Историческое представление из жизни рюрика. Правда и кривда в истории

Когда я писал о том, что при Екатерине II, урождённой немке, нашу историю переврали немцы, я был настолько не прав, что теперь хочется попросить прощения в первую очередь у самой Екатерины, а потом уже у моих читателей.

Как выяснилось при подробном изучении вопроса, именно Екатерина II поддерживала Ломоносова более всех и не давала разбушеваться такому монстру, как Шлёцер. Более того, основала в противовес Петербургской академии наук (в которой сплошь засели нем ые к русской истории нем цы) Российскую академию во главе со своей тёзкой Екатериной Дашковой.

Мне удалось найти статью Екатерины II о норманнской теории происхождения Руси и о норманистах. Кто бы мог подумать, что эта немка была более русской, чем многие даже русские учёные и во время её правления, и после.

Екатерина, безусловно, была одарённым человеком во всём. Она даже писала пьесы, и, кстати, неплохие. У неё был весьма изящный литературный стиль. А норманофилы её так, судя по всему, достали, что она даже написала пьесу под названием... Готовы? "Историческое представление из жизни Рюрика "!

Потрясающе!

Конечно, она понимала, что её взгляд императрицы признают все. Эх, последовал бы её примеру сегодня Путин. Но сегодняшняя власть всего боится, а Екатерина не боялась. Правда, понимала, что стоит лишь смениться власти, её труды могут забыть и переврать. И в своей статье об этом предупреждала.

А власть сменилась сразу. Павел I, её сын, постарался сделать всё, чтобы в России перестали поклоняться его матери. Он её ненавидел! За что? Это другая тема...

Екатерина отвечала сыну взаимностью! В отличие от неё, он Россию, судя по его словам и делам, ненавидел. Екатерина понимала, что сын - будущий царь - преклоняется перед всем чужестранным. Также понимала, что Россия, подложенная под чужестранцев, потеряет ту мощь, которую набрала во времена её правления.

Ходили слухи, что она хочет возвести на трон не сына, а внука Александра, которого очень любила, лично воспитывала и обучала. Но не успела.

Как в воду глядела!

Сын Павел тут же поменял политику матери. Он искренне считал, что русские сами ни на что не способны. Им нужны менеджеры-немцы. Достаточно привести его слова о Ломоносове: "Да чего жалеть этого пьяницу! "

В России и сейчас все, кто преклоняется перед Западом, ненавидят всё родное славянское. Таким и стал новый царь. Считал себя немцем, то есть человеком первого сорта, а славяне вроде как второго .

Конечно, нет худа без добра! Он спас рыцарей Мальтийского ордена от полного уничтожения. Упрятал их в России, в Петербурге. Может, поэтому на его могиле в Петропавловской крепости гораздо чаще лежат свежие цветы, чем у надгробий остальных царей. Потомки мальтийских рыцарей помнят царя-добродетеля. Вот только добродетелем он был для кого угодно, но не для русских.

Да, Екатерина оказалась права. Россия начала ослабевать. Во время её царствования Российская империя, как бы выразились сегодня, "стала главным игроком на европейской политической арене". Когда Англия после объявления Америкой независимости пригрозила тем, что устроит Америке блокаду, Россия предупредила Англию, что в таком случае объявит ей войну. И Англия сразу от своих планов отказалась - струхнула реально. Но затаилась и навсегда возненавидела Россию.

При Екатерине Россия окрепла так, как не снилось даже Петру I.

Екатерина делала поступки, свойственные скорее русской бабе, нежели отформатированной немке. Её русский характер поражает. Россию любила как свою родину. Никто из немцев никогда так не был влюблён в Россию. Для меня это всегда было загадкой.

И вот однажды... в Эрмитаже очень образованная женщина-гид намекнула, что во времена Екатерины II в Петербурге жил один дворянин, к которому Екатерина часто ездила в гости за советом. Он был намного старше её. Единственный из дворян, позволял себе встречать императрицу в халате и в домашних тапочках. При дворе бродили слухи, что это был её кровный отец, который в молодые годы часто посещал в Германии те места, где потом родилась Екатерина. "Будущая императрица Фике", как её звали за глаза. Поговаривали, что у него там завелась немка-зазноба, причём такого знатного рода, что имя тщательно скрывалось.

