Особенности туристско-рекреационных зон. Что такое рекреационные зоны? Туристско-рекреационные особые экономические зоны Российской Федерации Туристско рекреационные объекты

Туристско-рекреационные зоны Российской Федерации

Слово «рекреация» в переводе с английского означает «отдых», «восстановление», «развлечение». А начиная с прошлого века в некоторых литературных источниках этот термин нередко употребляется буквально в следующем значении - «восстановление сил, потраченных в процессе труда» Горбунова О.Н., Гегамян М.А. Туристско-рекреационные особые экономические зоны РФ (на примере Тамбовской области) // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 1 (35). - С. 42..

Туристско-рекреационная особая экономическая зона (далее - ТР ОЭЗ) - это территория, имеющая границы в рамках одного или несколько регионов, сформированная: туристским предложением на основе высокой плотности объектов показа, видовыми характеристиками (природа, пейзаж, ландшафт), наличием развитой туристской инфраструктуры, социально-экономическим потенциалом, благоприятными экологическими условиями, транспортной доступностью, а также возможностью встраивания предлагаемых туристских продуктов во внешние и внутренние туристские сетевые программы, в том числе в международную логистику Степанова С.А. Развитие туристского комплекса региона на основе повышения инвестиционной привлекательности туристско- рекреационных территорий. - Автореферат. СПб, 2010. - С. 18..

Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний.

В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований;

на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;

в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную;

земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

Механизм формирования ТР ОЭЗ был запущен в 2006 г.: из 28 заявок было выбрано семь проектов по созданию туристско-рекреационных особых экономических зон. Победителями конкурсов стали Краснодарский, Алтайский и Ставропольский края, Республика Алтай и Бурятия, Калининградская и Иркутская области, а в 2010 году к ним присоединился и Приморский край. Позже в сентябре 2010 вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 752 «О досрочном прекращении существования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Краснодарского края» СЗ РФ. - 2010.- № 40. - Ст. 5079.. В 2012 году Постановлением Правительства РФ от 18.12.2012 № 1330 СЗ РФ. - 2012. - № 52. - Ст. 7503. было прекращено существование особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Зеленоградского района Калининградской области.

В итоге сегодня в Российской Федерации создано семь туристско-рекреационных особых экономических зон:

1) в Республике Алтай - «Алтайская долина» (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 67 СЗ РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 888.);

2) в Республике Бурятия - «Байкальская гавань» (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 68 СЗ РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 889.);

3) в Алтайском крае - «Бирюзовая Катунь» (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 69 СЗ РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 890.);

4) в Ставропольском крае - «Гранд СпаЮца» (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 71 СЗ РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 892.);

5) в Иркутской области - «Ворота Байкала» (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 72 СЗ РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 893.);

6) в Приморском крае - «Остров Русский» (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201 СЗ РФ. - 2010.- №14. - Ст. 1666.);

7) туристический кластер в СКФО, Краснодарском крае и Республике Адыгея (Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 833 СЗ РФ. - 2010.- № 42. - Ст. 5401.).

Критериев отбора этих территорий существует несколько. Во-первых, в каждом из них должен быть уникальный природный объект, который сам по себе вызывает у туристов огромный интерес, например, Куршская коса или озеро Байкал. Второй критерий - экономическая эффективность, окупаемость проекта. Третий - его воздействие на развитие региона. Зоны должны стать точками роста, которые будут стимулировать развитие всей экономики соседних территорий, например, транспорта, строительной отрасли, сферы обслуживания Сивакова Е.В., Мезенцева О.В. Характеристика системы существующих особых экономических зон туристско-рекреационного типа // Тенденции и перспективы развития легкой промышленности и сферы услуг // Научно-практическая конференция. под общей редакцией Д. П. Маевского. - 2013. - С. 168..

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

1) создаются на основании постановления Правительства РФ сроком на 20 лет на одном или нескольких участках территории России, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом ОЭЗ может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования;

2) в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную;

3) земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий или лесного фонда, землям сельскохозяйственного назначения;

4) возможность разработки и добычи специальных полезных ископаемых (минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов) на территории ТР ОЭЗ Королёва Н.В. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2012. - № 4 (111). - С. 308..

Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы:

Снятие 30% ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды;

На региональном уровне возможно применение пониженной ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъектов РФ, на территории которых находятся ТР ОЭЗ;

Возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент;

Может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль Проблемы законодательного обеспечения развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2012. № 25 (468). - Режим доступа: http://www.budgetrf.ru.

Для осуществления функций по управлению ОЭЗ в России создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). Однако 5 октября 2009 года оно было упразднено указом Президента, а его функции переданы Министерству экономического развития России. В настоящее время в обеспечении деятельности ОЭЗ задействованы также ОАО «Особые экономические зоны» и региональные органы власти (в зависимости от расположения особой экономической зоны).

Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы: снятие 30% ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды, возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, возможность устанавливать пониженную ставку налога на прибыль.

Общий объем финансирования особых зон туристского типа должен, по оценке правительства, составить за 20 лет свыше 336 млдр руб. Для каждой зоны предусмотрена специализация в развитии того или иного вида туризма - делового, оздоровительного, экологического, горнолыжного, водного, спелеотуризма, пляжного туризма на морском побережье. Реализация этого проекта имеет существенное значение не только для поддержки и развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом, неразвитой транспортной инфраструктурой, массовой безработицей, но призвана способствовать развитию российского рынка качественных и разнообразных туристских продуктов и повышению их конкурентоспособности как в рамках российского территориального пространства, так и за его пределами.

Особенностью туристско-рекреационных зон в современной российской экономике является и то, что они в основном нацелены на привлечение и активизацию внутренних источников инвестирования.

Все заявленные к реализации ТР ОЭЗ охватывают значительные по площади территории и должны создаваться на базе существующих поселений, призванных стать туристическими центрами зон. Только часть заявленных к развитию ТР ОЭЗ территорий в Российской Федерации обладает развитой транспортной и инженерной инфраструктурой. Реализация государственных планов в сфере развития туризма осложнена некорректным выбором места размещения зон и схемой их планировки. Зонирование территорий для определения границ ТР ОЭЗ - основа для формирования и закрепления в законодательных актах правовых основ их функционирования. Именно сложности с реализацией этого предваряющего инвестиционные проекты этапа стало существенным препятствием в реализации государственных проектов.

Так, туристско-рекреационная зона «Куршская коса», как уже было отмечено, была создана на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2007 № 73. Куршская коса - самый маленький национальный парк России, узкий песчаный полуостров между Балтийским морем и Куршским заливом длиной 98 км, шириной до 4 км. Примерно посередине косы проходит Государственная граница Российской Федерации и Литовской Республики. Куршская коса внесена в список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО как уникальный ландшафт, созданный природой и человеком.

Проектом предусматривалось создание на территории Зеленоградского района Калининградской области, на Куршской косе особой экономической зоны на земельном участке общей площадью до 67 кв. км, в границах которой планировалось развивать экологический, оздоровительный, водный, велотуризм, экскурсионный виды туризма.

По оценке специалистов Калининградской области, к 2026 г. предполагаемые налоговые поступления в бюджеты всех уровней могли составить 4,7 млрд руб., а туристический поток в ОЭЗ возрасти до 1,0 млн человек. Количество создаваемых рабочих мест в результате функционирования туристической зоны - 7 тыс., а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - 30 тыс. человек.

Позднее выяснилось, что часть участков была включена в зону ошибочно, так как эти территории отнесены к особо охраняемым. Кроме того, часть земельных участков туристско-рекреационной зоны обременена правами третьих лиц, что существенно осложняет их использование. За период, когда территория имела статус ОЭС, в ней не был зарегистрирован ни один резидент и не привлечены частные инвестиции. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 № 1330 «О досрочном прекращении существования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Зеленоградского района Калининградской области» решение о создании тур-зоны на заповедной территории было отменено.

ОЭЗ «Новая Анапа» в Краснодарском крае - это побережье Черного и Азовского морей, горные районы вблизи Апшеронска и Сочи. Выбранные участки территорий обладают значительным туристско-рекреационным потенциалом благодаря наличию и разнообразию природно-климатических условий, особенностей ландшафта и природных ресурсов. Одновременно с этим обозначенные участки характеризуются незначительным уровнем освоения.

В 2006 г. РосОЭЗ одобрил заявку Краснодарского края на создание ОЭЗ. В нее должны были войти пять территорий: «Новая Анапа» (станица Благовещенская, район Анапы), «Высокий берег» (Анапа), «Криница» (Геленджик), «Агрия» (Туапсинский район Краснодарского края) и «Малый Ахун» (Сочи). Позднее заявка «Высокого берега» была отозвана, поскольку там началось строительство жилого комплекса.

