Антидемократический режим бывает нескольких видов тоталитарный фашистский. Политический (государственный) режим и его виды

К антидемократическим режимам относят тоталитарный и авторитарный политические режимы.

Термин "тоталитаризм" возник от латинского totus - весь, целый, полный и был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале ХХ в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Он возник и получил своё распространение в 20-30-е гг. ХХ в. и применялся для обозначения политических систем нацистской германии, большевистского СССР и фашистской Италии. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии. Позднее эта категория была рассмотрена в работах Ф. Хайека «Путь к рабству» (1944), X. Арендт «Происхождение тоталитаризма» (1951), К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956)»

Для режима Муссолини были характерны меньшая концентрация централизация и абсолютизация власти. Наряду с фашистской партией значительным влиянием в стране пользовались военные, аристократия, церковь, государственная бюрократия. Продолжал функционировать, правда, чисто формально, сенат. Парадокс состоит также в том, что Италия оставалась монархией. Итальянский фашизм отличался также меньшей, чем в Германии, интенсивностью террора и репрессий. Учитывая эти факты, можно утверждать, что сущностные характеристики правой разновидности тоталитаризма в наиболее завершенной форме воплотились в германском национал-социализме. Но не стоит забывать про марксизм-ленинизм, который в теории руководствовался благороднейшим из устремлений человечества - коммунистическим построением совершенного и справедливого общественного строя. С этой точки зрения советский режим вдохновлялся возвышенной гуманистической целью, составляющей вековую мечту многих поколений. Нельзя забывать и то, что в течение определенного, хотя по историческим меркам краткого периода коммунистический идеал стал руководством по жизни почти для 40% современного человечества. Однако немаловажная проблема заключается в том, что для реализации поставленных целей на вооружение были взяты, антигуманные средства. В этом контексте смертный грех большевиков состоит в том, что они дискриминировали великий коммунистический идеал.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Одним словом в каждой из вышеперечисленных стран, развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются:

  • -государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
  • -общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;
  • -монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, и культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
  • -государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;
  • -доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
  • -господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
  • -фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества.

В условиях недемократических политических режимов государство принимает на себя полноту властных полномочий во всех сферах общественной жизни. При этом существуют особенности управления экономикой в условиях тоталитарных и авторитарных режимов. В условиях тоталитаризма управление экономикой осуществляется при помощи командно-административных методов, в основу которых положены властные императивы, не предполагающие, какой бы то ни было свободы субъектов в процессе выбора и претворения в жизнь тех или иных поведенческих установок. Тоталитарное общество спроецировано по образцу и подобию военного лагеря, естественно, что экономика в нем носит милитаризованный характер и направлена на обеспечение нужд военного строительства. Военный сектор в условиях тоталитарной экономики является приоритетным с точки зрения обеспечения научными и материальными ресурсами, остальные направления экономики выступают в качестве производных от военных и рассматриваются в качестве второстепенных. Кроме того, анализируя экономическую политику тоталитарного государства, следует обратить внимание на ее идеологизированный характер. Сращивание управленческого аппарата осуществляющего монопольное господство партии с государственным механизмом неминуемо влечет подчинение законов экономического развития идеологическим догматам, при этом сама экономика начинает рассматриваться в качестве элемента общегосударственной программы формирования общества нового типа, в котором государство выступает в качестве некоего социального организма, подчиняющего, и растворяющего в себе как отдельных индивидов, так и социальные группы. При таком подходе труд начинает рассматриваться как право и одновременно обязанность. Сам по себе отказ от общеполезного труда рассматривается как преступление и влечет за собой применение к виновному соответствующих мер уголовно-правовой ответственности.

Кроме тоталитарного, ни один диктаторский режим, не стремился поставить под свой контроль всю духовную деятельность общества, не насаждал и не утверждал в обществе единой официальной идеологии. Именно партия, обладающая при тоталитарном режиме всей полнотой власти, приводит в активное состояние массы народа для поддержки режима и достижение политических целей. При тоталитаризме становится менее заметной черта между обществом и государством, происходит исчезновение неподконтрольных (автономных) власти сфер общественной жизни.

К антидемократическим политическим режимам относится и авторитарный режим. Его можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. С одной стороны он (авторитарный режим), либеральнее, мягче, чем тоталитаризм, но с другой - жестче, антинароднее, чем демократический.

Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Следует учитывать, что авторитарный режим может существовать только в системе координат, имеющей внешние признаки демократического устройства (формальные или даже реально действующие). При этом авторитарный режим чаще всего имеет имитационные институты, изначально демократические, но в его рамках превращающиеся в инструмент манипуляций и грубого обмана населения (выборы, формально существующие политические партии, якобы "независимые" суды и пр.).

  • -в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
  • -игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
  • -роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
  • -суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
  • -сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
  • -в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;
  • -сохраняется ограниченная цензура, "полугласность";
  • -существует частичный плюрализм;
  • -права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;
  • -силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально, либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля над населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы и с антиправительственными движениями. Отменяется конституция и другие законодательные акты, которые заменяют актами военных властей.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам: 1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю; 2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

деспотический - режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

тиранический - режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

конституционно-авторитарный политический режим, - при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

Однако при авторитарном режиме в определенной степени допускается свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности, хотя приоритет отдается государственной форме собственности. В политической жизни общества могут участвовать несколько партий, однако все они должны придерживаться линии, выработанной правящей партией. Оппозиция не допускается.

Во взаимоотношениях государства и личности приоритет отдается государственным интересам. Хотя права и свободы граждан закрепляются в конституционных актах, но пользоваться ими можно только в ограниченных случаях. Не существует реальных гарантий обеспечения прав и свобод личности. Ради обеспечения государственных интересов зачастую нарушаются права и свободы граждан.

В настоящее время авторитарный режим существует в таких странах, как Северная Корея, Куба, Вьетнам и др. Есть надежда, что со временем в этих странах тоже установятся демократические формы правления, и на земле будет мир и согласие.

Вывод: к антидемократическому политическому режиму в первую очередь относятся тоталитаризм и авторитаризм общими чертами, которых являются ограничения политических и экономических свободы граждан. При осуществлении власти в данном типе режимов не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан государственными органами власти. Но есть и некоторые различия: тоталитаризму свойственен всеобщий контроль, а авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю; если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

Любой недемократический режим лишает народ статуса источника власти. В стране с такой системой управления граждане в массе своей не могут вмешиваться в государственные дела. Кроме того, люди, не принадлежащие к элите, лишаются свобод и прав. Недемократические режимы делятся на два вида – тоталитарные и авторитарные. Ни в том, ни в другом случае де-факто народовластия не существует. Весь административный и силовой ресурс концентрируется в руках определенной группы людей, а в некоторых случаях и вовсе одного человека.

Главная основа, на которой держится тоталитарный недемократический режим – фигура вождя, которую, как правило, выдвигает могущественная группировка (партия, военные и т. д.). Власть в таком государстве удерживается до последнего за счет любых средств. По отношению к обществу используется в том числе и насилие. В то же время тоталитарная власть пытается выглядеть легитимной. Для этого такие режимы заручается массовой социальной поддержкой за счет пропаганды, идеологического, политического и экономического воздействия.

При тоталитаризме общество лишается своей гражданской основы и самостоятельности. Его жизнедеятельность во многих чертах огосударствливается. Тоталитарные партии всегда стремились проникнуть в любые общественные структуры - от органов муниципальной власти до художественных кружков. Иногда такие эксперименты могут затрагивать даже личную и интимную жизнь человека. Фактически все люди в подобной системе становятся мелкими винтиками огромного механизма. Недемократический режим расправляется с любыми гражданами, пытающимися мешать его существованию. Тоталитаризм делает возможными репрессии не только против простых людей, но и против приближенных диктатора. Они необходимы для укрепления и сохранений власти, так как периодически возобновляющийся террор позволяет держать окружающих в страхе.


Пропаганда

Типичное тоталитарное общество имеет несколько характерных черт. Оно живет при однопартийной системе, полицейском контроле, монополии на информацию в СМИ. Тоталитарное государство не может существовать без повсеместного контроля над экономической жизнью страны. Идеология такой власти, как правило, утопична. Правящая верхушка пользуется лозунгами о великом будущем, исключительности своего народа и уникальной миссии национального лидера.

Любой недемократический режим обязательно использует в своей пропаганде образ врага, против которого он борется. Противниками могут быть зарубежные империалисты, демократы, а также собственные евреи, крестьяне-кулаки и т. д. Происками врагов и вредителей такая власть объясняет любые свои неудачи и внутреннюю неустроенность в жизни общества. Такая риторика позволяет мобилизовать людей на борьбу с незримыми и настоящими противниками, отвлекая их от собственных проблем.

