Рекомендации по преподаванию истории. Методические рекомендации по преподаванию истории и

Активные формы обучения на уроках истории - залог повышения качества образования в школьном обучении.

Софин Олег Валентинович

Долгие годы считалось, что главная задача учителя – передать ученикам знания, обеспечить и проконтролировать их усвоение. Однако результаты различных исследований продемонстрировали трудности российских школьников в решении сугубо практических задач, требующих применения знаний из самых разных областей науки одновременно, а иногда и просто здравого смысла, умения рассуждать и аргументировать своё мнение.

Модернизация российского образования, осуществляемая в настоящее время, ставит своей целью овладение набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе.

Задача новой школы – научить учиться и научить думать, научить ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. А формирование компетенций происходит в процессе практической деятельности. Поэтому необходимо системное внедрение активных форм обучения в школе.

Система активных форм обучения на уроках истории, внедряемая в течение нескольких последних лет многообразна. Но особого внимания заслуживают две формы – групповая практическая работа (командная развивающая игра, деловая игра) и индивидуальная практическая работа (практикум-тест, практикум по решению познавательных задач). Так как в настоящее время приоритетной задачей урока истории становится обучение приёмам поиска исторической информации и работы с ней в процессе решения познавательных и практических задач различной сложности, развитие навыков делового и личного общения, самостоятельной и командной работы.

Один из вариантов решения этой задачи – использование групповой формы обучения на уроках. Работа в малой группе способствует эффективному усвоению новой и актуализации уже имеющейся информации, отработке учебных умений. Групповая работа обеспечивает высокую мотивацию детей к изучению прошлого, установлению связей между прошлым и настоящим, развивает деятельностно-коммуникативные навыки, улучшает психологический климат в классе.

Можно выделить несколько общих принципов, при соблюдении которых групповая практическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной:

1) Внедрение групповых форм работы на уроке должно быть системным, т.е. групповые формы должны применяться не от случая к случаю, а периодически, причём именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект. Оптимальный вариант – полноценные, интенсивные занятия в малых группах равномерно в течение учебного года, по 1-2 занятия в каждом крупном тематическом блоке.

2) Групповая практическая работа особенно эффективна на уроке, посвящённом закреплению и углублению новых знаний или отработке умений и навыков, на повторительно-обобщающем уроке, а также на уроке изучения нового материала, если этот материал хорошо известен ученикам помимо школьного урока истории.

3) Группы должны формироваться с учётом психологических особенностей данного класса.

4) Оценка деятельности ученика на уроке должна складываться из оценки его личной деятельности и деятельности группы в целом. Недопустимо выставлять одинаковую отметку всем членам группы независимо от их личного участия в работе. В конце урока должно быть обсуждение оценки работы каждого ученика сначала самой группой, а потом обоснование каждой оценки перед классом. Каждый ученик, оценивая работу других, человек обязательно оценивает и свою работу. Тем самым ученик получает возможность не просто познавать, но и познавать самого себя.

В 5-7 классах наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, а в 8-11 классах – деловые игры и семинары.

Не менее важна также индивидуальная практическая работа. Она содействует развитию абстрактно-логического мышления, обеспечивает усвоение главного в изучаемом материале, постоянную актуализацию и применение уже имеющихся знаний и навыков, способствует приобретению новых компетенций, позволяют осмыслить уже известное по-новому, индивидуализируют процесс обучения, помогает организовать постоянный, глубокий и всесторонний мониторинг качества обучения.

Система индивидуальных заданий по истории, имеет некоторые общие условия, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы, как на уроке, так и дома:

1) Индивидуальную практическую работу лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов.

2) Индивидуальная практическая работа (практикум) наиболее целесообразна на уроках закрепления и углубления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания (естественно, объём домашней работы не должен быть слишком большим).

3) Необходимо использовать задания разных уровней сложности – от узнавания до оценки (по классификации Блума ), причём уровень сложности должен постепенно повышаться и в пределах одного практикума, и, естественно, от класса к классу. Кроме того, необходимо различать как базовый и профильный уровни изучения предмета, так и индивидуальные возможности разных учеников.

