Материал типы и размеры железобетонных шпал. Железобетонные шпалы: основные разновидности, характеристики и особенности применения

ШПАЛЫ ДЕРЕВЯННЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ
ДОРОГ ШИРОКОЙ КОЛЕИ

Технические условия

1. Технические требования.

1.1 Шпалы должны изготовляться из древесины сосны, кедра, ели, пихты, лиственницы и березы

1.2 Типы и размеры.

1.2.1 В зависимости от назначения шпалы должны изготовляться трех типов:

  • I - для главных путей;
  • II - для станционных и подъездных путей;
  • III - для малодеятельных подъездных путей промышленных предприятий.

1.2.2 По форме поперечного сечения шпалы подразделяются на три вида:

  • Обрезные - пропилены четыре стороны (черт. 1);
  • полуобрезные - пропилены три стороны (черт. 2);
  • необрезные - пропилены две противоположные стороны, две другие могут быть пропилены частично (черт. 3).

1.2.3 В зависимости от типов размеры шпал должны соответствовать указанным в Таблице 1.

Таблица 1.

Тип шпалы Толщина h Высота пропиленных
боковых сторон h 1
Ширина Длина
Верхней пласти,
не менее
Нижней пласти
b b I b 1
Тип I 180+5 150 180 210 250+5 2750+20
Тип II 160+5 130 150 195 230+5 2750+20
Тип III 150+5 105 140 190 230+5 2750+20

Примечания
1. Шпалы типа II толщиной 155 мм следует относить к типу III.
2. Ширина верхней пласти необрезных шпал типа I должна быть не менее 155 мм.
3. Допускаются шпалы типа I с шириной нижней пласти 230 мм и шпалы типов II и III - 250 мм в количестве не более 10% в партии.
4. Ширина нижней пласти b 2 не должна превышать 280 мм.

1.2.4 Размеры шпал установлены для древесины с влажностью не более 22 %. При большей влажности шпалы должны иметь по толщине и ширине припуски на усушку древесины для хвойных пород по ГОСТ 6782.1, а для лиственных пород - по ГОСТ 6782.2.

1.3 Характеристики.

1.3.1 Качество древесины шпал должно соответствовать требованиям, указанным в Таблице 2.

1.3.2 В партии допускается 15% шпал с нормами ограничения пороков, установленными в Таблице 3.

1.3.3 Пласти шпал, а в обрезных шпалах и боковые стороны, должны быть взаимно параллельны. Непараллельность не должна быть более 10 мм на всю длину шпалы.

Таблица 2.

Порок древесины по
ГОСТ 2140-81
1. Сучки сросшиеся, частично сросшиеся и несросшиеся:
а) здоровые (светлые, темные, с трещинами) В местах укладки путевых подкладок допускаются размером не более 60 мм, на остальных поверхностях - не более 110 мм.
б) загнившие и гнилые
в) табачные В местах укладки путевых подкладок допускаются размером не более 10 мм, на остальных поверхностях не более 60 мм.
2. Двойная сердцевина Не допускается
3. Ядровая и наружная трухлявая гнили Не допускается
4. Грибные ядровые пятна (полосы) Допускаются, не более 25 % соответствующей площади торцов, пластей и боковых сторон
5. Заболонная гниль:
а) мягкая Не допускается
б) твердая Не допускается
6. Ложное ядро Допускается размером не более 1/2 площади торца без выхода на верхнюю пласть.
Выход ложного ядра на боковые стороны допускается размером 2/3 толщины шпалы.
7. Глубокая червоточина Допускается в количестве не более 6 шт. на 1 м длины шпалы
8 Трещины:
а) метиковая Допускается протяженностью по торцу не более 1/3 толщины или ширины шпалы без выхода на верхнюю пласть
б) отлупная Не допускается с выходом на верхнюю пласть и боковые стороны, а также с выходом на нижнюю пласть против мест расположения путевых подкладок
в) морозная Не допускается на верхней пласти. На остальных поверхностях допускается глубиной не более 40 мм
г) от усушки боковая Допускается длиной не более 450 мм каждая.
д) от усушки сквозная Допускается протяженностью по длине шпалы не более 100 мм.
9. Наклон волокон Допускается не более 10 %
10. Проросль
11. Заруб и запил Не допускается в местах укладки путевых подкладок
12. Покоробленность:
а) простая Допускается со стрелой прогиба, мм, по пластям - не более 10 и по боковым сторонам - не более 100
б) крыловатость Допускается не более половины нормы простой покоробленности.
13. Кривизна:
а) простая Допускается по боковым сторонам необрезных и полеобрезных шпал со стрелой прогиба не более 50 мм.
б) сложная Допускается не более половины нормы простой кривизны.
14. Скос пропила торцов шпал по отношению к продольной оси Допускается не более 20 мм по толщине и ширине шпалы

Примечания:
1. Не допускается одновременное наличие в шпале метиковых и морозных трещин.
2. Пороки по ГОСТ 2140, не указанные в таблице, допускаются.

Таблица 3.

Порок древесины по
ГОСТ 2140
Норма ограничения пороков древесины
1. Сучки табачные На всех поверхностях за исключением мест укладки путевых подкладок допускаются размером не более 25 мм в количестве не более 3 шт. на шпалу
2. Твердая заболонная гниль На всех поверхностях за исключением мест укладки путевых подкладок допускаются в виде отдельных пятен размером не более 30 мм.
3 Трещины:
а) метиковые Допускаются протяженностью по торцу не более 1/2 толщины и ширины шпалы без выхода на верхнюю пласть.
б) усушки боковые Допускаются длиной не более 700 мм каждая.
4. Кривизна простая Допускается по боковым сторонам необрезных и полуобрезных шпал со стрелой прогиба не более 100 мм.

1.3.4 Непропиленные поверхности шпал должны быть очищены от коры и луба. Сучки и ребристая закомелистость должны быть срезаны вровень с поверхностью шпалы, при этом срез сучка должен быть плоским.

1.3.5 Шпалы, до укладывания их в путь, должны быть пропитаны маслянистыми защитными средствами.

1.3.6 Режимы и качество пропитки шпал должны соответствовать требованиям к пропитке шпал на шпалопропиточных заводах.

1.4 Маркировка непропитанных шпал должна быть четкой и наноситься на один из торцов шпал клеймением или стойкой краской. Маркировка шпал после пропитки не возобновляется.

1.5 Непропитанные шпалы должны быть рассортированы по каждому типу отдельно и по породам: сосновые и кедровые - вместе; еловые и пихтовые - вместе. Пропитанные шпалы рассортировывают по типам.

2. Приемка

2.1 Партией считают любое количество непропитанных шпал одного типа и одной пород древесины или пропитанных шпал одного типа, оформленные одним документом о качестве.

2.2 Документ о качестве должен содержать:

  • - наименование организации, в систему которой входит предприятие - поставщик;
  • - наименование предприятия - поставщика и его местонахождение (город и условный адрес);
  • - для непропитанных шпал - тип и породу древесины, для пропитанных - тип;
  • - количество шпал в партии, в штуках;
  • - результаты испытаний или подтверждение соответствия настоящему стандарту;
  • - обозначение настоящего стандарта.

2.3 Количество шпал в партии определяется сплошным пересчетом.

2.4 Качество и размеры шпал проверяют выборочным контролем.

Отбор шпал в выборку производят по ГОСТ 18321 методом "вслепую" в количестве, указанном в Таблице 4.

Таблица 4.

Партию принимают, если в выборке все шпалы соответствуют требованиям настоящего стандарта.

При получении неудовлетворительных результатов вся партия бракуется.

3. Методы контроля.

3.1 Определение и измерение пороков древесины и обработки - по ГОСТ 2140.

Определение качества пропитки шпал - в соответствии с требованиями к пропитки шпал на шпалопропиточных заводах.

3.2 Длина шпалы должна измеряться по наименьшему расстоянию между ее торцами, толщина - в любом месте, но не ближе 380 мм от торцов, ширина верхней и нижней пластей - в самом узком месте на участках длиной 400 мм, отстоящих на расстоянии 380 мм от торцов шпалы

3.3 Размеры шпалы измеряют металлической рулеткой по ГОСТ 7502 или металлической линейкой по ГОСТ 427.

3.4 Контроль предпропиточной влажности древесины шпал - по ГОСТ 20022.14.

4. Транспортирование и хранение.

4.1 Транспортирование шпал производится всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на соответствующем виде транспорта. Размеры пакетов - по ГОСТ 16369.

4.2 Хранение шпал должно производиться в соответствии с ГОСТ 9014.0 и требованиями к пропитке древесины на шпалопропиточных заводах.

Наверное, как и большинство людей, меня окружающих, я не сильно интересовался подробностями, что обозначают кубари и шпалы на петлицах красных командиров в предвоенный и военный период. Не то, чтобы совсем не было интересно, а как-то в фильмах и книгах звучали привычные "лейтенант", "капитан" или "полковник". Конечно бывали ситуации, когда при чтении книги или повести на военную тематику сталкивался с фразами типа" судя по двум шпалам на петлицах это был майор...", из памяти мгновенно выскакивал привычный нам всем погон советского майора с одной звездочкой, но развитие сюжета отвлекала от вопроса, оставшегося в подсознании до лучших времен. Будем считать, что эти лучшие времена наступили.

