Пунктуальна, обязательна. Умеет планировать время

Любовь Михайловна Науменко - учитель немецкого языка. Педагогический стаж работы - 50 лет, из них 42 года в средней школе №9. Имеет звание "Заслуженный учитель РСФСР"; Почетный гражданин города.
Любовь Михайловна - талантливый, работоспособный, творческий человек, требовательный к себе и окружающим педагог, в совершенстве владеющий методикой преподавания предмета. Ее ученики ежегодно занимали призовые места на городских и областных олимпиадах, успешно поступали в вузы на факультет иностранных языков.
Любовь Михайловна заслуженно пользуется уважением коллег, учащихся, родителей и сейчас находится на заслуженном отдыхе.

Нас очень заинтере- совала судьба этой женщины, Заслуженно- го учителя школы РСФСР , Почетного гражданина города Буя, человека с боль- шим стажем работы. Ее имя мы часто встречаем на страницах газеты "Буйская правда", и мы решили встретиться с этой замечательной женщиной. И вот что мы узнали о ней:

Любовь Михайловна родилась 30 августа 19 37 года в городе Буе. Жизнь очень рано отняла у нее отца и на плечи матери легли все трудности жизни. Когда Любовь Михайловне было четыре года, началась Великая Отечественная война. Во время войны, в 1944 году, Любовь Михайловна пошла, учиться в школу №13, где позна- комилась со своей первой учительницей, второй мамой - Маричевой Екатериной Ивановной. Вот как Любовь Михайловна вспоминает о ней:

"Это была моя первая любовь, с ней мы дружили до самой ее смерти. Мне всю жизнь везло на хороших людей". С 1949 по 1954 год Любовь Михайловна училась в школе №1. С девятого по десятый класс ее классным руководителем была Сгланицкая Мария Александровна -учитель истории, очень умная и добрая женщина, с которой можно было погово- рить на любую тему. B 1955 году Любовь Михайловна поступила в Ярославский педа- гогический институт имени Ушинского на факультет иностранного языка.Окончив институт, ее направили работать в Уриц- куюшколу. В этой школе Любовь Михай- ловна проработала завучем всего три года. Сложно было молодой учительнице без ма- лейшего стажа работы, но она справилась.

В этой же школе Любовь Михайловна пре-подавала русский язык и литературу в пятых и восьмых классах, физику в шес- тых классах, анатомию в восьмых, а так- же рисование, пение и труды. Через три года Любовь Михайловна переехала в город Буй. Здесь она устроилась в школу №9. Начались интересные и трудные будни девятой школы. Три года Любовь Ми- хайловна была педагогом - организатором, а затем десять лет завучем школы. В тече- нии трех лет она была секретарем пар- тийной организации, семь лет была председателем месткома и десять лет чле- ном райкома союза. Затем десять лет Любовь Михайловна была руководителем методического объединения завучей школ города и района, и десять лет руководи- телемметодического объединения учите- лей иностранного языка. То есть, в течение двадцати лет Любовь Михайловна была учителем учителей и делилась своим опытом и знаниями. С 1984по 1988 год она работала заведующей отделом образова- ния, но при этом Любовь Михайловна ни на один день не оставляла работу в школе. Но в 1988 году она снова вернулась в шко- лу №9.

Вот что говорит Любовь Михай- ловна по этому поводу: "Я всегда мечтала работать простым учителем, и это для меня самое лучшее в жизни." Шесть лет она руководила КИДом, переписывалась с Германией, Польшей, Венг- рией, Румынией и со всеми союзными рес- публиками. Любовь Михайловна тесно под- ружилась с болгарцами, они посылали друг другу посылки, обменивались открытками, сувенирами, альбомами и многим другим. За все время своей работы она была награждена наградами и грамотами, но самыезначимые для нее и всех нас -это звание "Заслуженногоучителяшколы РСФСР " , которое ейбылоприсвоено 21 января 1976 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР за заслуги в области народного образования, и звание "Почетного гражданина города Буя", присвоенного 6 июня 1986 года решением исполнительного комитета Буйского город- ского Совета народных депутатов. Эти награды были получены за честный и добросовестный труд, и сейчас, находясь на пенсии,Любовь Михайловна преподает немецкий язык в своей родной школе №9, а ее ученики занимают первые места на различных олимпиадах и без проблем поступают в высшие учебные заведения. Любовь Михайловна выпустила много

классов и о ней до сих пор вспоминают с любовью.

Из воспоминаний Евгении Витальевны Гейер, одной из выпускниц Любовь Михай- ловны:

"Я училась в школе, моим классным руководителем была Любовь Михайловна, Класс наш был очень сложный, так как в нембыло семьвторогодников,Любовь Михайловне предстояло сделать из нас коллектив, и ей это хорошо удалось. Ее классные часы все очень любили, хотя модно было сбегать с них. На них мы кол- лективно обсуждали книги, фильмы. Любовь Михайловна позволяла каждому высказать свою точку зрения. Мы всегда восхищалисьсвоимклассным руководи- телем.Благодаря таким урокам, Любовь Михайловна привила к нам любовь к учительскому делу, и я тоже стала учителем. Я думаю, что педагогический дар дается с рождения, так как это особый вид творчества. У Любови Михай- ловны он есть. Поэтому не случайно и очень здорово,что к ней слава пришла при жизни. Ее заслуги были оценены. Помимо этого, Любовь Михайловна очень стесня- ется своих заслуг, смущается, когда гово- рят об этом. Я воспринимаю это нормально, так как в этом проявляется ее истинно российская интеллигентность, сейчас очень редкая. Я восхищаюсь Любовь Михайловной!"

