Батм михаил старицын. Позывные - батм "михаил старицын"

ООО «Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина» последние годы набирает и увеличивает производственные мощности, развивает свое береговое хозяйство, стремится к обновлению промыслового флота. Как в прошлое бурное время добрая трудовая слава об этом предприятии и его легендарных рыбаках широкой волной катилась из края в край по всему Советскому Союзу, так и сегодня (по количеству годовой добычи рыбы, мощности своего промыслового и вспомогательного флота) колхоз остается одним из самых крупных предприятий Камчатки и всей России.

2011 год близится к концу, вскоре предприятие подведет окончательные итоги работы за год. Но уже сегодня понятно, что колхоз им. Ленина сработал на совесть, и по ряду показателей лучше чем в прошлом году. Чем живет предприятие сегодня, какие планы и проекты готовится осуществлять в скором будущем, об этом – в беседе с заместителем председателя рыболовецкого колхоза им. Ленина по флоту Василием КАПЛЮКОМ.

- Василий Михайлович, с какими результатами предприятие готовится встретить 2012 год?

В течение 2011 года коллектив колхоза достиг абсолютно всех целей, которые мы ставили по выбору квот. По всем районам наши суда сработали отлично. В этом году как никогда на лососевой путине взяли 6 тысяч тонн. Хотя своих ставных неводов у нас нет, в свое время нас ими обделили, но флот участвует в приемке и обработке лосося. Здесь наш флагман – плавбаза «Виктор Гаврилов», во главе с капитан-директором Виктором Таровым, которая работала на востоке Камчатки и приняла порядка 3 тысячи тонн лосося, а на Сахалине - еще около 1 тысячи тонн рыбы.

- Какое место колхоз им. Ленина сегодня занимает среди других рыболовецких предприятий Камчатки?

Если говорить об объемах добычи, мы стабильно вторые после «Океанрыбфлота». В этом году добыли более 70 тысяч тонн рыбы. Соответственно, наше предприятие – одно из самых крупных камчатских налогоплательщиков.

Сейчас заканчивает выбор квот наш крупнотоннажный флот. БАТМ «Сероглазка» работал на сельди в Олюторском районе, а вскоре отправится на добычу минтая в Охотское море.

В этом году мы приступили к модернизации флота. БАТМ «Михаил Старицын» после лососевой путины пошел в Далянь на переоборудование. На судне произведено глобальное переоборудование. С БАТМа «вырезали» старый завод по производству замороженной рыбы, поставили новые линии, шкафы. Это даст возможность на порядок увеличить производительность. Корабль пошел в Пусан, где возьмет небольшое снабжение, к Новому году подойдет в наш порт, а затем отправится в Охотское море для дальнейшей работы.

- Какую продукцию выпускает сегодня колхоз? Где ее можно купить?

Во-первых, мы ловим минтай, макрорус, кальмара, сельдь. На следующий год наука обещает добавить ОДУ на сельдь, и Камчатка будет с хорошей олюторской селедкой. Эту рыбу наша фабрика готовит соленой, солено-копченой в вакууме, в виде пресервов. Эту продукцию камчатцы очень любят, она вкусна и доступна по цене.

В целом, наша фабрика выпускает около 100 видов продукции. Сегодня осваиваем новый вид - черную икру. Конечно, не из осетров, а на основе икры палтуса, которую мы выпускаем давно, и спрос на нее хороший.

В Петропавловске колхоз имеет 3 торговых точки. 2 из них - киоск и магазин «Причал» - находятся в Сероглазке, еще один киоск работает на рынке «КП». Есть планы расширения торговой сети. Работая в этом направлении, наши специалисты столкнулись с определенными трудностями. В наиболее населенных микрорайонах, на «красных линиях» земля, как правило, уже распродана. Тем не менее на следующий год, как минимум, 3 торговых точки дополнительно мы организуем.

Продукцию у нас с удовольствием берут крупные оптовики. Поставляется она и за пределы края. Мы имеем свое торговое представительство во Владивостоке, сейчас открываем представительство в Новосибирске.