Площадь ОЭЗ «Новая Анапа» должна была составить 780 га, курорт мог бы принимать около 360 тыс. человек в год, до 2012 г. планировалось построить 9 пятизвездочных, 11 четырехзвездочных, 23 трехзвездочных отеля, около 300 вилл, гольф-клуб, шесть торгово-развлекательных центров, однако государство так и не приступило к ее финансированию. В процессе зонирования территории выяснилось, что часть земельных участков будущей зоны является частной собственностью, и владельцы отказываются их продавать. ОЭЗ в районе Сочи, где территорию контролирует отдельная федеральная структура, «пересеклась» в связи с олимпийской стройкой, т.е. с резидентами профильной деятельности. За три года существования в ОЭЗ в Новой Анапе не было заключено ни одного соглашения об осуществлении предпринимательской инвестиционной деятельности. ОЭЗ Краснодарского края, созданная в 2006 г., прекратила существование. Власти Краснодарского края совместно с экспертами разработали концепцию переноса игорной зоны «Азов-Сити» и развития игорной зоны и легального туристского кластера «Золотые пески» на подведомственной территории. В новом качестве конкурентоспособность территории Краснодарского края обеспечивается наличием развитой инфраструктуры и современного аэропорта.

За период, прошедший с момента законодательного введения особых зон туристско-рекреационного типа, постоянно меняется концепция развития туризма на озере Байкал. Турзоны «Байкальская гавань» и «Ворота Байкала», расположение которых запланировано на восточном и западном берегах уникального озера, оказались в эпицентре резкой критики со стороны местного населения и научной общественности. Прежде всего, это было вызвано тем, что точечное (выборочное) освоение зоны Байкала и сооружение объектов инфраструктуры способно, по мнению специалистов, уничтожить его уникальность, поскольку туристы едут в этот регион не ради гостиничных и развлекательных комплектов высокого европейского уровня, а из-за желания насладиться уникальной природой региона. Т

Территория требует комплексного и бережного освоения на всем побережье и во всем многообразии ее проявлений как целостной системы. При дорогостоящих инвестиционных вложениях необходимо учитывать и то, что туристский сезон на Байкале длится всего 4 месяца. Из-за территориальной удаленности региона туры на озеро Байкал с учетом транспортной составляющей имеют очень высокую себестоимость. В Правительстве Российской Федерации предполагается изменить концепцию ОЭЗ туристско-рекреационного типа на Байкале в сторону расширения ее границ и увеличения количества зон с 2 до 5-6. В данном варианте на иркутском побережье Байкала может появиться три ТРОЭЗ - в районе МРС, в Большом Голустном и Листвянке.

В 2009 г. в Российской Федерации сократилось бюджетное финансирование туристско-рекреационных зон, государство оставило за собой обязательства по финансированию проектов создания трех зон, остальные должны рассчитывать на внебюджетные источники инвестирования. Лидером по освоению бюджетных средств в процессе создания особых зон туристско-рекреационного типа является зона «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае.

ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» расположена на левом берегу реки Катунь, в районе горы Красный камень, она включает альпийские луга, смешанные леса и горный ландшафт общей площадью 32,3 кв. км. Этот комплекс охватывает территорию четырех районов края, включая город-курорт федерального значения «Белокуриха» с общей численностью населения 92 тыс.

Ожидаемый объем инвестиций составит 37,8 млрд руб. Территория обладает уникальными возможностями организации маршрутов различной категории сложности и развития разнообразных видов туризма: подводный, природный, рыбная ловля и охота, экологический, культурный, водный (рафтинг, байдарки, каяки), спортивный (альпинизм), спелеотуризм, оздоровительный (климатотерапия, ландшафтотерапия), экскурсионный (пеший, конный, лыжный), горнолыжный. Часть объектов турзоны введены в эксплуатацию и принимают туристов Поройко Л.И. Туристско-рекреационные зоны: оценка социально-экономической эффективности в условиях современной экономики // Вестник Академии. - 2013. - № 4. - С. 35..

Констатируя очень медленные темпы реализации проектов развития туризма в формате ТРОЗ, принято решение предъявлять более четкие правила к формированию ОЭЗ в России. Прежде всего, на этапе отбора территорий должны быть выявлены потенциальные инвесторы, готовые участвовать в финансировании проекта в тех же объемах, которые обеспечивает государство. Кроме этого ОЭЗ должны соответствовать концепции развития страны до 2020 г. и стратегии социально-экономического развития федеральных округов.

Очевидно, что реализация «формата» туристско-рекреационных зон сопровождается в России большими трудностями. В данном случае невозможно воспользоваться опытом создания зон подобного типа, поскольку в мировой экономической практике отсутствует практика их создания в сфере туризма. Применяемый в мировой туристской предпринимательской практике опыт располагает обширными данными о туристских центрах и туристско-рекреационных кластерах.

По принятой в мировой практике функциональной структуре туристские центры классифицируются на климатические центры, предлагающие солнечные ванны, холодные пляжи (Северное, Балтийское моря) и жаркие пляжи (Средиземное, Карибское моря); бальнеологические с минеральными источниками; природные с национальными парками, нетронутой природой; спортивные для традиционных видов спорта (плавание, зимние виды, гольф) и центры спорта и приключений (сафари, рыбалка, Олимпийские игры); исторические, располагающие архитектурными памятниками (египетские пирамиды, музеи Лувр, Эрмитаж); религиозные, отражающие различные религиозные события и являющиеся символами веры (Иерусалим, Мекка, Лурд); фольклорные, основанные на национальном искусстве, праздниках, ярмарках, музыке; культурные, предлагающие посещение выставок, концертов, сезоны оперы, театра, кино, форумы, конференции, съезды; деловые и торговые, предлагающие посещение ярмарок, различных выставок, организацию деловых встреч; центры конгрессов, семинаров, симпозиумов, предлагающие проведение этих научных и политических форумов; центры развлечений: зоологические парки, казино, парки аттракционов и др.

В мировой практике разработана и применяется классификация туристских центров и территорий на основании данных о суммарных посещениях туристов и поступлении денежных средств за один день в долларах США.

К первой группе территорий (20-50 млн туристов) относится Западная и Южная Европа (размер денежных затрат от 250 до 500 долл. США одним туристом в день) и США (500-1 000 долл. США).

Ко второй группе территорий (10-20 млн туристов) отнесены Восточная Европа, Канада (250-500 долл. США).

В третьей группе территорий (5-10 млн туристов) представлены Мексика (500-1 000 долл. США), Ближний Восток (500-1 000 долл. США), Китай (100-250 долл. США). Четвертая группа территорий (1-5 млн туристов) - это Карибское море (500-1 000 долл. США), Индия (500-1 000 долл. США), Юго-Восточная Азия (250-500 долл. США).

Деятельность государства и бизнеса направлена на увеличение количества туристских центров. За последние годы новые туристские центры и территории появились в Карибском море, на архипелагах в Индийском океане, в Китае, Юго-Восточной Азии. Туристские центры - это точки экономического развития регионов, которые привлекают значительные туристские потоки, формируя развитую инфраструктуру обслуживания туристов в формате туристско-рекреационного кластера.

«Туристский центр» и «туристско-рекреационные кластер» - это основные формы, в рамках которых происходит создание и развитие конкурентоспособной модели бизнеса в туристской сфере. Создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа не получилo широкого применения в мире.

Под территориально-производственным кластером понимается сообщество сконцентрированных по географическому признаку взаимосвязанных фирм и организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга. Кластерный подход первоначально возник и применялся только в сфере промышленного производства. Постепенно кластерный принцип формирования и развития бизнеса стал использоваться и в других сферах деятельности, в том числе в сфере нематериального производства.

Туристско-рекреационный кластер (англ. cluster) может быть определен как сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: туроператоров, турагентов, сферы размещения, поставщиков туристических услуг, транспортных компаний, инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Общим признаком в практике реализации «туристско-рекреационных зон» и «туристско-рекреационных кластеров» является частно-государственное партнерство, однако формы взаимодействия властных структур и бизнеса существенно различаются.

В кластерных формированиях проявляется выраженный рыночный мотив заинтересованности участников, основанный на экономической выгоде от участия в кластерном сообществе, при котором быть в кластере выгоднее, чем функционировать за его пределами. Конечно, присутствие государственных инвестиций в ТР ОЭЗ способно существенно сократить необходимость вложений со стороны частных инвесторов, особенно в инфраструктурных проектах. Однако, как показывает российская практика, бизнесу свойственна собственная оценка инвестиционной привлекательности заявленных государством территорий туристского развития, что во многом и обусловило неоднозначный ход реализации проекта создания семи туристско-рекреационных зон в России.