Красивая история!

Правда или нет, неизвестно. Да и не суть...

Оказалось, разгадка-то русскости Екатерины совсем в другом. Она же родом из тех мест, где аж до XII века жили славяне ободриты-бодричи. Ольденбург - Старград, Шлезвик - Славсвик. И что самое интересное, из того же рода, что и... Готовы? Рюрик !!! Не прямой потомок, нет. Но старинный княжеский род тот же. Онемеченная западная славянка, а не коренная немка, как нас убеждали более 200 лет.

Теперь понятно, почему наши цари так часто выбирали себе суженых именно в Шлезвиге... Там жили онемеченные славяне, предки которых дали наших Рюриковичей.

На немецком сайте города Шлезвика можно прочитать, что данный город известен с V века, и назывался до X века слав Славсвиком - "городом славян". Более подробная информация изложена в Википедии на английском языке: "... from a tribe of west slavs, who lived in Slavsvik between the fifth century and the tenth century AD".

Эту историю с весьма убедительными доказательствами рассказал мне наш великий художник Илья Глазунов. Он в своё время внимательно изучил исторический труд итальянского учёного Орбини (XVIII век). Тот, в свою очередь, привёл в своих трудах примеры из самых ранних славянских летописей, которые сегодня замалчиваются.

Команда Лихачёва, который возглавлял в советское время культуру в СССР, объявила Илью Глазунова чуть ли не сумасшедшим, назвала славянофилом. Весьма странное оскорбление придумали норманоиды по отношению к славянам, чтущим свой род и предков - "славянофил ". Даже употребляя его, показывают свою безграмотность. Славянофилом не может быть славянин ! Если славянин верен своему народу, то он просто патриот . Славянофилом может быть только иностранец, полюбивший славян ! Нелепо, согласитесь, человека, который любит свою мать, назвать "мамофил". Тогда можно ввести термины "родинофил", "папофил"...

А вот слово, придуманное мною, - "норманнофилы" - очень даже правильное: это славяне, которые почитают всё германское -то есть, предатели, на чьи теории опирались Гитлер, Гиммлер, Наполеон... и даже турки! Короче все, кто хотел поработить Россию и управлять ею. Сегодняшние норманнофилы , и норманоиды , я уверен, прекрасно понимают, что к чему и не за просто так ложатся под Запад.

Все сегодняшние политики, бизнесмены, банкиры, чиновники, которые мечтают продаться Западу, поддерживают теорию норманоидов.

Екатерина здорово приложила будущих врагов России всего одной фразой, объясняющей, для чего она написала статью под названием "Записки касательно русской истории":

"ОНИ БУДУТ АНТИДОТОМ (ПРОТИВОЯДИЕМ) ДЛЯ НЕГОДЯЕВ, КОТОРЫЕ УНИЖАЮТ РОССИЮ..., КОТОРЫЕ СУТЬ ГЛУПЦЫ".

Чувствовала, что после её смерти Россию начнут рвать на части и всячески пытаться ослабить. К сожалению, представить себе не могла, до какой степени была права. И сколько предателей воспитается на фундаменте, построенном русофобами и норманистами.

Я думаю, поэтому заговор против Павла I и удалось так быстро сорганизовать в Петербурге, что дворяне, воспитанные Екатериной, ненавидели нового царя, его политику, подкладывание России под Пруссию и Германию. Понимали всю опасность норманофильства Павла I.

Советские историки пытались представить Павла дурачком. Выдумка! Он был очень умным, начитанным и образованным человеком. Многие законы, которые при нём приняли, говорят, что мыслил он чётко, рационально. Но при нём ожили все учёные чужестранцы. А будущий главный историк Карамзин, попав под влияние двора, даже стал масоном. Какую же "Историю Государства Российского" он мог нам после этого написать?

Да, Екатерина о такой опасности предупреждала. Чтоб не быть голословным, располагаю её "Записки...".

Прочитайте и представьте себе, какой русской патриоткой, оказывается, была эта "нерусская" императрица.