По существу, до 1943 года,во внешнем облике советского военнослужащего преобладал суровый аскетизм.Во всяком случае, по фильмам о гражданской войне, трудно было понять о том, существовала ли вКрасной Армии вообще какая-либо система внешнего отличия скажем командира роты от командира взвода.Как вообще боец Красной армии, находясь, предположим в увольнении мог понять, что перед ним командир, а не курьер в кожанке на мотоцикле. Как-то раньше таких вопросов не возникало, но при подготовке статьия то и дело натыкался на статьи и красочные планшеты с описанием бойцов и командиров Красной армии, что решил оформить это все в отдельную статью. Что для меня лично было неожиданны, это конечно такие знаки отличия как треугольники, квадраты и ромбы. Я их всегда олицетворял с лихими тридцатыми-сороковыми. О том, приказом Реввоенсовета № 628 от 8 апреля 1919 года были утверждены первые образцы обмундирования: головной убор в виде шлема, пехотная и кавалерийская шинели с тремя нашивками-хлястиками на груди ("разговоры") из цветного сукна по роду войск, летняя рубаха с тремя полосками сукна на груди цветом по роду войск и кожаные сапоги было неожиданным. Такжеприказом Реввоенсовета Республики № 572 от 3 апреля 1920 года вводились нарукавные знаки родов войск. Так, знаком пехоты был ромб из малинового сукна, на нем вышивался круг - в верхней части желтого цвета, с расходящимися лучами, в центре круга изображалась звезда, низ знака представлял собой зеленое поле, под звездой на поле прикреплялась металлическая эмблема - скрещенные винтовки. Рисунок на знаке у всех родов войск был одинаковый, только под звездой крепилась эмблема соответствующего рода войск, знаки отличались по форме и цвету поля. Так, у военнослужащих инженерных войск знак имел форму квадрата из черного сукна, кавалерии - подковы из синего сукна и т. д. Уже через два года,31 января 1922 года приказом РВСР № 322 вводится новая форма одежды с единым покроем шинели, гимнастерки, шлема, новыми знаками различия:к рукаву пришивался суконный клапан по цвету рода войск, в верхней части которого была заезда алого цвета, под ней - знаки различия, над клапаном - знак рода войск.Командный состав имел знаки различия красные, административно-хозяйственный состав - синие. На головных уборах поверх суконной цветной звезды (цвет по роду войск) прикреплялась небольшая металлическая звезда. Обмундирование командного состава ничем не отличалось от обмундирования красноармейца. В общем на представленном ниже рисунке, я попытался схематично, как-то все своих познания в этой области свести к некоему единому целому. насколько получилось, наверное скажут специалисты, но во всяком случае, личном мне уже понятно.

На этом можно было бы и закончить.Временной отрезок - Гражданская война завершается на рубеже 1921 - 1922 годов. Правда, читатель так и не получил ответа на вопрос, каким образом все эти треугольнички, квадраты и ромбы впоследствии превратились в лейтенантов и капитанов, майоров и полковников, где "шпалы" и звезды комсостава. Все это будет, но несколько позже. Пройдет ряд военных реформ и постепенно Красная армия примет привычный нам вид с кубарями и шпалами. Пока лишь могу добавить, что спустя два года, после официального окончания боевых действий в 1924 году, армия перешла на новую, более упрощенную форму одежды. Отменялись нагрудные клапаны и нарукавные знаки различия, на шинели и гимнастерке нашивались петлицы; в пехоте - из малинового сукна с черной окантовкой, в кавалерии - из синего сукна с черной окантовкой, в артиллерии - из черного сукна с красной окантовкой, в технических войсках - из черного сукна с синей окантовкой, в Военно-Воздушных Силах - из голубого сукна с красной окантовкой, у административно-хозяйственного состава - темно-зеленые с красной окантовкой. На петлицах крепились металлические знаки различия, покрытые красной эмалью: для высшего командного состава - ромбы, старшего - прямоугольники, среднего - квадраты и младшего - треугольники. У красноармейцев на петлицах указывались номера полков. Один из вариантов такой формы одежды, мы можем наблюдать в знаменитом фильме "Офицеры". Здесь очень хорошо видно, что герой фильма принадлежит такому роду войск как кавалерия, у него характерный цвет петлиц и "разговоров", в петлице видна эмблема кавалерии. В другом кадре очень хорошо видно, что бывший курсант уже принадлежит к командному составу в чине командира взвода,
судя по двум треугольникам на рукаве.

Ну и чтобы уже совсем подвести черту, хотел бы еще раз напомнить, самый любимый фрагмент фильма "Офицеры"- награждение красными революционными шароварами.

После двух предыдущих статей, считаю необходимым замкнуть круг размышлений поистории русских и советских воинских званий,периода1912 - 1943 годов, от момента последней военной реформы в Российской Императорской армии и до возврата, хотя бы внешнего, к символике и традициям Русской армии в годы Великой отечественной войны.

В 1924 году, когда проводилась военная реформа весь командный состав подразделялся на: младший, средний, старший и высший, а так же были определены 14 должностных категорий.


Со временем стало ясно, что искоренение знаков различия было слишком поспешным решением, поэтому постепенно их стали вводить снова. Новые знаки различия ничего общего не имели со знаками различия, использовавшихся в царской армии. В июле 1940 года знаки различия, введенные в 1936 году, подверглись реформе. В войну Красная Армия вступила, используя знаки различия образца 1940 года Знаки различия носили в петлицах. Имелось два типа петлиц: прямоугольные - для большинства типов униформ и ромбические - для шинелей. Bыдeлялиcь три категории офицеров: маршалы и генералы, которые носили в петлицах вышитые золотом звезды, старшие офицеры (комдивы и комбриги), которые носили в петлицах эмалированные ромбы с золотой окантовкой, средние офицеры (полковники и капитаны), которые носили в петлицах эмалированные прямоугольники и младшие офицеры (лейтенанты), которые носили в петлицах,эмалированные квадраты - «кубари». Сержанты и старшины носили в петлицах эмалированные треугольники.

Рода войск и службы обозначались цветом окантовки и знаков различия. Цвет поля петлиц показывал принадлежность к роду войск, кроме того, о принадлежности к определенному роду войск говорил небольшой значок в петлице.

Особое положение в армии занимали комиссары. Комиссары имелись в каждой части от батальона и выше. В 1937 году в каждом подразделении (рота, взвод) была введена должность политрука - младшего политического офицера. Знаки различия у комиссаров в целом были похожи на знаки различия офицеров, но имели свои особенности. Вместо шевронов на рукаве комиссары носили красную звезду.

В январе 1941 года была проведена очереднаяреформа униформы Красной Армии. Изменения должны были сделать униформу более удобной для использования в боевых условиях. Прежде всего, отказались от использования ярких шевронов и петлиц и заменили их образцами более блеклых цветов. Поле петлиц стали изготавливать из материи защитного цвета, а эмалированные знаки заменили металлическими.Планы по модернизации униформы простирались до октября 1941 года, но были прерваны начавшейся войной.


ГОСТ 10629-88

Группа Ж83

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ШПАЛЫ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫЕ

ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм

Технические условия

Prestressed reinforced concrete sleepers for 1520 mm gauge railways.

Specifications

МКС 91.080.40

ОКП 58 6411

Дата введения 1990-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством путей сообщения СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 21.11.88 N 228

3. ВЗАМЕН ГОСТ 10629-78

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 8.326-89

3.13

ГОСТ 7348-81

1.3.8

ГОСТ 7392-2002

1.3.7

ГОСТ 10060.0-95 - ГОСТ 10060.4-95

3.2

ГОСТ 10180-90

3.1

ГОСТ 13015-2003

1.3.3, 1.4.1, 2.1, 3.4, 3.7, 4.1

ГОСТ 16017-79

3.8

ГОСТ 18105-86

3.1

ГОСТ 22362-77

3.3

ГОСТ 23009-78

1.2.3

ГОСТ 23616-79

2.4

ГОСТ 25706-83

3.11

ГОСТ 26633-91

1.3.2, 1.3.7

ТУ 14-4-1471-87

1.3.8

5. ИЗДАНИЕ (июль 2004 г.) с Поправкой (ИУС 5-90)

Настоящий стандарт распространяется на железобетонные предварительно напряженные шпалы для железнодорожных путей с рельсовой колеей шириной 1520 мм и рельсами типов Р75, Р65 и Р50, по которым обращается типовой подвижной состав общей сети железных дорог СССР.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Шпалы следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

1.2. Основные параметры и размеры

1.2.1. Шпалы в зависимости от типа рельсового скрепления подразделяют на:

Ш1 - для раздельного клеммно-болтового рельсового скрепления (типа КБ) с болтовым прикреплением подкладки к шпале;

Ш2 - для нераздельного клеммно-болтового рельсового скрепления (типа БПУ) с болтовым прикреплением подкладки или рельса к шпале.

1.2.2. Форма и размеры шпал должны соответствовать указанным на черт.1-4 и в табл.1. Показатели материалоемкости шпал приведены в приложении 1.