В целом эффективность государственной поддержки создания в России особых экономических зон низка. Как показала проверка Счетной палаты Российской Федерации, часть средств ОАО «Особые экономические зоны» направляло на организацию непрофильных компаний и вкладывало в финансовые активы. Такой вывод аудиторы сделали по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг использования в 2011 г. и первом полугодии 2012 г. мер государственной поддержки, направленных на создание и функционирование особых экономических зон с целью перевода российской экономики на инновационный путь развития».

Анализ, проведенный Счетной палатой Российской Федерации, показал, что по состоянию на 1 июля 2012 г. общий объем вложений из федерального и региональных бюджетов составил 115,4 млрд руб. При этом еще 33,7 млрд руб. не освоено, из них 19,1 млрд - не законтрактованы, что свидетельствует о низком уровне эффективности использования государственной поддержки при создании объектов инфраструктуры ОЭЗ.

Эксперты подсчитали, что экономический эффект от создания ОЭЗ составляет 0,68%. Летом 2012 г. в Минэкономразвития России принято решение ежегодно оценивать эффективность функционирования каждой ОЭЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 491 СЗ РФ. - 2013.- № 25. - Ст. 3155. утверждены Правила оценки эффективности функционирования особых экономических зон, согласно которым для оценки эффективности функционирования особых экономических зон устанавливаются абсолютные и относительные количественные показатели, а также критерии оценки эффективности функционирования особых экономических зон. Предполагается анализ целого перечня показателей: количество резидентов и лиц, утративших этот статус; число созданных рабочих мест (по сравнению с запланированным); объемы произведенных инвестиций, полученных доходов, уплаченных налогов и налоговых льгот; размеры бюджетного и внебюджетного финансирования создания инфраструктуры ОЭЗ. Показатели должны исследоваться как за год, так и за весь период с начала функционирования зоны. При этом объем произведенных инвестиций необходимо сравнивать с предусмотренным соглашением о ведении деятельности и размером бюджетного финансирования. С последним также сопоставляют сумму уплаченных налогов.

Согласно учению В.С. Преображенского, деятельность -- это инвариантная часть системы, связывающая субъект с ландшафтом. При этом связь несет в себе как сущностные признаки субъекта, так и сущностные признаки ландшафта.

Принцип Преображенского позволяет точно локализовать деятельность не только как связь, но и как структуру. Действительно, состоянию деятельности инвариантны все остальные состояния рекреационной системы. Например, различия познавательной, курортной и спортивной рекреационной деятельности определяют специфику требований и состояний природного комплекса, обслуживающего персонала, технических систем, функций управления в области рекреационного сервиса.

Рекреационное проектирование -- вариативное моделирование программ отдыха и обслуживающих их систем с учетом требований рекреации.

Проектирование в сфере рекреационного сервиса рассматривается прежде всего как функция туроператора на стадии разработки проекта тура. Эта задача, как правило, имеет для туроператора вполне конкретный характер -- разработать рекреационную программу определенного тура.

Пользуясь моделью рекреационного проектирования, можно значительно упростить и ускорить его конкретную реализацию.

В основу моделирования положены принцип иерархии рекреационной деятельности и деятельностно-ландшафтный принцип рекреационного проектирования В.С. Преображенского.

Эти два принципа позволяют рассматривать рекреационное проектирование как структурно-модульный процесс, схожий с составлением слов из букв, предложений из слов и, наконец, текста из предложений.

Азбука туроператора, исходя из этих принципов, должна содержать вместо букв комбинации рекреационной деятельности.

Основные понятия: «рекреационная деятельность»; «элементарное рекреационное занятие» (ЭРЗ); «типы рекреационной деятельности» (ТРД); «циклы рекреационной деятельности (ЦРД).

Туристский проект -- это порядок определения целей и задач для создания или внедрения отдельного туристского продукта. Процесс создания и реализации проекта включает организационные, производственные, технологические, коммерческие и другие мероприятия, приводящие к внедрению туристского продукта. То есть туристский проект можно определить как комплекс взаимосвязанных видов деятельности, обеспечивающих эффективное достижение конкретной цели, согласованный по ресурсам, срокам и документально оформленный.

Таким образом, проектирование заключается в разработке основных направлений деятельности в соответствии с намеченной стратегией развития, ресурсными возможностями и имеющимся спросом на рынке. Это и система расчетов, определение размера инвестиций и подготовка решений, необходимых для достижения намеченных целей. Проектирование базируется на проведении систематических исследований состояния рынка, сборе и анализе многочисленных данных, охватывающих экономические, политические, демографические и другие аспекты.

Проектирование в туризме имеет следующие функции:

  • - постановка задач на основе информационного обеспечения, связанных с целями, ресурсами, сроками и условиями проведения тура;
  • - подготовка рациональных и экономически обоснованных решений на основе расчетов и обоснованных прогнозов, учитывающих благоприятные и неблагоприятные тенденции и условия;
  • - координация деятельности всех участников процесса.

В процесс проектирования входит информация о возможной реализации турпродукта, выделяемых ресурсах, принимаемых решениях, возникающих идеях и гипотезах, а также моделях и схемах, заимствованных со стороны.

Ключевую роль в разработке рекреационного проекта играет всесторонний, комплексный, системный, объективный анализ рекреационных ресурсов территории проекта!!!

Рекреационные ресурсы - природные и культурно-исторические комплексы и их элементы, способствующие восстановлению и развитию физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья, которые при современной и перспективной структуре рекреационных потребностей и технико-экономических возможностях используются для прямого и косвенного потребления и производства курортных и туристских услуг.

К рекреационным ресурсам относятся два типа ресурсов: природные и антропогенные.

Природные рекреационные ресурсы это территориальное сочетание природных компонентов с функциональной, временной и территориальной комфортностью рекреационной деятельности.

Рекреационные ресурсы в рекреационном хозяйстве выступают как условия рекреационной деятельности. Для того чтобы природные условия стали природными ресурсами, необходимы затраты общественного труда на их изучение, оценку и подготовку и доведение их до степени технологичности, необходимой для прямого использования в рекреационном хозяйстве.

Характеристика рекреационных ресурсов с экономической точки зрения

Туристско-рекреационные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях и условно подразделяются на две группы: природные и инфраструктурные. Динамичное развитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов (без наличия коммуникаций, средств связи, памятников культуры, искусства и др.) туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен. При этом, несмотря на свою социально-гуманную роль, туризм видоизменяет экологию. Снижение ущерба от воздействия индустрии туризма на экологию регулируется на государственном и международном уровнях за счет: экологического просвещения, ограничения туристско-рекреационной нагрузки на природные ресурсы, налогового регулирования.

Шесть основных характеристик рекреационных ресурсов с экономической точки зрения:

  • 1. объем запасов (дебет минеральных вод; площадь рекреационных территорий; экскурсионный потенциал (в часах) туристских центров), необходимый для определения потенциальной емкости территориально-рекреационных комплексов, уровня освоенности, оптимизация нагрузок;
  • 2. площадь распространения ресурсов (размеры водоносных горизонтов, пляжей; лесистость, обводненность территории; границы устойчивого снежного покрова), позволяющая определить потенциальные рекреационные угодья, установить округа санитарной охраны;
  • 3. период возможной эксплуатации (продолжительность благоприятного климатического периода, купального сезона, залегание устойчивого снежного покрова), определяющий сезонность туризма, ритмичность туристских потоков;
  • 4. территориальная неподвижность (подвижность) большинства видов ресурсов, обуславливающая тяготение рекреационной инфраструктуры и потоков к местам их концентрации;
  • 5. сравнительно низкая капиталоемкость и невысокая стоимость эксплуатационных затрат, что позволяет достаточно быстро создавать инфраструктуру и получать социальный и экономический эффекты, а также самодеятельно использовать отдельные виды ресурсов;
  • 6. возможность многократного использования при соблюдении норм рационального природопользования и проведении необходимых мероприятий по рекультивации и благоустройству.

Методологические подходы к оценке рекреационных ресурсов

Здесь используются два вида оценок: качественная и количественная.

Количественная оценка включает в себя:

  • 1) показатели объема запасов, необходимых для определения потенциальной емкости территориальных рекреационных систем, оптимизации нагрузок;
  • 2) показатели площади распространения ресурсов, благоприятных для рекреационного использования, установления границ санитарных округов;
  • 3) продолжительность комфортного сезона использования рекреационных ресурсов, определяющих сезонность использования и развития туризма.

Качественная оценка рекреационных ресурсов включает в себя степени благоприятных свойств для определенного вида рекреационных занятий: выразительность, контрастность, величественность, способность рекреационных ресурсов пробуждать положительные эмоции (аттрактивность).