А если история, рассказанная гидом в Эрмитаже, верна, то она ничего не меняет... А лишь добавляет великой царице истинной русскости .

А это ссылка для тех, кто хочет прочитать пьесу Екатерины II под названием "Историческое представление из жизнзни рюрика"! Скачать DOC-файл с rarogfilm.ru

Екатерина II
Записки касательно русской истории

Имя Русь и Русия хотя сначала малой части народа принадлежало, но потом разумом, мужеством и храбростью того же народа повсюду распространилось, и русы приобрели великое пространство земли.

Предел един от Финландии к востоку до гор поясных и от Белого моря к югу до Двины и Полоцкой области; и тако вся Корелия, часть Лапландии, Русь великая и Поморье с нынешнею Пермиею, именовалась Русь до пришествия славян. Ладожское озеро называлося море Русское.

У греков имя Русь задолго до Рюрика знаемо было.

Северные иностранные писатели именуют древнюю Русь разными именами, яко то: Бармия или Перми, Гордорики, Осторгардии, Хунигардии, Улмигардии и Холмо-гардии.

Латины русь именовали рутении.

Все северные писатели сказуют, что русы на севере чрез море Балтийское (которое русы называли Варяжское море) в Данию, Швецию и Норвегию ездили за торгами.

Полуденные историки сказуют о русах, что издревле морем с торгом в Индию, Сирию и до Египта ездили.

Закон, или Уложение древнее русское, довольно древность письма в Русии доказывает. Русы давно до Рюрика письмо имели.

Древних русов город над устьем Ловати близь Ильменя-озера, и до днесь Старая Русь или Руса именуется.

Город Старая Руса был прежде Новгород.

Славяне, когда русами овладели, тогда в Руси новый город построили, в различие Старой Руси или Старадогардерики, Новый град Великий именовали, и тут обитать стали, люди же из Старой Руси в Новгород переселились.

У русских писателей град великий именован Ладога, где ныне село Старая Ладога, и до перенесения княжеской столицы в Новгород Великий престол княжеский был в Старой Ладоге.

Близ Старой Ладоги и доныне видны развалины, которые слывутся дом великого князя Рюрика.

В тридцати верстах от Новгорода Великого был славен Холмоград, на сарматском языке значит "третий град"; в сей град короли северные нарочно приезжали для моления. По обстоятельствам вероятно, что сей город был при реке Мете, где ныне село Бронница, тут весьма высокий холм; на сем холме виден до днесь древний вал и студенец.

Славяне, пришед, русами овладели. Русы, со славяны смешався, за един народ почитаются. Славяне-русь чрез признание варяжских князей, по кончине Гостомысла, со варягами соединились.

Сказывают, будто русы Филиппу Македонскому, еще за триста десять лет до Рождества Христова, в войне помогали, також и сыну его Александру, и за храбрость от сего грамоту, золотыми словами писанную, достали, которая будто в архиве султана Турецкого лежит. Но понеже архивными бумагами бани султанские топят, то вероятно, что и сия грамота к тому же давно употреблена, буде тамо лежала.

О варягах русские древние писатели нередко упоминают, яко славянам единоплеменном народе; а особливо, что от оных колено Рюриково на престоле русском от 862 по 1598 год, и того 736 лет с пременным счастием наследственно продолжалось; и в дворянстве от варяг в России и в Польше многие еще роды находятся.

По истории ясно видно, что варяги жили при море Балтийском, которое у русских Варяжским именовано.

Варяжским морем прямо называлась часть Балтики, которая между Ингерманландиею и Финландиею находится.

Со Рюриком в Русь приходили варяги, и более при нем в знатности находились, нежели славяне, ибо везде имена варяжские в его время упоминаются.

До Рюрика варяги имели войны с русскими, а иногда варяги русским князьям войски давали, были союзники русов и служили им из платежа на войнах.

Варяги жили по берегам Варяжского моря; они от весны до осени разъезжали на Варяжском море, и над оным господствовали. Варяги требовали от своих королей и вождей не токмо предприимчивости, но и ума; быв почти завсегда на море для военных действий, что добывали над неприятелем в одном месте, то продавали в другом.