1 - закладная шайба; 2 - проволочная арматура

Сечение 3-3 приведено на черт.3

Черт.1

ПОДРЕЛЬСОВАЯ ЧАСТЬ ШПАЛЫ Ш1-1

Черт.2

ПОДРЕЛЬСОВАЯ ЧАСТЬ ШПАЛЫ Ш1-2

Сечения 4-4, 5-5 и 6-6 приведены на черт.2

Черт.3

ПОДРЕЛЬСОВАЯ ЧАСТЬ ШПАЛЫ Ш2-1

Черт.4

Таблица 1

Марка шпалы

Расстояние между упорными кромками разных концов шпалы , мм

Расстояние между упорными

кромками одного конца шпалы , мм

Расстояние между осями отверстий для болтов , мм

Расстояние между осью отверстия и упорной кромкой ,мм

Угол наклона упорных кромок

Направление большей стороны отверстия для болта относительно продольной оси шпалы

Ш1-1

2012

404

310

55°

Поперечное

Ш1-2

2000

392

310

72°

Ш2-1

2012

404

236

55°

Продольное

Примечания:

1. На кромках, примыкающих к подошве и торцам шпалы, допускаются фаски шириной не более 15 мм.

2. По согласованию изготовителя с потребителем допускается изготовлять шпалы, у которых размеры и расположение углублений на подошве отличаются от указанных на черт.1, а форма и размеры вертикальных каналов для закладных болтов отличаются от указанных на черт.2-4.

1.2.3. Шпалы обозначают марками в соответствии с требованиями ГОСТ 23009. Марка шпалы состоит из двух буквенно-цифровых групп, разделенных тире.

Первая группа содержит обозначение типа шпалы (п.1.2.1). Во второй группе указывают вариант исполнения подрельсовой площадки (табл.1).

Пример условного обозначения (марки) шпалы типа Ш1, первого варианта исполнения подрельсовой площадки:

Ш1-1

1.2.4. В зависимости от трещиностойкости, точности геометрических параметров, качества бетонных поверхностей шпалы подразделяют на два сорта: первый и второй.

Шпалы второго сорта предназначены для укладки на малодеятельных, станционных и подъездных путях. Поставку шпал второго сорта производят только с согласия потребителя.

1.3. Характеристики

1.3.1. Шпалы должны удовлетворять требованиям трещиностойкости, принятым при их проектировании, и выдерживать при испытании контрольные нагрузки, указанные в табл.2.

Таблица 2

1.3.2. Шпалы следует изготовлять из тяжелого бетона по ГОСТ 26633 класса прочности на сжатие В40.

1.3.3. Фактическая прочность бетона (в проектном возрасте, передаточная и отпускная) должна соответствовать требованиям ГОСТ 13015.

1.3.4. Нормируемую передаточную прочность бетона следует принимать равной 32 МПа (326 кгс/см ).

1.3.5. Отпускную прочность бетона принимают равной передаточной прочности бетона.

1.3.6. Марка бетона по морозостойкости должна быть не ниже F200.

1.3.7. Для бетона шпал следует применять щебень из природного камня или щебень из гравия фракции 5-20 мм по ГОСТ 26633. Допускается по согласованию изготовителя с потребителем применять:

щебень фракции 20-40 мм в количестве не более 10% от массы щебня фракции 5-20 мм по ГОСТ 26633;

щебень из природного камня фракции 5-25 мм по ГОСТ 7392 при соответствии его всем другим требованиям ГОСТ 26633.

1.3.8. В качестве арматуры шпал следует применять стальную проволоку периодического профиля класса Вр диаметром 3 мм по ГОСТ 7348 и ТУ 14-4-1471.

1.3.9. Номинальное число арматурных проволок в шпале 44. Расположение проволок, контролируемое на торцах шпалы, должно соответствовать указанному на черт.5. Расстояние по вертикали в свету между парами или отдельными проволоками, в случае их отклонения от проектного положения, не должно быть менее 8 мм. Допускается разворот пар проволок на 90° при сохранении указанного выше расстояния.

РАЗМЕЩЕНИЕ АРМАТУРЫ

на торце шпалы

в среднем сечении шпалы

Черт.5

Для обеспечения проектного расположения проволок могут применяться разделительные проставки, остающиеся в теле бетона шпалы (см. приложение 2). Допускается по согласованию изготовителя с потребителем применять проставки, отличающиеся от указанных в приложении 2.

1.3.10. Общая сила начального натяжения всех арматурных проволок в пакете должна быть не менее 358 кН (36,4 тс). Среднее значение силы начального натяжения одной проволоки при их номинальном числе должно составлять 8,12 кН (827 кгс). Сила натяжения отдельных проволок не должна отличаться от среднего значения более чем на 10%.

Снижение силы натяжения отдельных проволок сверх 10%, вызванное проскальзыванием проволоки в захвате, не должно быть более чем у одной проволоки в шпалах первого сорта и у двух проволок в шпалах второго сорта.

1.3.11. Допускаются отклонения от номинального числа арматурных проволок при условии, что общая сила натяжения имеющихся проволок не менее указанной в п.1.3.10. При этом предельные отклонения по числу проволок не должны превышать ±2 шт.

1.3.12. Концы напрягаемой арматуры не должны выступать за торцевые поверхности шпал первого сорта более чем на 15 мм и второго сорта - более чем на 20 мм.

1.3.13. Закладные шайбы - по НТД.

1.3.14. Значения действительных отклонений геометрических параметров шпал не должны превышать предельных, указанных в табл.3.

Таблица 3

мм

Наименование отклонения

геометрического параметра

Наименование

геометрического параметра

Пред. откл. для шпал

первого

сорта

второго

сорта

Отклонение от линейного размера

Расстояние

±2

3; -2

Расстояние

2; -1

3; -1

Расстояния и

±1

±1

Глубина заделки в бетон закладной шайбы

6; -2

6; -2

Длина шпалы

±10

±20

Ширина шпалы

10; -5

20; -5

Высота шпалы

8; -3

15; -5

Отклонение от прямолинейности профиля подрельсовых площадок на всей длине или ширине

Примечание. Размеры, для которых не указаны предельные отклонения, являются справочными.

1.3.15. Уклон подрельсовых площадок к продольной оси шпалы в вертикальной плоскости, проходящей через ось (подуклонка), должен быть в пределах 1:18 - 1:22 для шпал первого сорта и 1:16 - 1:24 для шпал второго сорта.

1.3.16. Разница уклонов подрельсовых площадок разных концов шпалы в поперечном к оси шпалы направлении (пропеллерность) не должна превышать 1:80.

1.3.17. Значения действительных отклонений толщины защитного слоя бетона до верхнего ряда арматуры не должны превышать, мм:

Для шпал первого сорта;

Для шпал второго сорта.

1.3.18. Размеры раковин на бетонных поверхностях и околы бетона ребер у шпал не должны превышать значений, указанных в табл.4.

Таблица 4

раковин

околов бетона ребер

Глубина

Диаметр (наибольший размер)

Глубина

Длина по ребру

Шпалы первого сорта

Шпалы второго сорта

Шпалы первого сорта

Шпалы второго сорта

Шпалы первого сорта

Шпалы второго сорта

Шпалы первого сорта

Шпалы второго сорта

Подрельсовые площадки

10*

15*

Упорные кромки подрельсовых площадок

10**

15**

Верхняя поверхность средней части шпалы

Прочие участки верхней поверхности

Не регламентируются

Боковые и торцевые поверхности

То же

________________

* Не более трех раковин на одной площадке.

** Не более одной раковины.

Примечания:

1. Допускается наличие на продольных кромках подрельсовых площадок отпечатков от сварных швов между несъемными подрельсовыми плитами и формой.

2. Допускается наличие на торцах шпал отпечатков элементов жесткости диафрагм глубиной не более 5 мм.

1.3.19. Глубина зазоров между проволоками и бетоном на торцах шпал не должна превышать 15 мм для шпал первого сорта и 30 мм - для шпал второго сорта.

1.3.20. В шпалах не допускают:

наплывы бетона в каналах для болтов, препятствующие свободной установке и повороту этих болтов в рабочее положение;

местные наплывы бетона на подрельсовых площадках;

провертывание болтов рельсового скрепления в каналах шпалы при завинчивании гаек;

трещины в бетоне.

Для формирования каналов для болтов допускается установка внутренних элементов, конструкцию и материал которых согласовывают с потребителем.

1.4. Маркировка

1.4.1. Маркировка шпал должна соответствовать требованиям ГОСТ 13015 и настоящего стандарта.

1.4.2. На верхней поверхности шпал штампованием при формовании наносят:

товарный знак или краткое наименование предприятия-изготовителя - на каждой шпале;

год изготовления (две последние цифры) - не менее чем у 20% шпал каждой партии.

В концевой части каждой шпалы краской наносят:

штамп ОТК;

номер партии.

1.4.3. Места нанесения маркировочных надписей указаны на черт.6.

МАРКИРОВКА ШПАЛЫ

1 - номер партии; 2 - товарный знак или краткое наименование предприятия-изготовителя;

3 - год изготовления; 4 - знак шпалы второго сорта

Черт.6

Допускается нанесение товарного знака или краткого наименования предприятия-изготовителя и года изготовления на одной половине шпалы.

(Поправка).

1.4.4. Маркировочные надписи следует выполнять шрифтом высотой не менее 50 мм.

1.4.5. На обоих концах шпалы второго сорта наносят краской поперечную полосу шириной 15-20 мм (см. черт.6).