Стоимость рекреационных ресурсов, как и природных, в целом должна определяться такими же образом, как стоимость национального богатства страны, причем необходимо делать поправку на рекреационную стоимость территории. Экономические параметры продукции рекреационной деятельности и экономическая оценка рекреационных ресурсов тесно связаны с видом ресурса, его качеством, расстоянием от района спроса, технологии использования, состояния окружающей среды. Следовательно, экономическая оценка рекреационных ресурсов должна представлять собой систему показателей, отражающих экономические результаты рекреационной деятельности с учетом их качественных свойств.

Проблема экономической оценки рекреационных ресурсов

Цель экономической оценки рекреационных ресурсов - объективно отразить, что теряет народное хозяйство и общество в целом при уничтожении рекреационного ресурса или отказе от его использования на территории, где этот ресурс предназначен для другой хозяйственной деятельности.

Ответить на этот вопрос очень сложно: во-первых, потому, что этот ресурс может быть уникальным и его ценность нельзя возместить; во-вторых, в ряде случаев интересы общества и индивида не совпадают, что может привести к безвозвратной потере ресурса.

Экономический эффект рекреационной деятельности проявляется, с одной стороны, в результативности функционирования учреждений лечения, отдыха и туризма, а с другой в развитии народного хозяйства страны в целом. В связи с этим на практике в зависимости от цели применяются два основных вида оценок: отраслевая (с позиции рекреационной отрасли) и народнохозяйственная (с позиции всего общества). Отраслевая оценка строится на сопоставлении затрат и доходов отрасли, а народнохозяйственная на основе общественных издержек и выигрыша общества от использования рекреационных ресурсов.

На сегодняшний день предложены десятки различных методик расчета экономической оценки рекреационных ресурсов. Одна из них, в частности, предложена американскими специалистами: в ней за основу принимают сумму затрат, произведенную отдыхающим. Другие берут во внимание лишь транспортные расходы рекреантов на дорогу к месту отдыха и обратно, поскольку они составляют основную часть расходов. В основе такого подхода лежит закономерность, выявленная М. Клаусом в США, подтверждающая тесную связь между расстоянием, транспортными расходами и количеством посещений туристского центра (например, увеличение транспортных затрат на 1 долл. сокращает количество посещений в расчете на каждую тысячу зрителей ближайшего к туристскому центру района с 500 до 400, из среднеудаленного с 1200 до 800 и из дальнего района со 100 посещений до 0). Основываясь на этой закономерности, стоимость рекреационных ресурсов данного туристского центра можно принимать как разницу между транспортными расходами на туристскую поездку к месту отдыха и обратно и его общими затратами, умноженную на число отдохнувших в течение года.

Экономически оценить природные рекреационные ресурсы довольно сложно. К настоящему времени в основном разработаны подходы к оценке рассматриваемых ресурсов на основе балльного метода. Однако балльные методы оценки не пользуются безоговорочным признанием, так как они не лишены субъективности и не дают расчетных показателей, поддающихся экономическому анализу. В тоже время многие характеристики природных ресурсов могут измеряться лишь относительными величинами, например познавательной ценностью какого-либо ландшафта. Поэтому там, где использование количественных методов пока невозможно или они пока не разработаны, использование балльных методов является единственно возможным методом оценки.

Основой для определения экономической оценки природных рекреационных ресурсов должен стать кадастровый метод. Кадастр должен отражать не только данные о природном состоянии ресурса, но и оценочную характеристику его использования. Необходимо иметь в виду периодичность или непрерывность обновления и пополнения кадастра. Наиболее очевидно это требование на примере кадастра водных ресурсов: расширение сведений о подземных водах происходит непрерывно, и, следовательно, необходимо постоянное обновление данных. В такой же мере это относится и к минеральным ресурсам, запасы которых постоянно изменяются.

При этом экономическая оценка (перечень показателей, порядок их установления, оценочный критерий) методически и практически оказывается наиболее трудным этапом работ. В особенности это относится к рекреационным ресурсам, вопросы экономической оценки которых разработаны крайне слабо. Экономическая оценка возможна только для тех рекреационных ресурсов, народнохозяйственный эффект от которых можно измерить: минеральных вод, лечебных грязей, озокерита, леса, поверхностных вод, природных национальных парков. Основными показателями социально-экономической эффективности использования природных лечебных ресурсов являются: экономический эффект оздоровления одного рекреанта; эффект от курортного использования 1м куб. различных видов лечебных ресурсов (на его основе определяется суммарный эффект от освоения всего месторождения); общее сокращение временной нетрудоспособности в течение года после оздоровления одного рекреанта; численность условно высвобожденных работников за счет снижения потерь рабочего времени в течение года после оздоровления в санаториях; экономия денежных средств на оплату листов временной нетрудоспособности рекреантов в течение года после санаторно-курортного лечения.

Таким образом, оценка рекреационных ресурсов должна проводиться с учетом комплекса показателей и четким указанием объекта оценки (тип ресурсов, объектов, территорий) и ее субъекта (вид туризма, цикл рекреационных занятий, категория отдыхающих).

Используются три основных типа оценки рекреационных ресурсов:

  • 1) медико-биологический (физиологический), когда выявляется степень комфортности (дискомфортности) природно-ландшафтной среды для организации отдыха;
  • 2) психо-эстетический, когда анализируется характер эмоционального воздействия природной среды на отдыхающих, аттрактивность природных и культурно-исторических объектов; при этом следует учесть, что в современном международном туризме доминирует т.наз. «западный стандарт» с жесткой ориентацией прежде всего на высокое качество оказываемых туруслуг и твердые гарантии безопасности (это касается и т.наз. «экстремального туризма» - по-настоящему подвергать риску свое здоровье, а тем более - жизнь подавляющее большинство западных туристов, конечно же, не хочет, поэтому под маркой. «экстремального туризма» скрывается просто шоу-подделка, немножно щекочущая нервы туристов по принципу «пол-час экстрима, а потом ванна с джакузи и со всеми прочими удобствами»).

И наивно думать, что российские туристы в массе своей чем-то принципиально отличаются по данному параметру от европейцев или американцев. Мифы и сказки о толпах бесшабашных, разгульных русских туристах, которые якобы не боятся ни стрельбы, ни чумы, ни цунами хороши для застолий, анекдотов или концертов Задорнова, но мифы и сказки - это одно, а реальность - совсем другое.

Как Вы думаете, почему в современном международном туризме доминирует т.наз. «западный стандарт»?

Что произошло с турпотоками из России в Египет после того, как в данной стране в 2012-2013 гг. произошло два военных переворота?

3) технологический, при котором определяется пригодность ресурсов для организации различных видов туризма и отдыха, возможность формирования специализированных и комплексных территориально-рекреационных комплексов.

Комплексный характер рекреационных ресурсов требует сочетания трех типов оценки для определения интегральной ценности ресурсов, форм их рационального использования.

Важную роль при оценке рекреационных ресурсов играют также т.наз. внешние и косвенные факторы, влияющие на развитие рекреационной деятельности

  • - налоговый режим в туристическо-рекреационной сфере, установленный в данной стране
  • - сравнение нормы прибыли от рекреации и деятельности в сфере материального производства (следует учитывать, что, вопреки расхожим мифам, высокой нормы прибыли в рекреации, даже в сегменте т.наз. элитного туризма ожидать не приходится, большинство видов промышленной деятельности более прибыльны, нежели рекреация, поэтому ни одна более-менее крупная страна мира не разбогатела за счет туризма).
  • - политические факторы (политическая стабильность рекреационного региона и прилегающих к нему территорий, желание и готовность государства развивать рекреационную сферу).

Необходимо проанализировать сильные и слабые стороны, возможности и угрозы внедрения конкретного путешествия с образовательными целями.

К факторам, повышающим аттрактивность (привлекательность, пробуждение эмоционально-положительных эмоций) дестинации (туристской территории) в ходе проектирования образовательного тура, могут быть отнесены, например, достопримечательности, в том числе объекты всемирного наследия, внесенные в список ЮНЕСКО, уникальные в образовательном плане музеи, сохранившиеся национальные традиции населения и др.

Важно подчеркнуть относительность и условность термина «уникальность» в современном международном туризме. Действительно уникальных мест на Земном шаре не так уж и много. Более того, часто их уникальность создает значительный дискомфорт для потенциальных туристов (климатический, трудности с путями сообщения и т.д.). Именно поэтому

При этом важно понимать и то, что понятие аттрактивность весьма относительно - для жителей различных климатических зон высокую долю аттрактивности будут пробуждать совершенно различные природные или культурно-цивилизационные ландшафты (чем сильнее они отличаются от района ПМЖ туриста, тем аттрактивнее): жителей Сургута будет радовать теплое море, но вот у грека или корсиканца оно вряд ли вызовет положительные эмоции (все так похоже на обыденный для них пейзаж!), европейцу будет интересна саванна, но мексиканцу едва ли. Многие европейцы с интересом рассматривают буддийские храмы в Таиланде, но для китайца или японца - это скорее привычные объекты архитектуры и т.д.