Коллеги Любовь Михайловны относятся к ней с большим уважением:

« Любовь Михайловна оказала очень боль- шую помощь в моей педагогической работе. Она владеет секретами своей профессии и охотно делится своим опытом, стараясь передать"искусство" учить и воспиты- вать.

Любовь Михайловну отличает трудолю- бие, увлеченность, требовательность и готовность придти на помощь в трудную минуту. Обаятельная, внимательная Любовь Михайловна не простонаставник для меня и молодых коллег, но и учитель от бога. Я восхищаюсь ее трудолюбием и терпением, мудростью и справедливостью».

Учитель начальных классов средней школы №9

Дегтерева Валентина Ивановна

И мы считаем, что не зря Любовь Михайловне присвоили столько наград. Она действительно замечательный человек. Мы верим, пока будут жить такие люди, город наш будет жить!

По материалам, подготовленным выпускницами школы 2002 г.

Дубровиной А. и Куприяновой Ю.

Современная система образования акцентирует внимание на новые возможности и решающую роль учителя в российском обществе. Как никогда актуальны проблемы и перспективы не только профессионального роста современного учителя, но и оценка его профессиональной деятельности.
Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющейся в творчестве педагога, постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
В РКЛ этот высший уровень педагогической деятельности достигло большинство педагогов.

Оглезнева Нина Петровна

Инициатор создания инновационного учебного заведения в Республике Алтай Республиканского классического лицея,директором которого была назначена Постановлением Правительства Республики Алтай в 1992 году по октябрь 2008 года.

Нина Петровна стояла у истоков создания методологической базы лицея. Процесс образования осуществлялся по учебным планам, созданным ею.

Данные планы предусматривали обучение по различным направлениям, учитывая потребности и индивидуальные возможности каждого учащегося.

Ниной Петровной впервые в Республике Алтай в 1994 году организованы международная олимпиада учащихся лицеев и гимназий, а также поездки учащихся РКЛ за рубеж.

Алейникова Галина Васильевна

Заслуженный учитель РФ, работала в РКЛ с января 1995 года по сентябрь 2009 года учителем немецкого языка.

Основа успеха Галины Васильевны – профессиональное мастерство, свободное владение немецким языком, методическая грамотность, понимание закономерности обучения всем видам речевой деятельности, постоянный творческий поиск.

Ученики Галины Васильевны в течение последних тринадцати лет занимали практически все призовые места на городских и республиканских олимпиадах (67 из 70), на краевой олимпиаде в г. Барнауле (3 из 3), неплохие места на Российской олимпиаде в г. Иванове (30 место из 179) и в г. Новосибирске (10, 11 места из 57). Только за 2002-2007 гг. 30 учащихся стали призерами республиканских олимпиад. В 2005 году ее ученица Кымысова Марина стала лауреатом Всероссийского конкурса на лучшее знание немецкого языка «Немецкий плюс» и вместе с Галиной Васильевной обучалась в течение двадцати дней в Германии на международном семинаре в г. Берлине.

За свой труд Галина Васильевна награждена Почетной грамотой Министерства Просвещения СССР, ЦК профсоюза работников Просвещения, высшей школы и научных учреждений в 1985 году, нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» в 2002 году.В 2006 г. Галина Васильевна стала победителем конкурса «Лучший учитель РА».

Багно Галина Алексеевна

Отличник народного образования, заслуженный учитель Российской Федерации, работала в РКЛ учителем английского языка со дня его основания (с сентября 1993 г. по январь 2008г.)

Многие из её учеников занимали призовые места на краевых, Республиканских и Всероссийских олимпиадах. 11 её учеников стали победителями Российско- Американского конкурса " Акт в поддержку Свободы".

Галина Алексеевна дала "путевку в жизнь" многим дипломатам, переводчикам, журналистам, преподавателям иностранного языка.

Подтверждением огромной работы, проделанной за сорок лет, является её успешное участие в международном конкурсе "Учитель английского языка и страноведение США", где Галина Алексеевна стала полуфиналистом и признана одним из лучших учителей Сибири в преподавании английского языка и страноведения.

Вожаков Юрий Михайлович

Память о любимом учителе

Вожакову Юрию Михайловичу было всего 57 лет. Это ли возраст для мужчин? Из них 16 лет отдано нашему лицею.

Пересказать биографию человека всегда очень трудно. Где найти слова, которые бы напомнили и не приземлили бы мыслей и поступков педагога, который в душе был поэтом-лириком?

Ведь в них, кроме обычного, "прозаического" содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни талантливого педагога".

Человек всегда в какой-то мере загадка. Особенно, если этот человек с резко очерченной индивидуальностью. Именно таким был Юрий Михайлович. Он всегда был самим собой и только самим собой.

