стал продуктом питания.

Весьма недружелюбно встретили земляные яблоки французы. Подозрительное отношение к картофелю, разные предрассудки поддерживались церковниками, которые называли картофель «чертовыми яблоками». Они утверждали, что это растение разносит проказу, вызывает «одурь». Оказывается, известные в ту пору сорта содержали много солонина, веществ, которые придают клубням горький вкус, а в больших дозах вызывают отравление. Со временем признания картофеля всё возрастало. Картофель был большой редкостью и считался деликатесом, его стали подавать к столу лишь в богатых домах. Но распространение этого растения не обходилось без курьезов. В Индию, Иран и другие страны картофель попал из Европы в XVIII веке, а в Китай ещё раньше, в начале XVII веке. В конце XVII века это растение было завезено в Россию. Пётр I , находясь в это время в Голландии, послал Б. Шереметеву мешок картофеля. В 1736г. картофель уже значился в каталоге растений Петербургского аптекарского сада. Распространение картофеля у нас проходило очень медленно. Неприязненно отношение к новой культуре было вызвано не только предрассудками, но и тем обстоятельством, что ввезенный в Европу картофель не был тождественен современному, у него была мощная ботва им мелкие горьковатые клубни. Население ещё не знало, какими способами надо его выращивать, его сеяли густо, растения затесняли друг друга, давали ещё более мелкие клубни, менее вкусные. В 1770г. были описаны способы выращивания этого растения.

Глава 3. Анкетировние «Любимые блюда из картофеля»

1. Чтобы узнать любят ли школьники картофель, я провела опрос среди учащихся и работников школы. Оказалось, что из 49 человек только один не любит картошку, остальные 48 человек любят различные блюда, приготовленные из него.

ОПЫТ 2 .

Я разрезала картофель пополам. На разрезанную часть капнула немного йода. Место, на которое попал йод, сначала стало коричневатым (цвет йода), а потом тут же превратилось в тёмно-фиолетовый цвет.

ВЫВОД: Это говорит о наличии крахмала в картофеле.

Вот ответы на вышестоящие вопросы:

    при варке картофеля часть воды испаряется, а от наличия крахмала картофель делается рассыпчатым;

    при жарении вода испаряется, а крахмал подрумянивается в жире;

    ну, а всеми нами любимые чипсы готовят не из чистого картофеля, а из крахмала с добавлением специальных средств, чтобы они не рассыпались.

Глава 6. Лечебные свойства картофеля. Блюда из картофеля

Не зря картофель называют "вторым хлебом" – из него можно приготовить более 2 тысяч блюд. В фильме "Девчата" повариха Тося оглашала длиннющий список картофельных блюд: "Картошка отварная, жареная, пюре, картошка фри, картошка пай..." Я тоже дополню список из маминой кулинарной книги: картофельные оладьи, картофельная запеканка, картофель фаршированный, панированный картофель, картофельные пончики, вареники из картофеля, манты из картофеля, хворост из картофеля и многое другое.


Кроме того, картошка – отличное лекарство при множестве болезней. Сок свежих клубней используют как противокислотное средство при гастритах, язвенной болезни и запорах. При воспалительных процессах картофельным соком полощут полость рта и глотки. А кашицей тертого картофеля можно вылечить ожоги и незаживающие раны. Пары отварного картофеля "в мундире" используют для ингаляций. А на картофельной диете нужно сидеть при заболеваниях суставов и малокровии. Сам по себе картофель – кладезь витаминов. В клубнях, кроме белков, углеводов и клетчатки, содержатся почти все витамины группы В, а также витамины С, Р, К, РР и А, минеральные соли калия и фосфора, железо, макро- и микроэлементы, органические кислоты.

Заключение

Декоративное растение, лекарство от многих болезней, яд от насекомых, средство для выведения пятен и универсальное удобрение. И, наконец, сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, косметическую пудру, масло, вино, кофе, шоколад и дрожжи... Да, все это – картошка. Из нее даже водку делают. Картофель распространился в России, потому что помогал прокормиться при неурожаях зерновых и относительно неприхотливая культура. Картофель в России прозвали вторым хлебом , потому что он выручал людей в тяжелые времена , например во время войны, и является национальной пищей . В сыром клубне – 70% воды и около 20% крахмала. Есть в нем и витамины. При варке картошки часть воды испаряется, а от наличия крахмала картофель делается рассыпчатым, а при жарке крахмал подрумянивается в жире.

