Разные характеры – как избежать конфликта и найти общий язык?

"Темперамент - это врожденная особенность протекания психофизиологических процессов (их темп, инертность, накал, способность к переключению и т.п.). Характер же - устойчивая особенность отношения человека к миру, окружающим людям и себе" (Вольфганг Кречмер).

Существует множество различных классификаций психологических типов и характеров. Однако, все они лишь в какой-то степени могут удовлетворить потребность обычного человека в понимании себя и окружающих, потому что он (обычный человек), как правило, быстро теряет ориентацию в море психологических терминов и теорий. И все же - существует ли классификация, точно определяющая, какие черты присущи только определенному типу характера, а какие - не присущи ему ни при каких обстоятельствах? И являются ли эти типы достаточно узнаваемыми? И как извлечь реальную пользу из этой информации, чтобы преодолеть разницу в характерах с близкими и дорогими людьми, если таковая существует?

Такой путеводитель по характерам есть. Это плод совместных усилий клинической характерологии и практической психологии. Первая берет свое начало в криминалистике, ее основоположником является Эрнст Кречмер - немецкий психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения. Свои описания характеров ученый создавал, наблюдая за преступными элементами, поэтому они пестрят специфическими нюансами криминального характера.

Впоследствии открытия немецкого психиатра послужили основой для дальнейших исследований психологов. В итоге возникла система, в которую вошли всего 9 типов характера, некоторые из которых содержат родственные подтипы.

Любая наука воспринимается по ее практической ценности. Поэтому, как ни странно, только точные науки никогда не становятся предметом досужих рассуждений о нужности или ненужности их постулатов. Очевидно, что психология тоже должна достичь точности математики, то есть того уровня, на котором ее можно использовать в реальной каждодневной жизни. Конечно, не для навешивания ярлыков. Она должна содержать в себе "опережающие" знания, которые дают человеку возможность для прогнозирования своих отношений с людьми, перспектив и правильного направления их развития.

Однако, не смотря на несомненную пользу схем и алгоритмов, обогащает психологию другое: ничем не заменимое интуитивное и образное постижение действительности. "Аромат" личности и внутреннюю душевную драму человека по-настоящему точно передает только образный язык.

Математически выверить поведение человека невозможно. За рамками типического всегда останется самобытный человек со своими индивидуальными особенностями. Именно поэтому уместнее будет говорить о ядре личности , которое является присущим человеку по определенным причинам (антропоморфическим, физиологическим, психологическим и так далее). Это как раз то, с чем каждому из нас приходится иметь дело всю жизнь, чем мы гордимся, на что сетуем, боремся или порой решаем прекратить сопротивление и принять все, как есть. А еще часто придумываем уловки, которые помогают нам преодолеть в себе то, что мешает нам жить так, как нам хочется, проявляться полноценно, с успехом реализуя свои желания и амбиции.

Кто-то чрезмерно нерешителен, другого легко сбить с толку, третий склонен упрямо преодолевать все препятствия, а потом обнаружить себя на ошибочном пути. Кроме того, наши психологические особенности влияют на наши отношения с людьми - и близкими, и дальними. Почему возникают конфликты, которые зачастую превращаются в судьбоносные и роковые? Очень часто их причина находится именно в плоскости разницы в характерах. Немного психологической грамотности в этой области может помочь не сделать типических ошибок.

Ведь самая важная медицина - профилактическая. Человек с тяжелым характером или с душевной болезнью систематически наносит психологические травмы окружающим или себе, с трудом приспосабливается к действительности. Если бы окружающие лучше понимали подобных людей, то сложностей стало бы меньше у всех. Даже здоровые люди, страдая от взаимонепонимания, порождают друг у друга болезненные невротические реакции. Способность правильно определить тип ядра характера у себя и у близкого человека способствует профилактике душевных срывов и нервных кризисов.

Особенно трудно предъявлять адекватные требования к близким людям. Мы хотим, чтобы их отношение к нам было именно таким, каким мы его видим. Кажется, что если человек нас любит, то сможет ради нас все. Порой человек меряет любовь близких тем количеством жертв, которые они готовы принести. Что же происходит в результате? В силу хорошего отношения и зависимости близкий человек старается выполнить наши пожелания, но если они не соответствуют его природе, то прилагаемые усилия терпят неудачу. Все заканчивается его отчаянием или обидой по отношению к нам и нашей обидой по отношению к нему за его якобы недостаточную любовь. Возможно, принцип "если любишь, - значит, можешь" рождается в ситуации, когда мы требуем от людей любви, сами этой любви не имея. Потому что если бы мы сами любили, возможно, стремились бы найти если не оправдание, то объяснение проблемам, которые возникают в наших взаимоотношениях с другими людьми. Принцип "на любой животрепещущий вопрос всегда можно найти ответ" был бы уместнее. Чтобы семья и брак были стабильны, необходимо считаться с такой устойчивой структурой как характер (ядро характера) задействованных лиц.

