Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы. Знакомство с согласным звуком, буквой Й


1. Занятие про букву И



2. Загадки с обобщающим словом на И

Держится подружка за моё ушко,
Век бежит со мной стежкою одной. (Иголка с ниткой)


Её всегда в лесу найдёшь.
Пойдёшь гулять и встретишь.
Стоит колючая как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной. (Ёж)


Это разные предметы, а что их объеденяет вместе? - Иголки!
Из скольких слогов состоит это слово? - Из трёх!
Почему? - Так как есть 3 гласных звука.
Какой слог ударный? - Второй.

3. Игра "Сломался телевизор" (идея от сюда)
Взрослый говорит звук И и выкладывает карточку с картинкой - ребёнку нужно закончить слово.
(и)грушка, (и)голка, (и)збушка, (и)рис, (и)зюм, (и)ндеец



4. Составление наглядных звукосочетаний из карточек:
ИА, АИУ, ОАИ, УИ

5. Развитие фонематического восприятия

а) хлопнуть (или поднять карточку с буквой И) на звук [и] из звукового ряда:

А И О К Н У И И А И Ы О У И

б) повторить только слова со звуком “и”:

Ива, айва, утка, индюк, игра, улыбка, автобус, имя, угол, июль, иголка…

6. Упражнение с крыжками - на каждую строчку передвигаем бусинки-крыжечки:

И у дедушки есть.

И у бабушки есть.

И у мамы есть.

И у папы есть.

И у нас есть.

Чтоб его узнать,

Надо вслух назвать.

(Имя)

Назвать имена мальчиков и девочек, и, если ребёнок услышит в имени звук [и], то ему нужно хлопнуть в ладошки:

Аня, Уля, И ван, И лья, Антон, И нна…

Оля, Семён, И горь, Саша, Вера, Маша, И нга, Алёша, Павел, И ра, Настя, Вася, Коля, Анна, И рма, Клава



7. Игра "Один-много" (взрослый кидает мяч ребёнку, называя слово в единственном числе, ребёнку нужно кинуть назад, называя слово во множественном числе)
носок - носки
иголка -
коробка -
дверь -
кружка -
индюк -
игрушка -
перчатка -
нитка -
снежинка -
мальчик -
вилка -
капля -
девочка -
зонтик -
сапог -

8. Образовать прилагательные-антонимы
высокий - низкий
широкий - узкий
большой - маленький
плохой - хороший
холодный - горячий

9. Игра "Что лишнее?" ("Четвёртый лишний")
Выкладываются несколько картинок или предметов и надо определить в какой картинке нету звука И (или просто на слух).

1= мишка, лиса, волк, тигр
2= очки, осы, ива, индюк

10. Чудо-дерево
Нужно выбрать картинки (надписи) в названии которых есть звук И и "повесить" на дерево как листочки. Я сделала такое дерево (распечатывать на А4) и к нему листочки (А5) - даю пустые листочки, так что вы сами можете вписать туда нужные слова:




11. Найти спрятавшуюся букву И

12. Сказка про братьев Ик и Ищ ()
Жили-были два брата. Одного звали Ие, а другого - Ищ. Ик был маленький, а Ищ - огромный (показ "портретов"). У Ика был домик, а у Ища - домище. А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.

(Проводится игровое упражнение "Закончи предложение").

У Ика не рот, а...
У Ика не нос, а...
У Ика не глаз, а... и т.д.

А что же Ищ? Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.

У Ища не рот, а...
У Ища не нос, а...
У Ища не глаз, а... и т.д.

Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о братце Ище.

В именах Ик, Ищ есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.

13. Найди все буквы И и обведи их (

Цель:

  • познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й`],буквой Й, й;
  • развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;
  • воспитывать взаимопомощь, взаимоподдержку.
  • учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й`] всловах;
  • способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного чтения и рассказывания;
  • работать над межпредметными связями.

Оборудование для учителя:

  • Демонстрационный плакат "Буква Й, й".
  • Картинный словарь, иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, чайника, трамвая, троллейбуса, зайки.
  • Демонстрационные звуковые схемы.
  • Аудиокассета "Занимательное азбуковедение" автор В.Волина сказка "Два хвостика".
  • Конверт с письмом из библиотеки.
  • Фотография "Ордена славы".

Оборудование для учащихся:

  • Учебник "Русская азбука" В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин1 класс 2 часть
  • Учебник "Русская азбука плюс"В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин1 класс.
  • Звуковые схемы.
  • Конверты с буквами имён героев сказок К.И.Чуковского

Ход урока

I. Организационный момент.

Посмотрите на наших гостей. Поприветствуем их.

