Кем может работать выпускник. Куда пойти работать после философского факультета и стоит ли вообще его заканчивать? Самые востребованные у работодателей вузы

Скажем сразу, что экономические специальности из года в год не теряют своей популярности у абитуриентов. Да и нужны экономисты практически везде! Это, конечно, вселяет уверенность в завтрашнем дне. Но чтобы ты не поступал вслепую, расскажем, где могут работать экономисты.

Экономист работает с цифрами и документами, ему приходится много анализировать, заниматься статистикой. Он следит за тем, чтобы предприятие работало эффективно, приносило прибыль. Так что усидчивость, терпение, крепкая память и умение обрабатывать большие объёмы информации отличает хорошего специалиста

Многие абитуриенты клюют на престиж и востребованность профессии. Однако получить диплом экономиста мало. Ведь работодатели хотят видеть опытного, инициативного соискателя или хотя бы компетентного выпускника. Определись со спецификой деятельности заранее (производство, IT, банковское дело, мировая экономика, реклама и т. д.), чтобы получить в вузе знания, которые ты сможешь применить на рабочем месте. Для начала изучи .


Получить экономическую специальность можно как в вузе (экономист, менеджер-экономист, маркетолог-экономист), так и в колледже (товаровед, техник-экономист, бухгалтер, экономист). Все программы смотри в

Где могут работать экономисты

Как мы уже говорили, экономисты нужны везде, где есть связь с бизнесом, производством, продажами, денежным оборотом. Вот несколько подсказок, куда можно устроиться на работу после окончания учёбы.

Предприятия, фабрики, заводы

На крупных предприятиях есть экономический отдел, специалисты которого рассчитывают себестоимость продукции, её доставки, занимаются экономическим сопровождением сделок, оформлением документации.

Частные компании и предприятия

Специалисты по маркетингу, бизнес-администрированию, бухгалтерскому учёту, найдут работу в сети ресторанов, гостиничном бизнесе, турфирмах. Если компания международная, то ей не обойтись без специалиста по мировой экономике. Штат экономистов зависит от размера организации. Маленьким фирмам достаточно и одного-двух компетентных сотрудников.

Банки и кредитные организации

Это вотчина специалистов по банковскому делу и кредитованию. Однако экономисты с иным профилем также могут устроиться в банк и сделать карьеру. Конечно, придётся восполнять нехватку узкоспециальных знаний уже на практике.


Из-за переизбытка экономистов на рынке труда . Отчего конкуренция среди абитуриентов в будущем может возрасти

Налоговые и страховые организации

Экономист, который разбирается в налогах и налогооблажении или страховании сможет устроиться на работу в соответствующую организацию.

Учреждения образования, больницы, поликлиники

Здесь найдут работу специалисты по бухгалтерскому делу, менеджеры-экономисты. Бухгалтеры следят за распределением денежных средств в соответствии с законом, менеджеры-экономисты курируют финансовую сторону сделок (например, закупка оборудования, расходных материалов), просчитывают выгоду для организации.

Организовать свой бизнес

Знания по экономике помогут организовать личное предприятие. Прежде чем открыть бизнес необходимо всё тщательно просчитать. А кто как не экономист может сделать это качественно?


Кем может работать выпускник экономического факультета?

В общем, выпускник экономического вуза может претендовать на должность экономиста, финансового аналитика, аудитора, администратора, банковского служащего, преподавателя в вузе или колледже.

Хоть студенты экономических специальностей изучают общие предметы (микро- и макроэкономика, бухгалтерский учёт, статистика, маркетинг, финансовый менеджмент) в основном упор делается на учёбу по направлению. Из-за чего найти работу экономистом не по своей прямой специальности порой сложно. Учитывай это, когда будешь выбирать специальность при поступлении.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Поиск работы для выпускников без опыта почти ничем не отличается от поиска работы опытными специалистами. В этом процессе есть свои нюансы и о них как раз пойдет речь.

Ищите хорошую работу

«Хорошая» для каждого значит что-то свое, но неквалифицированный труд мало кого интересует. Простой труд найти элементарно — вакансии кассиров в фастфуд-ресторане, продавцов мороженого, таксистов, промоутеров, разнорабочих и прочих подобных специалистов всегда открыты и всегда в изобилии. Достаточно позвонить или заполнить анкету и все, работа у вас в руках.

Примерно раз в 2 месяца ко мне обращаются выпускники и студенты. Речь в таких случаях всегда идет о поиске хорошей работы. Был разговор о том, как устроиться программистом с зарплатой от 40 тысяч в месяц, управляющим рестораном или кафе, найти место инженера-программиста микроконтроллеров. Одним словом, запросы студентов всегда о том, как строить карьеру, а не о том, как найти подработку или стать продавцом в обувном магазине.