- Насколько уверенно предприятие чувствует себя в условиях закрепления квот на 10 лет?

Тот факт, что квоты закреплены за нами до 2018 года, действительно, дает уверенность в завтрашнем дне, появляется возможность планировать работу. Тем более что ОДУ принципиально не меняется, объемы вполне стабильны. Именно за счет возможности планирования нам и удалось сделать дорогостоящее переоборудование БАТМа «Михаил Старицын». В следующем году произойдет переоборудование плавбазы «Виктор Гаврилов».

А обновление промыслового флота реально потянуть такому лидеру, как колхоз им. Ленина, без помощи государства?

Обновление флота - это вопрос номер один для рыбаков, наверное, всей России, и наше предприятие – далеко не исключение. Флоту нашего предприятия, в среднем, более 20 лет. Только 2 судна РС-600, «Капитан Муковников» и «Капитан Малякин», имеют возраст 5 лет. Построили мы их, к сожалению, не в России, а в Китае.

- Почему «к сожалению»?

Дело в том, что в 2018 году, при дальнейшем распределении квот, приоритет будет отдаваться предприятиям, построившим суда в России. Мы этим вопросом очень озабочены, и начали вплотную заниматься. Были у нас представители Благовещенского судостроительного завода. Мы обратились к ним с просьбой проработать вопрос строительства для нас судов типа РС. Договоренности пока имеют предварительный характер, но уже понятно, что строительство таких судов в Благовещенске обойдется нам значительно дороже чем в Китае.

- Государство предпринимает конкретные шаги к тому, чтобы промысловый флот в стране обновлялся?

В масштабах государства много проектов, планов, но эти шаги пока не превращаются в какое-то четко направленное движение. А ведь действовать давно пора, в России самый старый флот в мире. Суда - самые затратные в части ГСМ, в результате чего в себестоимости продукции 32 процента занимают расходы на топливо, и с каждым годом они растут. На БАТМах в сутки мы сжигаем 20 тонн мазута, а на современном норвежском БАТМе расход топлива втрое меньше, при этом объемы добычи у современных иностранных судов куда больше. Устаревшая техника, технология тормозят развитие рыболовецких предприятий.

Переоборудование старых судов – не самый лучший выход из ситуации. Нового технического оснащения под это переоборудование в России попросту нет, его приходится покупать за границей. А ведь именно в России все это должно производиться, у нас должно быть лучше и дешевле. Обидно смотреть, что та же Южная Корея строит отличные суда из зарубежного, в том числе - российского сырья, в том числе - на ввозных энергоресурсах, ведь ничего своего у них нет. Но есть руки и голова…

Построить в России новый БАТМ будет стоить порядка 100 млн долларов. Никакая компания не осилит такие расходы. Обновлять флот можно только с помощью государства.

- Как работается у вас рыбакам? Как решаются вопросы сохранения и привлечения кадров?

Еще 3 года назад бывали ситуации, когда суда стояли, неукомплектованные работниками. Но с апреля 2009 года, когда в колхозе был назначен новый председатель Сергей Тарусов, обстановка нормализуется, предприятие развивается, руководство повернулось к людям лицом, и отдача появилась немедленно. Кадровый вопрос удалось поправить. Сегодня проблемы остаются, но таких острых как раньше уже нет. Мы исключили задержку зарплаты. Люди знают, что деньги, которые они заработали, появятся у них на карточке день в день. И это дало возможность закрепить рыбаков на предприятии. Средняя зарплата матроса в море у нас составляет 50 тысяч рублей.

- Квалифицированные специалисты приходят на предприятие?

- К сожалению, выпускники КГТУ к нам приходят не так часто как хотелось бы. В основном, на флот идут дети наших же колхозников. Так что спасибо нашим рыбакам, которые образовывают целые трудовые династии. К сожалению, большинство выпускников высшей мореходки стараются устроиться в контролирующие органы. Ведь контролировать всегда проще чем работать.