II. Проверка домашнего задания.

  • В "Русской азбуке плюс" чтение по ролям диалога "Ёлкино платье".
  • Театрализация диалога "Шутка" из "Русской азбуки".
  • Работа над интонацией речи учащихся.

III. Актуализация опорных знаний.

  • Какой сейчас год?
  • Какое время года?
  • Какой день недели?
  • Какое сегодня число?

2). 19 января - большой прздник - Крещение. И сейчас стоят настоящие Крещенские морозы. Это название пришло к нам давно. И 100, и 200 лет назад на Крещение стояли сильные морозы, как и сегодня. Поэтому люди их так и назвали Крещенские морозы.

3). Посмотрите в окно.

IV. Выделение нового звука

1). Расскажите, какой сегодня день?

Зимний, морозный, холодный, пасмурный.

Какой звук вы произносите в конце всех слов? [й`].

2). Представьте, что вы порезали пальчик.

Как вы вскрикните? - Ай! Ой!

Какой звук вы произносите в конце этих слов? [й`].

3). А чем надо помазать ранку? - Йодом.

Какой звук вы произносите в начале слова йод? [й`].

4). Звук [й`] мы уже встречали в начале слова или после гласных. Он обозначался буквами е, ё, я.

Расскажите, что вы знаете про звук [й`].

Это звук согласный, всегда мягкий, звучит звонко.

V . Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы научимся распознавать звук [й`] вне слияния в конце слогов, в середине и в конце слов, научимся читать и печатать букву й и слова с этой буквой.

Тема урока "Звук [й`], буква Й, й".

VI. Фонетическая подготовка.

1). В картинном словаре определить положение звука в слове?

На доске иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, трамвая, троллейбуса,

Вывод: чаще всего звук [й`], обозначающий букву й, встречается в середине и в конце слова. В начале слова й встречается редко. Вам надо запомнить три таких слова: йогурт, йод, йог.

2). Игра "Узнай звук".

Если есть в слове звук [й`], хлопайте в ладоши, если нет руки кладёте перед собой.

Слова: лиса, чайник, игрок, лицо, ножницы, соловей, автобус, хитрый, ноки, машина, змей, имя, чай, получай.

3). Игра "Замени звук в середине слог".

  • чашка - чайка
  • леска - лейка
  • лапка - лайка
  • галка - гайка
  • речка - рейка

VII. Знакомство с буквой Й, й.

Посмотрите, как пишется буква Й, й.

  • На что похожа буква Й?
  • В чём разница?

2). Стихотворение.

Букву Й зовут "И кратким".
Й как И в твоей тетрадке.
Чтоб Й не путать с И
Сверху галочку пиши.

Заучивание четверостишья.

3). На ленте букв буква й изображена зелёным цветом. Для чего? Чтобы помнили, что звук [й`] согласный, всегда мягкий.

VIII. Работа с буквой.

1). Напечатать буку Й на доске. Вот так пишется эта буква.

2). Если буквы станут в ряд

Сразу все заговорят.

Игра "Дополни словечко".

На доске слоги:

тво сво сто

Дети дополняют слова буквой й.

3). Игра "Буква потерялась". На доске написаны слова. Дети вставляют букву й.

  • ша_ба
  • добры_
  • _огурт
  • изуча_те

4). Сегодня утром в класс пришло письмо от нашего библиотекаря. Она пишет, что кто - то перепутал буквы в названиях сказочных героев К.И.Чуковского и просит вас ей помочь.

Работа в парах. Игра "Собери рассыпавшиеся имена".

  • Айболит
  • Бармалей
  • Мойдодыр

IX. Физкультминутка.

Кот играет на баяне,
Зайчик наш на барабане,
Ну а ослик на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если будешь помогать,
Будем вместе мы играть.

X. Прослушивание аудиозаписиз сказки "Два хвостика".

Послушайте сказку про мальчика - художника. И подумайте, как мы можем помочь бедному зверьку, которого нарисовал мальчик?

На обратной стороне доски написано слово заика. Дети исправляют букву И на Й. Объясняют, какой хвостик забыл написать мальчик.

XI. Работа со звуковыми схемами.

Слого-звуковой анализ слова зайка. Если в середине слова звук [й`], то слог всегда заканчивается этим звуком. Составление схемы на доске и на партах.

Вывешивается иллюстрация зайки.