Картофель, ставший неотъемлемым атрибутом русской национальной кухни, заслужил собственный ежегодный праздник. Я убедилась в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

Перелистывая страницы журналов по кулинарии и беседуя с нашими односельчанами, я поняла, что почти ни одно блюдо не обходится без картофеля.

    Картофель идет как первое блюдо при приготовлении супов.

    Картофель – это и самое вкусное второе блюдо.

    Во многие салаты добавляется картофель. Например: «Оливье» или «Зимний салат»

    Картофель подаётся и на десерт. Например: кисель, приготовленный на картофельном крахмале; хворост и др.

Вывод: значит, картофель является необходимой пищей на нашем столе и поэтому можно сказать, что КАРТОФЕЛЬ – ВТОРОЙ ХЛЕБ.

Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, при проведении классных часов и викторин.

В ходе исследования я изучила, почему картофель так важен для человека.

Литература

Гурин Ю. В. Школа занимательных наук. – “ОЛМА Медиа Групп” 2007.

С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2000.-944 стр.

А.А. Плешаков. Природоведение, 3 класс.- 2007

Г. П. Цыганенко. Этимологический словарь русского языка.- К.: Радянська школа. 1989, 5000 слов

Шанский Н.М., Боброва Т. А.Школьный этимологический словарь русского языка: 4-е изд., стереотип. Ч М.: Дрофа, 2001. Ч 400 с.

Газета «Дружба», 2007г

Журнал «Наша кухня», 2005г

http://visual.images.yandex.ru/sights/

Цели:

  • Познакомить учащихся с историей распространения картофеля по странам и континентам, его значении как сельскохозяйственной культуры;
  • Воспитывать у учащихся интерес и уважение к народным традициям;
  • Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Подготовительная работа

  1. Изготовление книжки-малышки «Ах,картошка!» (сообщения об истории картофеля, его полезных свойствах, “бабушкины рецепты” по приготовлению блюд из картофеля и лечебные рецепты);
  2. Конкурс рисунков;
  3. Конкурс поделок из картофеля;
  4. Выставка корнеплодов «Эти забавные картошки»;
  5. Приготовление блюд из картофеля.

Ход классного часа

Под землёй растёт он летом,
Ну, а кормит круглый год.
Господин КАРТОФЕЛЬ это.
И всегда ему почёт. (слайд 1)

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Все времена года щедрые: весна наделяет нас зеленью, лето солнышка не жалеет, а осень, наверно, самая богатая. Она щедро одаривает нас спелыми плодами. Осенью люди собирают урожай и славят золотую красавицу осень за ее щедрость: поют песни, частушки, устраивают праздники Урожая.

А наш праздник сегодня посвящен картофелю – главному овощу на нашем столе. Будут сегодня и песни, и игры, и шутки, и конкурсы. В конкурсах на нашем празднике участвуют три команды, которым предоставляется возможность показать свои знания, умение трудиться, общаться друг с другом.

Конкурсы будет оценивать жюри – наши родители.

Знают о картошке все на свете
Богачи и те, кто не богат.
Всяк её по-своему готовит,
Каждый на столе картошке рад.
И кто жарит, и кто парит,
Кто печёт и кто толчёт,
Но едят ее повсюду.
Ей и слава, и почёт!

Праздник мы начнем с экскурса в историю – да-да, не удивляйтесь, ведь картофель – иностранец.

Введение картофеля в культуру было начато примерно 14 тыс. лет назад индейцами Южной Америки (слайд 2). Они не только употребляли картофель в пищу, но и поклонялись ему, считая одухотворённым существом.

О картошке в Европе узнали около 400 лет назад от испанских моряков, побывавших в Южной Америке. Вернувшись домой, моряки рассказали, что жители Южной Америки – индейцы – выращивают удивительные “земляные яблоки”. Разводимый в то время картофель существенно отличался от известного нам. Его клубни были горького вкуса, их не ели в свежем виде, а готовили из них чуньо. Для этого клубни рассыпали по земле, слегка подмораживали, а потом после оттаивания на солнце, выдавливали из них босыми ногами воду. Отжатые клубни высушивали. Если их испечь, они становятся мягкими и очень вкусными. Первым кто описал вкусовые качества картофеля был Педро Чиезо де Леон – испанский священник и солдат.