4) Важнейшая задача индивидуальной практической работы – обучение навыкам работы с текстом (от учебника – к историческому источнику, научной или публицистической статье). Ученики учатся понимать исторический текст, различать его виды, анализировать содержащуюся в тексте информацию, делать выводы, различать точки зрения, формулировать и аргументировать своё мнение.

Алгоритм планирования индивидуальной практической работы как формы урока:

А. Определение целей и отбор материала:

    Определение области ранее полученных знаний, которые должны быть применены в процессе самостоятельной работы.

    Определение области новых знаний, которые должны быть получены в процессе самостоятельной работы.

    Выделение главного в изучаемом материале.

    Определение тех мыслительных операций и учебных умений, которые должны развиваться в процессе самостоятельной работы.

    Формулировка цели урока для учителя в соответствии с местом и ролью изучаемой темы в курсе истории.

    Отбор основного материала для изучения в форме самостоятельной практической работы (возможны и даже желательны, особенно в старших классах, комбинированные варианты).

    Формулировка цели самостоятельной практической работы для учащихся.

Б. Основной материал для изучения:

    Документ (исторический источник, научный, публицистический или художественный текст)

    Текст учебника

    Видео- или аудиоматериал

    Историческая карта, картина

В. Технология создания раздаточного материала

    Подбор заданий, направленных на воспроизведение и первичное осмысление изучаемого материала.

    Подбор заданий, направленных на установление связей между ранее полученными и новыми знаниями, анализ изучаемого материала.

    Подбор заданий обобщающего и оценочного характера, позволяющих творчески осмыслить изучаемый материал, научиться формулировать и аргументировать собственное мнение.

В практике необходимо использовать активные формы учебных занятий (дебаты, деловые игры, командные развивающие игры, конференции, семинары). Причём использовать их надо дифференцированно, учитывая возраст, уровень знаний и навыков обучаемых.

Так в младших классах целесообразно применять увлекательные командные развивающие игры: «Жизнь первобытных людей глазами историка», «Библейские сказания», «Поэмы Гомера», по истории Древнего мира «По страницам прошлого» и т.п.. В 8 классе проводим семинары «Почему не удалась реформа М.М. Сперанского?», «Прав ли маркиз де Кюстин?», деловые игры по теме «Отмена крепостного права», «Экономика и общество пореформенной России» и др. В 10 классе интересно проходит деловая игра «Альтернативы Смутного времени»; в 11 классе – семинар «Октябрь 1917 г.: революция, переворот или …?», деловые игры «Модернизация России в начале ХХ в.: пути, достижения, проблемы», «Политические партии России в 1917 г.» и т.д.

В настоящее время активные формы обучения приобретают особое значение. Они позволяют обеспечить свободное владение предметом, развивают самостоятельность мышления и особенно историческую интуицию.

В связи с этим целесообразна следующая структура изучения любого тематического блока в 10-11 классах:

    вводная лекция с элементами беседы;

    практикум-обучающий тест (предусмотрено свободное использование любых доступных источников информации);

    практикум по решению познавательных задач;

    в завершение – семинар, деловая игра или дебаты.

Такая методика обучения позволяет добиваться прочного усвоения исторических фактов без механического заучивания, расширяет круг используемых учениками источников информации, вовлекает в работу каждого ученика на доступном ему уровне сложности. А главное – учащиеся самостоятельно устанавливают разнообразные логические связи между историческими событиями и явлениями, воспринимают исторический процесс во всём его многообразии, высказывают аргументированные суждения по поводу изучаемого материала.

Вывод: системное внедрение активных форм обучения на уроках истории позволяет эффективно развивать ключевые компетенции, связанные с поиском и практическим применением исторической информации.

Классификация Блума:

Уровни учебных целей

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

1.

Знание

воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

объясняет факты, правила, принципы;

2.

Понимание

Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения – в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

преобразует словесный материал в математические выражения;

предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3.

Применение

применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

использует понятия и принципы в новых ситуациях.

4.

Анализ

вычленяет части целого;

выявляет взаимосвязи между ними;

определяет принципы организации целого;

видит ошибки и упущения в логике рассуждения;

проводит различие между фактами и следствиями;

оценивает значимость данных.

5.

