Морозов танк т 34 биография. Бронзовый бюст Морозову

    - (1904 79) российский конструктор, генерал майор инженер (1945), доктор технических наук (1972), дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1974). Под руководством Морозова созданы легкие танки БТ 2, БТ 5, БТ 7 и др. Участник разработки среднего… … Большой Энциклопедический словарь

    Морозов Александр Александрович - [р. 16(29).10.1904, Бежица, ныне Брянской обл.], советский конструктор танков, генерал майор технической службы (1943), доктор технических наук (1972), Герой Социалистического Труда (1942). Член КПСС с 1943. В 1931 окончил машиностроительный… … Большая советская энциклопедия

    Морозов Александр Александрович - (1904 1979), конструктор, генерал майор инженер (1945), доктор технических наук (1972), Герой Социалистического Труда (1943, 1974). Под руководством Морозова созданы лёгкие танки БТ 2, БТ 5, БТ 7 и др. Участник разработки среднего танка Т 34 и др … Энциклопедический словарь

    Морозов, Александр Александрович - Род. 1904, ум. 1979. Конструктор, создатель военной техники (легкие танки БТ 2, БТ 5, БТ 7, средний танк Т 34 и др.). Трижды лауреат Государственной премии СССР (1942, 1946, 1948), лауреат Ленинской премии (1967). Дважды Герой Социалистического… … Большая биографическая энциклопедия

    Морозов, Станислав Александрович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Морозов. Станислав Морозов … Википедия

    Морозов, Михаил Александрович - В Википедии есть статьи о других людях с именем Морозов, Михаил. Михаил Морозов Имя при рождении Михаил Александрович Морозов Дата рождения 7 мая 1972(1972 05 07) (40 лет) … Википедия

    Морозов, Александр - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Морозов. Александр Морозов: Морозов, Александр Алексеевич (1973) юморист из «Кривого зеркала» Морозов, Александр (актёр дубляжа) (1974) актёр озвучивания. Морозов, Александр … Википедия

Ген.-майор-инженер (1945), доктор техн. наук (1972), дважды Герой Социалистич. Труда (1942, 1974). Чл. КПСС с 1943. Окончил машиностроит. техникум (1930). В 1931-38 руководитель группы КБ завода, с 1938 заместитель начальника КБ, затем нач-к КБ и зам. гл. конструктора завода, с 1940 гл. конструктор. М. принимал непосредств. участие в разработке первого отечественного, среднего танка Т-24 (1930), а также лёгких колёсно-гусеничных танков БТ-2 (1931), БТ-5 (1932), БТ-7 (1935) и БТ-7М (1939). Танки БТ наряду с Т-26 составляли в 30-х гг. основу танк, вооружения Сов. Армии. В качестве технического руководителя проекта совместно с М. И. Кошкиным и Н. А. Кучеренко возглавлял разработку среднего танка Т-34 , принятого на вооружение в 1940 году. Во время Великой Отечественной войны как главный конструктор руководил модернизацией танка Т-34, признанного лучшим танком периода 2-й мировой войны. После войны под руководством М. создан ряд новых типов танков и др. бронетанк. техники. Депутат Верх. Совета СССР 5-го созыва. Лауреат Гос. премий СССР (1942, 1946, 1948) и Ленинской премии (1967). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Кутузова 1-й степени, Суворова 2-й степени, 3 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, а также медалями.

Жизненный путь

Четырнадцатилетним подростком А. А. Морозов, получив шестиклассное образование в реальном училище, пришел в марте 1919 г. на Харьковский паровозостроительный завод. Его трудовая деятельность началась в технической конторе завода в должности делопроизводителя. Дальнейшая работа в качестве копировщика, чертежника и конструктора приобщила его к созданию на заводе первых гусеничных тракторов «Коммунар». С 1928 г. вернувшийся на завод после службы в Красной Армии (в авиабригаде авиационным техником-мотористом) Морозов в составе конструкторской группы обеспечивал изготовление опытного образца маневренного танка T-1-12, а затем участвовал в проектировании и выпуске последующей модификации танка, получившей марку Т-24. Этот танк был одним из первых танков отечественной конструкции, в нем были установлены мощный двигатель и ряд оригинальных узлов трансмиссии.

Почтовый конверт с портретом Морозова А. А.

Период 1929-1931 гг. был связан для А. А. Морозова с учебой на заочном отделении Московского автомеханического института имени М. В. Ломоносова, а затем - на вечернем отделении Харьковского машиностроительного техникума. По окончании техникума Морозов принял непосредственное участие в проектировании и освоении серийного производства колесно-гусеничного танка БТ. Им были спроектированы многие узлы и детали трансмиссии и ходовой части танка, выпускавшегося в течение ряда лет в виде постепенно совершенствовавшихся модификаций (от БТ-2 до БТ-7М). На этом этапе конструкторской деятельности А. А. Морозов в короткий срок приобрел значительный опыт, достиг уровня ведущего конструктора, стал руководить конструкторской группой и с июля 1936 г. возглавил сектор КБ по новому проектированию.

Во второй половине 30-x годов перед конструкторами завода была поставлена задача по значительному повышению снарядной стойкости бронекорпусов танков и увеличению их живучести на поле боя. Одной из важных разработок того периода было проектирование колесно-гусеничного танка A-20 с увеличенным, по сравнению с танком БТ, количеством ведущих колес-катков и с корпусом и башней оригинальной формы. В ходе выполнения этой работы в целях проверки возможности упрощения конструкции танка было решено дополнительно спроектировать близкий по параметрам танк, но без самостоятельного колесного хода. Новый танк A-32 во многом повторял А-20: схожие компоновка и форма корпуса, однотипный двигатель-дизель типа В-2. Отдельные конструктивные решения, такие как некоторые узлы трансмиссии и ходовой части без принципиальных изменений были использованы в танках БТ, А-20 и A-32.

В конце 1938 г. оба проекта (А-20 и A-32) были представлены на рассмотрение Главного военного совета Красной Армии, где М. И. Кошкин - главный конструктор завода имени Коминтерна и А. А. Морозов - его заместитель сделали сообщения о своей работе. В результате после обсуждения представленных проектов было получено разрешение на изготовление обоих танков с тем, чтобы, испытав их, сделать окончательный выбор одного из них для принятия на вооружение. В июне-августе 1939 г. сравнительные испытания были проведены. Никаких существенных преимуществ колесно-гусеничного танка по сравнению с гусеничным выявлено не было, а в выводах комиссии было записано: «танк А-32, как имевший запас по увеличению веса, целесообразно защищать более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей…» Поэтому вскоре танк А-32 был догружен до 24 тонн и подвергнут дополнительным испытаниям. Испытания подтвердили возможность увеличения массы танка примерно на 5 т, что позволило увеличить толщину брони корпуса с 20 до 45 мм и усилить ряд узлов и агрегатов. Комитет Обороны при Совнаркоме СССР постановлением от 19 декабря 1939 г. принял новый средний танк к изготовлению на Харьковском заводе имени Коминтерна, присвоив ему марку Т-34. Так, благодаря смелому новаторскому подходу к решению сложной задачи по созданию среднего танка нового поколения, конструкторами, руководимыми вначале М. И. Кошкиным, а после его смерти А. А. Морозовым, незадолго до начала великой Отечественной войны был создан средний танк Т-34, в котором впервые в мире удалось оптимально сочетать высокие показатели огневой мощи, противоснарядной защиты и подвижности при невысокой стоимости изготовления, надежности и простоте в эксплуатации.