Положительным следует признать поддержку со стороны администрации туристского района, готовность и желание владельцев турресурсов принимать потенциальных туристов, хорошие внешние транспортные связи и транспортное оснащение района тура, близость к крупным населенным пунктам, основным районам расселения и др.

К слабым сторонам, которые должны быть учтены, относятся неразвитость инфраструктуры туризма (места размещения, питания, развлечения и другого обслуживания потенциальных туристов), неудовлетворительное состояние парка транспортных средств и плохое состояние дорог, низкий уровень благоустройства территории, отсутствие информационных материалов справочного характера (путеводителей, схем, карт и др.), а также напряженность экологической или политической обстановки в районе предполагаемого путешествия.

Выше уже отмечалось, какую роль играет в современном туристическом сервисе «западный стандарт». Поэтому как раз уникальные места чаще всего не становятся знаменитыми рекреационными объектами. Под маркой же «уникальности» чаще всего фигурируют просто хорошо разрекламированные крупнейшими туристическими фирмами, удобные для развития туризма объекты. Их «уникальность» вдалбливается в головы рядовых обывателей с экранов телевизоров, с обложек модных туристических буклетов и т.д. Попасть в эти списки очень сложно, поскольку мировой туристический рынок давно поделен фирмами - «супер-акулами», уже отшлифовавшими методы организации турсервиса именно в тех местах, на которые они в свое время сделали ставку.

Чем, например, уникален Ниагарский водопад? Ничем. Водопад Виктория в Африке, например, и выше, и величественнее, и красивее. Но туристы в массовом масштабе никогда не поедут в Африку, потому что там нет ни качественных отелей, ни комфортных аэропортов, ни хороших ресторанов и т.п. Именно поэтому во всем мире усилиями заинтересованных структур лепится образ «уникального» Ниагарского водопада в США.

Какие проблемы возникают при экономической оценке рекреационных ресурсов?

Какие методики расчета экономической оценки рекреационных ресурсов существуют в настоящее время?

Как сочетаются между собой три основных типа оценки рекреационных ресурсов?

В 90-к гг. некоторые западные предприниматели предлагали российскому правительству достаточно выгодные проекты развития туризма в российской тундре («сафари на вездеходах»). Однако все эти попытки, несмотря на явно ощутимый экономический эффект, были решительно отвергнуты. Как Вы думаете, почему?

В станах Запада сейчас очень широкое распространение получил такой практически неизвестный вид туристического отдыха, как наблюдение за экзотическими птицами (в экваториально-тропическую зону). Однако птицы очень часто мигрируют, места «птичьих базаров» не являются стационарными. Специфика какой из шести основных характеристик рекреационных ресурсов (с экономической точки зрения) отражена в данном случае?

Рекреационные ресурсы Каспийского побережья Казахстана и Азербайджана имеет очень высокий потенциал (по многим параметрам превосходящий потенциал Крыма). Однако развитие рекреации в данном регионе не является приоритетом экономической политики данных государств? Как Вы думаете, почему?

Бутан в современном мире остается одной из немногих стран (возможно - единственной страной) традиционной буддийской цивилизации в чистом виде. Многие западные туристы готовы посещать эту экзотическую страну даже при отсутствии западного стандарта качества. Однако король Бутана заявил, что никакая прибыль от туризма ни его самого, ни его подданных не интересуют, что его страна предпочитает быть бедной, но сохраняющей преданность духовным канонам буддизма. Какой косвенный фактор обуславливает невозможность развития рекреационной деятельности в данной стране?

Проектирование социокультурной деятельности организатора туризма включает выбор наиболее оптимального решения и его проектное оформление; разработку форм внедрения проекта в практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношениях.

Важнейшим структурным компонентом технологии проектирования является исследовательская деятельность. Последняя требует корректного применения различных научных методов - абстрагирования, наблюдения, эксперимента, анализа, синтеза, формализации, типизации, а также многих специальных научных методов и т.д..

Что такое абстрагирование, наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, формализация?

Метод абстрагирования основывается на мысленном отвлечении исследователя от несущественных с точки зрения цели исследования деталей, особенностей и характеристик изучаемого объекта и включении в рассмотрение только наиболее важных, значимых его сторон. Абстрагирование - одна из самых сложных операций разума (например, не красное или белое яблоко, а яблоко вообще, не отец Петра или Ивана, а отец вообще, как понятие).

Наблюдение - систематическое целенаправленное прослеживание поведения изучаемого объекта в привычных для него условиях (по заранее определенному плану и с научной целью). Бытовое наблюдение не может считаться научным, так как там нет научного плана и фиксирования результатов в количественно-знаковой, выработанной профессиональной наукой форме.

Эксперимент - наблюдение в видоизмененных условиях (путем помещения объекта в неестественную для него среду или через вмешательство в происходящие у объекта процессы).

Методы анализа и синтеза заключаются в предварительном выявлении структуры изучаемого объекта и исследовании каждого элемента этой структуры в отдельности, разложения объекта на составные части (анализ) с последующим объединением полученного знания в единое целое (синтез). Оба процесса являются обязательными этапами исследовательской работы, поэтому термин «анализ» часто используется как синоним всякого научного исследования вообще.

Формализация - отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, химии и т. д.) и обеспечение возможности исследования реальных объектов и их свойств через формальное исследование соответствующих знаков.

При разработке исследовательской части проектов в области туристско-рекреационного сервиса важную роль играет использование методологии т.наз. Лундской школы «временной» географии - название дано по городу Лунд в Швеции.

Основные методологические принципы Лундской школы:

  • 1. Ориентация в исследованиях прежде всего на обыденную реальность в том виде, в каком она существует, генерирование описания именно реальности, а не идеологических стандартов
  • 2. Усиленное внимание к географической науке, ее основным закономерностям. Для лундских ученых математика, философия и психология и т.д. являлись лишь вспомогательными средствами, и это нашло прямое отражение в их методологических и теоретических работах.
  • 3. Стремление к непосредственному выходу на практику, особенно в плане регионального анализа и планирования;
  • 4. Стремление к синтезу пространственно- временных характеристик в исследовании человека и общества. В их интерпретации пространство и время, действительно, единая система, а не различные категории, соединенные черточкой на бумаге.

В частности, при изучении пространственно-временной деятельности человека в Лундской школе принято исходить из следующей системы ограничений:

  • - неделимость человека,
  • - ограниченная и статистически известная продолжительность жизни человека,
  • - ограниченные возможности участия человека одновременно более, чем в одном виде пространственно значимой деятельности,
  • - факт наличия статистически описываемой продолжительности каждого вида деятельности,
  • - факт расходования времени на передвижение между точками в пространстве,
  • - ограниченная вместимость пространства активности человека,
  • - ограниченные размеры земного пространства,
  • - факт наличия у любой жизненной ситуации истоков в прошлом.

Разработки Лундской школы активно применяются на практике. Например, с 1966 года ряд специалистов занимается анализом условий жизни населения в урбанизированных районах с целью определения степени использования в повседневной жизни социального и физического окружения. В исследованиях активно и успешно используется моделирование. Так, создана сложнейшая имитационная модель PESASP/ПОМАМТ, оценивающая множество альтернативных траекторий в поведении горожан, и на ее основе выделены множественные типы возможных программ деятельности людей, в т.ч. и туристической направленности.

Подумайте, в чем ценность использования методологии Лундской школы в проектировании именно в рекреационнно-туристической деятельности?

Важную роль в успехе проектирования рекреационнно-туристической деятельности играет также задействование (в исследовательской части проекта) методов социальной психологии. Именно они позволяют правильно учесть такой важнейший компонент туристической деятельности, как массовые стереотипы, психологические установки туристов, механизмы воздействия на них.

В проектной деятельности неизбежно задействование и методов многих других наук.

Однако при этом важно подчеркнуть, что в целом рекреационно-туристическое проектирование (за редким исключением) - это не научная, а практическая, и более того - преимущественно коммерчески-ориентированная сфера деятельности. Поэтому речь здесь может идти только о частичном использовании научных методов в качестве одного из вспомогательных средств достижения практической цели, но не более.

Часто одним из первых шагов организатора туристической деятельности является получение социального заказа.