Синтез

пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;

предлагает план проведения эксперимента или других действий;

составляет схемы задачи.

6

Оценка

оценивает логику построения письменного текста;

оценивает соответствие выводов имеющимся данным;

оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Архангельской области в 2010-2011 учебном году Современная система образования Российской Федерации находится на стадии глубоких изменений. Последние нормативные документы федерального центра последовательно закрепляют изменение приоритетов в образовательной политике государства, она заключается в переходе к деятельностной (компетентностной) парадигме, на реализацию данной проблемы направлены стремления разработчиков второго поколения образовательных стандартов. В части исторического и обществоведческого образования новые документы предполагают следующие цели: - воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; - освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; - овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; - формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями; - применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран. О нормативно - правовой базе преподавателя истории и обществознания К общим нормативным документам любого преподавателя относятся: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный Компонент Государственного Образовательного стандарта, Базисный Учебный план, примерные и авторские программы по предмету, требования к оснащению образовательного процесса, учебные рабочие программы. В настоящее время заканчивается разработка проекта Федерального Компонента Государственного стандарта второго поколения (для основной и средней школы), часть материалов уже опубликована для обсуждения (и руководства к действию тоже), часть проходит стадию апробации в ряде регионов России. Документы, выделенные в тексте курсивом, это понятия, которые некоторое время назад либо отсутствовали, либо игнорировались, не упоминались. До момента принятия новых нормативных актов следует руководствоваться прежними нормами и распоряжениями. Федеральный Компонент Государственного Образовательного стандарта закрепляет нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, основные требования к обеспечению образовательного процесса (включая материально-техническое, учебно-лабораторное, информационно-методическое и кадровое обеспечение). ФКГОС определил обязательные для изучения учебные предметы. «История» и «Обществознание» являются обязательными предметами в основной и средней (полной) школы. Базисный Учебный план (2004 г.) не претерпел изменений, действуют все его положения. В основной школе История (в неделю) Всего за год Обществознание (в неделю) Всего за год V 2 70 - VI 2 70 1 35 VII 2 70 1 35 VIII 2 70 1 35 IX 2 70 1 35 350 140 В средней (полной) школе Базовый уровень 10 11 всего 2 2 140 2 2 140 Профильный уровень 10 11 всего 4 4 280 4 4 280 История (часов в неделю) Обществознание, включая экономику и право (часов в неделю) Если оба предмета: «экономика» и «право» изучаются отдельными курсами, то учебная рабочая программа предмета «Обществознание» составляется без их содержания. Обществознание (без 1 1 70 3 3 210 экономики и права) При составлении Учебного плана образовательного учреждения следует обратить внимание на разделение строки ИСТОРИЯ на две части, например, для 6 класса запись будет выглядеть так: Всеобщая история Средние века 24 часа ИСТОРИЯ (70 час.) История России 46 часа Так следует поступать при планировании работы во всех классах, где изучаются два курса истории. О соотношении часов на курсы «Всеобщей истории» и «Истории России» На этапе основной школы возможно следующее распределение общего объема часов по классам. Классы Объем учебного времени час. (по ФКГОС) V - VI 140 VII - VIII 140 IX 70 Разделы учебной программы Всеобщая история История России Что изучает история (не менее 10 ч.) История Древнего мира и Средних веков (не менее 75 часов) История Нового времени (XVI - конец XIX века) не менее 48 часов Новейшая и современная история - не менее 24 часов История России (с древности до конца XVI века) - не менее 35 часов История России (XVI - конец XIX века) - не менее 72 часов Новейшая и современная история России - не менее 36 часов Резерв час. 20 20 10 Возможное распределение общего объема часов на этапе средней (полной) школы (на базовом и профильном уровнях). Объем учебного Разделы учебной программы Резерв времени час. Класс час. Всеобщая история История России (по ФКГОС) Всеобщая история (с древнейших 140 X История России (с древности до времен до конца XIX века (не менее 20 Базовый уровень конца XIX века) - не менее 72 часов 280 48 часов) Всеобщая история (с древнейших История России (с древности до 40 Профильный уровень XI 140 Базовый уровень 280 Профильный уровень времен до конца XIX века (не менее 96 часов) История Нового времени (XX - начало XXI века) не менее 48 часов конца XIX века) - не менее 144 часов История России (XX - начало XXI века) - не менее 72 часов 20 История Нового времени (XX - начало XXI века) не менее 96 часов История России (XX - начало XXI века) - не менее 144 часов 40 Обращаем внимание, что изучение темы «Что изучает история?» в 5-м классе, только в том случае, если в начальной школе учащиеся не получили этих знаний. Порядок изучения курсов «Всеобщей истории» и «Истории России» определяет учитель, но как показала практика, целесообразно начинать изучение именно с курса «Всеобщей истории». Записи в журналах при изучении курсов истории следует разводить, выделяя отдельные страницы и подписывая их «Всеобщая история. История Средних веков», «История России» (запись 6 класса) или «Всеобщая история. История Нового времени (1 часть)», «История России» для 7 го класса. Текущие и итоговые оценки выставлять отдельно по каждому предмету. Данное положение необходимо применять и в средней школе в 10 - 11 классах но без указания конкретного раздела курса «Всеобщей истории». По окончании изучения каждой крупных тем следует предусмотреть маленькие проверочные работы, направленных на фиксацию знаний, умений и навыков, они могут быть и игрового характера. Завершается изучение курсов: «Всеобщая история», «История России» проведением итоговых контрольных работ, оценки фиксировать в журнале. Согласно последним нормативным документам (ФЗ «Об образовании) ответственность изучение краеведческого материала, передается субъекту Федерации, предлагаем возможные пути изучения региональной истории. Первый. При составлении тематического планирования указывать тематику региональной истории в одном из пунктов плана урока, т.е. не выделять отдельные уроки для изучения истории Архангельского края. Второй. Введение в практику преподавания отдельного интегрированного учебного предмета «Краеведение» либо отдельных краеведческих модулей. Данный путь предпочтительнее, при условии, что есть соответствующая база для введения нового учебного предмета. При составлении учебной рабочей программы обязательно включение материала, касающегося местной истории и современности (т.е. района, города, поселка…) Изучения краеведческого материала обязательно, но выбор модели изучения, есть прерогатива образовательного учреждения. При составлении учебных рабочих программ следует руководствоваться примерными программами, подготовленными в ГОУ «АО ИППК РО» (см. сборник «Региональный компонент общего образования Архангельской области. История. Обществознание. Экономика. География», Архангельск, 2006 г., С. 132). Можно использовать методическое пособие Копицы М.Н. «История архангельского Севера с древнейших времен до начала XX века», Архангельск, 2009 г. Издательства учителю истории и обществознания C 2008 года информационная поддержка федеральных перечней учебников возложена на Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО). На официальном сайте Академии (http://www.apkpro.ru) постоянно обновляются материалы по вопросам экспертизы учебников, утвержденный список федеральных учебников, а также дополнительная и справочная информация, в том числе представленные издательствами сведения о составе учебно-методических комплектов. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы АПКиППРО реализуется проект «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ)». На специализированном портале (http://www.fsu-expert.ru) публикуются материалы обсуждения особенностей использования учебников из федеральных перечней и регулярно проводятся online-конференции с привлечением педагогических работников субъектов Российской Федерации. В федеральном перечне учебников на 2010 - 2011 учебный год традиционно помещено два приложения. Приложение 1- это перечень рекомендованных учебников, входящих в завершенные предметные линии. Состоит из 1470 наименований, из них учебников по истории (65 наименований по курсу основной школы и 17 по курсу средней школы) т.е. 6 и 8 комплектов соответственно, по обществознанию насчитывается 23 за курс основной школы и 16 за курс средней школы, что составляет 5 и 8 для курсов основного и среднего (полного) образования. .Приложение 2 - перечень допущенных учебников, то есть единичных, с незавершенной предметной линией. В федеральном перечне содержится несколько приложений. Необходимо подчеркнуть, что следует использовать УМК (программу, учебники, методические рекомендации) одного автора или авторского коллектива, так как только в этом случае полностью осуществляются заложенные в них идеи. Учебники с незавершенной предметной линией могут быть также полноправно использованы в учебном процессе. Если учебники не включены в федеральный перечень рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ учебников на 2008-2009 и учебный год, образовательное учреждение не имеет права по ним работать. Более подробную информацию об учебной литературе, составе комплекта можно посмотреть на сайте «Все об учебниках федерального перечня http://fp.edu.ru/asp/. Для примера в Приложение № 1 помещаем страничку сайта, рассказывающую об учебнике одного из комплектов. Сайт содержит списки учебников, начиная с 2007 - 2008 учебного года. Выпуском учебников по истории и обществознанию и всей сопутствующей литературы занимаются 6 издательств. Учебно-методический комплект по истории издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru/ используются в большинстве общеобразовательных учреждений Архангельской области области. Наряду с обновленными «традиционными» учебниками, издательством завершена линия учебников, подготовленных в процессе реализации проекта «Академический учебник». Учебники по всеобщей истории вышли под научной редакцией директора Института всеобщей истории РАН, академика РАН А. О. Чубарьяна. Научным редактором учебников, образующих линию по истории России, является директор Института российской истории, член-корреспондент РАН, профессор А. Н. Сахаров. Учебно-методический комплект по истории издательства «Русское слово» http://www.russkoeslovo.ru/ также широко используются в общеобразовательных учреждениях. К подготовке учебников привлечены ученые-историки из МГУ и ведущие российские методисты. Особенностью комплекта учебников этого издательства является четкая выверенная структура, продуманный отбор основного содержания, богатый