К примеру, политический государственный режим СССР постоянно обращался к теме врагов за границей и в рядах советских граждан. В разное время в Советском Союзе боролись с буржуями, кулаками, космополитами, вредителями на производстве, шпионами и многочисленными внешнеполитическими неприятелями. Своего «расцвета» тоталитарное общество в СССР достигло в 1930-е гг.


Первостепенность идеологии

Чем активнее власть оказывает давление на своих идеологических противников, тем сильнее становится необходимость в однопартийной системе. Только она позволяет искоренить какую-либо дискуссию. Власть приобретает форму вертикали, где люди «снизу» неукоснительно воплощают в жизнь очередную генеральную линию партии. В виде именно такой пирамиды существовала партия нацистов в Германии. Гитлеру был необходим эффективный инструмент, который мог бы претворить в жизнь замыслы фюрера. Нацисты не признавали какой-либо альтернативы себе. Они безжалостно расправлялись со своими оппонентами. На зачищенном политическом поле новой власти стало легче проводить свой курс.

Диктаторский режим - это в первую очередь идеологический проект. Деспоты могут объяснять свою политику научной теорией (как коммунисты, говорившие о классовой борьбе) или законами природы (так рассуждали нацисты, объяснявшие исключительную важность германской нации). Тоталитарная пропаганда часто сопровождается политпросвещением, развлечениями и массовыми акциями. Такими были немецкие факельные шествия. А в наши дни схожие черты присущи парадам в Северной Корее и карнавалам на Кубе.

Культурная политика

Классический диктаторский режим - это режим, полностью подчинивший культуру и эксплуатирующий ее в своих целях. В тоталитарных странах часто встречается монументальная архитектура и памятники вождям. Кино и литература призваны воспевать имперские порядки. В таких произведениях принципиально не может быть критики существующего строя. В книгах и фильмах подчеркивается только все хорошее, а посыл «жить стало лучше, жить стало веселее» в них является основным.

Террор в такой системе координат всегда действует в тесной связке с пропагандой. Без идеологической подпитки он теряет свое массовое воздействие на жителей страны. В то же время и сама пропаганда не способна в полной мере влиять на граждан без регулярных волн террора. Тоталитарный политический государственный режим часто совмещает эти два понятия. В таком случае акции устрашения становятся оружием пропаганды.


Насилие и экспансия

Тоталитаризм не может существовать без силовых органов и их засилья над всеми аспектами жизни общества. С помощью этого инструмента власть организует полный контроль над людьми. Под пристальным наблюдением находится все: от армии и учебных заведений до искусства. Даже не интересующийся историей человек знает о гестапо, НКВД, штази и их методах работы. Для них были характерны насилие и тотальный надзор над людьми. В их арсенале весомые признаки недемократического режима: тайные аресты, пытки, длительные заключения. Например, в СССР черные воронки и стук в дверь стали символом целой предвоенной эпохи. «Для профилактики» террор может быть направлен даже на лояльное население.

Тоталитарное и авторитарное государство часто стремится к территориальной экспансии по отношению к соседям. Например, у ультраправых режимов Италии и Германии существовала целая теория о «жизненно необходимом» пространстве для дальнейшего роста и процветания нации. У левых эта идея маскируется под «мировую революцию», помощь пролетариям других стран и т. д.


Авторитаризм

Известный исследователь Хуан Линц выделил основные признаки, характерные для авторитарных режимов. Это ограничение плюрализма, отсутствие четкой руководящей идеологии и низкий уровень вовлеченности людей в политическую жизнь. Если говорить упрощенно, то авторитаризм можно назвать мягкой формой тоталитаризма. Все это виды недемократических режимов, только с разной степенью отдаления от демократических принципов управления государством.

Из всех особенностей авторитаризма ключевой является именно отсутствие плюрализма. Однобокость принятых взглядов может существовать просто де-факто, а может и быть зафиксированной де-юре. Ограничения в первую очередь затрагивают крупные группы интересов и политические объединения. На бумаге они могут быть крайне размытыми. Например, авторитаризм допускает существование «независимых» от власти партий, которые на самом деле являются либо марионеточными, либо слишком малозначимыми для того, чтобы влиять на реальное положение дел. Существование таких суррогатов – способ создать гибридный режим. У него может быть демократическая витрина, однако все его внутренние механизмы работают согласно генеральной линии, задаваемой сверху и не допускающей возражений.