Слух о чудесных клубнях разнесся по всем странам (слайд 3). Но сначала картофель был принят в Европе за декоративное растение. Его сажали в садах, цветами картофеля украшали женские причёски, шляпки, платья. Кое-где люди пытались есть зелёные плоды или клубни в сыром виде и после этого уже ни за что не хотели сажать картофель, считая, что картофель вреден для здоровья и портит почву.

Французский агроном и фармацевт Антуан-Огюст Пармантье (слайд 4) на протяжении многих лет испытывал картофель на своём приусадебном участке, доказывая крестьянам, что картофель обладает высокими вкусовыми и питательными качествами, а вовсе не ядовит. Впоследствии усилия учёного были оценены и ему были воздвигнуты два памятника: один под Парижем, где когда-то были его опытные участки, а другой на его родине, в местечке Мондидьё.

Когда картофель привезли в Европу, в каждой стране ее называли по-своему (слайд 5):

  • Англичане – потато
  • Финны – тарту
  • Итальянцы – тартуфоль
  • Французы – пом де терр
  • Немцы – картофельн

Но первое имя картошки было «папа», так называли ее в Южной Америке индейцы из племени кечу.

В 1697 году совершал свое первое заграничное путешествие русский царь Петр I. Именно он прислал в Россию первые клубни картофеля (слайд 6). Клубни были мелки и горьковаты. Сажали их очень густо, от этого они еще больше мельчали. Крестьяне отказались сажать это «чертога яблоко»… В России тоже не сразу оценили картофель. Царские чиновники, вместо того, чтобы разъяснить людям, как выращивать новое растение, действовали приказом да угрозой.

Но были в России и замечательные агрономы, вроде Андрея Тимофеевича Болотова (слайд 7), которые разъясняли населению полезность нового растения, богатого крахмалом. В конце концов, нужда заставила обратить внимание на это неприхотливое и урожайное растение.

Шло время, человек узнал много тайн. Он стал выводить новые сорта картофеля, отбирая самые сильные и крупные клубни, отбрасывая больные и слабые. И сейчас картошка у нас ежедневно на столах. И что только из нее не готовят. (слайды 8-9)

Довольно широко картофель используется в медицине. Для лечения ожогов, экзем. Соком из картофеля лечат язву желудка. Паром только что сваренного картофеля делают ингаляции при кашле, бронхите. Употребляют картофель и в косметике.

Интересные факты (слайды 10-

  • В Бельгии существует музей картофеля. Среди его экспонатов – тысячи предметов, рассказывающих об истории картофеля – от почтовых марок с его изображением до знаменитых картин на ту же тему («Едоки картофеля» Ван Гога).
  • На некоторых тропических островах картофель использовали как эквивалент денег.
  • Картофелю посвящали стихи и баллады.
  • Картофель когда-то прославлял в своей музыке великий Иоганн Себастьян Бах.
  • Существует два редких сорта, у которых цвет кожуры и мякоти остается синим и после варки: Linzer Blaue и Französische Trüffel-Kartoffel.
  • Один из самых распространённых сортов с синеватой кожурой, выращиваемых на российских огородах – «синеглазка». Однако мало кто знает, что по-научному она называется «Ганнибал», в честь прадеда Александра Пушкина Абрама Ганнибала, который первым провёл опыты по селекции и хранению картофеля в России.
  • В городе Минске в 2000-х годах открыт памятник картофелю.
  • В 1995 году картофель стал первым овощем, выращенным в космосе.

Конкурсная программа

Хоть хвалиться неприлично, но должна я вам сказать,
Без картошки на отлично ни поесть, ни поплясать.
Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец
Хоть сердит зеленый лук, а картошке – лучший друг.
Из картошки там и тут, нужный делают продукт.
И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.

А сейчас мы с вами поиграем.

1. Посади картошку

  • Выкопать лунку (кружок бумаги).
  • Посадить (На кружок посадить картошку).
  • Закопать (Накрыть кружком).
  • Прополоть (Обежать вокруг лунки).
  • Собрать (Первый – снимает верх, второй – картошку, третий – убирает лунку).