иллюстративный ряд. Автор методического аппарата учебника С. И. Козленко является председателем жюри Всероссийских олимпиад по истории. Издательством «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/ закончена новая линия учебников для основной школы. Следует обратить внимание, что учебник «История» (А. Н. Майков) - в настоящее время единственный, который в полной мере обеспечивает изучение нового раздела «Введение в историю», включенного в федеральный компонент государственных образовательных стандартов 2004 г. (5 класс, 1 четверть). При условии, что материал (о роли вспомогательных исторических дисциплин) не изучался в начальной школе на уроках курса «Окружающий мир». Учебник настоятельно рекомендуем к использованию, особенно это касается учителей начальной школы, не имеющим базового исторического образования. В 5 классе основной школы может использоваться как самостоятельный блок перед изучением курса «История Древнего мира». Учебно-методический комплект по истории издательства «Мнемозина» http://www.mnemozina.ru/ рекомендуется для использования в лицеях и гимназиях. Особенностью УМК является развернутый методический аппарат, построенный по принципу системы познавательных задач, решаемых учащимися в ходе учебной деятельности. Комплект должен помочь учителю (в роли консультанта) сформулировать задачи и обеспечить учащихся необходимой информацией для самостоятельного решения этих задач. Поскольку от учащегося требуется в первую очередь умение решать учебные задачи, создаются условия для включения механизма непроизвольного запоминания, которое по данным психологии является более продуктивным, чем эксплуатация произвольной памяти. Одним из авторов данного издательства является Алексашкина Л. Н., доктор пед. наук, один из ведущих методистов страны. Издательство «Академия», http://www.academia-moscow.ru/shcool_books/history/ традиционно выпускающее учебную литературу для вузов, разрабатывает УМК интегрированного курса всеобщей и отечественной истории для средней (полной) школы (базовый уровень). Учебники для 10 и 11 класса под ред. А. В. Чудинова и А. В. Гладышева с 2009/2010 учебного года включены в перечень рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Данные учебники, подготовленные для изучения интегрированного курса истории на базовом уровне, отличают:  относительно компактный объем и простота изложения материала;  использование необходимого минимума специальной терминологии и определений;  смещение акцентов от категориального мышления к образному, от потока фактов - к узловым событиям мировой истории и моментам взаимодействия различных обществ и цивилизаций, от монолога - к диалогу с учеником;  акцентирование воспитательной функции истории. Особенность учебно-методического комплекта по истории издательства «Дрофа» http://www.drofa.ru/drofa/about/trivia/  комплексный характер подхода к его разработке. Издания отличает добротный, качественный методический аппарат и иллюстративный ряд. УМК созданный в издательстве «Баласс» отвечает всем современным требованиям, которые предъявляются к учебным изданиям. Реализует принцип преемственности. Линия учебников создана для развития и продолжения в рамках основной школы образовательной системы «Школа 2100» http://www.school2100.ru/, для которой характерен проблемно-диалогический подход. Кроме учебников и методических пособий, практически все издательства выпускают справочники, настенные таблицы и карты, атласы и контурные карты для учащихся, научно-познавательную литературу и пособия для элективных курсов по исторической и обществоведческой тематике.. Учебная литература по обществознанию, традиционна по авторам и издательствам ее выпускающим. ВЕНТАНА-ГРАФ Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание. 6 кл. Соболева О.Б., Корсун Р.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание. 7 кл. Соболева О.Б., Чайка В.Н. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание. 8 кл. Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание. 9 кл. Просвещение Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. Обществознание. 6 кл. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 7 кл. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И. и др. Обществознание. 8-9 кл. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И. Обществознание. 8 кл. Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Обществознание. 9 кл. Академкнига/Учебник Королькова Е.С., Суворова Н.Г. Обществознание. 6 кл. Суворова Н.Г., Королькова Е.С. Обществознание. 7 кл. Кишенкова О.В. Обществознание. 8 кл. Кишенкова О.В. Обществознание. 9 кл. Русское слово Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 6 кл. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 7 кл. Кравченко А.И. Обществознание. 8 кл. [Русское слово Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 9 кл. Дрофа Никитин А.Ф. Обществознание. 6 кл. Никитин А.Ф. Обществознание. 7 кл. Никитин А.Ф. Обществознание. 8 кл. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 кл. Завершенные линии учебников обществознания за курс средней школы. . Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [Просвещение] Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. / Под ред. Боголюбова Л.Н. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [Просвещение] . Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. Обществознание (базовый и профильный уровни). 10-11 кл. [Просвещение] . Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание (профильный уровень). 10 кл. [Просвещение] Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н. Обществознание (профильный уровень). 11 кл. [Просвещение] Гуревич П.