Постановлением правительства в 1942 г. за разработку конструкции танка Т-34 Государственная премия СССР была присуждена Александру Александровичу Морозову, Михаилу Ильичу Кошкину и Николаю Алексеевичу Кучеренко, являвшемуся в тот период начальником КБ серийного производства завода.

Работа на Харьковском заводе имени Коминтерна в предвоенные года не ограничилась постановкой на производство танка Т-34. Группа конструкторов, непосредственно возглавляемая А. А. Морозовым, продолжала поиски дальнейших путей совершенствования средних танков. В результате продолжения этой работы в 1942-1944 гг. на Уральском танковом заводе были разработаны еще более мощные средние танки Т-43 и Т-44.

В первые дни Отечественной войны Советское правительство поставило веред конструкторами-танкостроителями задачу по обеспечению значительного расширения производства танков Т-34, на их производство были переведены несколько заводов Поволжья, Урала в Сибири. Освоение выпуска танков Т-34 заводами с различным составом оборудования, при невысокой квалификации большинства рабочих, среди которых было много подростков и женщин, стало возможным благодаря хорошей технологической отработанности конструкции, что в немалой степени, наряду с заслугой технологов, определялось в повседневной напряженной работой конструкторов по упрощению танка, изысканию заменителей дефицитных материалов, приспособлению его конструкции к массовому выпуску. Вместе с тем боевые характеристики танка Т-34 непрерывно улучшались, а во втором полугодии 1943 г. танк был радикально модернизирован, на нем был расширен погон, установлена новая башня с мощной 85-мм пушкой. Это явилось ответной мерой на появление в немецко-фашистской армии новых танков «Пантера», «Тигр» и «Королевский тигр» и САУ «Элефант» («Фердинанд»). В работе по улучшению конструкции танка Т-34 и усилению его вооружения принимали непосредственное участие под руководством А. А. Морозова и его заместителя Н. А. Кучеренко конструкторы Я. И. Баран, А. А. Молоштанов, М. И. Таршинов, Б. А. Черняк, А. И. Шпайхлер и др. Всем им за коренное усовершенствование существующего среднего танка и разработку конструкции нового среднего танка была присуждена Государственная премия СССР.

За годы Отечественной войны было выпушено и передано в Красную Армию 52 тыс. танков T-34, лучших танков второй мировой войны. В этом немалая заслуга коллективов заводов, где директорами были Ю. Е. Максарев, Е. Э. Рубинчик, Б. Г.Myзруков, К. А. Задорожный и другие, много сил и внимания уделили производству танка T-34 нарком В. А. Малышев, его заместитель А. А. Горегляд, И. М. Зальцман, М. Н. Попов. А. А. Хабахпашев и др. После окончания войны несколько сот танков Т-34 были установлены на пьедесталы, стали памятниками, символизирующими героизм советских воинов-танкистов, проявленный в боях за свободу и независимость нашей Родины, и трудовой подвиг советских танкостроителей.

В тяжелые годы войны А. А. Морозов, целиком отдавая себя работе, добился выдающихся успехов в деле укрепления боевой мощи бронетанковых войск Красной Армии, за что был в январе 1943 г. удостоен звания Героя Социалистического Труда, а позже награжден высокими полководческими орденами: Кутузова I степени и Суворова II степени. Ему было присвоено воинское звание генерал-майора инженерно-танковой службы. Конструкторское бюро, руководимое A.A.Морозовым, было награждено орденом Ленина.

Послевоенный период деятельности А. А. Морозова связан с продолжением линии развития массовых средних танков, частично воплощенной на завершающем этапе войны в танке Т-44. Весь богатый опыт производства и применения танка Т-34 был использован при создании танков Т-54 и Т-55. В их конструкции находили отражение многие достижения науки и техники послевоенного периода, вследствие чего были созданы и внедрены в серийное производство, в частности, стабилизаторы вооружения, электронные приборы ночного видения, оборудование для подводного вождения, система защиты от оружия массового поражения и др. Средние танки первого послевоенного поколения, созданные под руководством и по идеям А. А. Морозова, имели высокие боевые характеристики, при этом они были несложные по конструкции и надежные в эксплуатации. В их разработке принимали участие многие конструкторы КБ, в их числе П. П. Васильев, В. Г. Матюхин, В. К. Байдаков, А. В. Колесников. За разработку танка Т-54 А. А. Морозов был в третий раз удостоен Государственной премии СССР.

Во второй половине 50-х годов творческая жизнь А. А. Морозова была связана с закладкой основ конструкции второго поколения танков послевоенного периода. Он, как сторонник революционного развития бронетанковой техники, смело пошел на резкий отрыв новых перспективных конструкций от конструктивных решений, апробированных в то время в нашей стране и за рубежом. В союзники были привлечены научно-исследовательские организации промышленности и Министерства обороны. Особое внимание уделялось минимизации объемно-весовых характеристик узлов, агрегатов и машины в целом. Будучи отличным конструктором, А. А. Морозов много времени проводил непосредственно за чертежной доской, рассматривал и анализировал сотни схем и чертежей. Весьма ответственные разработки осуществлялись ближайшими соратниками А. А. Морозова - Я. И. Бараном, Е. А. Морозовым, М. А. Набутовским, Б. Н. Поляковым, Г. А. Омельяновичем, М. Г. Степановым и другими в бюро нового проектирования и затем в ходе освоения серийного производства танка Т-64 . В этом танке был уменьшен состав экипажа за счет применения автомата заряжания мощной гладкоствольной пушки. Длина моторно-трансмиссионного отделения значительно сократилась за счет соосного поперечного расположения двухтактного дизельного двигателя и двух симметрично расположенных планетарных коробок передач, одновременно выполнявших роль механизмов поворота. На принципиально новой основе были спроектированы системы управления огнем, переключения передач, комбинированной броневой защиты, дымовой маскировки и т. д. На танке были применены эжекционная система охлаждения, высокоэффективные воздухоочистители, максимально облегченная ходовая часть с мощными амортизаторами и с гусеницей, снабженной резинометаллическими шарнирами и пр. За эту работу А. А. Морозов вместе с Я. И. Бараном, Л. Л. Голинцом, В. И. Креопаловым, В. С. Старовойтовым и другими был удостоен в 1967 г. Ленинской премии.

А. А. Морозова по праву следует назвать создателем «морозовской школы» танкостроения. К характерным особенностям этой школы можно отнести: целеустремленность, новизну решений, отсутствие неоправданного риска, тщательность и аккуратность во всем, максимально возможную эффективность и простоту конструкции боевой машины, сочетающуюся с высокой технологичностью и надежностью, при минимальных габаритах и массе.

Трудовой путь Александра Александровича Морозова был достойно отмечен высшими наградами. Он был в 1974 г. во второй раз отмечен присвоением звания Героя Социалистического Труда. Награжден десятью орденами и многими медалями СССР. Член Коммунистической партии с 1943 г., он избирался депутатом Верховного Совета СССР. Ему было присвоено ученое знание доктора технических наук, Заслуженного машиностроителя УССР.