Зачастую авторитаризм является лишь ступенькой на пути к тоталитаризму. Состояние власти зависит от того, в каком состоянии находятся государственные институты. Тоталитаризм не может быть построен в одночасье. Для того чтобы сформировать такую систему, требуется некоторое время (от нескольких лет до десятилетий). Если власть встала на путь окончательного «закручивания гаек», то на определенном этапе она все еще будет авторитарной. Однако по мере юридического закрепления тоталитарных порядков станет все больше терять эти компромиссные черты.


Гибридные режимы

При авторитарной системе власть может оставить остатки гражданского общества или отдельные его элементы. Однако вопреки этому основные политические режимы такого толка опираются только на собственную вертикаль и существуют отдельно от основной массы населения. Они сами себя регулируют и сами себя реформируют. Если у граждан и спрашивают их мнения (например, в форме плебисцитов), то делается это «для галочки» и только для того, чтобы легитимировать уже установившиеся порядки. Авторитарному государству не нужно мобилизованное население (в отличие от тоталитарной системы), так как без твердой идеологии и повсеместного террора такие люди рано или поздно выступят против существующего строя.

В чем еще сильно отличается демократический и недемократический режим? И в том, и другом случае существует избирательная система, однако ее положение совсем неодинаково. Например, политический режим США целиком и полностью зависит от волеизъявления граждан, в то время как в авторитарной системе выборы становятся бутафорией. Чрезмерно мощная власть может использовать административный ресурс для того, чтобы добиваться на референдумах необходимых результатов. А на президентских или парламентских выборах она часто прибегает к вычищению политического поля, когда людям дается возможность голосовать только за «правильных» кандидатов. В таком случае внешне сохраняются атрибуты избирательного процесса.

При авторитаризме самостоятельная идеология может быть заменена на верховенство религии, традиции и культуры. С помощью этих явлений режим делает себя легитимным. Упор на традиции, нелюбовь к переменам, консерватизму – все это свойственно для любого государства подобного толка.


Военная хунта и диктатура

Авторитаризм – общее понятие. К нему можно отнести самые разные системы управления. Часто в этом ряду встречается военно-бюрократическое государство, которое основано на военной диктатуре. Для подобной власти характерно отсутствие идеологии. Правящая коалиция представляет собой союз военных и бюрократов. Политический режим США, как и любое другое демократическое государство, так или иначе связан с этими влиятельными группами. Однако в системе, регулируемой народовластием, ни военные, ни бюрократы не занимают главенствующего привилегированного положения.

Главная цель вышеописанного авторитарного режима – подавить активные группы населения, в том числе культурные, этнические и религиозные меньшинства. Они могут представлять потенциальную опасность для диктаторов, потому что обладают лучшей самоорганизацией, чем остальные жители страны. В военном авторитарном государстве все посты распределяются согласно армейской иерархии. Это может быть как диктатура одного человека, так и военная хунта, состоящая из правящей верхушки (таковой была хунта в Греции в 1967-1974 гг.).

Корпоративный авторитаризм

В корпоративной системе для недемократических режимов свойственно монопольное представительство во власти определенных групп интересов. Такое государство возникает в странах, где экономическое развитие достигло определенных успехов, а общество заинтересовано в участии в политической жизни. Корпоративный авторитаризм - это нечто среднее между однопартийным правлением и массовой партией.

Ограниченное представительство интересов делает его легко управляемым. Режим, опирающийся на определенный социальный слой, может узурпировать власть, в то же время давая подачки одной или нескольким группам населения. Подобное государство существовало в Португалии в 1932-1968 гг. при Салазаре.


Расовый и колониальный авторитаризм

Уникальная форма авторитаризма появилась во второй половине XX века, когда многочисленные страны-колонии (в первую очередь в Африке) получили независимость от своих метрополий. В таких обществах был и сохранился низкий уровень благосостояния населения. Именно поэтому постколониальный авторитаризм там строился «снизу». Ключевые посты приобрела элита, обладающая немногочисленными экономическими ресурсами.