2. Приготовь обед

используя слова, в названиях которых есть буква «К» (Например: картофель с капустой, кабачок с картошкой, морковка с капустой и т. д.).

3. Картофельный словарик

используя корень слова картофель, образуйте как можно больше однокоренных слов

4. Объясни пословицы о картошке (домашнее задание).

5. Конкурс: “Составить пословицу”

каждая команда получает карточки с пословицами. Карточки разрезаны. Побеждает команда, которая быстро и правильно соберет пословицу.

  • Уродился хлеб в оглоблю, а картошка – в колесо.
  • Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
  • Картошка хлеб бережет.
  • Ели да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
  • Без труда картошка не родится никогда.
  • Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.

6. Конкурс «Кто лишний»

Конкурс проводится несколько раз. Каждая команда делится на группы по 10 человек. Каждая группа встает в круг, все ходят по кругу, пока не услышат слово «КАРТОШКА». После этого надо успеть схватить картошку. Кто остался без картошки – выбывает. Ведущий убирает 1 картошку и конкурс продолжается. Тот, кто выигрывает, приносит очко своей команде.

7. Конкурс «Собери урожай»

Картошка находится в куче на одной стороне, по команде один человек из команды добегает до картошки, берет её столько, сколько сможет донести в двух ладошках. Если по пути картошка упала, поднимать её нельзя. Выигрывает та команда, которая соберёт картошки больше других и не уронит.

8. Конкурс: “Танец с картошкой”

Зажав картошку между лбами, пары под музыку танцуют. Участвуют родители и дети.

9. Конкурс «Частушек»

Лучше песен про картошку
В мире не было и нет,
Мы споем вам про картошку,
А вы хлопайте в ответ.

1. Гармонист, гармонист,
Разверни гармошку,
Мы сегодня пропоем
частушки про картошку.

2. Ох, картошечка, картошка,
Ах, какая тебе честь!
Кабы не было картошки,
Так чего бы стали есть?

3. Эх, картошка, ты картошка,
Ты любимая моя,
Беру ложку, ем картошку
Не хожу голодный я.

4. Мы картошку убирали,
Я без дела не сижу:
Папа роет, мама носит,
Ну, а я руковожу.

5. Папе с мамой помогал
Собирать картошку.
Он – ведро, она – ведро,
Ну, и я немножко.

6. Посадили мы картошку,
Колорадский жук пришел.
Вышел дед копать картошку,
А картошку не нашел.

7. Я мультфильм люблю смотреть,
Про рыжего Антошку.
И всегда в обед беру
Свою большую ложку.

8. Без мундира и в мундире
Вся картошка хороша.
Целый год едим картошку
Денег нету ни гроша.

9. Мы картошечку сажали
В огороде, у ворот.
Зацвели на ней цветочки,
Пусть любуется народ.

10. В огород пришла коза,
Растопырила глаза: –
Где же лук? А где горошек?
Все засажено картошкой.

11. Повар жарил, повар парил,
На диване задремал.
А потом вместо картошки
Угольки одни собрал.

12. Братец мой по кухне рыщет,
Целый час картошку ищет,
Ну а мне-то что за дело,
Я ее давно уж съела.

13. Ах, картошка, ты картошка!
До чего же хороша!
И пожаришь, и попаришь,
А как съешь – поет душа!

14. Я картошку утром ела,
Так старалась, так пыхтела,
Что картошка – на бровях,
На носу и на ушах.

15. Мы все лето ели кашу,
Молоко, окрошку,
А сегодня будем есть
Печеную картошку.

10. Игра на внимание – «Копёшка, тропинка, картошка».

Ведущий, говоря слова, выполняет несложные движения:

«копна» (копешка) – стоя, поднять руки вверх,
«тропинка» – приседает,
«картошка» – приседает и прячет голову.

Участники игры все повторяют. Когда движения запомнились, ведущий начинает путать детей – говорит одно, а делает другое. Побеждают самые внимательные.

11. Приглашение за стол

Соберём мы всю картошку поскорей.
Позовём на угощенье всех друзей!

Мы напарим, мы наварим, напечём –
Ведь любая нам работа нипочём!