Нет опыта = нет работы = нет опыта

Чтобы разорвать этот замкнутый круг нужно сначала понять, что все совсем не страшно. Проблема слишком преувеличена.

Во-первых, много опыта для старта карьеры не надо. Если у вас нет опыта работы, и вы хотите сразу стать руководителем проекта и получить людей в подчинение, то надо менять мозги, а не сетовать на то, что без опыта не берут.

Если же вы, имея за плечами только образование, хотите стать стажером или помощником опытного специалиста, вы можете легко этого достичь.

Во-вторых, минимальный опыт для начала работы все-таки необходим . Будущий программист должен написать 5-7 небольших программ, будущий юрист прочитать десяток договоров, исков и прочих документов, дизайнер нарисовать десяток работ и так далее.

Чтобы выпускнику вуза найти работу быстро и просто, нужно «попробовать профессию на вкус» и набрать минимальный опыт, который смело можно указывать в резюме.

Есть теория 40 часов. Если вы занимались каким-либо делом сорок часов, это значит, что вы освоили азы этого дела и почувствовали, нравится вам работать или нет. Я рекомендую именно столько времени уделить на изучение новой профессии. Это поможет набрать нужный опыт. А если спустя это время вас будет тошнить от выбранного дела, бросайте его и ищите что-то вдохновляющее.

Как выпускнику устроиться на работу — алгоритм по шагам

Я постараюсь пошагово показать, как действовать тем, у кого опыта нет, либо есть совсем немного.

1. Определите, кем хотите работать. Вы можете выбрать некую сферу (строительство, например) или профессию (бухгалтер или юрист). Не важно, как вы это сделаете, важно, чтобы вы поняли, кем вы сейчас хотите быть.

Я регулярно встречаю людей, которые не знают, чего они хотят. Им нужны деньги, они утверждают, что они ответственны и готовы к любой работе. Увы, такой подход не работает. Мне таким людям помочь нечем, т.к. работодатель ищет не хорошего человека, а сотрудника для решения конкретных задач. Поэтому эффективный поиск работы всегда начинается с фокусировки — кем работать, чем заниматься.

2. Адекватно оценивайте свои силы и навыки . Важно соблюсти баланс между завышенными требованиями и заниженными. Руководителем отдела, возможно, сразу идти не стоит, но и помощником секретаря тоже идти не надо. Выбрав сферу или профессию, найдите начальные позиции, с которых обычно начинается рост специалистов.

Чтобы выпускнику вуза без опыта быстро найти работу, необходимо просто не завышать требования. Вторая по частоте проблема долгих поисков работы (после «я не знаю, чего хочу») — это завышенные ожидания. Многие студенты хотят зарабатывать по-взрослому, но рынок почему-то оценивает студентов иначе…

Не стоит бояться начальных позиций. Полгода-год стажа и вы можете рассчитывать на повышение зарплаты/должности, на новые более сложные задачи или на все это вместе. Если же работодатель с вашими желаниями будет не согласен, можно найти другую компанию. Запросто.

3. Ищите развитие и думайте о карьере . Разумный срок планирования — 3 года. Не близко и не далеко. За этот срок можно вырасти во всех смыслах — карьерно, профессионально, денежно, статусно. Посмотрите вакансии вашей сферы, подумайте, куда интересно было бы вам расти.

Почему именно три года? На серьезных позициях, как правило, требуется более трех лет опыта (посмотрите hh.ru, такие требования встречаются часто).

Увы, встречаются компании, которым нужна молодая кровь на рутинные задачи. Недавно общался с девушкой, которая 4 года работала помощником юриста и жаловалась, что ей не доверяют сложные задачи и не дают новые проекты. По сути, она все четыре года работала помощником секретаря с мелкими юридическими поручениями. В этой ситуации единственный выход — менять работу. И такие случаи не редкость.

5. Напишите сопроводительное письмо . По моей статистике, около трети соискателей не пишут сопроводительные письма. И очень зря! Эффективность этого инструмента иногда фантастическая. Подробнее: как выпускнику написать сопроводительное письмо (с примерами из практики).

7. Действуйте . Если вы сделаете предыдущие шесть шагов, будьте смелее и активнее. Все у вас получится.

Вопрос «Как устраиваются выпускники?» имеет два аспекта: «Где устраиваются?» и «На какую зарплату?». Однако, окончив учебное заведение, молодые люди сталкиваются с реальностью рынка труда: работники без опыта не нужны. А как его набрать, не устроившись на работу? Зачастую приходится работать не по специальности или начинать работать на старших курсах в ущерб учебе.