XII. Работа с учебником. Развитие речи.

1). Откройте учебник "Русская азбука" на с. 36 - 37.

Обратить внимание, что буква Й бывает и заглавная и строчная.

2). Чтение пословиц, объяснение смысла.

3). Работа с иллюстрацией. Воины русской армии разных времён.

Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть земли. Но русская армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватить землю русскую.

Как называется одежда древних воинов? - Кольчуга.

А что защищало голову? - Шлем.

В верхней части страницы изображены солдаты армии царя Петра. У них другая форма.

  • Во что они одеты?
  • Какое у них оружие?

А на с. 37 изображены воины последней войны.

  • Какая у них форма?
  • Какое оружие?

4). Чтение текста про дедушку. с. 37

  • Кем был дедушка на войне?
  • Что есть у дедушки?
  • Что говорит мама о дедушке?
  • Как вы понимаете эту фразу?

Демонстрация фотографии "Ордена славы".

XIII. Итог урока.

  • Что вы можете рассказать о звуке [й`]?
  • Как называется буква?
  • С какой буквой не надо путать й?

Сегодня на уроке мы поговорим о букве, которую можно назвать хитрой путешественницей. Хитрой, потому что внешне она очень похожа на свою соседку по алфавиту, а еще потому, что звук её умеет хорошо прятаться. А путешественницей по той причине, что в древние времена она то появлялась в нашем алфавите, то исчезала, и первоначально буквой её совсем не считали. И только в прошлом веке у неё появилось свое постоянное место в алфавите, рядом с гласной И. Это буква Й (И краткое) и звук [й’]. Иногда звук, который она обозначает, еще называют «йот». Так зачем же в нашем алфавите понадобилась еще одна буква И? Для начала вспомним характеристику звука [и]. Звук [и] гласный, он тянется, поется. А теперь попробуйте спеть звук [й’]. Не получилось? Конечно, потому что это короткий согласный звук. Значит, в нашем алфавите у гласной [и] и согласного [й’] совсем разная работа, поэтому они оба нам нужны и важны. Сегодня мы поговорим только об одной работе буквы Й.

Начнём с определения звука [й’]. Положите руки на горло или на уши и произнесите звук [й’]. Мы почувствовали вибрацию, значит, это звонкий звук. А теперь запомните еще одну хитрость этого звука: звук [й’] только мягкий, и у него нет твёрдой пары. Значит, звук [й’] согласный, звонкий, мягкий. Теперь потренируемся узнавать этот звук в словах.

Сегодня мы отправимся в птичье царство. Отгадывайте загадку и называйте место звука в слове: в начале слова, в середине или в конце.

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

Воробей - звук [й’] в конце слова (рис. 1).

Белокрылая птица

Над морем летает.

Рыбу увидит -

Клювом хватает.

Чайка - звук [й’] в середине слова (рис. 2).

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Отвечайте…

Соловей - звук [й’] в конце слова (рис. 3).

Серенькая птичка,

Птичка-невеличка,

Шеей вертишь ты всегда.

Разве в этом есть нужда?

Вертишейка - звук [й’] в середине слова (рис. 4).

Рис. 4. Вертишейка ()

В птичьем радостном задоре,

Твёрдо веруя в успех,

Кто из птиц ныряет в море,

Без сомненья, лучше всех?

Кайра - звук [й’] в середине слова (рис. 5).

То не радуга, не пламя!

Что за птица? Угадай!

Целый день болтает с нами

Разноцветный…

Попугай - звук [й’] в конце слова (рис. 6).

Жить без дела не люблю я,

В пятом я встаю часу,

То сажаю кедры клювом,

То дубы в глухом лесу.

Сойка - звук [й’] в середине слова (рис. 7).

Шум и гам по всей округе,

Птицы мечутся в испуге.

Появился в небе хищник,

Чем полакомиться, ищет.

Ястреб - звук [й’] в начале слова: [йастр’ип] (рис. 8).

Мы заметили, что звук [й’] в начале слова встретился только один раз. Дело в том, что в словах русского языка этот звук встречается нечасто. Слов, которые начинаются на букву Й, в нашем языке немного, среди них в основном географические названия, но не только. Попробуйте назвать слова на букву Й.

Йод ребёнок знает каждый.

Йодом мама ранки мажет (рис. 9).

Какой молочный продукт надо пить всем детям обязательно? Йогурт (рис. 10).

Йог вовек не скажет: «Ох!»

«Ой-ой-ой!» - не крикнет йог (рис. 11).

Молодой, владей собой!

Старый, будь как молодой!