Считаю, что все упирается, опять-таки, в вопросы модернизации. У российских рыбаков должны быть современные автоматизированные суда, где надо работать не «врукопашную», а интеллектом. Пока труд рыбака тяжелый, а зарплата не самая высокая. Если ГСМ в себестоимости продукции составляет сегодня 32 процента, то зарплата - не более 18 процентов. А должно быть, как минимум, наоборот.

Несмотря ни на что, мы движемся вперед, имеем большие планы, над выполнением которых трудимся ежедневно и ежечасно. Хочу сказать огромное спасибо нашим капитанам - Владимиру Тарову, Владимиру Черненку, Олегу Горбунцову, Виктору Федосееву, Андрею Трофимову, Вячеславу Ларину. Благодаря этим людям, их опыту, авторитету среди рыбаков, умению организовать работу колхоз постоянно добивается высоких результатов. Именно на таких людях, капитанах, держится наше предприятие.

От всей души желаю всем нашим колхозникам, а особенно тем, кто сегодня в море, чтобы в новом году удача сопутствовала им, чтобы в семьях царили мир и благополучие!

Мария Владимирова

Т. М. КРИВОНОГОВ, Люди и судьбы (М.К. Старицын)

"УПРЯМЫЙ ХОХОЛ"

Начало 1951 г. Караван судов Камчатрыбфлота, паровые траулеры Тралфлота, пароход "Петропавловск" Сахалинрыбфлота, старые пароходы "Кура", "Терек", "Эскимос", "Барнаул" стояли на нашей судоверфи. Ремонт мог затянуться на несколько лет. Стоянка была нудная. В очередную пургу пароходы заносило снегом. Объявлялся аврал, и весь экипаж выходил на уборку завалов.

Светлые дни наступали только тогда, когда третьего помощника капитана посылали в город за зарплатой. Ее выдавали раз в месяц. Но после получения денег и раздачи их экипажу через два-три дня тому же третьему помощнику предстояло уже крайне неприятное мероприятие. Дело в том, что, получив зарплату, часть моряков по пьяному делу совершала прогулы. А за это судили по Указу Президиума Верховного Совета от 26 июня 1940 г., по которому за прогул и опоздание на работу полагалась уголовная ответственность. По этому же указу запрещалось менять место работы. За нарушение в первый раз человека приговаривали к вычету четверти зарплаты в течение нескольких месяцев. При повторении кара ужесточалась, а виновный приговаривался уже к отбытию наказания в лагере, как правило, на четыре - шесть месяцев. При повторе срок увеличивался до одного года. Во время войны в тюрьму сажали сразу, мотивируя это обстановкой военного времени.

Жизнь в те годы была очень трудная. Комсостав в большинстве случаев не имел квартир, снимал углы в частных домах, в лучшем случае ютились в комнатушке в бараке. Некоторые были вынуждены жить на судах в каютах. На работу обычно приходилось добираться пешком, особенно после пурги, бредя чуть ли не по пояс в снегу. Никаких автобусов тогда и в помине не существовало.

Хоть война и отгремела в 1945 г., и люди вернулись к мирному труду, но правительство не торопилось отменять этот бесчеловечный указ. Отменили его только году в 1952-м, если мне не изменяет память.

Отдать ли под суд человека за прогул или нет, в основном, зависело от капитана. Но тот отвечал и за укрывательство. Так что вольно или невольно все оказывались связанными. Но все-таки порядочные капитаны подходили к этой проблеме по-человечески. Например, С. В. Чуприна поступал так. При распределении праздничных вахт он говорил старпому: "Ты Иванова на Первое Мая на вахту не ставь. Все равно напьется, и тебе придется составлять бумаги для суда. Лучше дай ему отгул". В то время плавсостав имел в месяц два выходных дня.