Статистика показывает, что шансы устроиться на работу после вуза повышаются на четверть или даже на треть, если студент начинает работать, еще не завершив учебы. Это правило годится для случаев, когда профессия по диплому никак не связана с содержанием работы. И таких ситуаций большинство, как и велико число современных коммерческих организаций, которые не ориентируются на профессию выпускника и готовы заполучить его с любым дипломом. Это касается, главным образом, тех работ или должностей, для которых не требуются специальных знаний (финансовых, юридических, компьютерных и пр.), где нужны только общая образованность, кругозор, умение общаться и думать. Иными словами, это относится к так называемым массовым вакансиям. И лишь 10-15% вакансий требует специальных знаний. С другой стороны, почти 80% выпускников не собираются работать по полученной специальности.

Существует и другой класс организаций, где добавочная стоимость создается специалистами с профильными дипломами, и где они — основная производственная сила. Например, такие компании, как IBS, Яндекс, Google, Microsoft, 1С, создающие программы и компьютерные решения, принимают на работу специалистов-математиков, инженеров, технологов, программистов и пр. А организациям, подобным Ernst&Young, PriceWaterhouseCoopers, McKinsey требуются специалисты с финансовым образованием, но нередко им нужны маркетологи и даже физики или математики для работы в качестве аналитиков.

Так или иначе, но статистика свидетельствует о том, что летом найти работу у выпускника или студента вуза больше, чем осенью, и в этом есть резон, так как принято считать, что многие компании в России в летние месяцы замирают, снижают активность, а поэтому и задачи заполнения вакансий относят на осень. Но именно летом выпускник имеет реальные шансы получить работу. Почему?

Во-первых, в сезон отпусков офисы пустеют, а выполнять работу надо, поэтому открываются вакансии. Они могут быть вменными, но мы с вами знаем, что ничего не бывает более постоянным, чем временное. Нередко удачного временного работника оставляют в организации.

Во-вторых, новички-студенты принимаются на низкооплачиваемые должности, а это дает конкурентное преимущество перед специалистами с дипломами.

В-третьих, предложив себя в июне-июле, студент или выпускник опережает конкурентов, ведь большинство молодых специалистов предпочитает летом отдохнуть, а поиск работы начать осенью.

Традиционно популярной в стране остается троица профессий: экономист, юрист и программист, на них сохраняется устойчивый спрос, несмотря на насыщенность ими рынка труда. Есть спрос на биологов, биотехнологов, химиков, математиков, выпускники престижных вузов — МГУ, Физтеха, МИФИ, Факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. Выпускников приглашают в банки, а также в силовые ведомства — минобороны, МВД, ФАПСИ, ФСБ и т. п.

Зоотехников, ветеринаров, агрономов очень ждут в регионах России. Там развиваются мясные производства, тепличные хозяйства, зверофермы и рыбхозы. Несмотря на невысокие, по московским меркам, зарплаты, выпускники неплохо зарабатывают по местным понятиям. Кроме того, они могут получить подъемные, а также жилье.

Наименьший спрос на историков, географов, культурологов. Они востребованы в художественных галереях, музеях, в специализированных изданиях. Известно, что зарплаты в них очень низки, и работают здесь, что называется, из-за любви к искусству: истинные любители культуры.

Конечно же, лучшим работодателем считается Газпром. Туда чаще всего попадают выпускники МГЮА, МГТУ, РЭУ («Плешка»).

Далее следуют «компьютерные» и ИТ-компании: Apple, Google, Microsoft, Яндекс. Там экономисты даже из престижных вузов, таких как РЭШ, Финансовая академия, ВШЭ, не востребованы как программисты, математики или инженеры из МИФИ, МФТИ, МГУ, МГТУ.

Консалтинговые и сервисные компании Ernst&Young, PriceWaterhouseCoopers, McKinsey, KPMG нередко привлекают выпускников из финансовых вузов, а также из факультетов, где преподают иностранные языки.

Подробнее о том, выпускники каких вузов имеют спрос на рынке труда, и какие зарплаты им выплачивают, можно узнать из таблицы, предложенной издательским домом «Коммерсант» (см. Приложение).

Какие выводы можно из этого сделать? Чтобы получить «работу мечты», нужно выбрать «вуз мечты» и начинать трудиться в «компании мечты», еще в ходе обучения. Если же студент относится к восьмидесяти процентам тех, кто не ищет работу по специальности, то для него дела обстоят проще, хотя и тут нужно постараться: не пренебрегать поиском работы летом сразу после окончания вуза. Если же ставить цель работать в международной компании, то надо приналечь на изучении иностранных языков или выбрать соответствующий вуз.