В мире русы торгуют на север с Даниею, Швециею и Норвегиею, на полдень - с Индиею, Сириею и даже до Египта, по свидетельству северных и полуденных писателей.

Письмо и законы письменные имеют. Да как им и не иметь, имея толикие дела и обороты?

Города три именитые созданы, яко то: великий град (Ладога), Старая Русь, который снабдил Новгород великими людьми; Холм-город, куда северные короли приезжали нарочно ради моления.

Славяне пришед русами овладели. Славяне те, коих имя писатели производят от славных дел того народа. Славянская пехота та, коя на Востоке, Юге, Западе и Севере овладала толикими областьми, что в Европе едва осталась ли землица, до которой не дошли.Русы, со славяны смешався, за един народ почитаются, и язык славянский перенимали.

Славянских князей поколение княжило в Руси от 480 года до 860 года и кончилось Гостомыслом.

Славяне-русь соединились со варяго-русь, которые жили по берегам Варяжского моря и над оным господствовали.

Некоторые позднейшие летописные сборники сохранили предание о смуте в Новгороде, возникшей вскоре по призвании князей. Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его сородичей или единоземцев. Под предводительством Вадима Храброго вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Вадим Храбрый был убит Рюриком, вместе со многими своими приверженцами. Можно думать, что в предании сохранилось указание на существование какого-либо недовольства Рюриком среди свободолюбивых новгородцев. Составители сказаний могли воспользоваться этой легендой и представить ее в более конкретной форме, выдумав имена действующих лиц и т. п. Предание о Вадиме привлекало внимание многих наших писателей. Екатерина II выводит Вадима в своем драматическом произведении: «Историческое представление из жизни Рюрика». Я. Княжнин написал трагедию «Вадим», которую решено было, по приговору Сената, сжечь публично «за дерзкие против самодержавной власти выражения» (приказ, впрочем, не был приведен в исполнение). Пушкин, еще будучи юношей, дважды принимался за обработку того же сюжета.

И НА БЕДРЕ СЛАВЯНСКИЙ МЕЧ

Но кто же тот? Блистает младость

В его лице; как вешний цвет

Прекрасен он; но, мнится, радость

Его не знала с детских лет;

В глазах потупленных кручина;

На нем одежда славянина

И на бедре славянский меч.

Пушкин, «Вадим»

ПРЕДАНИЕ ОБ УБИЙСТВЕ ВАДИМА ХРАБРОГО И ЛЕГЕНДА О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВ

Военная помощь, оказанная варягами новгородским словенам, была, очевидно, довольно эффективной, что и побудило их конунга посягнуть на местную княжескую власть. Вспомним схожий случай, происшедший столетие спустя, когда варяги помогали князю Владимиру овладеть Киевом. Войдя в город, варяги заявили Владимиру: «Се град нашь; мы пряхом и, да хочем имати окуп на них, по 2 гривне от человека». Это и понятно, ибо власть и тогда, и раньше добывалась силой.

«Государственный переворот», сопровождавшийся истреблением словенских князей и знатных людей, признавался рядом советских историков. О нем писал Греков в своих ранних работах, посвященных Киевской Руси. По словам Мавродина, варяжскому викингу, призванному на помощь одним из словенских старейшин, «показалось заманчивым овладеть самим Holmgard - Новгородом, и он, с дружиной явившись туда, совершает переворот, устраняет или убивает новгородских «старейшин», что нашло отражение в летописном рассказе о смерти Гостомысла «без наследия».

О физическом устранении Рюриком новгородского князя и окружавшей его знати можно догадаться по некоторым сведениям Никоновской летописи, уникальным в русском летописании. Под 864 годом в летописи говорится: «Оскорбишася Новгородци, глаголюще: «яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его. Того же лета уби Рюрик Вадима храброго, и иных многих изби Новгородцев съветников его». В 867 г. «избежаша от Рюрика из Новагорода в Киев много Новгородцкых мужей». Известно, что древняя хронология летописей условна: под одним годом летописцы нередко соединяли события, происходившие в разные годы. Имело место, вероятно, и обратное, то есть разъединение происшествий, случившихся единовременно, по нескольким годам. Последнее, видимо, мы и наблюдаем в Никоновской летописи. Но, разбивая происшедшее на ряд разновременных эпизодов, летописец изменял ход и смысл действий, связанных с переворотом. Получалось, что после захвата Рюриком власти недовольные новгородцы долго еще сопротивлялись насильнику. Именно так и поняли средневекового «списателя» ученые-историки, дореволюционные и советские.