В жизни А. А. Морозов был очень скромным и простым, любил дружескую шутку, часто встречался с молодежью и выступал на комсомольских собраниях, дверь его кабинета была почти всегда открыта, его постоянно можно было видеть склонившимся над чертежами и расчетами. Способность к творчеству и трудолюбие - вот мерила, которыми Морозов оценивал работу своих сотрудников. Вся трудовая деятельность Александра Александровича является примером самоотверженного и безупречного служения избранному делу. Ради прогресса отечественного танкостроения жил и трудился выдающийся конструктор танков Александр Александрович Морозов.

9 Мая 2007 года была опубликована вторая часть дневников А. А. Морозова - «Танки и Люди» . В этом уникальном материал рассказывается о драматических событиях производивших в начале-середине 70-х годов в отечественном танкостроении: доводке танка Т-64 и разработке перспективного «Т-74».

Источники информации

  • Советская военная энциклопедия в 8-ми томах, том 5.

Александр Александрович Морозов

Мои отношения с Александром Александровичем Морозовым складывались неоднозначно. У читателя может возникнуть впечатление, что между нами в основном были отношения антагонистического толка. Спору нет, я всегда стремился к тому, чтобы сделать что-то лучше, удачнее, надежнее, чем в морозовских конструкциях, зачастую неоправданно не приемля его решения или замыслы. Но я на всю жизнь сохранил в своей душе память об этой выдающейся личности – Конструкторе с большой буквы, будучи современником которого я многому научился и многое понял.

В этой короткой главе я хочу рассказать о том, каким человеком был главный конструктор харьковского танкового КБ Александр Александрович Морозов, светлая память о котором осталась в сердце каждого, кто имел счастье быть его соратником в славных делах советского танкостроения.

Моя первая встреча с ним состоялась в конце декабря 1949 г., когда мы, пятнадцать выпускников академии, приехали по распределению на Уралвагонзавод. Собрал он нас в небольшой комнате, которая называлась тех-кабинетом, рассказал об ожидавшей нас работе и начертил на бумажке диаграмму творческого роста конструктора. Из диаграммы следовало, что творческая отдача конструктора достигает максимума к 45-летнему возрасту, с 45 до 50 лет она остается постоянной, а после 50 лет снижается...

Кто-то из наших товарищей, видимо, желая показать свою готовность к творчеству, задал вопрос: «Александр Александрович! Что надо иметь, чтобы стать кандидатом технических наук?» Морозов подумали сказал: «Знаете, как-то собралась анологичная компания, и был задан вопрос: «Что надо иметь, чтобы поставить клизму?» Один сказал – банку, другой – воду, третий – трубку, а четвертый, оказавшийся медиком, сказал: «Прежде всего, необходимо иметь объект клизмирования...»

– Вам теперь ясно, что надо иметь, чтобы стать кандидатом наук?

– Ясно, – ответил задавший вопрос.

В начале своей работы я прочитал в каком-то журнале о том, что разработан клей, который клеит все на свете. Подал рацпредложение приклеивать им фрикционные накладки к диску привода вентилятора. В серии они держались на заклепках. Предложение было принято для испытаний. Результаты испытаний оказались плачевными, и я по молодости тяжело переживал неудачу. При утверждении отчета Морозов успокоил меня, сказав: «Не расстраивайтесь. Я тоже попался на этом клее. Жена разорвала плащ. Я сказал, что я его заклею новым клеем. Плащ будет как новый. Все сделал по технологии. Расстелил плащ на полу, склеил, на склеенное место положил доску, придавил ее ножками кровати. Через 24 часа разобрал всю конструкцию, поднял плащ, передал его жене и сказал: «Носи!» Она взяла плащ, потянула двумя руками склеенные части, а они разошлись... «Что же теперь мне делать?» – спросила она. Я ей бодро ответил: «Сшей шов на машинке и носи себе этот плащ на здоровье».

При работе над новым котлом подогревателя возникла идея исключить установленный на нем водяной насос, который часто выходил из строя. Вместо него мы с В.Н. Бенедиктовым придумали специальное устройство, которое назвали «пароциркулятором». Суть этого предложения была в следующем: в передней части котла делался дополнительный отсек с трубкой, которая выходила в водяной патрубок подогревателя. Между водяной рубашкой и отсеком устанавливался клапан, через который в отсек поступала вода. Как только вода в отсеке нагревалась до кипения, клапан автоматически закрывался. Образовавшийся пар поступал в патрубок подогревателя и прогонял охлаждающую жидкость через систему. Как только вода в отсеке полностью испарялась, клапан открывался, отсек вновь заполнялся водой, и все повторялось сначала. Изготовили образец, попробовали – работает. Решили показать Морозову.

Пришли в закуток цеха, где испытывался подогреватель, пустили установку – пароциркулятор работает, охлаждающая жидкость в системе прогоняется. Вдруг мимо головы Морозова что-то со свистом пролетело вверх. Из пароциркулятора пошел пар. «Ясно», – сказал Морозов и вышел из закутка. С тех пор мы пароциркулятором больше не занимались.

А дело было вот в чем. Чтобы избежать возможного взрыва пароциркулятора при возникновении большого давления пара, мы приварили к нему небольшой патрубок и вставили в него деревянную пробку. Эта пробка, была сначала мокрой, кое-как держала давление, но стоило ей подсохнуть – вылетела вверх...

После отъезда Морозова из Нижнего Тагила в Харьков мы периодически встречались с ним на различных совещаниях в Москве. Как-то само собой получалось, что в перерывах совещаний мы часто оказывались вместе: обедали, отдыхали. Однажды после заседания коллегии Министерства, где я, отчитываясь, занялся самокритикой, Александр Александрович сказал: «Леонид Николаевич! Зачем вы сами себя критикуете? Вон их сколько замминистров сидят за столом, это их дело – критиковать. За это они получают по 20 тысяч в месяц». После этого разговора я сам себя никогда в жизни не критиковал...

Александр Александрович органически не терпел чиновников как гражданских, так и военных. Ему ничего не стоило отчитать при всех какого-нибудь замминистра или генерала. Доставалось от него и будущему первому заместителю Председателя Совета Министров СССР А А. Воронину, когда он был еще заместителем министра оборонной промышленности.

Вообще, когда Морозову что-то не нравилось, он быстро взрывался, при этом мог и оскорбить человека. Как-то нас, танковых конструкторов, собрал министр и сказал, что Хрущев хочет, чтобы мы занялись разработкой танка на воздушной подушке. Услышав это, Морозов сразу встал и сказал: «Не знаю как по-английски, а по-русски это называется «бред сивой кобылы!»

Никто из конструкторов не взялся за эту работу, кроме Ж.Я. Котина. Конечно же, из этой затеи ничего не вышло.

Со мной Морозов всегда был корректным и, мне кажется, по-отечески душевным, хотя я иногда говорил и то, что ему не нравилось. Где-то в 1962 г. на техсовете Комитета оборонной техники рассматривали представленный харьковчанами проект модернизации танка. Выступив на нем, я сказал: «В этом проекте предлагается устанавливать 115-мм пушку, которая стоит на танке Т-62. К тому времени, когда будет отработан этот танк, пушка морально устареет. Надо поставить более перспективное орудие!» Морозов на это выступление никак не возразил, и в решение техсовета мое предложение вошло.