Короче говоря, планировать начало карьеры надо уже сегодня: чтобы получить нужную работу, нужно получить нужное образование, значит, надо готовиться для поступления в нужный вуз. А знаете ли вы, какие оценки ЕГЭ для этого нужны?

Приложение

м88,9м«Московский государственный строительный университет»

Процент выпускников, трудоустроившихся в первый год

Средняя зарплата (тыс./руб.)

Экономика и Управление

«Московская высшая школа социальных и экономических наук»

«Российская экономическая школа» (институт)

«Институт стран Востока»

«Русский институт управления имени В. П. Чернова»

Юриспруденция

«Академический правовой институт»

«Институт мировых цивилизаций»

«Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации»

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

«Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации»

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

«Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации»

«Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)»

Математика и Механика

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

Компьютерные и информационные науки

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

«Московский государственный индустриальный университет»

«Московский финансово-промышленный университет "Синергия"»

Физика и Астрономия

«Московский физико-технический институт (государственный университет)

«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Химия

«Российский университет дружбы народов»

«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

«Московский городской педагогический университет»

Архитектура

«Институт искусства реставрации»

«Московская государственная академия хореографии»

«Московский архитектурный институт (государственная академия)»

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

«Государственный университет по землеустройству»

Информатика и вычислительная техника

Московский технический университет связи и информатики

88,9

«Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина»

«Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана»

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Информационная безопасность

«Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана»

«Московский государственный технический университет гражданской авиации» (МГТУ ГА)

«Московский финансово-юридический университет МФЮА»

«Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики»

Электро- и теплоэнергетика

«Экономико-энергетический институт»

«Московский институт энергобезопасности и энергосбережения»

«Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана»

«Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева»

«Российский университет дружбы народов»

Ядерная энергетика и технологии

«Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана»

«Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"»

«Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»

Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия

«Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина»

«Московский технический университет связи и информатики»

«Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе»

«Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)»

Техника и технологии наземного транспорта

«Национальный исследовательский университет "МИЭТ"»

«Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана»

«Московский государственный университет путей сообщения»

«Российский университет дружбы народов»

«Московский государственный строительный университет»

Авиационная и ракетно-космическая техника

«Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

«Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана»

«МАТИ — Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского»

Клиническая медицина

«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

«Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Фармация

«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

«Российский университет дружбы народов»

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации

Психологические науки

«Московский институт психоанализа»

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

«Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»

«Высшая школа психологии (Институт)»

Образование и педагогические науки

«Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет»

«Московский институт открытого образования»

«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

Большинство из нас учится для того, чтобы найти затем хорошую работу. В свою очередь, каждому уважающему себя вузу интересно положение выпускников на рынке труда и их оценка полученного образования. Этим вопросам посвящено одно из последних исследований Центра внутреннего мониторинга ВШЭ. Весной 2011 года было опрошено 1748 выпускников, которые окончили университет в разные годы (2004-2010).

«Не для школы, а для жизни мы учимся» - таков девиз Высшей школы экономики. «Вышка пытается в первую очередь обеспечить учащихся аналитическим инструментом, - объясняет принципы обучения в Высшей школе экономики ректор . - Невозможно преподать весь массив знания ни в одной отрасли знаний, можно научить его добывать. Совершенно неизвестно, чем будут зарабатывать наши студенты через пять лет, технологии и в материальном производстве, и в информатике, и в социальной жизни, и в финансовой жизни меняются так быстро, что если мы сегодня всех будем учить хорошо отработанным инструментам зарабатывания денег, не факт, что они не проиграют завтра. Мне кажется, что выпускник исследовательского университета должен иметь возможность осваивать любую технологию самостоятельно, и это его выделяет, отличает от стандартного вуза».

Именно поэтому в Вышке делают акцент на преподавании теории и развитии личностных навыков, способствующих адаптации к постоянно меняющимся окружающим условиям. Опрос выпускников свидетельствует, что для большинства полученные в вузе знания и навыки в рамках специальности соответствуют их занятости на рынке труда. Так, респондентов просили оценить, насколько их текущая работа соответствует специальности, которую они получили. Оценки выставлялись по 7-балльной шкале, где 1 - «совершенно не соответствует», а 7 - «полностью соответствует». Большинство выпускников оценивают соответствие текущей работы полученной специальности на 5-7 баллов (55%). Стоит отметить, что среди тех, кто окончил две ступени образования в НИУ ВШЭ (бакалавриат и магистратуру), почти нет тех, кто говорит о расхождении между их текущей занятостью и полученным образованием.