Вожаков Юрий Михайлович.

В 1969 году окончил среднюю школы № 6 и поступил в Горно-Алтайский педагогический институт на физико-математический факультет, который в 1974 году успешно закончил.

Свою педагогическую деятельность Юрий Михайлович начал в 1974 году в селе Кош-Агачского района учителем физики. С 1975 г. по 1980 г. работал в Национальной средней школе города Горно-Алтайска учителем физики, 4 года был завучем этой школы. По мнению коллег, показал себя как творческий, талантливый учитель, перспективный руководитель.

До образования РКЛ в 1973 году работал в родной школе №6 им. И.З.Шуклина, где также преподавал свой любимый предмет- физику.

Но в 1993 году Юрий Михайлович не мог не пойти во вновь созданное инновационное учебное заведение - РКЛ. Его всегда привлекало все новое, смелое, трудное. В этом - весь Юрий Михайлович.

В лицее он обучал ребят физико-математического направления по самостоятельно разработанной программе.

Основное достоинство Юрия Михайловича как педагога – профессиональное мастерство, методическая грамотность. Он находился в постоянном творческом поиске.

Картополова Ирина Владимировна

Заслуженный учитель РФ, директор лицея, учитель английского языка.

Характерной чертой Ирины Владимировны являются неустанный поиск нового, творческий подход к делу, стремление к самосовершенствованию. Это тонкий, умный наставник, который ведет и учеников, и коллег трудным, однако увлекательным путем в новую школу «радости» открытий и преодолений.

МОЙ ДИРЕКТОР

Очень умный человек. Обладает аналитическим умом, наперед видит, что будет (это в плане проектов, программ). Ум исследовательский.

Пунктуальна, обязательна. Умеет планировать время. У нее день расписан четко. Требует и от нас этого.

Следит за всеми новыми свершениями в области образования, много совершает поездок с этой целью. И вот это новое сначала проанализирует, только потом преподносит нам. Четко планирует свою деятельность и коллектива. Она оптимистична.

Т.А.Гонохова Очень умный, тактичный, выдержанный, грамотный директор. Кстати, она и завучем таким же была. С какими бы вопросами к ней я не приходила, всегда получала грамотный ответ. Даже когда нет времени, она всегда найдет минутку, чтобы выслушать человека. Понимающая и детей, и учителей.

Е.М.Плясовских Очень компетентна. На все вопросы получишь ответ, какой бы области они ни касались. Кажется это очень естественно, хотя может быть не всегда это просто.

Руководитель идеальный. Профессионал.

С.В.Ширина

Ей рассказываешь все без опаски, знаешь, что будешь понят. Всегда войдет в твое положение. А это так важно для нас, учителей!

Очень грамотный и директор, и учитель. С ней приятно работать и интересно.Н.А. Березикова

Ольга Михайловна Черкасова

Заслуженный учитель РФ, учитель английского языка.

Ольга Михайловна – высококвалифицированный учитель английского языка с 39-летним стажем. Ее высокая профессиональная компетенция определяется свободным уровнем владения иностранным языком, глубокой эрудицией, профессиональной и методической культурой, любовью к детям и к своему предмету. Успех и результативность уроков Ольги Михайловны определяют не только знания и профессиональная подготовка, но и ее личностные качества: тяга к знаниям, терпимость и уважение к ученикам, доброта и отзывчивость, отсутствие педагогического консерватизма. К преподаванию английского языка Ольга Михайловна относится творчески. В соответствии с поставленными целями и задачами обучения она умеет грамотно отбирать и логически выстраивать самые современные и эффективные приемы, формы работы, учебные пособия по формированию иноязычных речевых умений. Для нее урок - не просто передача определенных знаний, формирование умений и навыков в различных видах речевой деятельности, но и обучение новому средству общения, с помощью которого можно познакомить учащихся с иноязычной культурой в лингвострановедческом, социальном и психологическом аспектах. Поэтому на ее уроках постоянно используется страноведческий материал, самые современные учебники, аудио и видео материалы.

В 1996 году Ольга Михайловна была награждена значком «Отличник народного просвещения» (решение № 129 от 21.05.96 г.). В апреле 2000 года награждена Грамотой Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. В 2005 году ей присвоено Почетное звание «Заслуженный работник Республики Алтай» (Указом Главы Республики Алтай). В 2006 году она награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации как победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». В 2008 году ей вручено Благодарственное письмо Правительства Республики Алтай и Почетная грамота Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай за целенаправленную систематическую подготовку призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников, творческий поиск и высокий профессионализм. В 2010г. Награждена почетной грамотой Госсобрания РА Эл-Курултай за высокий профессионализм, в этом же году ей присвоено звание Заслуженного учителя Российской Федерации.

Раздымаха Наталья Николаевна

Заслуженный учитель РА, учитель химии.

Наталья Николаевна с 1993 года работает в лицее, в классах естественно-научного направления.

За это время награждена Почетной грамотой Министерства образования РСФСР (1989 год), значком «Отличник народного образования (1995 год), была четырежды обладателем Соровского гранта (1996,1997,1998,2000 годы), в 2010 г. награждена дипломом и медалью фонда Д.Зимина «Династия» за победу в номинации «Наставник будущих ученых».