К тому же, воспитание и среда, в которой находится человек, способны как сгладить и смягчить проявления врожденного трудного характера, так и необычайно их обострить. Поэтому способность верно определить ядро характера собственного ребенка, поможет создать для него те условия, которые будут максимально благоприятными для его благополучного развития и творческой реализации.

Итак, у каждого характера есть ядро, то есть самое существенное в характере. Именно ядро характера позволяет видеть и выделять его типичные черты в разных людях, говоря о них как о представителях одного характера. Другими словами, . Не почувствовав ядра характера человека и того, как им все окрашивается, трудно за разнообразием отдельных проявлений уловить цельность. Характер проявляется во внутренних реакциях человека на внешний мир, чувствах, мимике, жестах, телосложении, и, конечно же, в поведении, наборе его стереотипов.

Характер может быть уродливым, дисгармоничным - тогда он именуется психопатией . Широко известно определение немецкого психиатра Курта Шнайдера, что психопат - это человек, по причине трудного характера страдающий сам или заставляющий страдать окружающих (часто одновременно происходит и то, и другое, хоть и в разной степени).

Итак, вот они - основные типы характеров, которые используются в практической психологии. Попробуйте применить их описание к себе и окружающим вас людям. Кто знает, может быть, это поможет вам понять что-то важное и это понимание изменит вашу жизнь к лучшему?

Этот тип еще называют эпилептоидным - по причине сходства негативных проявлений в поведении у людей, с детства обладающих чертами авторитарно-напряженного характера, и больных эпилепсией (эпилептик может не быть представителем данного типа характера).

Характерологическое сходство обнаруживается в виде обстоятельности, некоторой злобности, вязкости восприятия, склонности к лести, мстительности, подозрительности, гневной взрывчатости натуры.

Что же означает прямолинейность мысли и чувства в данном случае? Имеется в виду не внешняя манера жестко высказывать "правду-матку" в глаза, а закономерность проявления внутренних душевных процессов. Прямолинейность - это склонность мысли, шествуя четко и уверенно, двигаться к намеченной цели по кратчайшему пути, то есть по прямой. Мысль не кружит закоулками сомнений, не громоздит витиеватых теоретических построений, не вдается в замысловатую игру парадоксов, а, упрощая и срезая углы, прямолинейно идет вперед, малоспособная к критике самой себя. Человек с таким мышлением плохо чувствует подтекст, у него неважно обстоят дела с юмором, иронией, самоанализом, компромиссами.

Теперь представим, что рядом с вами оказался представитель это типа характера. Его легко будет опознать прежде всего по тяжелой атмосфере. Если вы хорошо владеете речью, никогда не испытываете затруднений с выражением собственных мыслей, то в присутствии этого человека можете сами себя не узнать. Язык будет заплетаться, мысль ускользать, а на душе станет тяжело, словно кто-то ее придавил камнем.

Если этот человек прочно занял какие-то позиции, то его, как тяжелый шкаф, трудно хоть чуть-чуть сдвинуть с места. Ему не хватает внутренних оснований для отступления от своих принципов, самое естественное для него - борьба за них. Этот душевный склад называют еще "характером воина, хозяина, хранителя традиций". Подобными "воинами" могут быть и женщины, хотя мужчины все-таки чаще.

Вышеописанные особенности мышления в общении с людьми неизбежно оборачиваются авторитарностью. Авторитарность — это стремление доминировать, начальствовать в широком смысле слова, командирская глухота к инакомыслию, убежденность, что все должно быть, "как я сказал, и точка".

Сильные природные инстинкты и влечения неотделимы от ядра данного характера. Сексуальные и пищевые страсти, тяга к материальным благам и острым ощущениям, инстинкт самосохранения со свойственной ему эгоистичностью - все это в избытке присуще авторитарно-напряженному характеру.

А к этому "букету" и без того тяжелый черт характера, еще добавляется патологическая убежденность в чем-либо без достаточных для того оснований. В отличие от бреда это психологически понятная убежденность, опирающаяся на реальные обстоятельства, которые просто переоцениваются.

Например : муж неожиданно пришел раньше с работы и увидел в ведре, приготовленном к выносу, бутылку из-под шампанского, заметил испуганный взгляд жены (она не ожидала его прихода) и убежден, что дома был любовник, а не подруга жены, как было на самом деле. Ход его мыслей понятен, в нем нет нелогичности (подобное могло бы быть). Патология в том, что бутылки в ведре и испуганного взгляда ему достаточно для глубокой убежденности в том, что жена изменила и будет изменять впредь. Даже если вся дальнейшая жизнь покажет, что он ошибался в отношении жены, в глубине его души будет продолжать жить убежденность по поводу того случая и настороженность к подобному в будущем. Важными предпосылками его убежденности служит то, что в последнее время у него стало чуть хуже с потенцией, а жена стала немного любезнее с другими мужчинами.

В детстве авторитарно-напряженный характер проявляется в высокой потребности в физическом комфорте : важно, чтобы такой ребенок был накормлен, лежал в сухих и теплых пеленках, иначе измучает своим плачем-требованием.