«Касательно определения отношений между призванным князем и призвавшими племенами, - рассуждал С. М. Соловьев, - сохранилось предание о смуте в Новгороде, о недовольных, которые жаловались на поведение Рюрика и его родичей или единоземцев и во главе которых был какой-то Вадим; этот Вадим был убит Рюриком вместе с новгородцами, его советниками». Однако смуты продолжались, ибо в предании повествуется, «что от Рюрика из Новгорода в Киев бежало много новгородских мужей». Соловьев обращается к «последующим событиям новгородской истории» и встречает сходные явления: «И после почти каждый князь должен был бороться с известными сторонами и если побеждал, то противники бежали из Новгорода к другим князьям на юг, в Русь, или в Суздальскую землю, смотря по обстоятельствам. Всего же лучше предание о неудовольствии новгородцев и поступке Рюрика с Вадимом и с советниками его объясняется рассказом летописи о неудовольствии новгородцев на варягов, нанятых Ярославом, об убийстве последних и мести княжеской убийцам».

С полным вниманием к известиям Никоновской летописи о Вадиме Храбром с советниками, пострадавшими от Рюрика, относился Мавродин: «Вокняжение Рюрика в Новгороде, - замечал он, - произошло в результате переворота, помимо воли и желания новгородских «мужей» и даже вопреки им, а это, естественно, породило борьбу между узурпаторами-варягами и новгородцами, стремившимися сбросить навязанную им оружием власть варяжского викинга». Сопротивление новгородских «мужей» было «длительным и сильным».

Толкование Соловьевым и Мавродиным известий о Вадиме Храбром и «мужах»-новгородцах, возмущенных поведением Рюрика и сопровождавших его варягов, не учитывает воззрений древних людей на власть и способы ее приобретения, отвечая более образу мыслей человека нового времени. Задача же исследователя заключается в том, чтобы взглянуть на события новгородской истории второй половины IX в. с точки зрения их участников.

Начнем с главного героя противной Рюрику стороны - Вадима. Летописец ничего не говорит о социальном статусе Вадима, но именует его Храбрым, оставляя нам хотя и крошечную, но все же зацепку для дальнейших размышлений. Храбрый - это, конечно, прозвище, характеризующее того, кому оно дано. Отталкиваясь от него, определяем род деятельности Вадима как военный. Храбрость на войне - качество, которое высоко ценилось в традиционных обществах. «Храбор на рати» - одна из наиболее восторженных характеристик древнерусских князей, читаемых в летописях. Князья, особенно прославившиеся храбростью, мужеством и удальством, получали и соответствующие прозвища: Мстислав Храбрый, Мстислав Удатный (Удалой). Возвращаясь к Вадиму Храброму, можем теперь предположить, что перед нами словенский военный предводитель, вождь или князь. В лице же «советников» Вадима мы сталкиваемся, по всей видимости, с новгородскими старейшинами. Рюрик, убив Вадима и соправительствующих с ним старейшин, сам становится князем. Скорее всего, захват власти и убийство представителей высшего, говоря современным языком, эшелона власти новгородских словен были единовременной акцией. Но если кровавая драма растянулась на несколько актов, то, бесспорно, не на годы, как это изображено летописцем. Длительное сопротивление новгородцев Рюрику после смерти Вадима Храброго и старейшин должно быть исключено. Почему?

У первобытных народов верховная власть не всегда передавалась по наследству и доставалась тому, кто, например, победил правителя в единоборстве. Убийства властителей порой следовали одно за другим. Таким образом, убийство Рюриком словенского князя Вадима с последующим присвоением княжеского титула нельзя считать чем-то необычайным, из ряда вон выходящим. Оно нисколько не диссонировало местным обычаям и понятиям об источниках власти правителей и потому едва ли вызвало в народе замешательство, а тем более жажду мести. Бог на стороне победителя - укоренившийся принцип, владевший умами язычников, каковыми и являлись новгородские словене рассматриваемой поры.