Осенью 1967 г. печально закончились в Белоруссии войсковые испытания десяти харьковских танков. Собрали всех главных конструкторов танковых заводов. Возглавлял комиссию заместитель министра оборонной промышленности А.И. Крицин. Начали разбирать вопрос о двигателе. Морозов молчит. Выступили ведущий конструктор и заместитель главного конструктора. Они обвинили во всех грехах присутствующего на совещании главного конструктора двигателя А.Л. Голинца. Тот не пытался оправдываться и предложил ряд мероприятий по повышению надежности двигателя. После выступления Голинца я попросил слова и сказал: «Напрасно танкисты сваливают вину по выходу из строя двигателей на мотористов. Виновата в этом система очистки воздуха, а конкретнее – бескассетный воздухоочиститель. Он весьма опасен в эксплуатации. Если забьется хотя бы один циклон или в системе питания будет иметь место подсос воздуха, мы узнаем о неисправности только тогда, когда выйдет из строя двигатель. Это и случилось в Белоруссии. Надо вводить или кассетный воздухоочиститель, или какой-то сигнализатор неисправности системы подачи воздуха в двигатель». Ни Морозов, ни кто-то другой не проронили ни слова, а Голинец заметно повеселел.

В работе нашего и харьковского КБ само собой зародилось какое-то необъявленное и неафишируемое творческое соревнование. Мы всегда шли к одной цели, но разными путями. Харьковчане перед нами имели преимущество, так как в Москве все, вплоть до ЦК, делали ставку на них и всячески им помогали. С другой стороны, у харьковчан были колоссальные трудности, так как они, не имея задела отработанных узлов и механизмов, сразу решили значительно оторваться по тактико-техническим характеристикам от серийного танка. Мы же двигались отдельными шажками, беря и внедряя оперативно в серийный танк все, что появлялось нового в науке и технике. Нам старались мешать, но у нас была поддержка со стороны Свердловского совнархоза и заместителя начальника ГБТУ Александра Максимовича Сыча.

Я до сих пор переживаю за Сыча в связи с теми неприятностями, которые он пережил, постоянно защищая тагильчан. Не найдя повода избавиться от него приличествующим способом, военные чинуши, составлявшие верхушку тогдашнего руководства ГБТУ, пошли на подлость, характерную для того времени. Осенью 1966 г. Сыча отправили в командировку в Белоруссию. В его отсутствие был вскрыт сейф, в котором обнаружили личный блокнот генерала, содержащий записи якобы секретного характера. За это генерал Сыч был лишен допуска к секретной работе и уволен в запас. Когда Александр Максимович возвратился из командировки и потребовал блокнот, чтобы доказать отсутствие в нем секретных данных, ему ответили, что этот блокнот уничтожен...

У нас с Морозовым сложились хорошие взаимоуважительные отношения. Более того, как-то он сказал мне: «Вы своими работами заставляете нас крутиться вовсю».

Морозов был одаренным и смелым конструктором, хорошим организатором, остроумным человеком и хорошим рассказчиком. Как-то, уже работая в Москве, я приехал в Харьков в командировку. Вместе с районным инженером (руководитель военной приемки), моим товарищем по академии Н.А. Ладонниковым приходим к Морозову. Посидели, поговорили. Настало обеденное время. Я говорю Н.А. Ладонникову: «Коля, пойдем-ка пообедаем». Александр Александрович тут же отбрил: «Генералов надо бы кормить обедом через день».

В марте 1979 г. А.А. Морозов уже не работал, болел, почти не выходил из дома. Я в очередной раз приехал в командировку в Харьков. В день отъезда позвонил ему домой, предложил встретиться минут на пятнадцать. Александр Александрович откликнулся с удовольствием. Он страдал жестокими приступами астмы, задыхался, но всегда старался шутить. Вместо четверти часа мы проговорили около двух часов, и я едва не опоздал на поезд.

В быту Александр Александрович был очень скромным человеком и для себя лично стеснялся что-либо попросить. К сожалению, эта черта характера распространялась и на его отношение к подчиненным. Активно помогать им в жилищных вопросах или в других аналогичных просьбах, где требовалась «пробивная сила» начальника, было не в его характере.

В конце июля 1962 г. мне удалось вырваться в отпуск. Жена настояла поехать всей семьей в Сочи. Договорились об этом при одном условии: я не буду стоять в очереди в столовую и других местах питания. И вот в первое же утро пребывания в Сочи жена и дочь встали в очередь в детское кафе, а я присел за открытый столик. Вдруг кто-то сзади меня хлопает по плечу. Оглядываюсь – Морозов. Оказывается, он днем раньше тоже приехал в Сочи с женой и внучкой. Остановились они совсем не далеко от нас. Три недели провели вместе на пляже, вместе ходили обедать в ресторан «Приморский», распивали ежедневно бутылочку сухого вина. За это время было много разговоров, но, как ни странно, о работе ни мной, ни им не было произнесено ни слова. Я как-то спросил его: «Александр Александрович, Вы сейчас депутат Верховного Совета СССР, а приехали отдыхать дикарем. Неужели нельзя было организовать путевку?» Морозов ответил: «Не хочу просить, унижаться...»

Запомнился один его рассказ, связанный с депутатством. Как-то, получив вызов в Москву, он попросил своего старшего сына подвезти его на вокзал. Подъехали к вокзалу, остановились и стали прощаться. Подходит инспектор ГАИ и говорит, что стоянка запрещена, а за нарушение полагается штраф – пять рублей. Морозов возразил, сказав, что правила не нарушены, так как они только остановились, а не стояли. Инспектор настаивал на штрафе. Чтобы отвязаться, Морозов протянул инспектору пятерку. Тот взял деньги и направился было прочь. Александр Александрович остановил его и потребовал квитанцию. Тут инспектор вынимает из кармана какую-то бумажку, разрывает ее на две части и, бросив к ногам Морозова, говорит: «Вот вам квитанция!» Морозов, предъявив депутатское удостоверение, требует, чтобы грубиян подобрал бумажки. Милиционер не посмел ослушаться, нагнулся, покраснел, собирая бумажки. А вокруг уже собрались любопытные, смотрят и не понимают, что происходит: здоровый, краснолицый блюститель порядка, подобострастно согнувшись, стоит перед лысым, невзрачным на вид, крошечного росточка человеком и собирает бумажки...

Однажды мы с Морозовым решили на пляже взвеситься. Заплатили по пятачку. Взвесились. Мой вес оказался 65 кг, а его – 56 кг... Я сказал тогда:

«Смотрите-ка даже цифры одинаковые, хоть и расставлены в обратном порядке».

Мне кажется, что Морозова всю жизнь мучило одно обстоятельство: он не желал делить славу создания танка Т-34 с бывшим главным конструктором М.И. Кошкиным. И вот что я могу привести в подтверждение этому. К 1967 г. фамилия Кошкина, как создателя танка Т-34, постепенно исчезала со страниц газет и докладов, посвященных Дню танкистов и т.д. Первой стояла фамилия Морозова, затем – Кучеренко, хотя последний приобщился к этой работе только в 1939 г., когда танк Т-34 уже ставился на серийное производство.

И вот в июне 1967 г. в двух номерах «Комсомолки» появилось правдивое изложение роли М.И. Кошкина в создании танка Т-34. В статье этой, в частности, подробно рассказывалось о пробеге двух танков из Харькова в Москву и о показе их в Кремле членам Политбюро ЦК партии.