Из картошки можно сделать столько блюд,
Что угодно для души найдёшь ты тут.

Картошечке нашей каждый рад,
Я положу её в салат.

А для меня нет лучше в мире,
Чем картошечка в мундире.

Нажарим для Танечки
Румяные дранички.

Готовы и для Женечки
С картошечкой варенички.

А ты, Андрюша, шанежку покушай!

А тебе, дружок, с картошкой пирожок!

А для нашей Алёнки с молочком толчонки!

А для Нади, посмотри, – картофель фри!

А ты, Валюша, жареной покушай!

Тебе, Алёшка, с картошкой окрошка!

А тебе, Артём, на костре испечём!

Мы не зря все собирали урожай!
Приходи и то, что любишь выбирай!

Знают люди с давних лет,
Что вкусней картошки нет!

Литература:

  1. С. Небесный. Юным овощеводам. М: Детская литература», 1988.
  2. Праздник картошки – 4-й класс. Автор Весицкая М.А., фестиваль «Открытый урок».
  3. Сайт Википедия.
  4. Сценарий внеклассного мероприятия "Картофельная семейная гостиная". Автор Захарычева Н.К., фестиваль «Открытый урок».

    2)стала дожидаться, когда клубни дадут ростки,
    3)наблюдала за происходящим

    История картофеля. Как появился картофель в России
    Почву приготовила я быстро, а вот картофель все не прорастал. И пока у меня было время, я решила узнать немного об истории картофеля, да и как он появился в нашей стране.
    Название картофеля происходит от итальянского слова трюфель и Испанского терратубер - земляной орех.

    Родина картофеля- Южная Америка. В 1565 году «земляной орех», т.е картофель появился в Испании и Италии. В Россию картофель завёз Пётр I. Прошло достаточно много времени, пока в народе поняли, что картошка вкусная и питательная.
    Картофель - светолюбивое и теплолюбивое растение
    Я начала эксперимент 26.02.2016 года.Положила 2 картофелины на подоконник, 2 - в темное место, 1-в холодильник, 1 около батареи и 1- в землю. На 6-ой день произошли изменения:

    На подоконнике - картофель позеленел, появились зелёные росточки;

    В тёмном месте - появились белые росточки;

    Росточков нет;

    Около батареи - появились большие розовые росточки;

    В земле - самые большие белые росточки

    Я ухаживала за ними и продолжала наблюдать. На 14 день были вот такие результаты.

    На подоконнике - у красной картофелины раскрываются листочки, почки 1,2 см, а у белой-0.7см,

    В тёмном месте - у красной картофелины длинные белые ростки1.5см, а у белой круглые ростки 0.5 см;

    Росточков нет;

    Около батареи - росточек очень крепкий 0.7 см;

    В земле -от росточков появились длинные белые корешки 2.5 см, клубень изменяет окраску, появились признаки порчи.

    На подоконнике

    В темном месте - у обеих картофелин росточки бордовые с маленькими зелеными листочками 1,1-1,2см. Клубни мягкие.

    Проклюнулись маленькие, слабенькие белые росточки 0,3-0,4см.

    Около батареи - розовые росточки с наметившимися листочками 1,0-1,1см.

    В земле - вырос стебель с листьями 11,5см, сами листочки 2,5см

    Заключение
    В ходе своего первого года исследования я узнала, откуда в России появился картофель, что он светолюбивое и теплолюбивое растение.

    Выводы:

    На подоконнике- росточки самые крепкие, сформировались листочки;

    В тёмном месте- у красной картофелины росточки длинные, но плохо держатся на клубне. У белой -росточки крепкие.

    В холодильнике- картофель в холоде почти не прорастает.

    Около батареи- тепло способствует прорастанию, но из-за недостатка света ростки вытягиваются.

    В земле- пророс самым первым, но земля была теплой, света было много.

    И в природе для посадки картофеля, надо подождать, чтобы земля прогрелась. Прорастание будет быстрее

    Социологический опрос.

    Вопрос: Выгодно ли в нашей местности выращивать картофель?

    89% - выгодно.

    9% - не садят картофель, а покупают осенью.

    2% - затрудняются ответить.