Ежегодно ее учащиеся участвуют в городских и республиканских олимпиадах, занимая призовые места, за что Наталья Николаевна награждалась благодарственными письмами Комитета науки и образования Республики Алтай, а также Почетной грамотой Сибирского отделения Академии наук за подготовку учащихся к олимпиадам.

За последние годы обучающиеся участвовали в межвузовских олимпиадах «Будущее Сибири» и Всесибирской олимпиады по химии среди школьников и 7 из них получили дипломы разных степеней.

За 10 лет работы в лицее 100% выпускников групп естественно-научного направления поступили в вузы: ГАГУ, Барнаульский медицинский университет, Томский медицинский университет, Новосибирскую медицинскую академию, Красноярскую медицинскую академию, НГУ, АГУ, ТГУ.

Многие закончили и работают в учреждениях здравоохранения Республики Алтай, в Комитете по экологии окружающей среды, на станции защиты растений и в других организациях Республики Алтай.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Аннотация. Статья представляет собой опыт написания биографиче ского очерка Заслуженного учителя Российской Федерации В.Ф. Кусковой на основе привлечения архивного материала, впервые вводимого в научный оборот.

Ключевые слова: историческая биография, биографические источники, Заслуженный учитель Российской Федерации. Одним из негативных последствий распада Советского Союза стало резкое падение престижа всех профессий, направленных на поддержание функционирования общества и государства в целом. Немалую роль в этом сыграло и государство, бросившее в переходный период социальную систему на произвол судьбы в «диком капитализме».

В условиях относительной стабилизации экономики и роста уровня жизни встает вопрос о необходимости преодоления сложившегося стереотипа о непрестижности профессии учителя. Участие в проекте «Выдающиеся выпускники Томского государственного педагогического университета» позволяет внести свой вклад в восстановление престижа школьного учителя и создание образцов для подражания тем, кто свяжет свою жизнь с учительской деятельностью. Одним из таких педагогов, посвятивших более 40 лет своей жизни учительской профессии и получивший заслуженное профессиональное признание на государственном уровне, является Валентина Флегонтьевна Кускова.

В краткой биографической справке о ней, которая опубликована в книге «Учитель! Перед именем твоим…», указано, что В.Ф. Кускова, награжденная значком «Отличник народного просвещения», является разработчиком учебно-методических материалов по индивидуализации обучения и развитию мыслительной деятельности учащихся на уроках химии . В дополнение к этому в личном архиве В.Ф. Кусковой сохранились газетные вырезки разных лет, в которых высоко оценены ее успехи в деле подготовки школьников к областным олимпиадам по математике, физике, химии и биологии, а также отмечены ее достижения по образцовому содержанию пришкольного участка школы № 1, на цветочные клумбы которого любовались жители г. Асино . Такая краткость биографического материала не позволяет во всей полноте раскрыть многогранную профессиональную деятельность В. Ф. Кусковой и возникает потребность написания полноценной биографии этого выдающегося педагога.

Основным источником для написания биографического очерка, а именно для воссоздания одного из важнейших периодов ее жизни - периода обучения в Томском государственном педагогическом институте - было использовано личное дело студентки агробиологического факультета ТГПИ В.Ф. Юбиной (девичья фамилия Кусковой) на 11 листах . Это личное дело охватывает период с 1958 по 1963 гг. и содержит множество письменных источников: студенческий билет, зачетную книжку, академическую справку № 38820, выданную при переводе с заочного на очное отделение, приказ о переводе В.Ф. Юбиной на дневное отделение института и диплом об окончании полного курса обучения № 608294. Эти документы впервые вводятся в научный оборот для анализа периода обучения В.Ф. Юбиной в ТГПИ. Наряду с этим особую важность представляет собой интервью автора статьи с самой Валентиной Флегонтьевной Кусковой, благожелательно откликнувшейся на просьбу автора во время его пребывания в г. Асино Томской области.

Ценность непосредственного общения с выдающимся педагогом позволяет сформировать собственное мнение, определить свои позиции в оценке деятельности «героя» биографического очерка. Большая помощь в написании биографического очерка была оказана автору со стороны руководства средней общеобразовательной школы № 1 г. Асино - директором Ольгой Владимировной Некрасовой, которая организовала собрание коллег, работавших с Заслуженным учителем Российской Федерации В. Ф. Кусковой. Их воспоминания и рассказы стали прекрасным материалом, существенно обогатившим источниковую базу.

Автор статьи выражает искреннюю благодарность руководству школы и учителям за эту неоценимую помощь. Совокупность всех этих материалов позволяет по-новому оценить педагогическую и общественную деятельность В.Ф. Кусковой (Юбиной) на протяжении ее жизненного пути. Валентина Флегонтьевна Юбина родилась 9 августа 1939 г. в д. Петровcкое Первомайского района Томской области. Ее родители, Анна Васильевна и Флегонт Афанасьевич были учителями: мама преподавала в начальных классах, а отец был учителем истории. Стоит отметить, что отец был участником Великой Отечественной войны и с победой вернулся домой в ноябре 1945 г. В 1946 г. Валентина поступила в первый класс Петровской семилетней школы, где проучилась три года.