Прочитав эту публикацию, я написал письмо в «Комсомольскую правду», в котором просил редакцию организовать сбор средств на памятник Кошкину. Мотивировал я это следующим: «Кошкин является создателем танка Т-34, но вскоре после его создания он умер. Если бы Кошкин был жив, его, несомненно, отметили бы правительственными наградами, обеспечивающими сооружение памятника за государственный счет. В связи с преждевременной смертью он этого лишился. Много памятников танку Т-34 стоит по всей Европе. Пусть будет еще один памятник его главному конструктору, построенный за народные деньги».

После этого письма в Нижний Тагил приехал корреспондент «Комсомольской правды», написавший эту статью, и опросил всех бывших харьковчан. По его просьбе они написали свои воспоминания. В последнем разговоре со мной корреспондент обещал организовать сбор средств на памятник. После Нижнего Тагила корреспондент поехал в Харьков. Когда он пришел к Морозову, тот сказал ему: «Ни я, ни кто-либо из моих сотрудников ничего о Кошкине рассказать не можем».

Обещание о сборе средств на памятник корреспондент не выполнил, по в Харькове он отыскал вдову М.И. Кошкина. Жила она в одном доме с Морозовым, только в разных подъездах. Квартира у нее была в запущенном состоянии. Корреспондент пошел в Харьковский горисполком и добился, чтобы ей за государственный счет отремонтировали квартиру. Эта акция властей оказалась единственным тогда памятником прославленному конструктору знаменитой «тридцатьчетверки». Да и от моего письма в газету хоть какая-то польза вышла...

Из книги Двор и царствование Павла I. Портреты, воспоминания автора Головкин Фёдор Гавриилович

Глава IV Граф Александр Александрович Головкин-«философ». - Он оригинал, но хорошего пошиба. - Пребывание в Монна и в Лозанне. - Общество в Лозанне. - Супруга графа Александра, впоследствии герцогиня Ноайль. - Граф принимает предложение Фридриха II прусского и

Из книги Дневник А. А. Любищева за 1918-1922 гг. автора Любищев Александр Александрович

Александр Александрович Любищев Дневник

Из книги Воспоминания автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

Александр Александрович Мейер Весной 1929 г. на Соловках появились Александр Александрович Мейер и Ксения Анатолиевна Половцева. У А. А. Мейера был десятилетний срок - самый высокий по тем временам, но которым «милостиво» заменили ему приговор к расстрелу, учтя его

Из книги Повести моей жизни. Том 2 автора

Александр Александрович Бедряга После освобождения Александра Николаевича Колосова Кримкабом стал заведовать Александр Александрович Бедряга.Как сейчас помню его. У него была узкая сужающаяся кверху лысеющая голова, усики, красивые лукавые глаза, маленький рот и

Из книги Повести моей жизни. Том 1 автора Морозов Николай Александрович

Николай Александрович Морозов Повести моей жизни Том 2 Н. А.

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Николай Александрович Морозов Повести моей жизни Том 1 ПРЕДИСЛОВИЕ Н. А. Морозов (середина 70-х годов) Настоящее издание «Повестей моей жизни» выдающегося русского ученого в области естествознания, старейшего революционера, почетного члена Академии наук СССР

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Демидов Александр Александрович Родился в 1915 году в селе Полтево Чернского района Тульской области в семье крестьянина. Окончив начальную школу, работал в колхозе, затем на строительстве Бобриковского химкомбината, на распиловочном заводе № 2 Кировской области. На

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914–1920 гг. Книга 1. автора Михайловский Георгий Николаевич

Из книги автора

КИЗЕВЕТТЕР Александр Александрович 10(22).8.1866 – 9.1.1933Историк, публицист, общественный деятель, автор мемуаров. Приват-доцент Московского университета (1903–1911). Член ЦК партии кадетов. Участник «Сред» Н. Телешова. Публикации в журналах «Русская мысль», «Русское богатство»,

Из книги автора

КОНГЕ Александр Александрович 28.5(9.6).1891 – 17.7.1916Поэт. Публикации в журналах «Gaudeamus», «Северные записки», «Свободный журнал». Стихотворный сборник «Пленные голоса. Стихи А. Конге и М. Долинова» (СПб., 1912). Погиб на фронте.«А. А. Конге, юный студент, изумлял стихийной силой

Из книги автора

МИРОПОЛЬСКИЙ Александр Александрович наст. фам. Ланг, псевд. А. Березин;1872–1917Переводчик, прозаик, поэт. Публикации во 2-м сборнике «Русские символисты» (М., 1894), в альманахах «Северные цветы», «Гриф», в журнале «Ребус». Поэтические книги «Одинокий труд» (М., 1899), «Ведьма.

Из книги автора

МОРОЗОВ Николай Александрович 25.6(7.7).1854 – 30.7.1946Поэт, ученый, мемуарист. Народоволец, в 1882 был приговорен к пожизненному заключению, которое отбывал сначала в Петропавловской крепости, а с 1884 – в Шлиссельбурге. В заключении написал 26 томов произведений разных жанров,

Из книги автора

ОСМЕРКИН Александр Александрович 26.11(8.12).1892 – 25.6.1953Живописец, театральный художник, педагог. Член группы художников «Бубновый валет», участник выставок объединения «Мир искусства» (1916–1917).«Это был молодой, порывистый человек, все время находившийся в движении… Всегда,

Из книги автора

РОСТИСЛАВОВ Александр Александрович 1860–1920Художник, художественный критик. Сотрудник журнала «Театр и искусство». Публикации в журналах и газетах «Мир искусства», «Речь» и др.«Сейчас, по прошествии долгого времени, я могу чистосердечно сознаться, что Ростиславов

Из книги автора

Александр Александрович Половцов А.А. Половцов не был незнакомцем ни для нашего ведомства, ни для петроградского общества. Сын известного сановника, личного друга Александра II и Александра III, он, будучи молодым офицером Конногвардейского полка, прославился в своё время

Танки и люди. Дневник главного конструктора

Время, как необычен твой бег.

В детстве – ты маленький ручеек,

незаметно, набирающий силы.

В молодости – тихая речка, с

размеренным течением, но

своими порогами и водоворотами.

В старости – бушующий горный

поток, уносящий в неведомый океан…

Время, перед тобой невозможно

устоять и только человеческая память,

да сохраненные архивы могут бросить

тебе вызов, призывая к объективности и справедливости…

(В. Чернышев)


Предисловие

Не останавливаясь ни на секунду, человечество пишет свою Историю, превращая дни в страницы, годы – в главы, столетия – в тома. Передать следующему поколению накопленный опыт, предостеречь от сделанных ошибок, оставить свой след в конкретных делах – главная его цель.

ХХ век ушел в прошлое, впитав в себя войны, революции и катастрофы, за которыми стояли миллионы и миллионы человеческих жизней.

Войдя в ХХI век, старшее поколение, оглядываясь назад, с удивлением замечает, что многие события и факты, к которым оно имело непосредственное отношение, преданы забвению, искажены, и для потомков представляют большие белые пятна. Одним из таких пятен нашей Истории является развитие советского танкостроения: его подъем в 30-х годах и закат в 90– е.