С., Николаева Е.З. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [Мнемозина] Гуревич П.С., Николаева Е.З. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [Мнемозина] Ионин Л.Г., Поляков Л.В. / Под ред. Полякова Л.В. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [Просвещение] Поляков Л.В., Неклесса А.И., Ионин Л.Г. и др. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [Просвещение] Кравченко А.И. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [Русское слово] Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [Русское слово] Никитин А.Ф. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [Дрофа] Никитин А.Ф. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [Дрофа] Никитин А.Ф., Метлик И.В., Галицкая И.А. / Под ред. Никитина А.Ф. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [Просвещение] Никитин А.Ф., Метлик И.В. / Под ред. Метлика И.В. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [Просвещение] Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ] .Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ] Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., Малявин С.Н. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ] Воронцов А.В., Королёва Г.Э., Наумов С.А., Романов К.С. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ] Все учебники за исключением одного комплекта позиционированы авторами как учебники для базового уровня, при этом практически все имеют специально подготовленные методические пособия, в которых даются авторские рекомендации по использованию названных УМК на профильном уровне. Из данного списка учебников можно выделить только комплект издательства «Вентана-Граф», относительно новый, получивший хорошие отзывы при его апробации. Главное достоинство данного комплекта, как для основной, так и для средней школы, состоит в тщательном отборе материала, хорошем методическом аппарате. Только у данного комплекта есть рабочая тетрадь (органайзер) для учителя. (Пасман Т.Б., Харлашова Е.В. «Обществознание. Человек в обществе.» 10 класс. Органайзер для учителя. Сценарии уроков., Москва, «Веттана - Граф», 2006 г. Обращаем внимание, что ни один из комплектов учебников не является идеальным для подготовки к ЕГЭ или ГИА, в реальном педагогическом процессе учителю следует использовать дополнительные источники, которые позволят расширить как содержательную, так и методическую составляющую учебников и пособий.. Приложение № 1 http://fp.edu.ru/asp/card.asp?IDB=2733 Завершенная предметная линия | Серия: Линия линия УМК по всеобщей истории А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 кл. | Вигасин А.А. и др. История Древнего мира. 5 кл. [Просвещение] Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 кл. [Просвещение] Юдовская А.Я. и др. Всеобщая история. История нового времени. 7 кл. [Просвещение] Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История нового времени. 8 кл. [Просвещение] Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл. [Просвещение] УМК: "Вигасин А.А. (5-9)" Цивилизационный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между курсами всеобщей истории, изучаемыми в основной школе. Новые издания хорошо известных в школе учебников доработаны с учетом замечаний учителей и учащихся, а также требований Государственного стандарта по истории для полного общего образования (2004), обновлены текст и иллюстрации, методический аппарат учебников. В учебно-методический комплект к каждому учебнику входят рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными и игровыми заданиями, методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения. http://www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=7482 Программа 1) Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл. Пособие 2) Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 кл. 3) Юдовская А.Я. Поурочные разработки по Новой истории 1500-1800. 7 кл. Пособие для учителя. 4) Юдовская А.Я. Поурочные разработки по Новой истории. 8 кл. 5) Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных стран. ХХ - начало ХХI века. Методические рекомендации. 9 кл. Рабочая тетрадь 6) Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 кл. В 2-х выпусках. Выпуск 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток. 7) Годер Г.И. Рабочая тетрадь по Истории древнего мира. 5 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х выпусках. Выпуск 2. Древняя Греция. Древний Рим. 8) Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь. "История средних веков". 6 кл. Рабочая тетрадь 9) Годер Г.И., Ртищева Г.А. Рабочая тетрадь по Истории средних веков. 6 кл. Рабочая тетрадь 10) Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории. 7 кл. 11) Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории. 1800-1913. 8 класс. В двух выпусках. Выпуск 1 12) Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории. 1800-1913. 8 класс. В двух выпусках. Выпуск 2 13) Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Рабочая тетрадь к учебнику "Новейшая история зарубежных стран. XX- начало XXI века". 9 класс. Хрестоматия 14) Юдовская А.Я. Книга для чтения по новой истории. 1500-1800. Пособие для учащихся 7 кл. 15) Юдовская А.Я. Книга для чтения по новой истории. 1800-1913. 8 кл. Электронное издание 16) Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки по Новой истории 1500—1800гг. 7 класс. 17) Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки по Новой истории 1800—1913гг. 8 класс. Электронное приложение 18) Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Электронное приложение к учебнику. История Древнего мира. 5 кл. Общеобразовательных учреждений