В 1949 г. ее отца назначили директором Зимовской семилетней школы, и ее семья переехала в с. Зимовское. Зимовскую семилетнюю школу она окончила с похвальной грамотой. В 1953 г. она поступила в среднюю школу с. Первомайского. А в 1954 г. ее приняли в ряды ВЛКСМ. Также в школе она была старостой класса, что свидетельствует о высокой ответственности и любви к общественной работе, не утраченной до сих пор. Интересно, что изначально Валентина мечтала стать врачом, так как в девятом классе заразилась скарлатиной и три недели пробыла в инфекционной больнице, где после выздоровления ухаживала за малышами. Но поступлению в медицинский институт в 1956 г. после окончания средней школы помешала… советско-китайская дружба: прибывшие с опозданием абитуриенты из Китая были зачислены, а вот Валентина Юбина нет.

После этого Валентина устроилась на работу в восьмилетнюю школу с. Аргат-Юл Первомайского района Томской области, где работала учителем и начальных классов, и химии, и биологии, и географии, и даже труда. Это село даже сейчас она вспоминает с теплотой, особенно красоты природы и доброту людей, со многими из которых она сохранила контакты и хорошие отношения. Но необходимо было получать высшее образование и в 1958 г. В. Ф. Юбина подала документы в Томский государственный педагогический институт на агробиологический факультет по специальности «Биология и основы сельского хозяйства. Она считает, что в выборе профессии решающим стало влияние ее родителей-учителей. Первые два года она отучилась на заочном отделении, а в 1960 г. перевелась на дневное отделение. Конечно, не все предметы легко давались молодой студентке.

У нее были проблемы с изучением истории КПСС и немецкого языка. Но в остальном ее обучение в вузе не прошло даром, примером чему подавляющее большинство оценок «хорошо» и «отлично» по остальным предметам. Но история полна примеров того, что не только оценки определяют успешность человека в своей профессиональной деятельности, важны также трудолюбие, упорство и просто желание обучать. Важнее то, что 20 июля 1963 г. В. Ф. Юбиной был выдан диплом № 608294 и присвоена квалификация учителя средней школы. По распределению В. Ф. Юбину направили в Зырянский район Томской области, но по причине того, что в Асино было множество вакансий учителей биологии и химии, она решила остаться в этом городе.

Сначала она устроилась на работу в школу № 5, где проработала год. В те времена школа еще не обрела свое современное кирпичное здание, но с 1960 г. находилась в двухэтажном деревянном здании, построенным силами тракторо-ремонтного завода г. Асино. Несмотря на то, что она проработала недолго, о коллективе школы, а особенно о директоре Николае Александровиче Борзове она отзывается с большим уважением. 27 марта 1964 г. Валентина Флегонтьевна Юбина вышла замуж за Владимира Михайловича Кускова и взяла фамилию мужа. Забегая вперед, скажем, что семейная жизнь оказалась счастливой, в семье Кусковых родилось два сына Геннадий и Евгений, а супруги до сих пор счастливы друг с другом. В том же году произойдет событие, которое более чем на тридцать лет определит профессиональную жизнь Валентины Флегонтьевны - в эксплуатацию было сдано новое кирпичное здание школы № 1, в которую она и перешла работать, так как в школе № 5 она замещала учительницу, ушедшую в декретный отпуск. До сих пор коллектив, что сложился в то время, сохраняет активные контакты друг с другом.

Со школьной жизнью связано множество приятных воспоминаний у Валентины Флегонтьевны. Как она рассказывает, ей было очень интересно общаться и работать с молодыми, видеть, как они из года в год взрослеют. Были и забавные случаи, когда один из учеников на уроке химии отвлекся и не работал, за что получил задание по карточке - провести определенную химическую реакцию. И каждый раз, когда этот ученик отвлекался, он получал индивидуальное задание. Но какое же блестящее проявление профессионализма произошло в дальнейшем! Этот ученик сам стал просить индивидуальное задание и настолько увлекся химией, что когда вернулся из армии, первым делом заглянул в гости к любимой учительнице с просьбой помочь учебниками для поступления в медицинский институт. Ему это удалось, и теперь Михаил Викторович (именно так зовут этого ученика) стал замечательным врачом в селе Первомайском.

Еще один показательный случай произошел уже в другом классе: та же проблема - ученик отвлекается и не пишет самостоятельную работу. Прикрикнуть? Пристыдить при всех? Нет, Валентина Флегонтьевна «всего лишь» тихонько назвала его по имени и отчеству «Алексей Алексеевич» и он сразу принялся за работу. Какое умение работать с самыми тонкими струнами человеческой души! Но не только вся рабочая деятельность сводилась к поддержанию порядка в классе. И уважение к взрослым воспитывали в те времена хорошо, и авторитет учителя был высок, как профессии, так и личности. Скорее, это исключительные случаи. Ученики В. Ф. Кусковой участвовали в областных олимпиадах, где занимали высокие места. Усердная работа на пришкольном участке под руководством В. Ф. Кусковой привели к тому, он стал центром культурного досуга многих людей. Причем она не может вспомнить случаев вандализма на этом участке: все наслаждались красотой и ароматами цветов. Активная трудовая деятельность В. Ф. Кусковой была по заслугам оценена как учениками и их родителями, так и государством.