ЖЕРТВА «ВАДИМА»

14 (25) января 1791 года Княжнин умер. Обстоятельства его смерти остаются загадочными. Пушкин в наброске статьи по русской истории написал: «Княжнин умер под розгами». В примечаниях к «Разбору донесения Следственной комиссии в 1826 году», автором которого был, вероятно, декабрист М. С. Лунин, слова Пушкина подтверждаются: «Писатель Княжнин за смелые истины в своей трагедии «Вадим» подвергался пытке в Тайной канцелярии». В 1836 году историк Д. Н. Бантыш-Каменский, человек далекий от декабристских кругов, повторил то же самое: «Трагедия Княжнина «Вадим Новгородский» более всего произвела шума. Княжнин, как уверяют современники, был допрашиван Шешковским в исходе 1790 г, впал в жестокую болезнь и скончался 14 января 1791 г.». Что означают выделенные Бантыш-Каменским слова «был допрашиван», отгадать нетрудно. Нрав Шешковского, «домашнего палача» Екатерины II, хорошо известен…

Устойчивость мнения о гибели Княжнина в Тайной канцелярии не может не привлечь внимания. Но что было ее причиной? Ведь Княжнин умер в 1791 году, а «Вадим Новгородский» напечатан в 1793 году. Это обстоятельство приводит в недоумение. С.Н. Глинка, ученик и почитатель Княжнина, указывает, что конец жизни его учителя «отуманила» написанная в связи с Французской революцией статья с выразительным названием: «Горе моему отечеству». Известно также, что драматург читал «Вадима Новгородского» друзьям до того, как трагедия была передана в театр в 1789 году, что уже начались репетиции, и только революционные события во Франции заставили из осторожности прекратить подготовку спектакля. При таких условиях слухи о трагедии могли дойти до правительства, что и повлекло на первых порах к отказу в повышении чина и т. д. Затем, по-видимому, Княжнин был вызван к Шешковскому то ли по поводу трагедии, то ли по поводу статьи. Но что бы ни явилось причиной его смерти, ясно: помилованный в 1773 году писатель погиб вскоре после суда над Радищевым и незадолго до ареста Новикова, в период, когда Екатерина II открыто повела борьбу с идеями при помощи пыток, ссылок и сожжения книг.

Княжнин Я.Б. Избранные произведения. (Библиотека поэта; Большая серия). / Л. Кулакова. Жизнь и творчество Я.К. Княжнина. Л., 1961


188
2014-04-09

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящён рассмотрению ряда вопросов, связанных с появлением в русской литературе сюжета о Вадиме Новгородском, а также с разными интерпретациями этого сюжета, на материале двух текстов: "Исторического представления из жизни Рюрика" Екатерины II и "Вадима Новгородского" Я. Б. Княжнина. Особое внимание в докладе уделяется идеологическому аспекту произведений.

Тезисы

1. Екатерина II и курс официальной идеологии конца XVIII века в России. Занятия Екатерины II российской историей, обращение императрицы к летописному сюжету о Рюрике и Вадиме Новгородском. Псевдоисторический труд Екатерины II "Записки касательно российской истории", искажение летописных фактов и их замена ложным текстом. Специфическая интерпретация происхождения варягов.
2. Написание Екатериной II "Исторического представления из жизни Рюрика". Проблемы полного названия текста. Особенности художественного своеобразия. Противостояние Рюрика и Вадима в тексте Екатерины II. Реминисценции из "Записок касательно российской истории". Идеологическая установка, идея исконного самодержавия в России.
3. "Вадим Новгородский" Я. Б. Княжнина. Переосмысление сюжета о Вадиме и Рюрике. Разные варианты прочтения трагедии Княжнина. Субъективные намерения автора и объективное звучание трагедии. Два идеала в одной пьесе: идеальный монарх и идеальный гражданин. Поэтика "Вадима Новгородского": особенности жанра, характер конфликта. Идейное противостояние Рюрика и Вадима. Вопрос о диалогизме в русской литературе XVIII века.