2. ПРИЕМКА

2.1. Приемку шпал осуществляют партиями в соответствии с требованиями ГОСТ 13015 и настоящего стандарта.

2.2. Шпалы принимают:

по результатам периодических испытаний - по показателям морозостойкости бетона и точности геометрических параметров шпал, за исключением размера шпал типа Ш1-2;

по результатам приемосдаточных испытаний - по показателям трещиностойкости шпал, прочности бетона (классу бетона по прочности на сжатие, передаточной и отпускной прочности), состояния каналов для болтов, точности размера шпал типа Ш1-2, качества бетонных поверхностей шпал

2.3. Периодические испытания шпал по показателям морозостойкости бетона проводят раз в год, по точности геометрических параметров - раз в месяц.

2.4. По точности геометрических параметров шпалы принимают по результатам выборочного контроля. При объеме партии шпал св. 3200 шт. план выборочного контроля следует принимать по ГОСТ 23616.

2.5. Для испытания на трещиностойкость от каждой партии отбирают контрольные шпалы в количестве 0,3%, но не менее 3 шт. Партию принимают по трещиностойкости, если отобранные для испытаний шпалы выдержали контрольные нагрузки. Шпалу считают выдержавшей испытание на трещиностойкость, если при контрольных нагрузках не обнаружены видимые трещины в подрельсовых и среднем сечениях. За видимую принимают поперечную трещину в бетоне длиной более 30 мм от кромки шпалы и раскрытием у основания более 0,05 мм.

При неудовлетворительном результате испытания на трещиностойкость допускается разделять партию на более мелкие и предъявлять их к повторным испытаниям на трещиностойкость. При неудовлетворительном результате повторного испытания допускается проводить сплошное испытание всех шпал партии.

2.6. Приемку шпал по состоянию каналов для болтов и качеству бетонных поверхностей проводят по результатам сплошного контроля.

3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

3.1. Прочность бетона на сжатие определяют по ГОСТ 10180 на серии образцов, изготовленных из бетонной смеси рабочего состава, хранившихся в условиях, установленных ГОСТ 18105.

3.2. Морозостойкость бетона определяют по ГОСТ 10060.0 - ГОСТ 10060.4.

3.3. Общую силу натяжения арматуры контролируют по показаниям манометра в соответствии с ГОСТ 22362 с параллельным подключением самопишущего прибора для записи усилия натяжения.

Силу натяжения отдельных проволок арматуры измеряют методом поперечной оттяжки по ГОСТ 22362.

3.4. Для измерения линейных размеров шпал, а также раковин и околов бетона применяют металлические измерительные инструменты по ГОСТ 13015. Глубину раковин, а также зазоров между проволоками и бетоном на торцах шпал измеряют штангенциркулем с заостренной штангой.

3.5. Расстояние между упорными кромками углублений подрельсовых площадок разных концов шпалы измеряют шаблоном, накладываемым одновременно на обе подрельсовые площадки шпалы (черт.7).

СХЕМА КОНТРОЛЯ ТОЧНОСТИ РАЗМЕРА ( ) И ПОДУКЛОНКИ ПОДРЕЛЬСОВЫХ ПЛОЩАДОК ( И )

1 - шаблон или индикаторное устройство

Черт.7

Расстояния между кромками углубления одного конца шпалы , между осями отверстий для болтов и от оси отверстия до упорной кромки обеспечивают проверкой этих размеров на форме у металлических плит, образующих при формовании шпал углубления в подрельсовых площадка

х.

3.6. Уклон подрельсовых площадок в продольном и поперечном к оси шпалы направлениях (подуклонка и пропеллерность) измеряют индикатором, накладываемым одновременно на обе подрельсовые площадки шпал (черт.7 и 8).

СХЕМА КОНТРОЛЯ ПРОПЕЛЛЕРНОСТИ ШПАЛЫ ( )

1 - измерительный прибор

Черт.8

3.7. Отклонение от прямолинейности подрельсовых площадок определяют по ГОСТ 13015 измерением наибольшего зазора между поверхностью площадки и ребром металлической поверочной линейки.

3.8. Глубину заделки в бетон закладных шайб контролируют приспособлением, вставляемым в канал шпалы и поворачиваемым на 90° (черт.9).

СХЕМА УСТРОЙСТВА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ГЛУБИНЫ ЗАДЕЛКИ ШАЙБ

1 - ручка; 2 - шток; 3 - шкала; 4 - указатель; 5 - корпус; 6 - головка

Черт.9

Отсутствие в каналах шпалы наплывов бетона, препятствующих установке и повороту болта в рабочее положение, а также провертывания болта при завинчивании гайки проверяют закладным болтом по ГОСТ 16017 с предельными плюсовыми отклонениями размеров головки. Проверяют все четыре канала контролируемой шпалы

3.9. Толщину защитного слоя бетона над верхним рядом арматуры контролируют посередине шпалы методом, указанным на черт.10. Допускается по согласованию изготовителя с потребителем контролировать толщину на торцах шпалы металлической линейкой.

СХЕМА ИЗМЕРЕНИЯ ТОЛЩИНЫ ЗАЩИТНОГО СЛОЯ БЕТОНА

НАД ВЕРХНИМ РЯДОМ АРМАТУРЫ ПОСЕРЕДИНЕ ШПАЛЫ

1 - рейка; 2 - проволока верхнего ряда арматуры

Черт.10

3.10. Высоту шпалы проверяют штангенциркулем в поперечных сечениях посередине каждой подрельсовой площадки и посередине шпалы.

3.11. Каждую шпалу, отобранную для испытаний на трещиностойкость, испытывают статической нагрузкой последовательно в подрельсовом и среднем сечениях по схемам, приведенным на черт.11.

СХЕМЫ ИСПЫТАНИЯ ШПАЛЫ НА ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ

в подрельсовом сечении

в среднем сечении

1 - стальная пластина с уклоном нижнего основания 1:20 размером 250х100 мм, средней толщиной 25 мм;

2 - стальная пластина размером 250х100х25 мм; 3 - резиновая прокладка размером 250х100х10 мм;

4 - стальной валик диаметром 40 и длиной 250 мм

Черт.11

Нагрузку равномерно увеличивают с интенсивностью не более 1 кН/с (100 кгс/с) и доводят до контрольной, указанной в табл.2. Эту нагрузку поддерживают постоянной в течение 2 мин, после чего осматривают боковые поверхности с двух сторон шпалы у испытываемого сечения с целью обнаружения видимых трещин в растянутой зоне бетона. Поверхность бетона при этом не смачивают. Освещенность поверхности бетона - не менее 3000 лк. Для измерения длины трещин применяют металлическую линейку, а для ширины раскрытия трещин - измерительную лупу по ГОСТ 25706 с ценой деления 0,05 мм.

3.12. Перечень приспособлений, индикаторов и шаблонов для контроля геометрических параметров шпал приведен в приложении 3.

3.13. Все нестандартизованные средства измерений и испытаний должны пройти метрологическую аттестацию в соответствии с ГОСТ 8.326*.

________________

* На территории Российской Федерации действуют ПР 50.2.009-94.

4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.1. Транспортирование и хранение шпал следует производить в соответствии с требованиями ГОСТ 13015 и настоящего стандарта.

4.2. Шпалы следует транспортировать и хранить в штабелях горизонтальными рядами в рабочем положении (подошвой вниз). Высота штабеля должна быть не более 16 рядов.

Подкладки под шпалы и прокладки между ними в штабеле следует располагать в углублениях подрельсовых площадок шпал. Толщина деревянных подкладок и прокладок должна быть не менее 50 мм. Допускается по согласованию изготовителя с потребителем применять деревянные прокладки сечением не менее 40х40 мм при расположении их на расстоянии 30-40 мм от упорных кромок углублений в подрельсовых площадках шпал.

4.3. Шпалы транспортируют в полувагонах или автомобилях. Транспортирование шпал разных марок и сортов в одном полувагоне или автомобиле не допускается.

5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

5.1. Изготовитель гарантирует соответствие шпал требованиям настоящего стандарта при соблюдении потребителем правил их эксплуатации, транспортирования и хранения.

5.2. Гарантийный срок эксплуатации шпал - три года со дня укладки их в путь. Исчисление гарантийного срока начинается не позже 9 мес со дня поступления шпал потребителю.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обязательное

ПОКАЗАТЕЛИ МАТЕРИАЛОЕМКОСТИ ШПАЛ

Показатели материалоемкости шпал, изготовленных по типовой поточно-агрегатной технологии в десятигнездных формах (без учета технологических и производственных потерь за пределами формы):

закладных шайб

11,8 кг

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПРОСТАВКА

Материал - Ст 3.

Толщина - 1 мм.

Масса - 0,037 кг.

Черт.12

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Справочное

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ, ИНДИКАТОРОВ И ШАБЛОНОВ

ДЛЯ КОНТРОЛЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ШПАЛ

Для контроля геометрических параметров железобетонных шпал рекомендуется пользоваться комплектом приспособлений, индикаторов и шаблонов, разработанных институтом "Индустройпроект" и принятых Министерством промышленности строительных материалов СССР.