АНАЛИЗ УРОКА ИСТОРИИ.

1) Какое место данный урок занимает в изучении темы? Какому этапу тематического блока он соответствует? В связи с этим, насколько обоснован выбор данного типа (и вида) урока?

2) Каковы цели учебного занятия? Чем они обусловлены? Как в них отражаются современные подходы к целям и содержанию школьного исторического образования?

3) В какой степени учебный материал урока соответствует Временным требованиям к содержанию образования образовательной области «Обществознание» (История)?

4) Как в содержании занятия отражены новые данные исторической науки, современные подходы к анализу и оценкам прошлого, наличие неоднозначных версий и суждений по поводу

изучаемых фактов?

5) Что (или кто) был для учащихся основным источником информации по новой теме? Как он был представлен (единственный и безапелляционный, один из достоверных, своеобразный и спорный, т.п.)? Обучал ли учитель школьников приемам критического анализа исторических источников?

6) В чем заключалась учебная работа школьников? На каком уровне познавательной деятельности она была организована? С какими средствами обучения они работали?

7) Какими приемами и средствами учитель актуализировал знания учащихся, концентрировал их внимание, поддерживал интерес к новой теме, активизировал участие в уроке, учитывал и поощрял познавательные особенности детей?

8) Насколько взаимосвязанными и преемственными были этапы урока? Насколько целостным и внутренне логичным получилось все занятие? Как это занятие подготавливает проведение следующих?

9) В чем выражаются результаты урока? По каким критериям учитель и ученики судят о его результативности?

Проблемный анализ урока истории может быть посвящен одной из дидактических проблем, например: формирование хронологических знаний и умений школьников в курсе истории древнего мира;

формирование картографических знаний и умений (конкретно каких) при изучении темы «___»; использование наглядных средств обучения для формирования ярких образов исторической эпохи (конкретно какой); обучение учащихся составлению стереотипных планов при изучении однородных исторических фактов; диагностика и развитие творческих способностей учащихся на уроках истории; организация творческо-поисковой деятельности школьников при изучении региональной (локальной) истории и т.д.