Просмотр содержимого документа
«"Ах картошка, картошка..." исследовательская работа»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михайловская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Исследовательская работа

«Ах, картошка, картошка...»

Работу выполнила: Полищук Ярослава ученица 3 класса

Руководитель: Павлова Кристина Леонидовна -воспитатель


  • Понаблюдать за прорастанием картофеля в разных условиях.
  • Узнать сколько потребуется времени для проращивания картофеля перед высадкой, тем самым определить верно ли моя мама проращивает картофель перед высадкой.

  • 1. Прочитать энциклопедии, справочники, журналы, в которых имеется информация о картофеле.
  • 2. Выбрать и подготовить места для проращивания картофеля.
  • 3.Подобрать разные виды клубней.
  • 4. Записывать даты появления первого ростка.
  • 5. Сделать выводы, подвести итоги исследования.

  • 1. Я думаю, что клубни разного вида прорастут в одинаковых условия одновременно.
  • 2. Мне кажется, что стоит согласиться с общепринятым мнением, что картофель нужно проращивать в тепле и темноте.

  • Родина картофеля.
  • Как картофель попал в Россию.
  • Картофель для эксперимента: Тулунский розовый, Андретта.

2. Подготовка к эксперименту.

3. Описание эксперимента.

4. Выводы.

5. Итоги социологического опроса.

6. Список литературы.


  • Родина картофеля – Южная Америка
  • 1565 году «земляной орех»появился в Испании и Италии

Как картофель попал в Россию?

Завёз Пётр I

Пришёл с северо-востока



Подготовка к эксперименту

2 6 .0 2 .

20 1 6 г

На подоконнике

2шт. красная и белая

В темном месте 2шт. красная и белая

красная

Около батареи

красная

В земле

красная


6 день - 03.03.201 6 г

На подоконнике

В темном месте

Позеленел, появились зеленые росточки (на белой больше, чем на красной)

В холодиль - нике

Появились белые росточки (на белой больше, чем на красной)

Около батареи

Росточков нет

В земле

Появились большие розовые росточки

Самые большие белые росточки




На 14 день 11.03.201 6 г.

На подоконнике

В темном месте

У красной картофелины раскрываются листочки, почки 1,2см;

у белой - 0,7см.

У красной картофелины длинные белые ростки 1,5см;

у белой – круглые белые ростки 0,5см.

Около батареи

Росточков нет

В земле

Росточек очень

крепкий 0,7см.

От росточков появились длинные белые корешки 2,5см и почки-листочки 1,7см.

Клубень изменяет окраску, появились признаки порчи.



На 25 день 22.03.201 6 г.

На подоконнике

В темном месте

У обеих картофелин росточки бордовые с маленькими зелеными листочками 1,1-1,2см. Клубни мягкие.

У красной - розовые ростки 2,5см, плохо держатся на клубне; у белой – круглые белые ростки,2см, клубень мягкий.

Около батареи

Проклюнулись маленькие, слабенькие белые росточки 0,3-0,4см.

В земле

Розовые росточки с наметившимися листочками 1,0-1,1см.

Вырос стебель с листьями 11,5см, сами листочки 2,5см.




ВЫВОДЫ

На подоконнике

В темном месте

Росточки самые крепкие, сформировались листочки.

У красной картофелины росточки длинные, но плохо держатся на клубне. У белой –росточки крепкие.

Около батареи

Картофель в холоде почти не прорастает.

Тепло способствует прорастанию, но из-за недостатка света ростки вытягиваются

Пророс самым первым, но земля была теплой, света было много.

В природе для посадки картофеля, надо подождать, чтобы земля прогрелась. Прорастание будет быстрее.



Социологический опрос.

Опрошенных 100 человек.

Вопрос: Выгодно ли в нашем селе выращивать картофель?

  • 89% - выгодно.
  • 9% - не садят картофель, а покупают осень.
  • 2% - затрудняются ответить.

  • С. Небесный. Юным овощеводам. М. «Детская литература» 2007, стр.125.
  • Д. И. Трайтак. Книга для чтения. Растения. М. «Просвещение» 2006, Стр. 53
  • Экология для младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителя. 1-4 классы Под общ. ред. Г. Н. Гребенюк. Изд.2. Полиграфист, 2005. – 410 с.: ил.