Йоркширский терьер, или йорк (рис. 12).

Рис. 12. Йоркширский терьер ()

Рассмотрим, как пишется буква Й.

Потому что запятая

На её плечах сидит.

Рассмотрите печатные буквы. Что они вам напоминают? Буквы Ии .

Букву Й зовут И кратким.

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

Перекладинка прыг-скок

И легла наискосок.

Изменилась Н внутри,

Получилась буква И.

А потом над буквой И

Птичка пролетела,

Стать Й (И краткой) буква И

Сразу захотела.

На что похожа буква Й?

Встало И под фонарем,

Мы его не узнаём.

Изменилось - посмотри

На него украдкою.

Раньше было просто И,

А теперь Й (И краткое).

Писатель Виктор Хмельницкий придумал свою историю.

Прежде буквы Ы и Й приглашали друг дружку в гости, но буква Ы всегда оставляла в прихожей палочку, и буква Й не могла отличить её от мягкого знака. А когда буква Й приходила в гости, то оставляла на вешалке свою шляпу, и хозяйка путала гостью с буквой И. В конце концов эта путаница им надоела. А как же чай? А чай теперь они пьют в саду. Буква Ы держит при себе свою палочку, а буква Й может не снимать шляпу (рис. 13).

Рис. 13. Сказка про буквы Ы и Й

Звук и буква Й любят отвечать на вопрос «какой?». Давайте проверим. Рассмотрите картинку и рассказывайте.

Какой котёнок (рис. 14)?

Рыжий, маленький, забавный, мягкий и т. д.

Какой рюкзак (рис. 15)?

Школьный, новый, тяжёлый, красивый и т. д.

Рис. 15. Школьный рюкзак ()

Какой арбуз (рис. 16)?

Полосатый, сладкий, сахарный, вкусный и т. д.

Прочитаем слова: ай, ой, эй - й помогает выражать чувства.

Заменяя одну букву в слове, получим другое слово: май - лай - рай - рой - мой .

Звук [й’] всегда мягкий. Итак, буква Й обозначает звук [й’], который всегда мягкий, а гласная И показывает мягкость предшествующего согласного.

Рассмотрим письменные буквы Й (рис. 17, 18).

Посмотри-ка, посмотри,

Милая подружка,

До чего же

Мы похожи!

Общие у нас черты,

Ты - как я,

А я как - ты.

Мы похожи, как птенцы.

Может быть, мы близнецы?

Рис. 17. Письменная и печатная буква И ()

Рис. 18. Письменная и печатная буква Й ()

В чём различие? У Й сверху появилась галочка, или птичка.

Потренируйтесь написать букву Й.

Теперь выполним такое задание: послушайте стихотворение и запишите все звуки [й’] буквами Й. Подсказка: сколько звуков, столько и букв.

Рядом с комнатой моей

А там полно друзей:

Рыжий,

Серый,

Полосатый,

И бескрылый,

И крылатый,

И безрогий,

И рогатый,

И бесхвостый,

И хвостатый…

Сколько букв у вас получилось? 9. А каких зверей, обитающих в лесу, вы представили? Расскажите.

А теперь напишем небольшой диктант.

Напишите букву, обозначающую первый звук в слове «Рома».

Напишите букву, обозначающую последний звук в слове «лентяй».

Напишите букву, обозначающую второй звук в слове «лес».

Напишите заглавную букву Н.

Напишите заглавную букву сегодняшнего урока.

Рис. 19. Проверь себя

Домашнее задание

1. Потренироваться писать прописью заглавную и маленькую букву Й.

2. Вспомнить и назвать 5 сказок, в названиях которых будет буква Й.

3. Сочинить небольшую сказку про Ой и Ай.

Список литературы

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ()

Тема: Согласный звук [й], буква Й. Новогоднее приключение с героями любимых сказок.