Иначе к этому вопросу подходил капитан парохода "Кура" Прокопий Семенович Деревянченко. Он заявлял так: "Я им водку в рот не наливаю. Пусть пьют, но знают меру. Надо помнить, что ты должен еще и выходить на вахту". Матросов и кочегаров он судил безжалостно. Даже умудрился отдать под суд второго помощника капитана Кешу Мандятова, единственного в то время сына тундры, окончившего мореходное училище, и третьего помощника Германа Ульянова. Хотя обычно к комсоставу относились лояльно.

Возмущался количеству судимых с парохода "Кура" даже сам народный судья поселка Индустриальный, где располагалась судоверфь.

Безжалостность Деревянченко ярко проявилась в следующем случае. Кочегар Завальницкий решил перейти работать с ремонтировавшегося судна на ходовое. А поскольку отдел кадров работал с утра, то он утром туда и отправился, а на вахту не вышел. Оформление бумаг заняло какое-то время. В отделе кадров получил направление на буксир и на следующий же день пошел на новое место работы. Но Деревянченко этот прогул так просто спустить не мог. Он отправился в транспортную прокуратуру и стал требовать предания кочегара суду. Прокурор разъяснил: "Да, фактически Завальницкий совершил прогул. Так что при желании можете направлять дело в суд". Что капитан и сделал. Завальницкий получил четыре месяца с вычетом четверти зарплаты, отбывая наказание на новом месте работы.

А вот и другой пример. Работал на "Куре" матрос В. Кашковский. После третьего прогула получил четырехмесячное тюремное заключение. По каким-то причинам судья заспорил с начальником исправительного заведения в соблюдении формальностей. Рассерженный судья сказал Кашковскому:

Иди на свою "Куру" и жди вызова.

А что мне сказать капитану?

Скажи, что если потребуешься, то я пришлю милиционера.

Прибывший на судно Кашковский заявил, что его тюрьма не принимает, и пока он несколько дней побудет на судне. Жить его поместили в его же кубрик. К несению вахты не привлекали. Кормили в судовой столовой. Через пару дней слоняющегося по палубе Кашковского увидел капитан Деревянченко и спросил:

Кашковский, ты почему на воле, ведь тебя, кажется, осудили?

Да, осудили, но меня тюрьма не принимает.

Я тебе, Кашковский, советую идти к прокурору и проситься в тюрьму. Ведь тебе не идет срок отсидки.

На что ему Кашковский ответил:

Ошибаетесь, Прокопий Семенович. Срок идет со дня вынесения приговора. Так что проситься в тюрьму у меня желания нет. Есть русская пословица: "Крепка тюрьма, да черт ей рад".

А я помню, что в 1938 г., когда в стране были переполнены тюрьмы, то люди не могли попасть в тюрьму после вынесения приговора, не было места. И им приходилось подавать жалобу прокурору.

Пусть уж просится кто-нибудь другой, а я не буду, - ответил ему матрос.

Дней через восемь прибыл милиционер и забрал Кашковского в тюрьму.

К тому времени уже стали продаваться радиоприемники "Рекорд", "Балтика". Появилась возможность слушать радиостанцию "Голос Америки". Обзавелся и я приемником "Балтика" - всеволновым аппаратом высокого качества, одним из лучших по тому времени. Правда, стоил он дороговато. Знающие люди посоветовали: "Слушай один или, в крайнем случае, с хорошим другом. Об услышанном ни с кем не делись, иначе пойдешь на Набережную, к чекистам. Там они душу вытрясут".

Первые услышанные передачи "Голоса Америки" ошеломили. Наше правительство они называли не иначе как "кремлевская шайка тиранов". Лаврентия Берию - "заплечных дел мастером", "кремлевским палачом". Слушал я эти лекции за закрытой на ключ дверью. Приглашал к себе только закадычного друга Лешу Кащевского. Передачи эти на многое открывали глаза. В них говорилось, сколько в России заключенных, рассказывалось о многих кремлевских тайнах, колымских лагерях. Наши комментаторы пытались вступать в полемику с редакцией "Голоса Америки". Но куда там! На утверждение, что в России у колхозников счастливая жизнь, они отвечали: "Если у ваших колхозников счастливая жизнь, то почему вы им не выдаете паспортов? Ведь они у вас практически как те же заключенные, только нет колючей проволоки и охраны".