Наименование геометрического

параметра

Наименование приспособления,

индикатора или шаблона

Шифр

проекта

Расстояние между упорными кромками углублений в подрельсовых площадках разных концов шпалы

Шаблон контроля размера у железнодорожных шпал с углом наклона кромок 55°

3477/10

Уклон подрельсовых площадок в продольном и поперечном к оси шпалы направлениях

Индикатор контроля уклонов и пропеллерности подрельсовых площадок железнодорожных шпал

3477/4-А

Глубина заделки в бетон закладных шайб

Приспособление для контроля глубины заделки закладных шайб

3633/4

Толщина защитного слоя бетона в средней части шпалы

Приспособление для контроля толщины защитного слоя бетона

3633/3

Глубина раковин и зазоров между проволокой и бетоном

Приспособление для измерения

3633/5

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальное издание

М.: ИПК Издательство стандартов, 2004



Знаки различия званий Русской Армии. XX век

Знаки различия военнослужащих РККА по званиям
1935-40 гг.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года устанавливаются для всех военнослужащих персональные военные звания, которые строго соотносятся с занимаемыми должностями. Каждой должности соответствует определенное звание. Военнослужащий может иметь звание ниже, чем определено для данной должности, или соответствующее. Но он не может получить следующее более высокое звание, находясь на этой должности. Например, командир роты может иметь звание лейтенант, старший лейтенант, капитан. Но он не может иметь звание майор.

Именно "военные звания ". Термин "воинские звания" станет употребляться сначала наряду с термином 35 года примерно с 1940 года, а затем полностью заменит старый термин..

Этим же Постановлением были введены и знаки различия по военным званиям. С этого момента ношение знаков различия по служебным категориям запрещалось. Вместе с тем, процесс перехода на персональные звания длился до осени 1936 года. Кроме того, Нарком обороны издал приказ, устанавливающий новую форму одежды и знаки различия по званиям лишь 3 декабря 1935 года. Это и породило общее, но ошибочное мнение историков, что звания в РККА были введены в декабре 1935.

От автора. И не удивительно. Так сложилось в Красной (Советской) Армии. Любое Постановление правительства, Указ Президиума Верховного Совета до конца существования СССР в армии воспринимали лишь как информацию и ждали приказа НКО (МО) о введении в действие этого Постановления или Указа. Разумеется, министр обороны (нарком) обычно издавал соответствующий приказ в тот же день или максимум в течение недели, но все же, все же, все же... Вот и приказ о введении знаков различия по званиям он издал лишь в декабре. И до этого дня никто ничего в армии не исполнял. Так что Постановление вышло в сентябре, а исполнять его начали только в декабре.

Рядовой и младший командный состав этим же Постановлением получил персональные звания. Однако, они звучали как наименования должностей. Это породило среди современных историков ошибочное мнение, что они в 35-м году на персональные звания не перешли.

Постановлением все военнослужащие были разделены на составы:

1) Рядовой и младший командный и начальствующий состав.
2) Командный состав.
3) Начальствующий состав: а) военно-политический состав;
б) военно-технический состав;
в) военно-хозяйственный и административный состав;
г) военно-медицинский состав;
д) военно-ветеринарный состав;
е) военно-юридический состав.

Для каждого состава, за исключением рядового и младшего комсостава были установлены различные шкалы званий, что сильно усложнило всю систему военных званий.

Согласно приказа НКО были установлены следующие размеры петлиц:
*на рубаху и френч - петлицы в форме параллелограмма с размерами сторон 10 на 3.25 см.
* на шинель -петлицы ромбовидные с вогнутыми верхними сторонами. Размеры - по вертикали с угла до угла 11 см, по горизонтали с угла до угла 9 см.

Петлицы окантовываются цветными кантами шириной около 3 мм. цветом по роду войск у рядового и младшего командного и начальствующего состава и у всего начальствующего состава. Для командного состава вместо цветной окантовки предусмотрен узкой золотой галун шириной 3-4 мм.

Расцветки петлиц и кантов были установлены следующие:

Род войск (служб) Цвет поля петлиц Цвет кантов*
Пехота** малиновый черный
Кавалерия синий черный
Артиллерия черный красный
Автобронетанковые войска*** черный бархат красный
Технические войска**** черный синий
Химические войска черный черный
Авиация голубой черный
Военно-хозяйственная, административная, военно-медицинская, военно-ветеринарная службы во всех родах войск темно-зеленый красный

* Кроме командного состава, имеющего вместо цветного канта золотой галун.
** Расцветки пехоты одновременно общевойсковые и их носят все, кому не положены иные расцветки.
***Для рядового и младшего командного и начальствующего состава не бархат, а черное сукно.
**** К техническим войскам отнесены инженерные войска, войска связи, железнодорожные.

Военно-юридический состав носил петлицы того рода войск, в котором проходил службу. Если принимать во внимание то, что юридические должности имелись в структурах от штаба дивизии и выше, то юристы могли носить только пехотные (общевойсковые), кавалерийские, или автобронетанковые петлицы.

На гимнастерках по воротнику проходит кант цвета, одинакового с цветом поля петлиц (кроме красноармейцев и младшего командного и начальствующего состава). Такой же кант проходит по борту шинели высшего командного и начальствующего состава, начиная с комбрига и ему равных.

Рядовой состав.

Рядовой состав никаких знаков различия званий на петлицах не имел.

Младший командный и начальствующий состав.

Знаками различия званий младшего командного и начальствующего состава треугольники из красной меди, покрытые красной прозрачной эмалью. Длина стороны треугольника 1 см.

На примере артиллерийских петлиц: 1- красноармеец, 2- отделенный командир, 3-младший комвзвода, 4 старшина.

От автора. Еще раз хочу напомнить - это не должности, а военные звания.. Если кого то интересует, то назову и должности в артиллерии, соответствующие этим званиям. 1- номер орудийного расчета, ездовой, водитель, разведчик, дальномерщик, вычислитель, планшетист, телефонист, писарь и т.д. и т.п., 2 - командир орудия, старший писарь. 3- Помощник командира огневого взвода, помощник командира взвода управления, командир отделения разведки. 4- Старшина батареи, старшина дивизиона.

Иногда в источниках можно найти упоминание о звании "помполитрука (замполитрука)". Однако, это не звание, а должность, которой добился тогдашний начальник Главного Политуправления РККА Мехлис Л.З.. Он счел, что личный состав охватывается политическим руководством, лишь начиная с уровня роты. А во взводе нет штатного политрука. Приказом НКО №19 от 25.01.1938г. в каждом взводе была введена должность помощника (заместителя) политрука. Помполитруки должны были носить четыре треугольника, как и старшина, но иметь на рукавах комиссарские звезды. Однако повсеместно распространить эту практику в армии не смогли. Прежде всего по причине того, что среди младшего командного состава почти не было членов ВКП(б) или комсомольцев, и комплектовать эти должности оказалось некем.

Курсанты военных училищ носили петлицы рядового состава, но на них помещалась шифровка, указывающая на училище. Например "ЛВИУ" - Ленинградское военно-инженерное училище. Расцветки петлиц по роду войск училища, шифровка желтой масляной краской по трафарету. Встречаются шифровки вышитые желтой шелковой ниткой.

На снимке справа: курсант автотракторного училища. На петлице рядового состава буквы АТУ, указывающие и на то, что это не красноармеец, а курсант и на училище.

Командный состав.

Следует заметить, что первоначально (Постановлением 1935 года) командный состав официально не делился на средний (младшие офицеры), старший (старшие офицеры) и высший (генералы). Это деление появится лишь в декабре в приказе НКО.

Петлицы командного состава имели цвет рода войск (см. табличку выше), но вместо цветной окантовки их петлицы окантовывались 3-4-мм золотым галуном. Правда, можно встретить петлицы, обшитые по краю швом шириной 3-4 мм. из золотой нити.

В качестве знаков различия использовались изготовленные из красной меди и покрытые прозрачной красной эмалью квадраты (длина стороны 1 см.), прямоугольники (высота 1.6 см., ширина 0.7 см.) и ромбы (длинная диагональ 1.7см., короткая 0.8см.).

За квадратами в обиходе закрепится жаргонное название "кубари" или "кубики", а за прямоугольниками "шпалы". Треугольники и ромбы таких названий не получат. Разве что четыре треугольника старшины красноармейцы станут называть "пилой".

1-лейтенант (кавалерия), 2-старший лейтенант (пехота), 3-капитан (авиация), 4-майор (автомобильные части), 5-полковник (кавалерия), 6-комбриг (инженерные войска), 7-комдив (кавалерия), 8-комкор (пехота), 9-командарм 2-го ранга, 10-Командарм 1-го ранга, 11- Маршал Советского Союза.

Прошу обратить внимание на то, что командармы и маршал Советского Союза цвет петлиц имеют не малиновый, а красный. Это связано с тем, что они находятся уже вне родов войск, поскольку армия в своем составе имеет все рода войск и служб. Корпус может быть стрелковым, кавалерийским, механизированным. А вот армия только общевойсковой. Танковые армии появятся в РККА только летом 1942, а саперные в декабре 1941.

Петлицы маршала Советского Союза одинаковые на все виды формы.

Кроме петличных знаков различия для командного состава в 1935 вводятся нарукавные знаки различия званий, представлявшие собой шевроны, располагавшиеся несколько выше манжет гимнастерок и обшлагов френчей и шинелей на обеих рукавах.
Для званий от лейтенанта до майора включительно шевроны из красного басона. У полковника на красный басонный шеврон пришивались две полоски из золотого петличного галуна. От комбрига и выше шевроны были из галуна золотого цвета. Во всех родах войск цвет шевронов был одинаковый.