Говоря о приобретенных компетенциях, в основной своей массе опрошенные отметили, что они научились справляться с большим объемом работы, самостоятельно осваивать новые области знания, четко и ясно излагать свои мысли на письме, развили творческие способности и общую эрудицию, научились работать в группе над совместными проектами, развили навык устных выступлений, презентаций, улучшили знания иностранных языков, расширили возможности в использовании базовых компьютерных программ, приобрели практические навыки для работы.

Отвечая на вопрос о том, чему в большей степени способствовало обучение в университете, 55% выпускников отметили появление у них уверенности в возможности самореализации, 48% указали, что благодаря учебе получили профессию, востребованную на рынке труда, у 46% сформировался круг единомышленников и близких по духу людей, у 27% - круг профессионального общения, 20% приобрели необходимые связи для трудоустройства.

Как выпускники находят работу?

Как правило, вышкинцы находили первую работу самостоятельно или по рекомендации студентов и преподавателей: 30% - через специализированные сайты, 19% отправили резюме напрямую, на 14% вышли сами сотрудники компаний, 12% были рекомендованы преподавателями или сотрудниками ВШЭ, 11% устроились через студентов или выпускников ВШЭ. Тех же, кто нашел работу через родственников или друзей, было 23%.

Стоит отметить, что при последующей смене работы процент тех, на кого представители той или ной компании вышли сами, значительно больше - 30%, что свидетельствует о росте востребованности выпускников Вышки на рынке труда по мере накопления опыта. И чем больше проходило времени после окончания университета, тем меньшая доля трудоустраивалась по рекомендации преподавателей или сотрудников ВШЭ (4%).

Как быстро выпускники Вышки находят работу?

Всего 6% опрошенных выпускников не работали на момент опроса. Учитывая тот факт, что в мониторинге участвовали и выпускники специалитета, и бакалавриата, и магистратуры, следует отметить, что многие из опрошенных не работают именно потому, что продолжают обучение на следующих ступенях. Впрочем, были и те, кто просто не нуждается в постоянном заработке. В цифрах их количество скорее всего близко к статистической погрешности.

Подавляющее большинство респондентов (94%) трудоустроены. При этом 48% опрошенных начали работать до получения диплома, остальные устроились в первые месяцы после окончания обучения.

Первая работа после университета

По найму в различных компаниях и организациях работают 93% выпускников, 3% занимаются собственным бизнесом, еще 3% становятся фрилансерами, то есть выполняют проекты для различных заказчиков в качестве «свободных художников».

В последние годы доля наемных работников среди выпускников постепенно снижается. Если в 2004-2007 годах их количество было 96-98%, то в 2008-м доля снизилась до 94%, а в 2009-2010 годах - до 91%. Переломным стал 2008 год. До этого времени доля предпринимаетелей и фрилансеров равнялась 1-2% для каждой категории. А среди выпускников 2008-2010 годов тех, кто занялся собственным бизнесом насчитывалось уже 3-5%. Количество фрилансеров за эти годы достигло 4-6%.

Сколько платят выпускнику Высшей школы экономики?

Наиболее интересны здесь стартовые зарплаты выпускников 2010 года. Итак, выпускники прошлого года свою карьеру начали с зарплаты от 25 000 рублей после бакалавриата до 35 000 рублей после магистратуры. Наибольший среднемесячный размер стартовой заработной платы для выпускников всех ступеней 2010 года (после вычета налогов) наблюдался на факультете бизнес-информатики (38 000 рублей), наименьший - на факультете социологии (28 000 рублей). Стоит отметить, что в анализ не были включены данные по факультетам, на которых размер своего стартового заработка указали менее 20 респондентов.

В дальнейшем зарплата бывших студентов увеличивается. Если взять в расчет, что почти половина респондентов работала уже перед окончанием учебы, то старт карьеры у выпускников 2010 года пришелся на весну - осень 2010 года. Следующий «замер» их зарплат приходится на весну 2011 года, когда проводился мониторинг и когда их спрашивали не только о стартовой зарплате, но и о текущей. Так вот, через год средний заработок выпускников 2010 года вырос и колеблется в пределах от 30 000 до 55 000 рублей. Лидер здесь прежний - факультет бизнес-информатики с заработной платой 55 000 рублей. Также наиболее высокооплачиваемыми оказались выпускники факультета мировой политики и мировой политики - 45 000 рублей. Примечательно, что далеко от лидеров по размеру заработной платы не ушли и наименее оплачиваемые бывшие студенты отделения деловой и политической журналистики - 33 000 рублей.