Оказывается, международные профсоюзные организации поднимали голос в нашу защиту, указывали на лагеря рабского труда и многое другое. На что им неизменно отвечали, что это наше внутреннее дело. Наша пропаганда по сравнению с зарубежной была убогой, топорной и косноязычной. Когда из Советского Союза кто-то убегал на Запад, "Голос Америки" сообщал, что очередной житель сбежал из "коммунистического рая".

Наконец, подошло время, когда под давлением мирового общественного мнения указ от 26 июня 1940 г. был отменен.

Прошло много лет. Году примерно в 1970-м в журнале "Морской флот" вышла статья. В ней говорилось, что в австралийском порту два советских капитана пригласили к себе в гости английских коллег. Волей-неволей зашел разговор о флотской службе и ее организации. Наши задали англичанам, кроме многих вопросов, один наболевший и мучивший их: "Как вы боретесь с прогульщиками и пьяницами?" На что те искренне отвечали, что никак. "А потому никак, что мы эту категорию людей не берем работать на суда. Поэтому у нас и проблемы этой нет". Коротко и ясно.

Со времени описываемых событий прошло уже полвека. Вспоминаются они как дурной сон. Ушел из жизни Прокопий Семенович Деревянченко, прозванный при жизни "упрямым хохлом". О его кончине никто из моряков не сожалел…

КОРОТКАЯ ПАМЯТЬ

Эта история более чем сорокалетней давности вспоминается как пример человеческой порядочности, честности и отзывчивости.

Геннадий Андреевич, капитан рыболовного сейнера, жил со мной на одной лестничной площадке. Был он предпенсионного возраста и работал в рыболовецком колхозе им. В. И. Ленина.

Начинал Геннадий Андреевич в рыболовном флоте матросом, а потом окончил курсы штурманов малого плавания. Это дало ему возможность стать капитаном сейнера. Последние годы его работы в колхозе оказались удачными. Он даже как-то взял первенство по добыче сельди в Олюторке и был отмечен руководством колхоза - получил солидную премию за высокие уловы и в подарок именные золотые часы. Но, судя по всему, старик расслабился и начал выпивать не в меру. При стоянке в порту на ремонте был несколько раз замечен в пьяном виде при исполнении служебных обязанностей. Надо было капитана наказывать, но у руководства колхоза рука не поднималась - все-таки рыбу он ловил хорошо.

Выйти из щекотливого положения помог случай. Дело в том, что "наверху" в то время возникла идея: чтобы улучшить состояние колхозов в глубинке, надо передать им часть добывающих судов, которые будут ловить рыбу, и тем самым приносить живые деньги. В свое время это сыграло положительную роль. Получилось так, что сейнер Геннадия Андреевича невольно приобрел нового хозяина в лице колхоза, расположенного в Палане.

Геннадий Андреевич прекрасно понимал, что ему нечего рыпаться и принимать меры для того, чтобы остаться в колхозе им. В. И. Ленина. Прошло года три, как сейнер передали в это национальное хозяйство, и тут с Геннадием Андреевичем случилось несчастье. Он скончался от инфаркта. Остались у него вдова и дочь-десятиклассница.

Прошло еще три года. Встретил я его вдову Марию Ивановну и поинтересовался, как идут ее дела. Она поделилась со мной своим горем:

Была я на приеме в поликлинике. Врачи установили неутешительный диагноз. В общем, надо срочно выезжать в санаторий "Шмаковка" подлечиться, иначе болезнь будет прогрессировать. А денег на поездку нет. Те, что оставались после смерти мужа, растаяли, как весенний снег.

Постарайся сходить в Рыбакколхозсоюз, может быть, помогут там, - сказал я ей.