Вторая мировая война выявила трех бесспорных лидеров: США – авиационная и атомная промышленность, Германия – ракетостроение, СССР – танкостроение.

Советский Союз завоевал лидирующее место в мировом танкостроении, создав простой в производстве, надежный в эксплуатации и непревзойденный по техническим характеристикам легендарный танк Т-34.

Боевое применение Т-34 и его массовое производство в тяжелых военных условиях дало большой практический материал, который был использован при создании последующих танков Т-44 и Т-54.

Создание и принятие на вооружение Т-64 явилось началом второго послевоенного поколения танков и укрепило представление военных и разработчиков ведущих конструкторских бюро о месте и задачах танков в ракетно-ядерной войне. Бронетанковые соединения были и остались ударной силой сухопутных войск.

Модернизация танка Т-64, использование его технологий и узлов в создании Т-72 и Т-80 позволили СССР сохранить свое мировое лидерство до середины 70-х годов ХХ века.

С конца 70-х годов положение начинает медленно изменяться. В ФРГ был разработан и принят на вооружение танк «Леопард-2», а в США – «Абрамс». Начался медленный, но неудержимый откат назад. Международные выставки вооружения и военной техники, пакистанский, турецкий и греческий танковые тендеры конца 90-х годов каждый раз все больше и больше подтверждали эту тенденцию…

Движущей силой развития советского танкостроения была борьба двух промышленных центров – Ленинграда и Харькова, которые в узком кругу именовались «Северные» и «Южные».

В начале 30-х годов прошлого века в «Северную» группу входили следующие заводы: Ижорский, им. С.М. Кирова (№185), им. К.Е. Ворошилова и «Большевик». Ядром «Южных» являлись Харьковский завод им. Коминтерна (№183) и Мариупольский броневой завод.

Общее руководство «Южными» осуществлял Заместитель Председателя Совета народных комиссаров В.А. Малышев.

И.В. Сталин лично курировал танковую программу СССР и назначение молодого амбициозного директора Ленинградского завода «Большевик» Дмитрия Федоровича Устинова на пост Министра вооружения СССР не было случайным. Оно закрепляло за ним положение фактического лидера «Северных» и являлось противовесом В.А. Малышеву.

Однако были еще и другие силы, которые не способны были создавать танки, но формировали мнение высшего руководства страны – это оборонный отдел ЦК КПСС, военно-промышленная комиссия при Совете Министров СССР и Главное бронетанковое управление Министерства обороны.

Противостояние между «Северными» и «Южными» продолжалось до XXV съезда КПСС (март 1976 г.).

– «Северные» укрепились и надолго. Теперь у нас нет ни помощи, ни поддержки, – это было сказано делегатом съезда А.А. Морозовым после приезда из Москвы в узком кругу единомышленников. Он был прекрасным аналитиком и хорошо понимал: выборы Главного конструктора танка Т-80 Н.С. Попова Членом Ревизионной комиссии ЦК КПСС – это только начало…

В апреле 1976 года с интервалом в три дня умирают начальник Штаба Объединенных вооруженных сил стран Варшавского договора генерал армии С.М. Штеменко и Министр обороны СССР А.А. Гречко. Похороны А.А. Гречко и назначение на его место Секретаря ЦК КПСС по оборонным вопросам Дмитрия Федоровича Устинова состоялись в один день – 29 апреля 1976 года…

С сентября 1940 по июнь 1976 года ведущее в СССР танковое КБ при харьковском заводе №183, впоследствии «Завод имени Малышева», возглавляет А.А. Морозов. Он оказывается в самом центре рассматриваемых событий, получая доступ к самой оперативной и достоверной информации не только по танкостроению, но и смежных отраслях, включая ракетостроение и радиоэлектронику.

Многих из участников этих событий уже нет в живых, но остались их близкие родственники и сослуживцы, которые сохранили свои архивы и воспоминания об этом неординарном человеке, его умении работать, организовать коллектив, нести персональную ответственность за порученное дело и доводить его до конца.

Неторопливым, аккуратным и требовательным остался Главный конструктор А.А. Морозов в памяти коллег, которые за глаза называли его Дедом. Упрямым, жестким и непредсказуемым запомнили его противники и оппоненты, которые опасались появления чего-то необычного, не вписывающегося в нормальное понимание, но противостоять которому было невозможно.

А.А. Морозов один их немногих Главных конструкторов систем вооружения, осознавших пагубность длительной модернизации. Она сбивала темп развития техники, позволяла конкурентам создать близкие по тактико-техническим характеристикам аналоги и затягивала как болото, выбраться из которого со временем становилось невозможным. Опережая своих противников на два, три шага, ценой нечеловеческих усилий делался резкий рывок вперед, на качественно новый уровень, сохраняя свое лидерство и задавая новые эталоны мирового танкостроения. Это была школа М.И. Кошкина. Ей А.А. Морозов оставался верным всегда. Именно так появились базовые танки Т-34, Т-44, Т-54, Т-64. Они всегда имели цифру 4. Появление каждого из них отмечалось присуждением Государственной или Ленинской премии.

Последняя разработка А.А.Морозова – предэскизный проект танка 80-х годов Т-74 (изделие «450») рассматривалась на коллегии Министерства оборонной промышленности 26 мая 1972 г. Именно эта система вооружения, по замыслам Главного конструктора, могла и должна была противостоять еще не появившимся танкам «Леопард-2» и «Абрамс»…

Уход из жизни этого человека оказал большое влияние на ход мирового танкостроения. ФРГ отказалась от перспективных работ по танку «Леопард 3». США свернули работы по модернизации танка «Абрамс» (программы «Блок-1», «Блок-2» и «Блок– 3»), сосредоточили свои ресурсы на авиационно-космической технике и высокоточном оружии, доказав всему миру свое лидерство в Кувейте, Югославии, Афганистане и Ираке...

В основу предлагаемой книги положен личный архив Александра Александровича Морозова, документальные материалы, предоставленные руководством харьковского «Завода имени Малышева» и ХКБМ имени А.А. Морозова.

Публикация этой книги была бы невозможной без помощи и поддержки Морозовой И.А., ветеранов и сотрудников «Завода имени Малышева» Степаненко В.К., Кистерного Ю.И., директора заводского музея Быстриченко А.В., Немцевой Г.А. (г. Санкт-Петербург) и многих, многих других.

Особую благодарность автор приносит ветеранам танковых войск генерал-майору Кутенкову Ю.Ф., представителю военной приемки ВП-85 полковнику Сарычеву В.Г. и Главному конструктору по двигателям Рязанцеву Н.К., которые показали необходимость появления книги и дали силы для ее завершения.

Глава 1. Прощание с Уралом


Уже год, как освобожден Харьков. Принято решение о реэвакуации коломенского паровозостроительного, завода №38 (Киров) и нашего моторного №75 (Челябинск) в Харьков. Мы остаемся в Тагиле. Как долго это продлится? Договорились с Максаревым не препятствовать возвращению харьковчан домой.

Завод №183 представил в НКТП проект нового танка Т-54.