Про теплые отношения с учениками скажем позднее, а сейчас приведем список государственных наград. В 1970 г, к столетию со дня рождения В. И. Ленина она была награждена медалью «За доблестный труд», в 1976 г. стала победительницей социалистического соревнования, а спустя год ей было присвоено звание «Отличник народного просвещения», а в 1986 г. ей присвоили звание «Учитель-методист». Необходимо отметить, что до сих пор В. Ф. Кускова пользуется авторитетом превосходного учителя в г. Асино, хотя более десяти лет уже не занимается учительской деятельностью. Каждый вечер встречи проходит в радостной обстановке. Некоторые выпускники приезжают на эти вечера к любимой учительнице даже не из других городов, а из других стран! Очень часто навещают и в частном порядке. Такие встречи особенно дороги сердцу Валентины Флегонтьевны. Высокую оценку заслуженной учительнице дают и ее коллеги. Директор школы О. В. Некрасова вспомнила прозвище Валентины Флегонтьевны - «Мать Тереза»: «Мы действительно между собой называли ее так за отзывчивость и доброту.

Она всем поможет, никому не откажет, пригреет и поддержит в трудную минуту». Ей вторит Галина Константиновна Зингис, также отметившая ее искренность и заботливость к окружающим: «Валентина Флегонтьевна очень внимательный и заботливый человек, дети ее звали «Тимуровка». Елизавета Михайловна Василенко справедливо отметила, что очень сложно говорить что-то о профессиональных качествах, так как она (Валентина Флегонтьевна) своими человеческими качествами перекрывает всё. Елизавета Михайловна с теплотой вспомнила тот период, когда она еще лаборанткой работала вместе с Валентиной Флегонтьевной, настоящей хозяйкой лаборатории, поддерживающей ее в полной чистоте и порядке. А когда Елизавета Михайловна стала учительницей, то получала множество советов и наставлений от «этого выдающегося человека». Татьяна Николаевна Штель продолжила рассказ о профессиональных качествах: «Валентина Флегонтьевна знает свой предмет именно с практической точки зрения, она постоянно показывала детям химические преобразования и предоставляла им возможность самим проводить опыты».

А Елена Леонидовна Карамян вспомнила эпизод из своего детства, связанный с обучением химии у Валентины Флегонтьевны: «Мы ведь всю жизнь прожили на одной площадке, соседями были. Объяснять какуюлибо тему могла прямо там, а потом спросить: «Поняла? Молодец, четыре!». Воспоминания коллег, наполненные добротой и благосклонностью к Валентине Флегонтьевне, являются, несомненно, важным дополнением, характеризующим педагогическое призвание этого человека в разных жизненных ситуациях. После выхода на пенсию Заслуженная учительница не думает останавливать свою бурную деятельность. Она стала активным членом ветеранской организации, постоянно приходит в школу на мероприятия и участвует в жизни школы, помогает своим сыновьям в организации хозяйства, сама занимается в огороде.

В семье хоть и не сохранилась преемственность учительской профессии: ее сыновья и внуки пошли по другому пути, но блестящее знание химии и навыки работы с растениями передаются из поколение в поколение так, как будто это отложилось даже на генном уровне. В заключение хотелось бы сказать, что общение со столь выдающимся преподавателем позволило автору переоценить некоторые стереотипы. Думается, что ее деятельность должна быть зафиксирована и передана следующим поколениям, так как пример Валентины Флегонтьевны Кусковой вызывает неподдельное чувство гордости и желание не уронить планку этой основополагающей профессии учителя. Трудолюбие, выдержка, умение увлечь предметом, доброта и простота в общении - это те качества, что будут актуальны еще очень долго. Источники и литература 1. Учитель! Перед именем твоим… Томск: Изд-во «Дельтаплан», 2008. 247 с. 2. Околелова Б. Областная олимпиада школьников; Морозова Н. Пришкольный участок-класс // Личный архив В. Ф. Кусковой. 3. Архив ТГПУ. Ф-р. 566. Оп. 2. Д. 10.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Оригинальное название

Заслуженный учитель Российской Федерации

Девиз

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна Тип Кому вручается

учителям и преподавателям

Кем вручается

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Основания награждения

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Статус

присваивается

Статистика Параметры

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата учреждения Первое награждение Последнее награждение

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Количество награждений

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Старшая награда

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Младшая награда

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Соответствует

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[] на Викискладе

Почётное звание «Заслу́женный учи́тель Росси́йской Федера́ции» входит в государственную наградную систему Российской Федерации .

Основания для присвоения

Звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» присваивается высокопрофессиональным учителям и преподавателям общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, гимназий, учреждений начального образования и институтов подготовки и повышения квалификации работников образования за личные заслуги:

  • в педагогической деятельности, обеспечивающей получение обучающимися и воспитанниками высококачественного общего образования;
  • в выявлении и развитии индивидуальных способностей обучающихся и воспитанников, раскрытии их научного и творческого потенциала;
  • в подготовке победителей региональных, всероссийских и международных олимпиад;
  • в научно-методическом и методологическом совершенствовании образовательного процесса и образовательных стандартов, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ и авторских методик;
  • в подготовке и переподготовке квалифицированных педагогических кадров.

Почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» присваивается, как правило, не ранее чем через 20 лет с начала осуществления преподавательской деятельности и при наличии у представленного к награде лица отраслевой награды (почётный знак, отраслевое почётное звание или медаль К. Д. Ушинского) федерального органа государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок присвоения

Почётные звания Российской Федерации присваиваются указами Президента Российской Федерации на основании представлений, внесенных ему по результатам рассмотрения ходатайства о награждении и предложения Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам .

История звания

Почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» установлено от 30 декабря 1995 года № 1341 «Об установлении почётных званий Российской Федерации, утверждении положений о почётных званиях и описания нагрудного знака к почётным званиям Российской Федерации» взамен предшествующего «Заслуженный учитель школы РСФСР », существовавшего с 1940 года . Тем же указом утверждено первоначальное Положение о почётном звании, в котором говорилось:

Почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» присваивается высокопрофессиональным учителям, преподавателям, воспитателям и другим работникам дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений всех видов, учреждений дополнительного (внешкольного) образования, детских домов, учреждений начального, среднего профессионального образования, учреждений высшего педагогического образования, институтов повышения квалификации работников образования, органов управления образованием, научно-исследовательских институтов системы образования за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности, обеспечивающей получение обучающимися и воспитанниками глубоких знаний, развитие и совершенствование их творческого потенциала, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ, авторских методик, участии в научно-методическом обеспечении образовательного процесса и работающим по специальности 15 и более лет.

В настоящем виде Положение о почётном звании утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» .

Нагрудный знак

Нагрудный знак имеет единую для почётных званий Российской Федерации форму и изготавливается из серебра высотой 40 мм и шириной 30 мм. Он имеет форму овального венка, образуемого лавровой и дубовой ветвями. Перекрещенные внизу концы ветвей перевязаны бантом. На верхней части венка располагается Государственный герб Российской Федерации . На лицевой стороне, в центральной части, на венок наложен картуш с надписью - наименованием почётного звания.

На оборотной стороне имеется булавка для прикрепления нагрудного знака к одежде. Нагрудный знак носится на правой стороне груди.

Переходный период

В России до принятия Указа Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 года № 1341 действовали правовые акты об установлении почётных званий РСФСР . После изменения наименования государства с «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика » на «Российская Федерация» (см. Закон РСФСР от 25 декабря 1991 года № 2094-I) в названиях всех почётных званий наименование «РСФСР» было заменено словами «Российской Федерации», таким образом, с 1992 года до 1996 года производилось присвоение однотипного почётного звания РСФСР, существовавшего с 1940 года , с тождественным современному наименованием «Заслуженный учитель школы Российской Федерации».

См. также

Напишите отзыв о статье "Заслуженный учитель Российской Федерации"

Примечания

Ссылки

  • . (рус.) (Проверено 28 июня 2012)