1- лейтенант, 2-старший лейтенант, 3- капитан, 4- майор, 5- полковник, 6- комбриг, 7- комдив, 8- комкор, 9- командарм 2-го ранга, 10- командарм 1-го ранга, 11- маршал Советского Союза.

Начальствующий состав.

Начальствующий состав Постановлением ЦИК и СНК также получил персональные военные звания и соответственно им знаки различия. Для них были установлены следующие звания и знаки различия в петлицах (такие же квадраты, прямоугольники и ромбы, как у командного состава):

Знаки различия Звания начальствующего состава
2 квадрата воентехник 2 ранга, техник-интендант 2 ранга, военфельдшер, военветфельдшер, младший военный юрист.
3 квадрата политрук, воентехник 1 ранга, техник-интендант 1 ранга, старший военфельдшер, старший военветфельдшер, военный юрист.
1 прямоугольник старший политрук, военинженер 3 ранга, интендант 3 ранга, военврач 3 ранга, военветврач 3 ранга, военный юрист 3 ранга.
2 прямоугольника батальонный комиссар, военинженер 2 ранга, интендант 2 ранга, военврач 2 ранга, военветврач 2 ранга, военный юрист 2 ранга.
3 прямоугольника полковой комиссар, военинженер 1 ранга, интендант 1 ранга, военврач 1 ранга, военветврач 1 ранга, военный юрист 1 ранга.
1 ромб бригадный комиссар, бригинженер, бригинтендант, бригаврач, бригветврач, бригвоенюрист.
2 ромба дивизионный комиссар, дивинженер, дивинтендант, дивврач, дивветврач, диввоенюрист
3 ромба корпусный комиссар, коринженер, коринтендант, корврач, корветврач, корвоенюрист.
4 ромба армейский комиссар 2 ранга, арминженер, арминтендант, армврач, армветврач, армвоенюрист.
4 ромба и звезда армейский комиссар 1 ранга

Обратите внимание - именно "корпусный комиссар", а не "корпусной комиссар". Хотя в разговорном языке обычно это звание звучало как "корпусной комиссар".

В отличие от командного состава начальствующий состав имел цветную окантовку петлиц, как у рядового состава, а не золотой галунчик по краю петлиц, как у командного состава. Кроме того, начальствующий состав на рукавах не имел никаких знаков различия, за исключением военно-политического состава, носившего на рукавах нашивки в виде звезд.

На рисунке слева показаны знаки различия:
*слева - военинженер 2 ранга (артиллерия или автобронетанковые войска),
*справа - полковой комиссар (кавалерия).

Обратите внимание на комиссарскую звезду, которую они носили на рукаве на том месте, где у командиров располагались шевроны, а также на то, что в петлицах комиссара нет эмблем рода войск. Это по двум причинам. Первая - кавалерия в то время не имела никакой эмблемы вообще, как основной род войск наряду с пехотой. Вторая - военно-политическому составу во всех родах войск эмблемы в петлицах были не положены.

Еще раз подчеркнем, что военно-хозяйственный и административный состав, военно-медицинский состав и военно-ветеринарный состав во всех родах войск носили темно-зеленые петлицы с красными кантами и эмблемы своей службы.

А вот военно-технический состав во всех родах войск, включая и авиацию, носил свои эмблемы - скрещенные молоток и французский ключ. Т.е. петлицы рода войск, в котором служит, а эмблемы своей службы.

* командный состав - младший лейтенант (в петлице 1 кубик и 1 шеврон на рукаве);
* военно-технический состав - младший воентехник (в петлице 1 кубик);
* военно-политический состав - младший политрук (в петлице 2 кубика).

Для военно-медицинского, военно-ветеринарного и военно-юридического состава дополнительных званий введено не было.

И еще. Лица, имевшие высшее образование по специальностям, использующимся в армии (инженеры-механики, врачи, ветеринары, юристы, хозяйственники) при зачислении на военную службу сразу же получали звание, равное капитану. Т.е., инженер 3 ранга, военврач 3 ранга, военветврач 3 ранга, интендант 3 ранга, военный юрист 3 ранга.

Для сравнения.

Все лица, зачисляемые на службу в Вермахт вне зависимости от образования, занимаемых в гражданской службе постов, партийных чинов (в НСДАП), заслуг и всего прочего получали звание рядового солдата и проходили минимум полугодовое солдатское обучение в одном из пехотных полков. Причем, унтер-офицеры, знавшие кого именно они обучают, гоняли будущих генералов особенно рьяно и не давали ими ни малейшей поблажки.
Пример. Адольф Галланд, будущий командующий истребительными силами Люфтваффе, уже будучи квалифицированным летчиком и прошедший в Италии курс подготовки летчика-истребителя, при зачислении в Рейхсвер в 1934 году (15 февраля) сначала был направлен рядовым в 10 пехотный полк и только после пехотного обучения в октябре 1934 он получил звание лойтнанта. Т.е. через 9 месяцев.

Я хочу этим сказать, что любой офицер, генерал Вермахта в свое время похлебал солдатской службы полной ложкой. Эта норма не была изменена даже во время войны. Быть может этим можно объяснить высокое качество немецких офицеров, которое в своих мемуарах оценивал должным образом и маршал Жуков? Ведь никакое образование и никакой высокий гражданский пост автоматически не превращают "пиджака" в капитана или генерала. А у нас запросто - вчера крупный партийный функционер, а сегодня армейский комиссар 2 ранга.
Дорого же нам обошлось руководство фронтом секретаря ЦК КП(б) Украины Члена Военного Совета Юго-Западного фронта Н.С.Хрущева летом 1941 под Киевом. Да и летом 42 тоже.

Изменения в знаках различия курсантов.

5 апреля 1940 приказом НКО №87 для курсантов военных училищ и красноармейцев, проходящих обучение в полковых школах (для дальнейшего присвоения званий младшего командного и начальствующего состава) получают петлицы нового образца.

Гимнастерочные петлицы курсантов полковых школ и учебных частей имеют суконную красную горизонтальную полосу шириной 5 мм и суконный же красный треугольник (длина стороны 2.5 см.) в углу петлицы. На шинельных петлицах горизонтальная полоска имеет ширину 1 см. Расцветки петлиц по роду войск школы.

Петлицы курсантов военных училищ имеют красное поле, а кант цвета своего рода войск. В нижней части дополнительное поле цветом по роду войск, окантованное золотым петличным командирским галуном. На нижнем поле металлическая шифровка желтого металла, указывающая на наименование училища. Высота литер 1.2 см, ширина 1 см.. Если род войск училища имеет петличную эмблему, то на курсантской петлице также должна быть эмблема. Курсанты пехотных и кавалерийских училищ, естественно, в петлицах эмблем не имели.
Курсанты военных училищ, имеющие звания младшего командного и начальствующего состава, кроме всего прочего носили в нижнем поле знаки различия званий. Не очень ясно, где на гимнастерочной петлице могли поместиться и шифровка и треугольнички. Очевидно, их приходилось крепить вместо шифровки.

На рисунке справа:
1. Шинельная и гимнастерочная петлицы курсанта школы младших авиаспециалистов.
2.Шинельная и гимнастерочная петлицы курсанта авиационного училища летного состава с шифровкой Ленинградского авиационного училища.
3.Шинельная и гимнастерочная петлицы курсанта танкового училища с шифровкой Казанского танкового училища,
4.Гимнастерочная петлица курсанта пехотного училища с шифровкой Киевского пехотного училища.

Введение генеральских званий.

В мае 1940 года происходит радикальное изменение в системе воинских званий. Для общевойскового высшего командного состава и высшего командного состава родов войск, а также для высшего интендантского состава (так в Указе и приказе НКО назван начальствующий военно-хозяйственный и административный состав) вводятся генеральские звания взамен прежних.

Были введены звания генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии, маршал Советского Союза.

Причем для общевойсковых генералов звания без каких либо приставок, а для всех остальных с добавлением приставки, указывающей на род войск:
*артиллерия - "...артиллерии",
*авиация- "...авиации",
*танковые войска "...танковых войск",
*войска связи- "...войск связи",
*инженерные войска- "инженерных войск",
*химические, железнодорожные, автомобильные, топографические войска- "технических войск",
*интендантская служба - "...интендантской службы.

Причем в родах войск высшим званием было звание генерал-полковник. Это не говорит о том, что артиллерист, или, скажем, танкист не мог стать генералом армии. Просто эти два высших звания стояли уже вне родов войск.
При этом, воинское звание "комбриг" и соответственно знаки различия этого звания исчезли. В зависимости от должности вчерашним комбригам присваивалось либо звание полковник, либо генерал-майор. Однако процесс переаттестации затянулся до самой войны и еще в 41 году можно было встретить командиров с комбриговскими ромбами в петлицах.
У политсостава звание бригадный комиссар также было отменено, но лица, его имевшие, сохраняли это звание до присвоения следующего звания. У остального начальствующего состава звание равное комбригу сохранится вплоть до изменения шкал званий в 42 году.