Опорой для подобных режимов становятся лозунги о национальной независимости, которые затмевают любые другие внутренние проблемы. Ради сохранения мнимой самостоятельности по отношению к бывшей метрополии население готово отдавать власти любые государственные рычаги. Положение в таких обществах по традиции остается напряженным, оно страдает от собственной неполноценности и конфликтов с соседями.

Отдельной формой авторитаризма можно назвать так называемую расовую или этническую демократию. Подобный режим обладает многими чертами свободного государства. В нем есть избирательный процесс, однако к выборам допускаются лишь представители определенной этнической прослойки, в то время как остальные жители страны выброшены за борт политической жизни. Положение изгоев либо закреплено де-юре, либо существует де-факто. Внутри привилегированных групп наблюдается типичная для демократии конкуренция. Однако существующее неравенство рас является источником социальной напряженности. Несправедливое соотношение поддерживается силой государства и его административным ресурсом. Самый яркий пример расовой демократии – недавний режим в ЮАР, где первостепенной была политика апартеида.

Понятие политического режима

Политический режим (от лат. regimen - управление) - совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Он характеризуется степенью участия граждан в управлении страной, а также уровнем политических свобод в обществе.

Виды политических режимов

Все политические режимы можно разделить на демократические и антидемократические.

Демократический режим

Альбер Камю

“Демократия - не закон большинства, а защита меньшинства.”

Демократический режим - политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан. В условиях этого режима народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Родиной демократии считается Древняя Греция. 1

Уинстон Черчилль

“Лучший аргумент против демократии - пятиминутная беседа со средним избирателем”

Признаки демократического режима:

  1. Регулярное участие народа в формировании и осуществлении государственности власти посредством референдума и свободных выборов.
  2. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства.
  3. Неприкосновенность частной собственности.
  4. Свобода средств массовой информации.
  5. Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека.
  6. Легитимность государственной власти.
  7. «Силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами.
  8. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения.
  9. Существование гражданского общества с его развитой структурой.
  10. Реальное осуществление принципов правового государства.
  11. В отношении граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом».
  12. Политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его.
  13. Свобода вероисповедания.
  14. Принцип разделения властей.

Антидемократические режимы

Антидемократический режим - политический режим, для которого характерно отсут­ ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократичес­ ких принципов управления, политического плюрализма.

В рамках данного политического режима принято выделять авторитарные и тоталитарные режимы.

Авторитарный режим

Авторитарный режим - (от лат. autoritas - власть, влияние). Это тот политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. История человечества дает нам много примеpoв авторитарных государств. Это и восточные деспотии, и тирании Древнего мирa и абсолютные монархии Средневековья. Распространены авторитарные режимы и в современном мире. B основном oни существуют в развивающихся государствах Азии, Африки, Латинской Америки.

Признаки авторитарного режима:
1. Небольшое число носителей власти. Это может быть один человек, или группа лиц.
2. Неограниченность власти, отсутствие реальных демо кратических механизмов контроля за ее осуществлением. При этом власть отнюдь не произвольна и может править, опираясь на силу законов. Однако сами эти законы прини маются по усмотрению правящей элиты.
3. Стремление использовать силу для разрешения кон фликтных ситуаций. Это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях . Но при ав торитаризме алгоритм поведения может быть изменен в лю бой момент, и тогда власть предержащие прибегают к силе как к последнему доводу в борьбе с политическими оппонен тами.
4. Недопущение реальной политической оппозиции и по литической конкуренции.
5. Относительная закрытость правящей элиты , на значения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе откры тых и честных выборов.

Авторитарная государственная власть пытается всячески контролировать жизнь граждан, но не ставит своей задачей переделать устоявшиеся порядки во имя высшей цели. Наоборот, сторонники авторитаризма стремятся сохранить определенные традиции.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества. Термин был введенв политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссо­ лини.

Адольф Гитлер

“Движению нашему не смогли повредить никакие преследования его вождей, никакая клевета, никакая напраслина. Из всех преследований оно выходило все более и более сильным, потому что идеи наши верны, цели наши чисты и готовность наших сторонников к самопожертвованию - вне всякого сомнения.”

Понятие, обозначающее ряд диктаторских политических систем XX в., основанных на всеобщем проникновении единственной разрешенной идеологии в поли­ тическую, экономическую, социальную, культурную подси­стемы общества и на постепенном поглощении общества и отдельной человеческой личности структурами партии - государства.