Через три дня встретил я Марию Ивановну и поинтересовался, удалось ли ей решить свой вопрос. Оказалось, что отказали ей окончательно. Сказали, что надо просить материальную помощь в Палане. А на счету этого колхоза денег практически никогда не было ни копейки.

Обидно мне стало за старого рыбака и его вдову.

Мария Ивановна, - сказал я ей. - Самое верное дело - это идти в колхоз Ленина к председателю Михаилу Константиновичу Старицыну. Он отказать не должен. Человек этот должность заработал своими трудовыми мозолями. Мужик он честный и добро помнит.

Да ведь ушел-то Геннадий Андреевич из колхоза не по-хорошему!

Забудь это. Только иди к самому, не ходи к управленцам.

Еще дней через пять встретил я Марию Ивановну в приподнятом настроении. С радостью она сообщила мне, что ей оформили путевку и даже дали проездные туда и обратно. И что сердечно благодарит она Михаила Константиновича за оказанную помощь.

Выделение путевки и проездных проходило непросто. Мне об этом при случае рассказал один из членов правления колхоза.

На правлении рассматривался ряд вопросов и несколько заявлений об оказании материальной помощи, в том числе и заявление вдовы Геннадия Андреевича. Нашлись и те, кто возражал. Мотивировали тем, что Геннадий Андреевич в колхозе Ленина давно не работает. Мало того, уже умер. Да и к тому же перешел в другой колхоз не по доброй воле. Но тут в разговор вступил Михаил Константинович:

У меня к вам, уважаемые члены правления, тоже есть вопросы. Кто Геннадию Андреевичу на этом месте вручал грамоты и именные золотые часы? Не вы ли? Человек ведь тоже в свое время внес вклад в благополучие нашего колхоза. Короткая у вас оказалась память. Негоже нам оставлять вдову в беде. Так что я предлагаю путевку ей оформить за счет колхоза. Да, наверное, надо еще и выделить денег на проезд. Ведь не с котомкой же ей идти пехтурой до Шмаковки.

Спустя несколько дней Мария Ивановна отбыла в Шмаковку…

Рассказажу о Михаиле Константиновиче Старицыне немного подробнее. Начал он работу в рыбной промышленности в должности простого рыбака. Со временем стал руководить моторно-рыболовной станцией, впоследствии выросшей в рыболовецкий колхоз им. В. И. Ленина. Об этом крупнейшем в стране рыболовецком хозяйстве написаны книги, сняты кинофильмы. Здесь работали несколько Героев Социалистического Труда.

А все начиналось с довоенного флота - с судов типа "кавасаки". Ловили с них переметами треску в Авачинском заливе. А далее под руководством Михаила Константиновича происходили перемены, и все в лучшую сторону. Начали получать первые МРС, сейнеры, СРТ, БМРТ. Колхоз расширялся, росли уловы, а с ними и благополучие людей. Хозяйство стабильно справлялось с государственным планом.

Один знакомый рассказал мне интересный случай. В начале 1950-х гг. Камчатку посетил министр рыбного хозяйства Восточных районов СССР Андрей Семенович Захаров. Утром собрали совещание работников Камчатрыбпрома и Тралфлота. Пригласили на него и Михаила Константиновича. Но перед этим пронеслась пурга, и дорогу до Сероглазки замело снегом. Пришлось ему добираться до города на лошадке, и поэтому он немного запоздал.

Дежурившая в приемной секретарь доложила о его прибытии. Услышав это, Захаров встал из-за стола, вышел к нему навстречу. Пожал руку и, обращаясь к присутствующим, сказал: "Вот у кого учитесь, как надо работать!"

При активном участии М. К. Старицына в Сероглазке построили причал. Это прекрасное гидротехническое сооружение отгородило часть акватории бухты, и получился очень удобный ковш для стоянки судов. На берегу возвели мастерские и другие службы колхоза. За стоянку у причала взимался причальный сбор - хоть и небольшая, но живая копейка в доход хозяйства.