От автора. Можно представить себе бурю негодования среди политработников, которую вызвал в них этот Указ ПВС СССР. Мол, ладно бы если это касалось только командного состава. Так ведь нет - каким то там тыловикам портяночникам ввели генеральские звания, а им, самым наиглавнейшим людям в армии нет.
Думается, что на Сталина повлиял опыт не самой удачной советско-финской войны 39-40гг. Он видимо понял, что обеспечение войск всеми видами материального снабжения играет в войне решающую роль, а пламенные призывы, политинформации, боевые листки и лекции заменить горячий суп и теплый полушубок не могут. Поэтому начальник Тыла РККА был возведен в ранг заместителя Наркома обороны, и интендантов приравняли к боевым командирам. Без свежей газеты пулемет стрелять будет, а вот без патронов не станет. Исправные сапоги и сухие портянки поднимают моральное состояние бойца куда солиднее, нежели боевой листок. А вот просмотр кинофильма "Веселые ребята" на пустой желудок может вызвать реакцию прямо противоположную желаемой.

Стоит заметить, что факт того, что военно-политическому составу не были введены генеральские звания явился отражением острой, хотя и очень скрытой борьбы высшего руководства страны за власть в самом главном институте любого государства - армии.
Хотя Сталин номинально и являлся Генеральным Секретарем ВКП(б), однако в реальности он занимался не столько политическими делами, сколько общегосударственными административными.
А вот те, кто в основном и верховодил в партийной жизни (А.А.Андреев, А.А.Жданов, Л.М.Каганович, М.И.Калинин, А.И.Микоян, В.М.Молотов, Н.С.Хрущев, Л.З.Мехлис и др.), постоянно стремились незаметно отодвинуть Сталина от власти или по меньшей мере нейтрализовать его власть над армией.

Напомним этапы борьбы за власть в армии:

1. 1918 год. Недоверие большевиков к командным кадрам РККА, вынужденно набираемым в основном из числа офицеров старой армии (военспецов), которые к 1917 году в основной своей массе были из числа крестьян, диктовалось тем, что в крестьянской среде в то время наибольшим авторитетом пользовались не большевики, а эсеры. Отсюда было просто необходимо нейтрализовать влияние эсеров в армии, что и было достигнуто учреждением института комиссаров (исключительно из числа большевиков), имевших равные права с командирами.

2. 1925 год. Решение об укреплении единоначалия в армии. Приказ РВСР №234 от 2 марта 1925 "Об осуществлении единоначалия" Комиссары отодвигаются в сторону. В частях, где командир член (ВКП(б), должность комиссара упраздняется. В остальных частях их власть сильно ограничивается и сводится в основном к политическому воспитанию.

3. 1937 год. На волне репрессий (очевидно как раз явившихся отражением борьбы различных группировок номенклатуры за власть) и под предлогом "борьбы с врагами народа, окопавшихся в армейских командных кадрах", Постановлением ЦИК и СНК от 15 августа институт комиссаров восстанавливается в полном объеме. Комиссар части вновь имеет права равные с командиром части.

4. 1940 год. Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 12 августа. "Об укреплении единоначалия в Красной Армии и Военно-Морском Флоте". Институт военных комиссаров вновь упраздняется. Вчерашние комиссары понижаются в ранге до уровня заместителя командира части по политической части.

5. Июль 1941. На волне тяжелых поражений первых недель войны партийной верхушке удается продавить решение о восстановлении института военных комиссаров, наделенных полномочиями равными с командирами. 16 июля 1941 г ПВС СССР принял Указ о введении института военных комиссаров в Красной Армии.

6. Октябрь 1942. Горькие уроки войны заставили признать, что институт комиссаров не оправдал возложенных на них надежд, и успехов в войне не обеспечил. Партийная верхушка был вынуждена согласиться со сталинской формулировкой. Институт комиссаров Указом ПВС от 9 октября упраздняется вновь (Указ объявлен приказом НКО № 307 от 9.10.42). Теперь уже окончательно. Чтобы исключить возможность восстановления этой организации, большая часть политработников переводится на командные и прочие должности. Звания военно-политического состава упраздняются. Штатные политработники теперь имеются лишь в структурах от полка и выше. Да и здесь они лишь в ранге заместителя командира (командующего) по политчасти.

Приказом НКО №212 от 13 июля 1940 для генералов вводится новая форма и знаки различия. Наиболее заметным изменением в форме стали цветные лампасы на брюках (красные для общевойсковых (в том числе пехота и кавалерия), танковых и артиллерийских генералов, голубые для авиационных генералов, и малиновые для всех остальных генералов. Кроме того, на головных уборах красноармейская звездочка была заменена на круглую кокарду (звездочка стала лишь главным элементом кокарды).

Петлицы генералов, становятся одинаковыми по форме на всех видах одежды (шинельного образца).

Петлицы на мундир и китель высотой 11 см и шириной 7.5см., на шинель высотой 11.5 шириной 8.5см. Ширина золотого жгутика, окантовывавшего петлицы 2.5мм.

На снимке справа: генерал-майор в повседневном френче.

Общевойсковые генералы (включая пехоту и кавалерию) получают петлицы красного цвета, генералы танковых войск и артиллерии - черный бархат, генералы авиации - голубой, все остальные генералы - малиновый. На петлицах генералов родов войск помещаются эмблемы родов войск. Генералы армии и все общевойсковые генералы (включая пехоту и кавалерию) эмблем в петлицах не имеют.

Звания генералов различаются по количеству звездочек (золотистые металлические диаметром 2 см.) в петлицах:
2 звездочки - генерал-майор,
3 звездочки - генерал-лейтенант,
4 звездочки - генерал-полковник,
5 звездочек - генерал армии,
1 большая звезда в венке - маршал Советского Союза (диаметр звезды на мундирных петлицах 4.4см, на шинельных 5 см.).

Нарукавные шевроны шириной 9 см. из галуна шириной 32мм. По низу шеврона цветной кант по роду войск шириной 3мм. Над шевроном золотая вышитая звезда. Шевроны генерала армии и маршала имели некоторые отличия - диаметр звезды больше.

1- генерал-майор танковых войск, 2-генерал-лейтенант авиации, 3-генерал-полковник интендантской службы, 4- генерал армии, 5- маршал Советского Союза.

26 июля 1940 приказом НКО № 226 вводятся дополнительные звания:
* для старшего командного состава -подполковник,
* для военно-политического состава - старший батальонный комиссар.

Соотвественно изменяются и знаки различия. Подполковник и старший батальонный комиссар получили по три прямоугольника в петлицу, а полковник и полковой комиссар по четыре прямоугольника.

Прошу обратить внимание, что четыре "шпалы" носят только полковник и полковой комиссар.

Этим же приказом изменяется вид нарукавных шевронов среднего и старшего командного состава. Теперь шевроны золотые различной ширины, нашиваемые на клапан красного цвета, вырезанный в виде шеврона.

1-младший лейтенант,
2-лейтенант,
3-старший лейтенант,
4-капитан,
5-майор и подполковник,
6-полковник.

На снимке справа: подполковник со знаками различия обр. 1940г. Хорошо видны нарукавные шевроны. Можно разглядеть и три "шпалы" в петлицах. По уверениям сайта "Танковая униформа СССР" это подполковник автобронетанковых войск. Однако, эмблем в петлицах не видно. Впрочем, для того времени хотя ношение эмблем, кому положено, считалось обязательным, однако их отсутствие в петлицах можно встретить на очень многих фотографиях. Причем, чаще среди старшего и высшего командного и начальствующего состава. Видимо, эта привычка сохранилась с тех времен, когда эмблемы были в общем то необязательны.

Изменения в званиях и знаках различия в 1940 году завершились изменением наименований званий младшего командного и начальствующего состава и введением звания ефрейтор в категории рядового состава. (приказ НКО №391 от 2 ноября 1940). Соответственно были изменены и знаки различия званий рядового и младшего командного и начальствующего состава.

Изменения в званиях и знаках различия рядового и младшего комначсостава.
В углы петлиц красноармейцев и сержантов было предписано крепить ребристый треугольник желтого металла. Никакой смысловой нагрузки этот треугольник не нес и выполнял чисто декоративную роль. Следует отметить, что до начала войны эти украшения успели выдать в войсках Московского округа, да частично в Киевском, Ленинградском и Западном округах.

Знаками различия звания ефрейтор сделали красные тканевые полоски красного цвета для всех родов
войск. На гимнастерочной петлице полоска была шириной 5мм. и проходила по центру вдоль петлицы. На шинельной петлице ее ширина была 10мм и она шла от угла к углу горизонтально. При присвоении сержантских званий эта полоска из петлиц не убиралась. Очевидно, что с ведением новых знаков различия отличить ефрейтора от курсанта полковой сержантской школы стало невозможным. Красный треугольник скрывался под золотистым металлическим, а полоски были одинаковые.

1-красноармеец (автомобильные части),
2-ефрейтор (артиллерия),
3-младший сержант (техническая служба в артиллерийских, автомобильных или танковых частях),
4-сержант (авиация),
5-старший сержант (танковые войска),
6-старшина (саперные части).

Петлица старшины выделялась среди петлиц остального сержантского состава. Между кантом и полем петлицы дополнительно проходил золотистый галун шириной 3-4 мм. (тот же самый, что и на петлицах офицеров), но обратите внимание, что здесь этот галунчик нашит не вместо канта, а следом за ним. Этим как бы подчеркивался особый статус старшины.