А. А. МОРОЗОВ — ВЫДАЮЩИЙСЯ КОНСТРУКТОР ТАНКОВ

В. Ф. ПОПКОВ

Вестник бронетанковой техники. 1980. №4

Дважды герой Социалистического Труда, лау-реат Ленинской и Государственной премий, гене-рал-майор-инженер Александр Александрович Мо-розов известен как прославленный конструктор советских танков. Он был одним из создателей знаменитого танка Т-34 и ряда других машин, кон-струкция которых стала классической и определи-ла развитие мирового танкостроения на длитель-ный период.

Трудовая жизнь А. А. Морозова началась в марте 1919 г. на Харьковском паровозостроитель-ном заводе (ныне завод им. Малышева), с кото-рым связана вся творческая судьба выдающегося конструктора. Начав со скромной должности дело-производителя по тракторной технической документации, он постепенно повышал свою квалифи-кацию, становясь копировщиком, чертежником, конструктором. В то время Александр Александ-рович участвовал в разработке гусеничного трак-тора «Коминтерн».

В декабре 1927 г. по решению Правительства на заводе создается танковая конструкторская бригада, в состав которой вошел и молодой кон-структор А. А. .Морозов. Первой работой коллек-тива был легкий танк Т-12. В последующие годы были созданы танки Т-24 и БТ-2. С 1931 г. Алек-сандр Александрович, считавшийся уже опытным конструктором, ведет самостоятельные проработ-ки агрегатов танковых трансмиссий. Слава видно-го конструктора прочно закрепилась за ним, когда в качестве руководителя конструкторской группы А. А. Морозов участвовал в создании танков БТ-5 и БТ-7. В эти годы проявились характерные черты А. А. Морозова: целеустремленность, высокая тех-ническая эрудиция и удивительная способность на-ходить решения казалось бы неразрешимых проб-лем. Создание на заводе серии танков БТ было важным этаном отечественного танкостроения и яркой страницей творческой биографии А. А. Мо-розова.

В 1936 г. А. А. Морозова, как одного из самых опытных конструкторов, назначают начальником сектора КБ по новому проектированию. В этой должности и произошла его встреча с М. И. Кошкиным — выдающимся конструктором, подлинным новатором їв танкостроении, человеком большой души, стойким коммунистом, — который в декабре 1936 г. был назначен главным конструктором тан-кового КБ. Ему импонировали упорство в дости-жении цели, творческая смелость в решении слож-ных задач, необыкновенная работоспособность молодого конструктора, который становится вско-ре его ближайшим помощником.

С приходом М. И. Кошкина в КБ началась большая работа по проектированию перспективно-го танка, закончившаяся созданием знаменитого Т-34. Творческую биографию Александра Алек-сандровича невозможно оторвать от легендарной «тридцатьчетверки». Работа над новым танком началась в октябре 1937 г. после получения от Автобронетанкового управления РККА задания на разработку маневренной колесно-гусеничной машины. Армии нужен был танк, прежде всего с усиленной броневой защитой. Вскоре был создан колесно-гусеничный танк А-20. Он был выполнен в точном соответствии с техническим заданием заказчика, и хотя по основным характеристикам не очень отличался от своего предшественника — танка БТ-7М, в нем был воплощен ряд смелых конструкторских находок. В частности, впервые было применено расположение броневых листов под углом — принцип, ставший ныне классическим и широко применяемым в мировом танкостроении. Однако этот танк не удовлетворяет конструкторов и по предложению М. И. Кошкина коллектив раз-рабатывает «инициативный» танк Т-32, существен-ной особенностью которого была замена сложно-го колесно-гусеничного движителя на более прос-той и надежный гусеничный. Самым страстным сторонником этой идеи был А. А. Морозов.

Исключение колесного хода позволило не толь-ко значительно упростить конструкцию танка, но и за счет сэкономленной массы усилить броневую защиту. На этом образце была установлена длин-ноствольная 76-мм пушка, поставившая средний танк Т-32 в один ряд с тяжелыми танками того времени. Таким образом, танк Т-32 по основным характеристикам был уже близок к будущему тан-ку Т-34.

К 1939 г. на основе большого опыта проекти-рования и испытаний танков М. И. Кошкиным и А. А. Морозовым при участии Н. А. Кучеренко была создана новая концепция гармоничного со-четания основных боевых свойств машины, полу-чившая реальное воплощение и развитие в тан-ках Т-32 и Т-34. Испытания танков А-20 и Т-32, а главное — боевые действия в Финляндии, со всей очевидностью показали правильность этой концепции, удачно заложенной конструкторским коллективом в танке Т-32. В то же время опреде-лились пути развития и повышения боевых ка-честв, в особенности броневой защиты танка.

В предельно короткие сроки конструкторское бюро доработало танк Т-32; был создан образец, впоследствии получивший наименование Т-34 и ставший основным танком Советской Армии в го-ды Великой Отечественной войны. Этот танк был лучшей боевой машиной второй мировой войны и гармонически сочетал мощное вооружение, высо-кую подвижность и бронирование, обеспечившее защиту от всех снарядов противотанковой артил-лерии того времени. Формы корпуса танка стали классическими и в дальнейшем использовались всеми танкостроителями. Благодаря широким гу-сеницам и низкому удельному давлению на грунт танк легко двигался по бездорожью.

Танк Т-34 создавался конструкторским коллек-тивом Харьковского завода им. Коминтерна снача-ла под руководством М. И. Кошкина, а после его смерти в 1940 г. — под руководством А. А. Моро-зова. Ho и на раннем этапе проектирования А. А. Морозов вел разработку важнейших агрега-тов, узлов и систем, танка и вместе с М. И. Кош-киным руководил компоновкой машины в целом — оба они вложили в этот прославленный танк все свои знания, талант и энергию.

В 1940 г. А. А. Морозов назначается главным конструктором завода по танкам. С первых же дней работы в новой должности он проявляет себя не только как конструктор, но и как умелый орга-низатор, способный взять на себя всю ответствен-ность за решение поставленных перед коллективом задач.

В период Великой Отечественной войны фронту нужны были танки, и лозунг: «Все для фронта. Все для победы» стал программой работы КБ. Кон-структорский коллектив под руководством А. А. Морозова отдает все свои силы дальнейше-му совершенствованию конструкции танка Т-34, удешевлению его технологии, организации произ-водства танков на Уральском заводе в количестве, необходимом для фронта.

В 1943 г. на вооружении гитлеровской армии появились новые танки «Тигр» и «Пантера». Они имели утолщенную броню, которая в большинстве случаев не пробивалась 76-мм снарядами танка Т-34. Нужны были срочные ответные меры.

Огромную работу по совершенствованию танка Т-34 пришлось проделать советским конструкто-рам, чтобы устранить временное превосходство немецких танков. В предельно сжатые сроки эта задача была успешно решена. В конце 1943 г. на танк Т-34 была установлена 85-мм пушка, которая практически уравнивала огневую мощь Т-34 с но-выми немецкими танками.