Социальный заказ: 1) выполнение интеллектуальной работы, например, в области культуры, искусства. Экономики и т.д. с учетом идеологической направленности официальной политики государства, желания органов власти; 2) осуществление деятельности в соответствии с запросами и интересами общества, общественный заказ.

Заказ в условиях региона формируется на основе анализа потребностей населения региона и анализа его туристских возможностей, состояния законодательной базы региона и политики его органов управления, материалов региональных центров изучения социокультурных ситуаций.

В идеале социальный заказ выступает как соглашение, договор между органами управления региона (муниципалитета) и туристской организацией (фирмой).

Сам договор выступает как целевая социокультурная творческая программа, основой которой является «Положение о социально-культурном заказе». «Заказ» выступает как юридический акт, обеспечивающий управление развитием туристской деятельности в регионе. В зависимости от обстоятельств он включает развитие туристских зон, благоустройство природных и исторических памятников, зон отдыха, оздоровительной деятельности, проведение других культурных мероприятий.

В каких иных формах, кроме договора, может существовать социальный заказ?

Практика показывает, что социальный заказ должен быть ориентирован на удовлетворение как физических, так и духовных, прежде всего познавательных потребностей человека; развитие духовных. эмоциональных и физических сил населения, особенно молодежи; ценности культуры региона, нравственное воспитание молодежи, воспитание патриотизма, любви к родному краю; разрешение существующих социально-культурных проблем, выступающих как проблемные ситуации.

Социальный заказ и проектирование социально-культурной деятельности организатора туристской деятельности должны основываться на общих принципах:

  • -- принцип целеполагания, предусматривающий расширение рабочих мест, пропаганду духовных ценностей, удовлетворение культурных потребностей населения, развитие рекреационной базы;
  • -- принцип выделения главного звена в управлении социокультурной деятельностью организатора туризма в зависимости от конкретных условий, которыми могут быть расширение туристских услуг, развитие туристских центров, подготовка специалистов для регионального турбизнеса, пропаганда региональных туристских ценностей и др.;
  • -- принцип ориентации на социокультурные ценности выступает как интегративная ценность, способная сблизить людей, установить между ними гуманные отношения, возвысить культурные потребности населения;
  • -- принцип комплексного планирования деятельности организатора туризма регионального турбизнеса, связанный с учетом интересов всех групп населения; предоставлением услуг, способных удовлетворить разнообразные потребности туристов; ориентацией на социокультурные ценности региона; развитие всех видов туризма;
  • -- принцип историзма, связанный с раскрытием истории формирования культурных ценностей региона, разработкой разделов, отражающих историю развития родного края;
  • -- активного использования региональных ресурсов, что связано с комплексным планированием расширения объектов туристской деятельности, подключением их для широкого использования в целях просвещения и отдыхом населения.

Проектирование тура предполагает проведение проектировщиком оценки общего туристского потенциала.

Оценку перспектив развития туризма проводят на основе анализа и характеристики следующих компонентов:

  • -- географического положения района тура, в том числе транспортных связей (внешних и внутренних), современного экологического и социально-экономического состояния района;
  • -- природных условий (климатических и географических, гидрографических и ландшафтных условий и ресурсов), археологических, этнографических туристских ресурсов, иных историко- культурных ресурсов (памятников архитектуры, музеев, образовательных, культурных центров и др.);
  • -- материально-технических ресурсов туриндустрии;
  • -- основных параметров формирования спроса (с учетом географических, социально-демографических, видовых, временных

и пространственных параметров);

Структуры реального и потенциального спроса на данный туристский район (со стороны местного населения, соседних регионов, отдаленных регионов, иностранных туристов).

Изучаются направления приоритетных туристских потоков с оценкой возможных социально-экономических последствий развития туризма.

Рассматривается возможный сценарий развития региона и его составляющих как туристских центров; определяются ведущие группы туристских ресурсов; характеризуются отрасли, смежные с туристской (торговля, бытовое, медицинское обслуживание, культурно-досуговые и концертно-зрелищные учреждения).

Выявляют туристскую специализацию района, его место на российском и международном туристских рынках. Выявляются приоритетные виды туризма, которые определяют туристскую уникальность территории и место образовательного туризма в общей туристской структуре.

Приступая непосредственно к проектированию туристского маршрута по территории района, можно ориентироваться на следующий план:

1. Составление паспорта разрабатываемого маршрута, содержащего следующую информацию:

название маршрута,

его цели и задачи,

тип и протяженность маршрута,

его продолжительность,

фактор сезонности,

начальная, конечная и промежуточные точки маршрута,

использование транспортных средств,

примерная стоимость маршрута.

Подумайте, какие проблемы могут возникать при составлении каждого из вышеперечисленных пунктов паспорта маршрута? Какие ошибки и оплошности тут вполне могут быть совершены участниками проекта?

К каким негативным последствиям они могут привести при выполнении остальных этапов плана проекта?

  • 2. Разработка информационного содержания маршрута (содержание всей экскурсионной программы).
  • 3. Составление программы тура.
  • 4. Организация культурно-развлекательной программы на маршруте.

Какую специфику необходимо особенно тщательно учитывать и прорабатывать при осуществлении 2-4 пунктов плана проекта?

  • 5. Организация проживания и питания туристов.
  • 6. Организация транспортного обслуживания туристов.
  • 7. Туристские формальности и безопасность путешествия.
  • 8. Разработка памятки для участников тура.

Экспертные оценки какого плана очень желательно дать при выполнении четырех последних пунктов плана проекта?

Успех реализации инвестиционного проекта во многом определяется организационной структурой управления проектом, которая призвана вырабатывать комплекс воздействий, направленных на своевременное и качественное выполнение всех входящих в проект работ.

Поскольку, как правило, инвестиционные проекты различаются структурой вложений и содержанием отдельных фаз, то не существует структуры управления, которую можно было бы использовать во всех случаях жизни.

Управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта (проектного цикла), направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству.

Тем не менее, важно помнить, что проект, в т.ч. в области рекреационно-туристического сервиса, всегда нацелен на желаемый результат.

В последнее время стало модно заниматься прогнозированием, многие учёные и экономисты взяли на вооружение такие термины, какtechnology foresight (технологический Форсайт), business-planning (бизнес-планирование) и technology roadmapping (построение технологических дорожных карт),не всегда до конца представляя, что скрывается за этими красивыми названиями. Давайте попробуем разобраться в сущности этих загадочных терминов, остановившись подробнее на последнем, а именно, на дорожном технологическом картировании.

3.1 Характеристика ТР ОЭЗ Российской Федерации

Механизм создания туристско-рекреационных особых экономических зон был запущен в 2006 г.: из 28 заявок было утверждено семь проектов по созданию ТР ОЭЗ. Победителями конкурсов стали Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Алтай и Бурятия, Иркутская и Калининградская области, а в 2010 году к ним присоединился и Приморский край. Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации создано восемь ТР ОЭЗ:

1. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Алтайская Долина» (Республика Алтай) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 67

Располагается на территории Майминского района Республики Алтай на правом берегу реки Катунь и имеет площадь 855 га. На участке планируется создание курорта с широкими возможностями для развития водных видов спорта, поскольку Катунь известна как одно из удобнейших мест для сплавов, занятий экстремальными видами водного спорта. Курорт будет включать в себя гостиничный комплекс, лечебно-оздоровительные спортивные и развлекательные объекты.

2. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Байкальская гавань» (Республика Бурятия) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 68

ОЭЗ в Республике Бурятия расположена в Прибайкальском муниципальном районе Республики Бурятия в непосредственной близости от озера Байкал. На территории зоны планируется создание современного гостиничного комплекса, порта, центра восточной медицины, спортивно-оздоровительного комплекса, обустройство маршрутов и экологических троп.

3. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь» (Алтайский Край) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 69

Располагается на территории Алтайского района Алтайского края на левом берегу реки Катунь и имеет площадь 3326 га.

ТР ОЭЗ создается в целях создания и функционирования в курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Предполагается строительство кемпингов, горнолыжной трассы, охотничьих угодий и других объектов с общим количеством мест для туристов 3,5 тыс.

4. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Новая Анапа» (Краснодарский край) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 70

Расположена между Черным морем и Кизилташским и Бугазским ламинами на территории городского округа Анапа на земельном участке площадью 882 га. Позиционирование ТР ОЭЗ «Новая Анапа» предусматривает реализацию идеи курорта, предлагающего возможности спокойного отдыха в разных форматах: пляжный отдых по системе «все включено», культурный отдых с детьми, бальнеология и СПА-терапия, таймшерные апартаменты, отдельно стоящие мини - отели, а также активный спортивный отдых: гольф, теннис, аквапарк, бассейны, парусный спорт, виндсерфинг.

5. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Гранд Спа Юца» (Ставропольский край) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 71

Особая экономическая зона располагается на территории Ставропольского края на горе Юца и ее окрестностях, на расстоянии 10 км от Пятигорска и 35 км от аэропорта Минеральные Воды, имеет площадь 843 га.

ТР ОЭЗ сформирована в целях создания современного бальнеологического курорта, улучшения сервиса, достижения большей гибкости в оздоровительных программах, формирования широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развития смежных видов туризма.

6. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Ворота Байкала» (Иркутская область) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 72

Территория, отводимая под размещение ТР ОЭЗ, находится на побережье оз. Байкал, вблизи поселка Большое Голоустное. Планируется строительство объектов энергоснабжения, объектов теплоснабжения, объектов наружных сетей водоснабжения и канализации, реконструкция аэропорта в Иркутске. В границах ОЭЗ предполагается разместить гостиницы класса 3, 4 и 5 звезды; объекты делового, лечебно-оздоровительного, спортивного, развлекательного назначения.

7. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Куршская коса» (Калининградская область) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N73

Площадь национального парка «Куршская коса» составляет 6 621 га, площадь акватории в охранной зоне - 9 800 га. Западная его граница проходит по берегу Балтийского моря, а восточная - по берегу Куршского залива. Туристско-рекреационный потенциал ТР ОЭЗ позволяет развивать экологический, оздоровительный, спортивно-развлекательный, велосипедный, водный, рекреационный, деловой, экскурсионный, познавательный и другие виды туризма.

8. Туристско-рекреационная особая экономическая зона на территории острова Русский (Приморский край) Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201.

ТР ОЭЗ будет расположена на земельном участке площадью 2,8 тысячи гектаров. Планируется строительство международного делового центра, нескольких гостиниц, океанариума и Тихоокеанского научно-образовательного центра.

На рисунке в Приложении 2 указано месторасположение создаваемых туристско-рекреационных зон: они формируются в трех различных климатических поясах России и практически все расположены в непосредственной близости к государственной границе. Такое размещение позволяет не только представить разнообразие природных условий страны, но и сделать их доступными для иностранных туристов. Также в Приложении (табл. 2) представлены направления туризма, источники финансирования и основные элементы инфраструктуры, которые планируется создать в каждой из ТР ОЭЗ. Как видно, практически в каждой из зон среди приоритетных направлений - экологический, оздоровительным, спортивный туризм, во всех регионах предусмотрено строительство гостиничных и спортивных комплексов различной направленности. Что касается структуры инвестиций, то необходимо отметить, что лишь в одном регионе создание туристско-рекреационной зоны будет основываться на бюджетном финансировании практически на 70%, тогда как в других ТР ОЭЗ внебюджетные поступления составляют от 16,5 до 45%.

В течение 2007 года были выбраны площадки, определены и утверждены границы всех ТР ОЭЗ. В первом квартале 2008 г. завершена разработка и утверждены концепции создания и развития каждой из зон, включающие анализ рынка и определение их позиционирования, подготовку мастер-планов, а также разработку маркетинговых стратегий продвижения и привлечения инвесторов.

На основе концепции создания туристско-рекреационных зон были организованы и проведены конкурсы на разработку проектов планировки территорий каждой ОЭЗ. В 2008 г. начато проектирование и строительство первых объектов инфраструктуры Особые экономические зоны: главные результаты работы в 2008 году // Вестник ОЭЗ. 2008 №3..

В связи с экономическим кризисом в 2008-2009 г. из семи туристско-рекреационных особых экономических зон строительство продолжалось лишь в трех - «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, «Алтайская долина» в Республике Алтай и «Байкальская гавань» в Бурятии. Увеличение длительности процесса создания туристско-рекреационных особых экономических зон объясняется, прежде всего, отсутствием опыта создания таких зон в России. Кроме того, длительный период предпроектных работ связан с большим сроком окупаемости проектов (12-15 лет). Тем не менее, проекты ТР ОЭЗ не будут «заморожены» надолго или вовсе свернуты - об этом свидетельствует прежде всего принятие Постановления Правительства от 31 марта 2010 года о создании новой туристской зоны в Приморском крае.

3.2 Перспективы развития туристско-рекреационных особых экономических зон Российской Федерации

Не прошедшие по конкурсу регионы также должны участвовать в развитии туристской индустрии России. Благодаря конкурсной процедуре они сделали комплексный анализ потенциала своей территории с позиций будущей активизации своей туристской деятельности. Разработанные бизнес-планы, региональные программы будут способствовать привлечению внимания инвесторов и общественности к развитию регионального туризма. Активно участвуют в развитии своей туристской инфраструктуры такие субъекты, которые, имея конкурентоспособный туристско-рекреационный потенциал, до настоящего времени в полной мере его не использовали. Например, в Дагестане планируется строительство развлекательного комплекса с гостиницей, яхт-клуба с бунгало, санатория, центра семейного и детского отдыха. В Камчатской области предполагается создание туристско-этнографического центра, строительство горнолыжного и бальнеологического лечебно-курортного комплексов, аквапарка. В Мурманской области рассматриваются проекты по развитию активных видов туризма, в частности экологического и экстремального туризма на малых реках северо-восточного побережья Кольского полуострова. Масштабы инвестиций и будущая отдача по таким проектам гораздо скромнее, чем вложения в особые туристско-рекреационные зоны, однако реализация региональных программ позволит весьма существенно повысить уровень конкурентоспособности территорий и, следовательно, всей туристской индустрии России.

Намерение участвовать в конкурсе на создание туристско-рекреационной особой экономической зоны высказывали в администрациях Ростовской, Камчатской областей, Красноярского края. В Вологодской области ведется разработка проекта ТР ОЭЗ «Дед Мороз». При наличии в каждом из перечисленных регионов разнообразных рекреационных ресурсов и возможностей для развития различных видов туризма - от экстремального до культурно-познавательного, одной из главных проблем остается привлечение инвесторов. Так, например, основу туризма Камчатской области составляет малый бизнес. Порядка 70 малых фирм Петропавловска-Камчатского занимаются туристской деятельностью различной специализации: проведением экстремальных и конно-верховых маршрутов, всех лыжных маршрутов, а также маршрутов на снегоходах и собачьих упряжках. Кроме того, малый бизнес активно предлагает услуги частного гостиничного сектора. Однако без притока внешних инвестиций сферу туризма невозможно обустроить должным образом.

Тем не менее, даже при возможных «побочных эффектах» строительства ТР ОЭЗ (как, например, возможное нарушение экологического баланса региона, повышение цен), эксперты отмечают, что в целом инвестиции пойдут на пользу всем регионам, в которых на данный момент создаются туристско-рекреационные особые экономические зоны.

Во всем мире практикуется создание специальных территорий, где жители того или иного населенного пункта, а также его гости проводят часы досуга. К таким территориям относятся рекреационные зоны. Здесь отдыхают абсолютно все слои населения, начиная от самых маленьких граждан и заканчивая пенсионным возрастом.

Что такое рекреационная зона

Туристско-рекреационной зоной (ТРЗ) называют особый вид экономической зоны, где государство и жители создают благоприятные условия для развития туризма и массового отдыха населения.

Среди основных целей организации подобных зон выделяют следующие:

  • способствование развитию туристической деятельности в конкретном регионе;
  • повышение конкурентоспособности туристического бизнеса;
  • развитие курортов лечебно-оздоровительного характера;
  • повышение уровня профилактики и лечения различных заболеваний.

В туристско-рекреационных зонах зачастую начинают разрабатывать месторождения минеральных вод, различных природных ресурсов, обладающих лечебными свойствами, куда также относятся целебные грязи.

Каковы плюсы организации таких зон? В глобальном плане это способствует тому, что в страну начинают привлекаться инвестиции, появляется новый конкурентоспособный продукт. Что еще немаловажно, обычный отдых и путешествия переходят на более высокий уровень.

Помимо этого, создание рекреационных зон повышает численность населения определенной местности, поскольку сюда привлекаются новые специалисты в разных областях.

Характеристики рекреационных зон

Рассмотрим подробно, чем отличаются рекреационные зоны от других особых зон экономического характера. В первую очередь стоит отметить, что на момент создания описываемых зон на их территории могут располагаться земельные участки жителей либо юридических лиц. Также территория может охватывать сразу несколько участков, относящихся к разным муниципальным образованиям.

Еще одной особенностью данной местности является то, что здесь могут находиться различные объекты, в том числе жилой фонд, инфраструктура, какие-либо частные постройки. Иногда земельные участки, включаемые в зону, относятся к особо охраняемым по закону.

Рекреационные зоны РФ

Согласно постановлениям Правительства России в феврале 2007-го года, на территории страны решили обозначить семь территорий, которым присвоили статус туристско-рекреационных.