Отрывок, характеризующий Заслуженный учитель Российской Федерации

Дверь открылась, на пороге снова стоял Караффа. Но теперь он казался очень чем-то недовольным. И я примерно могла предположить – чем... Караффа более не был уверен в своей победе. Это тревожило его, так как оставался у него только лишь этот, последний шанс.
– Итак, что же вы решили, мадонна?
Я собрала всё своё мужество, чтобы не показать, как дрожит мой голос, и совершенно спокойно произнесла:
– Я уже столько раз отвечала вам на этот вопрос, святейшество! Что же могло измениться за такое короткое время?
Приходило ощущение обморока, но, посмотрев в сияющие гордостью глаза Анны, всё плохое вдруг куда-то исчезло... Как же светла и красива была в этот страшный момент моя дочь!..
– Вы сошли с ума, мадонна! Неужели вы сможете так просто послать свою дочь в подвал?.. Вы ведь прекрасно знаете, что её там ждёт! Опомнитесь, Изидора!..
Вдруг, Анна вплотную подошла к Караффе и звонким ясным голосом произнесла:
– Ты не судья и не Бог!.. Ты всего лишь – грешник! Потому и жжёт Перстень Грешников твои грязные пальцы!.. Думаю, он одет на тебя не случайно... Ибо ты самый подлый из них! Ты не испугаешь меня, Караффа. И моя мать никогда не подчинится тебе!
Анна выпрямилась и... плюнула Папе в лицо. Караффа смертельно побледнел. Я никогда не видела, чтобы кто-то бледнел так быстро! Его лицо буквально в долю секунды стало пепельно-серым... а в его жгучих тёмных глазах вспыхнула смерть. Всё ещё стоя в «столбняке» от неожиданного поведения Анны, я вдруг всё поняла – она нарочно провоцировала Караффу, чтобы не тянуть!.. Чтобы скорее что-то решить и не мучить меня. Чтобы самой пойти на смерть... Мою душу скрутило болью – Анна напомнила мне девочку Дамиану... Она решала свою судьбу... а я ничем не могла помочь. Не могла вмешаться.
– Ну что ж, Изидора, думаю вы сильно пожалеете об этом. Вы плохая мать. И я был прав насчёт женщин – все они порождение дьявола! Включая мою несчастную матушку.
– Простите, ваше святейшество, но если ваша мать порождение Дьявола, то кем же тогда являетесь вы?.. Ведь вы – плоть от плоти её? – искренне удивившись его бредовым суждениям, спросила я.
– О, Изидора, я давно уже истребил в себе это!.. И только увидев вас, во мне вновь пробудилось чувство к женщине. Но теперь я вижу, что был не прав! Вы такая же, как все! Вы ужасны!.. Я ненавижу вас и вам подобных!
Караффа выглядел сумасшедшим... Я испугалась, что это может кончиться для нас чем-то намного худшим, чем то, что планировалось в начале. Вдруг, резко подскочив ко мне, Папа буквально заорал: – «Да», или – «нет»?!.. Я спрашиваю вас в последний раз, Изидора!..
Что я могла ответить этому невменяемому человеку?.. Всё уже было сказано, и мне оставалось лишь промолчать, игнорируя его вопрос.
– Я даю вам одну неделю, мадонна. Надеюсь, что вы всё же опомнитесь и пожалеете Анну. И себя... – и схватив мою дочь под руку, Караффа выскочил из комнаты.
Я только сейчас вспомнила, что нужно дышать... Папа настолько ошарашил меня своим поведением, что я никак не могла опомниться и всё ждала, что вот-вот опять отворится дверь. Анна смертельно оскорбила его, и я была уверенна, что, отойдя от приступа злости, он обязательно это вспомнит. Бедная моя девочка!.. Её хрупкая, чистая жизнь висела на волоске, который мог легко оборваться по капризной воле Караффы...
Какое-то время я старалась ни о чём не думать, давая своему воспалённому мозгу хоть какую-то передышку. Казалось, не только Караффа, но вместе с ним и весь знакомый мне мир сошёл с ума... включая мою отважную дочь. Что ж, наши жизни продлились ещё на неделю... Можно ли было что-либо изменить? Во всяком случае, в данный момент в моей уставшей, пустой голове не было ни одной более или менее нормальной мысли. Я перестала что-либо чувствовать, перестала даже бояться. Думаю, именно так чувствовали себя люди, шедшие на смерть...
Могла ли я что-либо изменить за какие-то короткие семь дней, если не сумела найти «ключ» к Караффе за долгие четыре года?.. В моей семье никто никогда не верил в случайность... Потому надеяться, что что-либо неожиданно принесёт спасение – было бы желанием ребёнка. Я знала, что помощи ждать было неоткуда. Отец явно помочь не мог, если предлагал Анне забрать её сущность, в случае неудачи... Мэтэора тоже отказала... Мы были с ней одни, и помогать себе должны были только сами. Поэтому приходилось думать, стараясь до последнего не терять надежду, что в данной ситуации было почти что выше моих сил...
В комнате начал сгущаться воздух – появился Север. Я лишь улыбнулась ему, не испытывая при этом ни волнения, ни радости, так как знала – он не пришёл, чтобы помочь.
– Приветствую тебя, Север! Что привело тебя снова?.. – спокойно спросила я.
Он удивлёно на меня взглянул, будто не понимая моего спокойствия. Наверное, он не знал, что существует предел человеческого страдания, до которого очень трудно дойти... Но дойдя, даже самое страшное, становится безразличным, так как даже бояться не остаётся сил...
– Мне жаль, что не могу помочь тебе, Изидора. Могу ли я что-то для тебя сделать?
– Нет, Север. Не можешь. Но я буду рада, если ты побудешь со мною рядом... Мне приятно видеть тебя – грустно ответила я и чуть помолчав, добавила: – Мы получили одну неделю... Потом Караффа, вероятнее всего, заберёт наши короткие жизни. Скажи, неужели они стоят так мало?.. Неужели и мы уйдём так же просто, как ушла Магдалина? Неужели не найдётся никого, кто очистил бы от этой нелюди наш мир, Север?..
– Я не пришёл к тебе, чтобы отвечать на старые вопросы, друг мой... Но должен признаться – ты заставила меня передумать многое, Изидора... Заставила снова увидеть то, что я годами упорно старался забыть. И я согласен с тобою – мы не правы... Наша правда слишком «узка» и бесчеловечна. Она душит наши сердца... И мы, становимся слишком холодны, чтобы правильно судить происходящее. Магдалина была права, говоря, что наша Вера мертва... Как права и ты, Изидора.
Я стояла, остолбенело уставившись на него, не в силах поверить тому, что слышу!.. Был ли это тот самый, гордый и всегда правый Север, не допускавший какой-либо, даже малейшей критики в адрес его великих Учителей и его любимейшей Мэтэоры?!!
Я не спускала с него глаз, пытаясь проникнуть в его чистую, но намертво закрытую от всех, душу... Что изменило его столетиями устоявшееся мнение?!. Что подтолкнуло посмотреть на мир более человечно?..
– Знаю, я удивил тебя, – грустно улыбнулся Север. – Но даже то, что я открылся тебе, не изменит происходящего. Я не знаю, как уничтожить Караффу. Но это знает наш Белый Волхв. Хочешь ли пойти к нему ещё раз, Изидора?