Михаила Константиновича за его талант руководителя называли русским самородком. Определение это меткое и как нельзя лучше соответствует действительности. В память о Михаиле Константиновиче названа улица в Сероглазке. Рыбаки и общественность города ожидали, что имя Михаила Старицына будет присвоено одному из новых БМРТ. Но, к великому сожалению, этого не произошло. Видно, у нынешних начальников память тоже оказалась короткой…

Примечание редактора. 25 мая 2006 г. имя "Михаил Старицын" появилось на борту принадлежащего колхозу им. В. И. Ленина большого автономного траулера-морозильщика, доселе носившего весьма странное для камчатских вод название "Атлантик Квин", то есть "Королева Атлантики". Как сказала на митинге, посвященном переименованию судна, дочь М. К. Старицына, когда-то ее отец мечтал, чтобы в составе колхозного флота было судно с названием "Сероглазка". Прошли годы. Теперь у колхоза есть и "Сероглазка", причем уже вторая, и "Михаил Старицын"…

Пасмурный, с пронзительным холодным ветром день 26 мая не омрачил события, к которому давно готовилась рыбацкая Сероглазка. К 14 часам на причале собрались колхозники. Многие были с цветами, из судовых динамиков гремела музыка - любимые всеми песни о Камчатке, рыбаках, родной Серглазке. Той, о которой первый председатель объединенного колхоза им. В.И. Ленина Михаил Константинович Старицын сказал: "Сероглазка, любовь моя…".

Среди собравшихся на митинг почетное место занимали родные М.К. Старицына - его дети, внуки. Для них этот день был особенно знаменательным. Когда наступил торжественный момент - поднятое с борта БАТМа полотнище открыло название "Михаил Старицын" - в их глазах стояли слезы.

Отец мечтал, чтобы у колхоза было судно, названное именем нашего поселка, чтобы позывные Сероглазки звучали на просторах всего Мирового океана, - сказала дочь легендарного председателя Вера Михайловна. - Его мечта осуществилась. А теперь и имя отца на борту прекрасного судна. Сам он об этом не думал, но нам, его родным, это очень приятно и очень важно. Потому что в этом мы видим признание того, как много он сделал для колхоза, что люди помнят об этом и помнят его.

Два супертраулера, которые колхоз им. В.И. Ленина приобрел еще в 90-х годах, "Атлантик Принцесс" и "Атлантик Квин", в полную собственность колхоза перешли совсем недавно, поэтому их переименование и стало возможным только теперь. А то, что они получат названия, связанные с историей рыболовецкого колхоза, было решено изначально.

И вот сложная процедура перерегистрации и переоформления всех документов позади. "Атлантик Квин" остался в прошлом. Теперь в колхозном флоте - БАТМ "Михаил Старицын".

М.К. Старицын был родом с Тамбовщины, а на Камчатку, которую приметил на карте еще мальчишкой, добрался уже 20-летним молодым человеком. И полюбил этот край на всю жизнь. "Я самый богатый и счастливый человек. Моя Сероглазка, моя работа, мои заботы и тревоги стали заботами и тревогами моих детей", - так написал он в предисловии к своей книге.

С Сероглазкой у Старицына связано все в его жизни. Начинал трудовой путь токарем, потом был мотористом. В 1942 году стал председателем рыболовецкой артели им. С.М. Кирова, затем директором моторно-рыболовной станции, а в 1960 году, когда из нескольких артелей образовался колхоз им. В.И. Ленина, ему доверили его возглавить. Он это доверие оправдал сполна. Не имея образования (за плечами - всего… 4 класса!), он стал настоящим хозяином и мудрым руководителем. Развивал флот, строил поселок, укреплял колхоз специалистами. В работе была его жизнь. И его счастье.

Потому что большего счастья, наверное, не бывает, если все, о чем человек мечтал, воплотилось в жизнь. Если то, что делал, стало прочным, надежным фундаментом для новых поколений. Если его помнят. Если его имя - на борту большого рыболовецкого судна. Если его позывные слышат все моряки мира.