Замечание относительно эмблемы технической службы у сержантского состава. Эти эмблемы носили сержанты ремонтных подразделений, входивших в состав механизированных частей. Также их носили механики-водители танков, поскольку в те времена штатными званиями механика-водителя танка и стрелка-радиста было старший сержант технической службы. Напомним, что командиром среднего танка был мл. лейтенант, тяжелого танка лейтенант. Наводчик орудия, или как называлась эта должность "командир башни" имел звание старшины. И только должность заряжающего была красноармейской.

Это были последние изменения в знаках различия до Великой Отечественной войны.

Источники и литература

1.Постановление ЦИК и СНК от 22 сентября 1935г. "О введении персональных военных званий начальствующего состава РККА". Отдел издательства НКО СССР. Москва. 1935г.
2.Приказ НКО СССР. №176 от 3 декабря 1935г.
3.Приказ НКО СССР. №19 от 25 января 1938г.
4.Приказ НКО СССР. №163 от 20 августа 1937г.
5.Приказ НКО СССР. №87 от 5 апреля 1940г.
6.Приказ НКО СССР №112 от 8 мая 1940г.
7.Указ Президиума Верховного Совета ССР от 7 мая 1940г. "Об установлении воинских званий высшего командного состава Красной Армии".
8. Приказ НКО СССР №212 от 13 июля 1940.
9. Приказ НКО СССР №226 от 26 июля 1940
10. Приказ НКО СССР №391 от 2 ноября 1940
11.К.К.Рокоссовский. Солдатский долг. Москва. Военное издательство 1988г.
12.Г.К. Жуков. Воспоминания и размышления. АПН. 1987г.
13.О.В. Харитонов. Иллюстрированное описание обмундирования и знаков различия Красной и Советской Армии (1918-1945гг.). Артиллерийский исторический музей Главного Артиллерийского Управления министерства обороны СССР. 1960г.
14.Краснознаменный Уральский. История Краснознаменного Уральского военного округа. Москва. Военное издательство 1983г.
15. М.М.Хренов и др. Военная одежда Вооруженных Сил СССР и России (1917-1990-е годы.) Военное издательство. Москва. 1999г.
16.А.Галланд. Первый и последний. Центрполиграф. Москва. 2003г.
17.Сайт "Танковая униформа СССР" (tankuniform.ru)

Железобетонные шпалы шпалы Ш 3 для нераздельного клеммно-болтового скрепления ЖБР65 с болтовым прикреплением рельса к шпале разработаны для применения на железных дорогах с шириной колеи 1520 мм. Данная ширина стандартизирована для всех железных дорог Российской Федерации.


Преимущества использования железобетонных шпал шпалы Ш 3 для нераздельного клеммно-болтового скрепления ЖБР65 с болтовым прикреплением рельса к шпале по сравнению с другими материалами:

  • длительный период эксплуатации (пятьдесят лет и более);
  • высокая степень механической прочности;
  • устойчивость к агрессивным факторам окружающей среды, в том числе к гниению;
  • возможность повторного применения изделий (в данном случае речь идет о таком виде продукции, как шпалы железобетонные б/у);
  • возможность использования на участках железнодорожного пути, которые характеризуются высокой степенью грузонапряженности.

Шпалы железобетонные шпалы Ш 3 для нераздельного клеммно-болтового скрепления ЖБР65 с болтовым прикреплением рельса к шпале представляют собой цельнобрусковые балки, которые имеют переменное сечение. В шпалах предусмотрены специальные площадки, на которые монтируются рельсы. Отверстия, которые располагаются на этих площадках, необходимы для установки крепежных болтов для рельсошпального крепления и промежуточного скрепления железобетонных шпал друг с другом.


Технологический процесс производства железобетонных шпал шпалы Ш 3 для нераздельного клеммно-болтового скрепления ЖБР65 с болтовым прикреплением рельса к шпале выглядит следующим образом: в специальную форму для производства шпал помещается арматурная проволока, как правило, стальная с периодическим профилем, диаметром 3,00 миллиметра, относящаяся к классу Вр. После этого проволоку растягивают с натяжным усилием 8,1 кН и с использованием вибратора форму заполняют бетонной смесью с определенным компонентным составом. После того как бетонный состав затвердеет и наберет свои эксплуатационные характеристики, натяжение стальной проволоки снимается. Данная технология производства железобетонных шпал обеспечивает высокие прочностные характеристики изделий и предохраняет их раскол при повышенных нагрузках, например, движении подвижного состава.


Железобетонные шпалы шпалы Ш 3 для нераздельного клеммно-болтового скрепления ЖБР65 с болтовым прикреплением рельса к шпале изготавливаются в строгом соответствии с нормами, указанными в ГОСТ 10629-88, из тяжелого, плотного бетона классом прочности на сжатие В40. Класс прочности по морозостойкости – не менее F200. В качестве заполнителя применяется щебень из природного камня или из гравия фракции 5-20 мм.


Железобетонные шпалы шпалы Ш 3 для нераздельного клеммно-болтового скрепления ЖБР65 с болтовым прикреплением рельса к шпале производятся с предварительно напряженной арматурой, благодаря которой изделия приобретают необходимый для железнодорожных путей запас прочности. В качестве арматуры шпал следует применять стальную проволоку периодического профиля класса Вр диаметром 3 мм по ГОСТ 7348 и ТУ 14-4-1471-87. Номинальное число арматурных проволок в шпале 44. Расположение проволок, контролируемое на торцах шпалы, должно соответствовать проектному, указанному в ГОСТ и чертеже изделия. Для обеспечения проектного расположения проволок могут применяться разделительные проставки, остающиеся в теле бетона шпалы. Допускается по согласованию изготовителя с потребителем применять проставки, отличающиеся от указанных в проекте.


Железобетонные шпалы шпалы Ш 3 для нераздельного клеммно-болтового скрепления ЖБР65 с болтовым прикреплением рельса к шпале являются крайне ответственными изделиями, поэтому к качеству этих изделий предъявляются достаточно серьезные требования. Значения отклонений от геометрических параметров не должны превышать установленных ГОСТ 10629-88 и указанных в таблице. Отклонение от прямолинейности профиля подрельсовых площадок на всей длине или ширине не должно превышать 1 мм. Уклон подрельсовых площадок к продольной оси шпалы в вертикальной плоскости, проходящей через ось (подуклонка), должен быть в пределах 1:18 - 1:22. Разница уклонов подрельсовых площадок разных концов шпалы в поперечном к оси шпалы направлении (пропеллерность) не должна превышать 1:80. Допускается наличие на торцах изделий отпечатков элементов жесткости диафрагм глубиной не более 5 мм. Глубина зазоров между проволоками и бетоном на торцах шпал не должна превышать 15 мм. В шпалах не допускают: наплывы бетона в каналах для болтов, препятствующие свободной установке и повороту этих болтов в рабочее положение; местные наплывы бетона на подрельсовых площадках; провертывание болтов рельсового скрепления в каналах шпалы при завинчивании гаек; трещины в бетоне.


Серьезные требования предъявляются и к качеству арматуры. Расстояние по вертикали в свету между парами или отдельными проволоками арматуры, в случае их отклонения от проектного положения, не должно быть менее 8 мм. Допускается разворот пар проволок на 90° при сохранении указанного выше расстояния. Общая сила начального натяжения всех арматурных проволок в пакете должна быть не менее 358 кН (36,4 тс). Среднее значение силы начального натяжения одной проволоки при их номинальном числе должно составлять 8,12 кН (827 кгс). Сила натяжения отдельных проволок не должна отличаться от среднего значения более чем на 10 %. Снижение силы натяжения отдельных проволок сверх 10 %, вызванное проскальзыванием проволоки в захвате, не должно быть более чем у одной проволоки в шпалах первого сорта и у двух проволок в шпалах второго сорта. Допускаются отклонения от номинального числа арматурных проволок при условии, что общая сила натяжения имеющихся проволок не менее указанной в проекте. При этом предельные отклонения по числу проволок не должны превышать ±2 шт. Концы напрягаемой арматуры не должны выступать за торцевые поверхности шпал первого сорта более чем на 15 мм и второго сорта - более чем на 20 мм.


Шпалы железобетонные шпалы Ш 3 для нераздельного клеммно-болтового скрепления ЖБР65 с болтовым прикреплением рельса к шпале следует транспортировать и хранить в штабелях горизонтальными рядами в рабочем положении - подошвой вниз. Высота штабеля должна быть не более 16 рядов. Подкладки под шпалы и прокладки между ними в штабеле следует располагать в углублениях подрельсовых площадок шпал. Толщина деревянных подкладок и прокладок должна быть не менее 50 мм. Допускается по согласованию изготовителя с потребителем применять деревянные прокладки сечением не менее 40´40 мм при расположении их на расстоянии 30 - 40 мм от упорных кромок углублений в подрельсовых площадках шпал.


Шпалы шпалы Ш 3 для нераздельного клеммно-болтового скрепления ЖБР65 с болтовым прикреплением рельса к шпале транспортируют в полувагонах или автомобилях. Транспортирование шпал разных марок и сортов в одном полувагоне или автомобиле не допускается.