Толщина брони в лобовой части была увеличе-на до 90 мм. Для улучшения обзорности с 1944 г. танки выпускались с командирской башенкой, в которой были установлены пять смотровых при-боров. Это обеспечило командиру круговой обзор и исключило «мертвые» зоны обзорности. Экипаж танка был увеличен до пяти человек. А по скорос-ти, маневренности, проходимости и запасу хода Т-34 по-прежнему превосходил танки противника. Модернизированный танк получил наименование Т-34-85. Никогда не забывавший о перспективе А. А. Морозов постепенно переключает часть кон-структоров на новое проектирование. В весьма ко-роткие сроки на основе узлов Т-34 был спроекти-рован и собран опытный образец машины Т-43 с броней тяжелого танка. Несмотря на то, что завод ежедневно выпускал для фронта танки Т-34, глав-ный конструктор считал, что необходимо начинать серьезную работу над новым танком, в котором были бы учтены опыт боевого применения Т-34 и новые технические идеи. Александр Алекеандрович нацеливает конструкторский коллектив на эту работу и возглавляет ее. В конце войны выходит новый средний танк Т-44, превосходящий по бое-вым качествам в то время серийный танк Т-34-85. Из главных особенностей его конструкции следует отметить применение индивидуальной торсионной подвески и поперечное расположение двигателя. 0,н был принят на вооружение, но выпускался не-долго и послужил переходной моделью к еще бо-лее совершенному танку.

Коллективом Уральского КБ под руководством А. А. Морозова уже в 1949 г. создается новый средний танк Т-54 с мощной 100-мм пушкой, ста-билизированным вооружением вначале в одной, а затем в двух плоскостях, улучшенным управле-нием, амортизаторами в ходовой части, обогревате-лем двигателя и другими усовершенствованиями. Танк Т-54 значительно превосходил все зарубеж-ные танки и благодаря своему техническому уров-ню, простоте и надежности послужил базой для многих модификаций отечественной бронетанковой техники.

До 60-х . гг. танк Т-54 оставался лучшим в мире средним танком. Ho все эти танки Т-34-85, Т-44, Т-54, приходившие на смену друг другу, принадле-жали к одному поколению отечественного танко-строения и были дальнейшим развитием концеп-ции, воплощенной в танке Т-34 еще в 1939 г.

19 ноября 1951 г. Александр Александрович переводится в Харьков на прежнее место своей ра-боты и назначается главным конструктором заво-да им. Малышева, а через год развертывает рабо-ты по созданию нового танка. Проанализировав различные средства для достижения цели, Алек-сандр Александрович остановился на улучшении компоновки, новых комплектующих узлах и более эффективных решениях различных элементов кон-струкции танка. Сформированная им группа ново-го проектирования проработала ряд новых компо-новок и конструктивных схем машины. Среди них главный конструктор выделил особенно удачную схему с новым типом двигателя. Плоский двух-тактный двигатель с оппозитным расположением цилиндров размещался в задней части MTO и имел вал с выводом мощности на оба борта. Две симметричные КП выполняли роль КПП и меха-низмов поворота, что отвечало одному из основ-ных принципов Александра Александровича — ра-циональное совмещение функций узлов. Кроме то-го, впервые на среднем танке были применены эжекционная система охлаждения и оригинальная «двухэтажная» компоновка МТО.

Этот вариант от-личала самая легкая в танкостроении ходовая часть с катками малого диаметра, оригинальная форма корпуса с гнутыми бортами, красивая архи-тектура корпуса и башни. Образец этого танка по-лучил индекс «430». Новая компоновка машины требовала переработки очень многих привычных систем. Среди многих технических проблем Алек-сандр Александрович выделил ключевую — повы-шение характеристик узлов и танка в целом без увеличения его массы. В этом Александр Александ-рович видел залог успеха будущего проекта.

Разработанный и изготовленный в металле опытный образец «430» включал в себя много новых узлов с повышенными техническими харак-теристиками, но все же «отрыв» (по выражению Александра Александровича) характеристик . новой машины от серийного танка Т-54 был невелик и А. А. Морозов — прозорливый конструктор и прин-ципиальный коммунист должен был признать — танк «430» еще рано запускать в серийное произ-водство. На очередном совещании перед ведущи-ми конструкторами ставится новая задача: создать танк, новый в полном смысле этого слова, с массой на уровне серийной машины и резко повышенными боевыми характеристиками, имеющими перспективу дальнейшего развития. Была поставлена задача, по сложности аналогичная созданию Т-34. Так на-чался второй этап напряженной борьбы за новую машину. Работа над проектом танка «430» конеч-но же, не пропала даром: большая часть конструк-тивных решений, найденных при создании этого танка, составила значительный технический задел КБ.

А. А. Морозов в эти дни неоднократно вспоми-нал работу довоенного КБ над проектами Т-32 и Т-34. Он убеждал каждого конструктора в том, что из старых узлов и деталей нового танка не сде-лаешь и вовлекал в поиск новых конструктивных решений, лично предлагая эскизы с новыми схема-ми и конструкциями узлов, новыми идеями по-строения сложных механизмов.

Творческий подъем в коллективе, организатор-ский и конструкторский талант Александра Александровича принесли свои плоды: были созданы первоклассные образцы отечественных танков. В классическую компоновку этих танков был внесен принципиально новый вклад, составивший новую ступень советского танкостроения. Среди усовер-шенствований следует отметить следующие :

· ликвидирован трудоемкий и медленный про-цесс ручного заряжания пушки, выполнение этой функции возложено на автомат заряжания с ра-циональным размещением выстрелов в кольцевом конвейере; автомат заряжания позволил сущест-венно уменьшить бронированный объем за счет исключения из экипажа заряжающего;

· осуществлена надежная противоснарядная (с помощью комбинированной брони) и противо-радиационная (с помощью противорадиационного подбоя) защита экипажа;

· создано MTO самого малого объема (2,7 м 3) за счет компактного двухтактного двигателя и эжекционной системы охлаждения;

· осуществлена кратчайшая передача мощ-ности от двигателя к ведущему колесу посредст-вом соосной компоновки силовой передачи;

· объединены функции КПП и механизма по-ворота с помощью двух планетарных бортовых ко-робок передач;

· создана самая легкая ходовая часть с весь-ма энергоемкой подвеской и катками, с внутрен-ним расположением резины, защищающим ее от механических повреждений и огня;

· приманен "Гидропривод в сочетании с плане-тарными КП. по много раз облегчивший управле-ние танком;

· встроено оборудование подводного вожде-ния (ОПВТ), позволяющее преодолевать водные преграды по дну водоемов любой протяженности.

Свой огромный жизненный и конструкторский опыт Александр Александрович без устали пере-давал молодежи. Он никогда не жалел на это вре-мени и делал это при любом удобном случае. Его принципы конструирования, подход к решению сложных задач, его отношение к конструкциям и конструкторам позволяют говорить о созданной им в КБ школе Морозова, для которой харак-терны: стремление к простоте и снижению массы механизмов; совмещение функций узлов; четкость контуров деталей, узлов, машин; аккуратность в размещении узлов; тщательный анализ принимае-мых решений и непримиримость к временным ре-шениям; полное использование свойств материалов и приспособленность к массовому производству.

Один из выдающихся конструкторов нашего времени А. А. Морозов более полувека отдавал свою энергию и талант укреплению обороноспособ-ности нашей страны. Родина высоко оценила его заслуги. Он был удостоен званий: дважды Героя Социалистического Труда; лауреата Ленинской премии, трижды лауреата Государственной пре-мии и многих правительственных наград.

Постановлением Советского правительства его имя присвоено Харьковскому конструкторскому бюро, о нем напоминают сотни «тридцатьчетверок» на пьедесталах городов нашей Родины, на долгие годы память об А. А. Морозове сохранится в сердцах советских танкистов и танкостроителей.