Где работают выпускники Вышки?

Можно сказать, что бывшие вышкинцы работают по всему миру. Конечно, подавляющее большинство (94%) занято в экономике России. Но есть и те, кто работает в европейских странах - Германии, Франции, Швейцарии и других, таких 2%. В Великобритании трудятся 1% опрошенных. Доля остальных стран, например США, Китая, составляет менее 0,5%.

Сферы деятельности выпускников вполне предсказуемы, учитывая основную направленность университета. Наиболее часто участники мониторинга отмечали следующие: банки, инвестиции, лизинг, финансы (11%), IT, Интернет, телеком (10%), PR, маркетинг (9%), торговля (9%), образование и наука (6%). Нужно отметить тот факт, что у гуманитарных факультетов - исторического, филологического - выпускников пока нет. И как только они появятся, можно ожидать, что список сфер деятельности выпускников ВШЭ расширится.

Распределение по сферам занятости выпускников отдельных факультетов весьма закономерно: в банковской сфере преобладают выпускники факультета экономики, МИЭФ и мировой экономики и мировой политики. Большинство занятых в сфере информационных технологий - выпускники бизнес-информатики, в маркетинге явно имеют перевес выпускники факультета социологии и прикладной политологии, а также отделения деловой и политической журналистики. Торговля представляется более диффузной сферой, тем не менее, можно отметить, что в ней заняты 16% выпускников факультета менеджмента.

Комментарий Татьяны Дубовой , директора по работе с партнерами Высшей школы экономики (Дирекция по работе с партнерами поддерживает связи университета с другими вузами, а также с выпускниками ВШЭ. - Прим. ред.)

Как вы оцениваете итоги опроса?

Прежде всего, я очень рада, что дан успешный старт новому, важному для Школы мониторинговому исследованию, получению обратной связи от выпускников. Все мы понимаем, что успешность выпускников - это объективный показатель успешности вуза. Если оценивать полученные результаты, то мне как психологу интереснее не интегральные показатели, а конкретные люди, которые за ними стоят. Исследование не только дало нам интересные данные, но и подняло новые вопросы. Например, почему часть наших выпускников не сразу находят себе работу? Согласитесь, если человек в течение нескольких месяцев по окончании вуза не может устроиться на работу, для него это может быть серьезной личной проблемой. Разумеется, причины могут быть очень разные. Чаще, чем можно было предположить мы, разговаривая с выпускниками, сталкиваемся и с такой формулировкой: «Работу не искал, хотел отдохнуть от учебы». Если человек может себе позволить помедитировать полгодика - такого рода пауза может быть очень продуктивна - остается только порадоваться за него.

Но наиболее типичная ситуация, с которой сталкиваются выпускники - это нежелание работодателей брать на работу специалистов без опыта работы. Отчасти этим объясняется довольно высокий среди наших студентов процент тех, кто совмещает учебу с работой. С одной стороны, они получают по окончании вуза сравнительное преимущество перед теми, кто только учился. Оборотная сторона: подобное совмещение идет не на пользу учебе, так как ведущим видом деятельности для студента становилась уже не учеба, а работа. Поскольку опрос был анонимным, мы не можем посмотреть корреляции с его успеваемостью. Или причина в том, что выпускник не сумел проявить свою компетентность в ситуации интервью? Согласитесь, выводы, которые следуют из одной этой цифры совершенно разные.

Или возьмем работу по специальности. Мне кажется, что не стоит абсолютизировать важность этого показателя. Человек может всю жизнь работать по специальности и люто ее ненавидеть. По-моему гораздо важнее, чтобы человек никогда не переставал искать себя и передвигаться в сторону идеального для себя занятия. Хорошо, если он сразу нашел себе место по душе, но на практике это происходит довольно редко, учитывая совершенство не существующей в стране системы профессиональной ориентации. Это подтверждается и Григорием Канторовичем по результатам нынешнего приема документов в магистратуру, - увеличение количества тех, кто меняет направление обучения через четыре года. Я считаю, что это хорошо, надо активно использовать веер имеющихся возможностей. Пока же типичной является ситуация, когда абитуриент (или скорее его родители) выбирают вуз, а не образовательную программу.

Согласно экспертным оценкам, в ближайшие десять лет 80% существующих технологий и оборудования устареет, к этому времени 4 из каждых 5 работников будут иметь образование, полученное более 10 лет назад. Что это означает? Только одно: не существует альтернативы непрерывному образованию. Извините за трюизм. То есть обучаемость становится обязательным (но не достаточным) условием жизненного успеха. Задача университета - помочь выпускникам быстро восполнить выявленный дефицит знаний или компетенций, предлагая гибкие программы профессионального «тюнинга». Поэтому слоган Вышки получает новое звучание: Со Школой по жизни!