Признаки тоталитарного режима:

  1. Политическая цензура и пропаганда в СМИ.

    Б.Муссолини

    "Все в государстве, ничего вне государства, никого против государства."

  2. Культ личности, вождизм.
  3. Единственная общеобязательная государственная идеология.
  4. Отсутствие реальных прав и свобод граждан.
  5. Сращивание государственного и партийного аппарата.
  6. Изоляция от внешнего мира (“железный занавес”).
  7. Преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа “врага народа” (внутреннего и внешнего).
  8. Жесткая централизация государственного управления, разжигание социальной и национальной розни. Развязывание террора по отношению к собственному народу.
  9. Командно-административная экономика, отсутствие частной собственности и экономических свобод.
  10. Политический монополизм, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления.

В литературе существует достаточное количество теорий происхождения государства.Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, т.к. этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этом. Отсюда различные теории возникновения государства.

Патриархальная теория происхождения государства. К наиболее известным представителям данной теории относятся Аристотель, Филмер, Михайловский и др. Они обосновывают свою теорию на том, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созданию семьи. Последующий рост семей и объединение под их крылом все большего числа людей приводит в конечном итоге к образованию государства. Отсюда власть государя – продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Подданным предложено покорно подчиняться государю, всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота государя способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

Таким образом, государство образовалось в результате разрастания института семьи, соединения родов в племена, а племен в более крупные общности, вплоть до государства. Царь, государь – это «отец» в разросшейся семье, он выполняет такие же функции, как и отец в семье (защита, обеспечение).

Данная теория получила современное преломление в идее государственного патернализма, т.е. заботы государства и своих гражданах, подданных, особенно в случае болезни, безработицы и т.д.

Политический (государственно-правовой) режим – совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть

· демократический

· антидемократический

Виды антидемократических политических режимов:

Авторитарный политический режим . При данном режиме единоличная власть одного лидера вуалируется (прикрывается) демократическими учреждениями, которые продолжают существовать. Для данного режима характерно значительное ограничение прав и свобод граждан, возможно запрещение деятельности отдельных политических партий. Ограничение роли выборных органов, усиление роли исполнительных органов, власти. (данный режим существует в президентских республиках, т.к. власть президента как главы государства и главы исполнительной ветви власти очень широка, и со временем только укрепляется).

Тоталитарный режим характеризуется полным тотальным контролем над всеми сферами общественной жизни, государство вмешивается в сферу личных интересов граждан, огосударствление всех общественных организаций, репрессии и репрессивный аппарат, один лидер, одна партия, одна господствующая идеология, всеобщая милитаризация (всеобщее вооружение). Фашизм характеризуется теми же чертами, что и тоталитарный – поэтому фашизм считают разновидностью тоталитаризма - но они различаются по идеологии. При тоталитаризме, например, в СССР - коммунистические идеи, при фашизме националистическая идея (господство одной нации над всеми), широким использованием террористических методов правления.

Военный режим - это правление, осуществляемое верхушкой военных – хунтой, военными средствами и методами (например, правление Пиночета в Чили).

Антидемократический режим имеет следующие признаки: - Во - первых, главное, что определяет характер государственной власти, это соотношение государства и личности.

Если государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет его права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим называется антидемократическим.

Во-вторых, характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни.

В-третьих, свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и т.д.).

В-четвертых, личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в Конституции.

В-пятых, реально существует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни.

В-шестых, характерный признак - всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой.

В-седьмых, антидемократический режим игнорирует интересы национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств.

В-восьмых, антидемократическое государство во всех разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Отрицает полностью религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий.

Антидемократический политический режим делится на тоталитарный и авторитарный. Авторитарный режим. Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть, влияние) - характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Термин "авторитаризм" был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

Выделяют 2 определения авторитаризма. Авторитаризм, как социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам. Авторитаризм, как социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны.

К ним относятся: Военно-бюрократический режим авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая, партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблему режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалов в политическую сферу через избирательные каналы.

Примерами военно-бюрократических режимов были: правление генерала Пиночета в Чили (1973-1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии. Пиночет утверждал: Ни один лист не шелохнется в Чили без моего желания. Генерал Мартинес (Сальвадор, 1932 г.) философствовал: Большее преступление убить насекомое, чем человека, жертвами его антикоммунистических чисток стали около 40 тысяч крестьян, в результате чего с индейской культурой в стране было по существу покончено. Лозунгом генерала Риоса Монтта (Гватемала) было: Христианин должен носить с собой Библию и пулемет. В результате его христианской кампании 10 тысяч индейцев были убиты и более 100 тысяч бежали в Мексику.

Корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. Образцы корпоративного режима - правление Антониу ди Салазара в Португалии (1932-1968), режим Франсиско Франко в Испании. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации масс не раз позволяло внедрять корпоративное представительство интересов. Дототалитарный авторитаризм - режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран.

К порядкам такого типа Х. Линц относит фашистские мобилизационные режимы, которые - по сравнению с военно-бюрократическим и корпоративным авторитаризмом с их единственной, слабой партией, - являются менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторными и демократическими. Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении.

Дототалитарный характер режима обуславливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов, среди которых: довольно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, еще не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему; такие институты, как армия, церковь, группы интересов, сохраняя достаточную автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу; ситуация социальной неопределенности, когда одни ожидают, что прежние политические и социальные структуры сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса.

Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты. Однако с обострением экономических проблем и активизация антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или вовсе ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием.

Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, что проявляется в частых переворотах, убийствах правителей; Султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии.

Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма.

Примерами султанизма являлись Гаити при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде, Доминиканская республика при Рафаэле Трухильо, Филиппины при Фердинанде Маркосе, Ирак при Саддаме Хусейне и т.д.

Тоталитарный режим.

Тоталитаризм - политический режим, который стремится к полному (тотальному ) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. "В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы - тоталитаризма. " Арендт Х. Истоки тоталитаризма. - М.: ЦентрКом, 1996. - С. 97

Тоталитаризм с точки зрения политологии - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме подавляются государством. Тем самым создается иллюзия одобрения обществом действий тоталитарной власти. Исторически понятие "тоталитарное государство" появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини.

Тоталитарному государству были свойственны не ограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни. Правоведы итальянского фашизма и немецкого нацизма использовали термин в положительном ключе, а их критики - в отрицательном.

На Западе в годы холодной войны получила широкую известность теория, согласно которой сталинизм наравне с фашизмом был одной из форм тоталитаризма. Эта модель стала предметом исследований в области истории и политологии.

При использовании в настоящее время этого термина, как правило, подразумевается, что режимы Адольфа Гитлера в Германии, Иосифа Сталина в СССР и Бенито Муссолини в Италии были тоталитарными. Различные авторы также относят к тоталитарным режимы Франко в Испании, Салазара в Португалии, Мао в Китае, "красных кхмеров" в Кампучии, Хомейни в Иране, талибов в Афганистане, Ахмета Зогу и Энвера Ходжи в Албании, Ким Ир Сена и Ким Чен Ира в Северной Корее, самодержавия в России, Пиночета в Чили, Саддама Хусейна в Ираке, Хо Ши Мина во Вьетнаме, Фиделя Кастро на Кубе, Сапармурата Ниязова в Туркменистане, Эмомали Рахмона в Таджикистане, Ислама Каримова в Узбекистане, Сомосы в Никарагуа, Хорти в Венгрии, Иди Амина в Уганде, Масиаса Нгемы Бийого в Экваториальной Гвинее и др.

Иногда термин используется для характеристики отдельных аспектов политики (например, милитаризма США при президенте Буше). Вместе с тем, подобное применение понятия "тоталитаризм" продолжает вызывать критику. Критики выражают несогласие с приравниванием политических систем сталинизма и фашизма, произвольным употреблением термина политиками, противопоставлением обвиняемых в тоталитаризме режимов демократии.

В своей работе "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956 г.) Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, на основе эмпирического сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества. Исходный перечень состоял из шести признаков, но во втором издании книги авторы добавили ещё два, а впоследствии другие исследователи также вносили уточнения:

Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества. Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.

Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества. Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации. Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.

Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения. Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить "новое общество"). Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур. Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.

Централизованное планирование экономики. Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами и распространением оружия среди населения. Приверженность экспансионизму. Административный контроль над отправлением правосудия. Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. - М.: ЦентрКом, 1996. - С. 63

Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща хотя бы одна из указанных черт, следует относить к тоталитарным. В частности, некоторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как нетоталитарного. Однако первые два признака, по мнению исследователей тоталитарной модели, являются её наиболее яркими характеристиками.