Анализ урока можно провести и по одной из современных проблем школьного исторического образования: изучение отечественной (региональной) истории в контексте европейской и мировой; формирование у школьников критического отношения к источникам исторической информации; воспитание школьников в духе толерантности и терпимости, интереса и уважения к истории своей страны и других стран мира; использование семейных архивов и материалов краеведческих музеев при изучении курсов новейшей истории и т.д.

Проведите структурно-функциональный анализ учебного материала одного из уроков, заявленного в календарно-тематическом планировании, сформулируйте его целевую установку и подготовьте развернутый конспект в соответствии с выбранной формой. План-конспект урока истории (примерный).

Тема: «________________» Класс ___

Цели урока:

Тип (вид) урока Средства обучения:

1) Проверка знаний и умений учащихся: (формы, приемы и средства, познавательные задания)

2) Обобщение и подведение учащихся к изучению новой темы: (краткие выводы по предыдущей теме/занятию, формулирование новой темы, проблемных заданий) ______________

3) Изучение новой темы:

Основные вопросы темы

Приемы и средства преподавания

Познавательные задания учащимся

4) Первичное повторение и обобщение нового материала (краткие выводы, контрольные тесты, познавательные задания на воспроизведение и преобразование учебного исторического материала, проверка опережающих заданий) ________________

5) Организация домашнего задания (развернутая инструкция): ____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ деятельности методического объединения учителей истории и общественно-политических дисциплин за 2009-2012 гг.

В данном анализе подробно описывается деятельность ШМО учителей истории и общественно-политических дисциплин за 2009-2012 учебные годы. Данный анализ был составлен к аккредитации школы....

Методические рекомендации для проведения анализа урока

Совершенствование учебно-воспитательного процесса может происходить только через постоянную оценку деятельности и ее результатов самим учителем.Учителей необходимо учить самоанализу урока, то есть той...

Анализ работы методического объединения учителей истории, обществознания и православной культуры

Анализ работы методического объединения учителей истории, обществознания и православной культуры...

Авторы предлагают эффективные решения актуальных проблем школьного исторического образования, с которыми сталкиваются педагоги в повседневной практике. Для авторов характерно современное прочтение классических сюжетов методики преподавания истории в школе. В поисках новых методических решений авторы опираются на современные достижения мировой педагогической практики, не забывая при этом наследия лучших российских педагогов.

Нестандартные хронологические задачи.
Решите предложенные задачи и объясните, чем они отличаются от стандартных задач.

1. Александр Македонский родился в год 105-й Олимпиады. В каком году по христианскому календарю это было?

2. В лето 6367-е «варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен новгородских, и с мери, со всех кривичей, а хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма». В каком году по христианскому календарю это было?

3. Продолжая дело Мухаммеда, халифы в 89 г. от Хиджры завоевали Северную Африку и Испанию, бассейн р. Инд, а спустя 40 лет победили китайцев на реке Талас. В каких годах от Рождества Христова произошли эти события? Что в эти годы происходило в Западной и Восточной Европе?

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Тема 1. Познавательные возможности учащихся и способы их диагностики в школьных курсах истории
Тема 2. Структурно-функциональный анализ учебного исторического материала и методика определения поурочных целей
Тема 3. Формирование хронологических знаний и умений в школьных курсах истории
Тема 4. Формирование картографических знаний и умений в школьных курсах истории
Тема 5. Приемы работы со статистическими сведениями в школьных курсах истории
Тема 6. Способы формирования образов главных исторических фактов
Тема 7. Способы изучения теоретического материалав школьных курсах истории
Тема 8. Способы организации проблемного обучения истории
Тема 9. Способы работы с текстом учебника истории
Тема 10. Приемы работы с историческими документами
Тема 11. Приемы работы с наглядностью в школьныхкурсах истории
Тема 12. Обучение школьников приемам учебной работы
Тема 13. Проверка знаний и умений учащихся, проблемаоценивания результатов обучения истории
Тема 14. Подготовка учителя к уроку истории.
Анализ урока истории
Рекомендуемая литература.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методические рекомендации учителю истории, Основы профессионального мастерства, Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.