Мониторинг показал, что выпускники в общем довольны своим образованием. А насколько их знаниями довольны работодатели?

Этот вопрос лучше задать директору Центра развития карьеры ВШЭ, который поддерживает связи с широким кругом работодателей. Но, насколько я знаю, систематических исследований мнения работодателей о наших выпускниках пока не проводилось. Я видела результаты небольшого исследования, проведенного ГФК «Русь» по выпускникам социологических факультетов, но оно носило сугубо пилотный характер. Такого рода исследования довольно сложны и трудоемки. В настоящее время мы совместно с факультетом менеджмента запускаем первое исследование работодателей. Одной из целей этого исследования является получение международной аккредитации магистерских программ факультета менеджмента. Осенью мы сможем сравнить мнение выпускников о полученном в Вышке образовании с мнением работодателей о наших магистрах менеджмента. Очень интересно, что получится! Далее мы сможем проводить подобные опросы регулярно. Уверена, что результаты будут полезны вузу, особенно учебному блоку для коррекции образовательных программ.

Качество начатых исследований напрямую зависит от собранной контактной базы выпускников и работодателей. Поверьте, это очень непростая задача. Достаточно представить, как сложно найти контакты тех, кто закончил Вышку много лет тому назад. Очень приятно, что отклик на анкету оказался выше, чем мы рассчитывали – почти 50%. В связи с этим я хотела бы обратиться ко всем выпускникам с просьбой помочь нам обновить контактную информацию, зарегистрировавшись на сайте . Оставайтесь на связи - вы нам интересны! И надеемся, что интерес взаимный.

Также на вопросы о трудоустройстве выпускников Вышки ответила руководитель ВШЭ .

Ольга Александровна, насколько легко выпускнику ВШЭ найти работу?

В целом, легко. Такая ситуация объясняется комбинацией ряда факторов. Во-первых, безусловно, престижностью вуза и высоким уровнем образования, которое студенты получают в ВШЭ. Работодатели активно востребуют таких выпускников во многих сферах. В частности, в числе активных партнеров Центра развития карьеры более 700 компаний и учреждений, среди них представители финансовой сферы, госслужбы, консалтинга, FMCG, компании нефтегазовой отрасли, исследовательские компании и прочие. Более того, работодатели стараются привлечь студентов НИУ ВШЭ с помощью различных рекрутинговых и HR-брендинговых мероприятий, также компании участвуют в учебном процессе, начиная с третьего курса. Конкурентная борьба ведущих российских и зарубежных компаний за потенциальных сотрудников разворачивается уже в этот период. Студентов приглашают пройти стажировку, производственную или преддипломную практику, поступить на работу по гибкому графику. Так, к примеру, в течение 2010-2011 учебного года в ВШЭ прошло около 100 рекрутинговых и карьерно-образовательных мероприятий с участием 150 компаний, к числу активных партнеров добавилось порядка 40 новых работодателей. В следующем году, по нашим прогнозам, активность компаний будет еще более интенсивной.

Во-вторых, это объясняется активной позицией самих студентов. Вышкинцы посещают карьерные мероприятия (Ярмарки вакансий, Дни карьеры, мастер-классы, презентации, тренинги компаний-работодателей), обращаются за карьерными и профориентационными консультациями, следят за новостями рынка труда актуальной для них сферы.

В-третьих, совмещением работы и учебы, прохождением студентами стажировок у потенциальных работодателей. По данным ежегодных мониторингов карьеры студентов выпускных курсов, которые проводил Центр развития карьеры ВШЭ с 2005 по 2010 годы, нередки случаи, когда к моменту получения диплома Вышки, выпускник уже занимал руководящую позицию или имел опыт работы (по специальности!) не менее 3 лет.

В-четвертых, наличием в Вышке специальных сервисов и подразделений для студентов и выпускников, содействующих в личностном и карьерном развитии, плотного взаимодействия факультетов с представителями компаний, активного сотрудничества университета в различных сферах с бизнесом.

Какие трудности встречаются при поиске работы?

Часто выпускнику сложно определиться, какую именно сферу выбрать, поскольку полученное образование открывает перед ним широкий спектр возможностей. Одни прибегают к консультациям специалистов, другие изучают рынок самостоятельно, третьи (если не сделали это в годы учебы) продвигаются путем пробы себя в различных сферах экономики.