Цели: знакомство со звуком [й], обозначающей его буквой Й; отрабатывание навыка четкого произношения звука [й]; развитие фонематического восприятия; обучение умению выделять звук [й] из ряда звуков, слогов, слов; составлять предложения с заданным словом; обучение чтению слогов по слоговым таблицам и слов со звуком [й]; развитие памяти, внимания, мышления; воспитание дисциплинированности, умения работать в коллективе.
Оборудование: звуковые домики; картинки слов со звуком [й] (Кощей Бессмертный, Емеля, Змей Горыныч, Дюймовочка, Леший, Водяной); карточки с окошками, для определения места звука в слове; фонарики красного, синего, зеленого цвета с колокольчиками и без; цветные карандаши; картинки Снеговик, Баба Яга, Дед Мороз, Снегурочка, елка, елочные игрушки с напечатанными на них слогами и словами с буквой Й; пособие «Веселый поезд».
Ход занятия.
I. О.н.з. Сюрпризный момент.
-
- Слышите, ребята, кто – то вздыхает и зовет нас. Да это же наш знакомый Снеговик.
- Что случилось, Снеговик?
- Ой – ой – ой! – Ай – ай – ай! Эй – эй – эй!
Ребята, Снеговик так напуган, что не может больше ничего говорить. Кто же его так напугал?
- Ой – ой – ой! – Ай – ай – ай! Эй – эй – эй!
Наверное, он хочет назвать имя сказочного героя, который его так напугал.
Давайте послушаем еще раз, что он говорит, и определим, какой звук повторяется чаще других.
- Ой – ой – ой! – Ай – ай – ай! Эй – эй – эй!
II. Знакомство с новым звуком.
Характеристика звука [й] по артикуляционным и акустическим признакам.
- Правильно, это звук [й]. Какой он?
Давайте произнесем этот звук. Получится у нас его пропеть? Что нам мешает? (Преграда – язычок выгибает спинку). Какой это звук? (Согласный). Он мягкий или твердый? Что хочется сделать, сжать кулачек или погладить ладошку? (мягкий). Звук [й] всегда мягкий. Послушайте свое горлышко, звонкий или глухой этот звук? (звонкий). Звук [й] - согласный, звонкий, всегда мягкий.
III. Развитие фонематического восприятия.
- Чтобы узнать название сказочного героя, напугавшего нашего Снеговика, нужно научиться определять звук [й] среди других звуков. Какого цвета волшебный фонарик будем зажигать, когда услышим звук [й]? (зеленый с колокольчиком)
1. Определение звука [й] в ряду звуков.
А У Й Н Й Й М П Й …

2. Определение звука [й] в ряду слогов.
АЙ ОЙ СА МА АЛ АЙ ЭЙ ….
3. Определение звука [й] в словах.
- Звук определять мы научились, теперь можем определить имя сказочного героя, который напугал Снеговика.
Кот в сапогах, Великан, Шрек, Кикимора, баба Яга.
- Правильно, это баба Яга.
IV. Работа с новым звуком.
Определение места звука [й] в слове.
- Баба Яга спрятала Деда Мороза и Снегурочку. А помогут нам ее найти сказочные герои, в названии которых есть звук [й]. На поиски Дедушки Мороза и Снегурочки они отправятся на нашем Веселом паровозике. В первом вагоне поедут те герои, в названии которых звук [й] стоит в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова. (Кощей Бессмертный, Емеля, Змей Горыныч, Дюймовочка, Леший, Водяной) Все они очень хотят встретить с нами Новый год.
V. Знакомство с буквой Й.
- Пока наши герои ищут Деда Мороза и Снегурочку, мы приготовим им пригласительные билеты. Звук [й] мы знаем, а что нужно знать, чтобы его написать? Букву Й. Звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем.
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.

VI. Работа с новой буквой.
1. Выделение буквы Й в тексте.
- Подчеркните в пригласительном билете все буквы Й. Каким карандашом будем подчеркивать букву Й? (зеленым)
Новый Год!
Кощей Бессмертный, Емеля, Змей Горыныч, Дюймовочка, Леший, Водяной приходите в мой детский сад на Новогодний праздник.
2. Чтение слогов с новой буквой.
А вот и Дед Мороз со Снегурочкой. Они на праздник к нам пришли, с собою елку принесли.
Чтобы елочку украсить, нужно на игрушках прочитать слоги и слова с новой буквой.
АЙ ОЙ УЙ ИЙ МАЙ МОЙ
VII. Физминутка.
Елочку нарядили, а теперь с ней поиграем. Игра на внимание «Елочки большие и маленькие».
- Давайте, покажем, какими большими бывают елочки (руки поднять вверх), а какими маленькими (руки опустить вниз). (Дети должны показать большие и маленькие елочки, не обращая внимания на обманные движения логопеда, а слушая только его словесные указания).
VIII. Закрепление изученного.
1. Расширение словарного запаса.
«Измени слово».
Весело на нашем празднике. Баба Яга тоже просится к нам. Задал ей Дед Мороз задание, но без нас она не справится. Давайте ей поможем. Нужно
изменить слово, чтобы в нем появился звук [й]: маечка - майка, заяц - зайчик, скамеечка - скамейка, воробышек - воробей, яичко - яйцо, линеечка - линейка, соловушка - соловей...
2. Работа с чистоговорками.
«Прочитай и доскажи»:
Ой - ой - это зайка мой
Ай - ай - испекли мы каравай
Ай - ай - в клетке попугай
Ой - ой - мы идем домой