Данные рекреационные зоны расположены в таких регионах, как:

  • Ставропольский край.
  • Краснодарский край.
  • Республика Алтай.
  • Республика Бурятия.
  • Алтайский край.
  • Иркутская область.
  • Калининградская область.

Позднее были созданы особые экономические зоны на острове Русский, а также на территории Чеченской республики. Последняя затем вошла в состав туристического кластера, находящего в нескольких округах: Северо-Кавказском, республике Адыгея и Краснодарском крае. Все эти рекреационные зоны России способствуют тому, чтобы развивался в государстве как внутренний туризм, так и приезжали иностранные гости.

Какие ТРЗ наиболее популярны

Одной из самых уникальных рекреационных зон по праву считается национальный парк под названием «Куршская коса». Он располагается в Калининградской области и представляет собой песчаный полуостров. Эта местность по своему ландшафту, красивым пейзажам, животному и растительному многообразию абсолютно не похожа на другие рекреационные зоны. Поэтому сюда едут отдыхать толпы туристов, которые любуются не только красотой местности. Здесь интересно посмотреть и культурно-историческое наследие в виде поселения рыбаков, архитектурных памятников.

Не менее популярной является особая экономическая зона «Кавказские минеральные воды», что в Ставропольском крае. Особый акцент здесь делается на инновационных технологиях бальнеолечения, использовании инноваций в СПА-индустрии. В частности, планируется максимально продуктивно использовать минеральную воду Баталинского источника для лечения и реабилитации. А целебная грязь, которую берут из Тамбуканского хранилища, подойдет для фанготерапии. Еще одной новинкой для профилактических целей выступит фитоаэроионизация.

Привлекает путешественников и зона туристско-рекреационного типа «Горный Алтай» благодаря своей нетронутой природе. Эту территорию рассматривают как многопрофильную зону, где успешно реализуются такие виды деятельности, как познавательная, рекреационная, лечебная, спортивно-оздоровительная.

Интересы бизнеса и государства

Особенно заинтересованы работать в специальных экономических зонах представители малого и среднего бизнеса. Причиной тому является предоставление широкого спектра услуг, включая пункты различного рода развлечений, торговли, общественного питания и пр. При правильном подходе здесь прекрасно развивается туристический бизнес, спортивный, рекреационный и пр.

К тому же, для бизнесменов привлекательны налоговые льготы, которые предоставляются резидентам рекреационных зон. Так, есть возможность платить налоги по сниженной налоговой ставке. Также предоставляется право устанавливать особый коэффициент к основной норме амортизации – это касается лишь собственных средств.

По подсчетам финансистов, каждая туристско–рекреационная зона приносит серьезный доход в государственный бюджет. За счет них возрастает вклад в ВВП со стороны туризма. Если весь механизм будет полностью налажен и отработан, то планируется создать дополнительные рекреационные зоны через некоторое время.

Что запрещено на территории ТРЗ

Несмотря на то, что на территории РФ имеются различные типы рекреационных зон, на любой из них законом не позволяется:

  • Разрабатывать месторождения полезных ископаемых и добывать их. Исключение составляют лишь месторождения минеральных вод и целебных грязей.
  • Перерабатывать полезные ископаемые и лом цветных и черных металлов (разрешен лишь промышленный разлив минводы).
  • Выпускать товары и перерабатывать их, если они относятся к подакцизной продукции.

Согласно российскому законодательству, правительство державы имеет полное право дополнять вышеуказанный список запрещенных действий на территориях особых экономических зон.

Тури́стско-рекреацио́нная зо́на (ТРЗ ) - вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сферетуризма. Целями создания туристско-рекреаци-онных зон являются: повышениеконкурентоспособноституристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительныхкурортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторожденийминеральных вод,лечебных грязейи других природных лечебных ресурсов.

Законы о туристско-рекреационных зонах были приняты 19 мая 2006 годаГосударственной Думой России. Создание туристско-рекреационных зон способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата в России, появлению конкурентоспособноготуристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

Особенности туристско-рекреационных зон

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

    могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований.

    на момент их создания на них могут располагаться земельные участки , находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц.

    в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную.

    земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

Для организаций, имеющих статус резидентатуристско-рекреационной зоны, установленыналоговые льготы:

    снятие 30 % ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды.

    возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент.

    может устанавливаться пониженная налоговая ставканалога наприбыль.

Лекция 2. Анализ туристского потенциала края

Вопросы: 1. Составляющие туристского потенциала.

2. Культурно-историческое наследие.

3. Виды туризма и перспективы их развития

Вопрос 1. Составляющие туристского потенциала.

Туризм сегодня модно рассматривать как одну из форм проявления общего процесса освоения территорий в рамках тех или иных социо-культурных образований, т.е. одним из выражений пространственно активной реакции. При этом происходит формирование единого туристского пространства, которое ориентировано именно на те районы, где в силу определенно сложившихся обстоятельств существуют предпосылки и потребность в развитии туризма. Одним из таких районов международного значения является Алтай.

Алтайский край является одним из наиболее привлекательных регионов России для инвестиций в такой несырьевой сектор экономики как сфера туризма. Планы по диверсификации бизнеса все чаще приводят в крайинвесторов, заинтересованных в осуществлении проектов со средним сроком окупаемости.

В крае имеется целый комплекс условий, благоприятных для развития туризма. Туристический потенциал Алтайского края складывается из четырех основных факторов:

Природно-климатического (рекреационого) комплекса;

Историко-культурного комплекса;

Сети объектов размещения;

Сети объектов развлечения.

Первые два фактора влияют на популярность региона непосредственно у туристов, третий и четвертый - в большей степени у инвесторов.

Алтайский край высоко обеспечен такими важными факторами развития туризма, как природно-рекреационные и историко-культурные ресурсы. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет краю занимать новые позиции на туристическом рынке Сибири.

Привлекательность Алтайского для туристов определяется, прежде всего, тем, что природа на огромной территории сохранилась в естественном, практически неизменном человеком состоянии. Высокая степень пейзажности и эстетическая привлекательность ландшафтов, обилие интересных для познания природных объектов, а также своеобразие флоры и фауны, позволяют признать, что Алтай - один их немногих крупных регионов планеты, наиболее перспективных для организации международных экологических туров.

Алтайский край обладает значительными рекреационными ресурсами, которые выражаются в наличии различных ландшафтов, от сухо-степных до горно-таежных, горно-тундровых, альпийско-субальпийских.

Таким образом, критериями оценки туристско-рекреационной привлекательности территорий являлось наличие следующих факторов:

1. Природно-климатические условия (разнообразие природных ландшафтов, наличие водных объектов, средняя температура воздуха, высота снежного покрова, количество солнечных дней в году и др.).

2. Наличие объектов показа, эстетическая и рекреационная ценность территории, в том числе:

Наличие природных ресурсов: водные объекты пригодные для сплава, купания, памятники природы, уникальные природные комплексы, пещеры, скалы, живописные ландшафты, возможности рыбалки, охоты и др.;

Наличие историко-культурных ресурсов: памятники истории и архитектуры, музеи, памятники археологии, традиционные народные ремесла и промыслы и др.

3. Количество и качество вспомогательных услуг, включая наличие мобильной связи, обеспечение мест размещения.

4. Транспортная доступность, качество автодорог.

5. Существующий или скрытый спрос на туристические услуги.

6. Возможность организации маршрутов различной категории сложности и развития различных направлений туризма (экологический туризм, горнолыжный туризм, водный туризм, конный туризм, пеший туризм, туры выходного дня и др.).

В полной мере эти факторы сегодня представлены лишь в Алтайском, Смоленском районах и городе-курорте Белокуриха.

Тем не менее, существует группа районов на юге края - Змеиногорский, Курьинский, Краснощековский, Чарышский и Солонешенский, которые при относительно низком развитии транспортной и туристической инфраструктуры являются наиболее привлекательными в плане освоения, прежде всего благодаря естественным природным ландшафтам, историческим памятникам и мягкому климату.

В аспекте специализации стратегия создания современного туристско-рекреационного комплекса международного значения включает развитие четырех взаимосвязанных (интегрированных) направлений (специализаций, субкластеров) алтайского туристического кластера:

Алтайский край - федеральная здравница Сибири - федеральный общесибирский курортно-бальнеологический и медицинский центр, созданный на основе современных технологий оздоровления и лечения и местных природных ресурсов;

Алтайский край - всероссийский центр активного и спортивного горно-ландшафтного туризма и отдыха;

Алтайский край - регион туризма общероссийского и международного значения;

Алтайский край - сибирский игорно-развлекательный центр - основной сибирский центр отдыха и развлечений для всех категорий потребителей.