Также, работодатели отмечают несколько завышенные карьерные амбиции и зарплатные ожидания выпускников (правда, экономический кризис скорректировал данную ситуацию, самооценка молодых специалистов на рынке труда стала более адекватной), неготовность к «работе руками», к быстрому, но все-таки постепенному росту и продвижению.

Все это преодолеваемо и относится к разряду минусов, легко обращаемых в плюсы. Так, многофункциональный специалист может легко перемещаться между сферами, осваивая новые области, работая на стыке областей, тем самым обладая большим инновационным потенциалом. Завышенные амбиции со временем корректируются и становятся «здоровыми», превращаясь в эффективный «двигатель» выпускников по карьерной лестнице, они стимулируют к непрерывному обучению и саморазвитию, что изначально и закладывается в студентах университета.

Елена Калиновская, Новостная служба портала ВШЭ

Социология - наука об обществе. Это узкое определение имеет обширнейший объем. Все, что связано с человеком и обществом, находится в зоне пристального изучения и интереса этой достаточно молодой отрасли знания.

Специалист, получивший высшее профильное образование по социологии и изучающий общество, его социальные слои, институты и группы - социолог. В каких сферах профессиональной практики может применить свое образование социолог? Чем он может заниматься в жизни? Социология - что за профессия? И какой уровень дохода может быть у представителя этой сферы? Постараемся ответить на эти и другие вопросы.

Кто такой социолог?

Социолог - специалист, получивший профильное высшее образование.

Кафедры социологии обычно входят в систему гуманитарного знания. Организуются на политологии, либо экономики. Специалист, получивший социологическое образование, может работать в разных сферах. Предметом его деятельности является исследование общества в той плоскости, в которой осуществляется профессиональный интерес. Профессии, связанные с социологией, достаточно разнообразны.

Преподаватель

Преподавание в системе высшего образования - прямое назначение социолога.

Помимо собственно социологии и спецкурсов по углубленному профилю, специалист имеет право на чтение курсов по экономике, философии, политологии и по другим областям социальных наук. Разработка инструментария социологических исследований - область профессиональной деятельности социолога. Этот инструментарий имеет прикладное значение фактически во всех областях социальной практики - начиная от изучения покупательского спроса в торговой лавке и до уровня исследования спроса на космические исследования в мировом масштабе.

Эксперт по изучению спроса

Для любой организации важно понимание целей и задач деятельности. А для некоторых социальных институтов невозможно существование без статистических данных о состоянии общества. Анализ этих данных предоставляет социология. Какие профессии она «кормит»?

  • Государственные институты. Без знания структуры общества, запросов населения, статистических показателей развития экономики и всего общества в целом невозможна деятельность государственных институтов - политики, власти, права, юрисдикции.
  • Понятно, что ни дня не сможет функционировать без оценки рынка, его емкости, ресурсов, анализа запросов целевых групп.
  • Некоммерческие организации. Некоммерческие организации, имеющие целью производство социально значимых благ, стоят первыми в списке заинтересованных субъектов экономической деятельности. И здесь комментарии не требуются.

Как видим, фактически все участники экономического пространства испытывают потребность в услугах профессиональных социологов.

Заработная плата специалиста социолога

В идеальном варианте, зарплата служит формой вознаграждения за деятельность.

Эта мера востребованности профессионального ресурса обществом. Если социология - профессия, зарплата составляет от 30 000 рублей у новичка и до 70 000 рублей в месяц у профессионала. Особенно востребован инструментарий социологических исследований и оценка рынка. Здесь уровень дохода зависит от стоимости проекта, прядок цен значительно превышает среднестатистические данные.

Если специальность по диплому "социология", что за профессия может быть избрана по окончании учебы? В каких областях социальной практики найдет применение специалист этого профиля?

Социология: что за профессия?

Маркетолог, аналитик, руководитель отдела управления информацией - в этих специалистах высокая потребность у современных работодателей. И это все профессиональные социологи. Для них область применения познаний безгранична.

Знание о разных социальных группах и слоях общества, владение системами оценок статистической информации, полученной в процессе исследования социального объекта, умение разработать социологическую программу исследования и применить полученные знания для оценки социального явления - это лишь небольшая зарисовка о специфике трудовой деятельности специалиста в области под названием "социология". Что за профессия и какое будущее у этой специализации, красноречиво говорят рейтинги профессиональной востребованности. В топ 10 входят специальности, для которых необходим диплом социолога.

Интерес к познанию общества и закономерностей его развития - это элемент общей культуры человека. Поскольку без этого знания невозможно адекватно оценивать перспективы развития в нем личности. И роль социолога благородна по своей сущности. Его знания - золотой ключик к тайнам социума и стратегии успешности!