3. Составление предложений.
Какие слова со звуком [й] услышали? (зайка, каравай, попугай, домой, мой)
Составьте с ними предложения.
IX. Итог.
Пора Деду Морозу со сказочными героями в свои сказки возвращаться. А звук [й], с нами в городе Звуков остается. Давайте вспомним, какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий). Молодцы!

Конспект занятия по обучению грамоте

Подготовила и провела: воспитатель подготовительной группы № 6

Абрамова О. В.

Тема: Буква И краткая, звук (Й)

Цели и задачи:

Знакомство с буквой;

Дифференциация понятий « звук» и « буква»;

Выявление артикуляторных и акустических характеристик звука;

Выделение звука в словах, определение его местоположения;

Сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками;

Обогащение словарного запаса детей, создание условий для употребления новых слов в собственной речи;

Формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования с другими частями речи;

Обучение ответам на вопросы, диалогической речи, добавлению недостающих слов;

Развитие мелкой моторики пальцев рук, умения ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Материалы и оборудование: настенный алфавит, доска, мел, тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.

Ход занятия.

  1. Существует буква в нашем языке, которая незаметна, но играет значимую роль. О какой букве идет речь, постарайтесь узнать из небольшого рассказа.

Странная буква.

Заскучали буквы в алфавите.

Споем?- сказала одна своей соседке.

Я не умею, - грустно сказала та.

А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!..

Й…Й…Й…

И правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.

Я не гласная.

Согласная, что ли?

Не знаю.

Ну, и кому ж ты такая нужна?

Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.

Стои - жалко, что ли.

Не « стои», а « стой». Вот я и пригодилась!

Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?

Сама догадайся…

Догадались, о какой букве идет речь?

Правильно. Буква – И краткая. А какой звук она обозначает?

Совершенно верно - звук (Й). Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем его. Что во рту помогает нам его произнести?

Верно, язычок. Он прижимается боками к нёбу. Значит, он всё-таки согласный, но необычный, а всегда мягкий согласный.

2 . В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - « йод», « йог», « йогурт».

Давайте попробуем определить, в каких словах может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук (Й):

Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)

Когда мы чего-то испугались? (Ай!)

Крошечная девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)

Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? (Кощей Бессмертный)

Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка)

Мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй)

Плохие отметки в школе? (Тройка, двойка)

Птица, которая хорошо поёт? (Соловей, канарейка)

Птица, которая умеет говорить? (Попугай)

Морская белая птица? (чайка)

Кто обедал в зоопарке у зверей? (Воробей)

Городской транспорт? (Троллейбус, трамвай)

Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)?

Согласна с вами - в середине и в конце слов.

3. А теперь немного отдохнем. Проведем физминутку. но она необычная: там будут встречаться слова со звуком…..(Й)

(Дети двигаются по комнате, веселятся.)

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

К нам пришел волшебник злой!

Он руками помахал,

Всех детей заколдовал.

Дети головы склонили,

Замолчали и застыли.

(Дети застывают, склонив головы.)

В класс пришли друзья-зверюшки,

Вмиг злодея вон прогнали

И детей расколдовали.

А теперь пора плясать,

Нам не надо унывать!

(Дети танцуют.)

4. – Сейчас мы поиграем в необычную игру. Мы будем учиться приказывать. Я называю слово, а вы мне говорите это слово со словом « Ты».

Бегать, слушать, прыгать, танцевать, улыбаться, умываться, думать, делать, хлопать, стирать, убирать, гулять, поливать, собирать.

Что изменилось в этих словах? (Появился звук (Й)).

5. – Мы познакомились со звуком (Й)- произносили, определяли в какой части слов он чаще всего встречается. Но не надо забывать и о букве, которую он обозначает - буква И краткая. Сейчас, чтобы её не обидеть, мы её напишем.

(На доске)

Н- надела поясок,

И - надела поясок.

Буква Н надела ровно,

Буква И - наискосок.

Ты ей шапку подари-

Станет краткой буква И.

(При написании буквы проговаривается - расстояние между буквами, размер).

Молодцы! С какой буквой и каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы можете о них сказать?

На следующем занятии мы узнаем, с кем дружит этот звук.