Уже к трем годам могут проявляться садистские наклонности. Дети мучают животных, стараются причинить боль близким, другим детям. Садизм проявляется и скрытым, пассивным образом: с подчеркнутым удовольствием едят колбасу на глазах у голодного человека, бездомной собаки.

Рано отмечается недетская бережливость с мелочной аккуратностью по отношению к своим вещам. В играх и занятиях они проявляют тяжеловесную обстоятельность. Работают часто медленно, но компенсируют это тщательным выполнением каждого элемента работы.

Подросток авторитарно-напряженного типа пытается брать себе много неограниченных прав в доме, пренебрегая обязанностями. Поэтому целесообразно, пока он сам этого еще не сделал, дать ему определенные права, но непременно вместе с обязанностями. Он будет склонен хранить правила и традиции. Важно, предоставляя ему права, подчеркнуть его достоинства, благодаря которым он эти права получает. Разумно отметить его силу воли, хозяйственность, домовитость, основательность, похвалить его так, чтобы он сам стал ценить это в себе. Можно "наградить" его почетными "званиями": защитник матери, пример младшим, верный помощник отца.

В фильме "Список Шиндлера" есть сцена, где происходит разговор о власти между Шиндлером и холодным молодым нацистом с садистским наклонностями. Шиндлер мастерски трансформировал представление о власти у этого фашиста. Он показал ему, что есть власть убивать и есть власть милова
ть, когда мог бы убить. Вторая власть выше, ибо принадлежит только Богу и императорам. Нацисту захотелось почувствовать себя императором, и он стал пытаться миловать.

Такова приблизительная схема взаимодействия с людьми такого типа. Им нельзя противоречить прямо и указывать на их неправоту или даже откровенную глупость. Если пойти по этому пути, то практически стопроцентно можно нажить себе врага, причем довольно мстительного и целеустремленного.

2. Инфантильно-ювенильный характер.

На самом деле в эту категорию входят три разновидности характера, а именно: истеричный, ювенильный и неустойчивый. Но можно ограничиться характеристиками, которые присущи всем трем характерам.

1. Яркость, красочность впечатлений. Дети и подростки остро чувствуют, очаровываются красочным, ярким, блестящим, и переливающийся мир их чувств подвижен, как бурная мелкая горная речка. Чувства их еще можно сравнить с бенгальским огнем, который быстро вспыхивает, горит ярким пламенем и так же стремительно гаснет.

2. В душевной жизни ребенка преобладают впечатления, образы, а не абстрактная аналитическая структурированная мысль.

3. Жизнь моментом. Нет серьезной тревоги о завтрашнем дне. Глаза широко открыты происходящему в данный момент. Душа целиком им захвачена.

4. Яркость воображения и фантазии . Порой фантазия так увлекает и в своей яркости становится такой реальной, что ребенок начинает верить в нее, как в действительность. В этом суть невинной детской лжи. Юношескому возрасту присуща лиричность и мечтательность.

5. Отсутствие прочного внутреннего стержня. У ребенка еще нет стойкого мировоззрения, устоявшихся принципов. Психика пластична и легка, отзывчива на все новое, необычное. Отношение к миру меняется от настроения данной минуты. Ребенок склонен заражаться интересом к тому или иному в зависимости от того, чем интересуются и восхищаются в данный момент значимые для него люди (психический аналог того, что в мире взрослых именуют модой).

6. Стремление быть в центре внимания (эгоцентризм). Что бы ни делал ребенок, он просит, чтобы посмотрели, как это у него получается, требует много внимания к себе. В этом есть смысл: взрослые, наблюдая за ребенком, могут ему что-то подсказать, чему-то научить. По мере развития ребенка потребность быть на виду уменьшается, вновь обостряясь в подростково-юношеском возрасте.

7. Легкая душевная холодноватость. Ребенок не способен тревожно, глубоко входить в проблемы близких. Он слишком поглощен собой и своими интересами. Часто не задумывается о состоянии родителей, объективной ситуации - занимайтесь им и точка.

8. Деятельничание. Ребенок и подросток не могут долго находиться в бездействии. Их увлечения зачастую шумные и подвижные. Но если нет "кнута и пряника", то легко бросают начатое и переключаются на что-нибудь другое. Стойкая волевая самостоятельная целеустремленность встречается в редких случаях.

9. Эмоционально-субъективное мышление. Все оценки существуют в свете хорошего или плохого отношения к данному человеку в данный момент. Меняется это отношение и, соответственно, меняется мнение. Взрослый, зрелый человек способен, в отличие от ребенка, уважать и высоко ценить даже того, к кому испытывает сильную личную антипатию, и наоборот, ясно видеть недостатки у любимых людей.

10. В моменты печали и радости у ребенка ярко выражен компонент двигательной экспрессии в отличие от потаенно-внутреннего переживания взрослого. Дети кричат, топают ногами, изгибаются дугой на руках матери, прыгают от счастья, бурно рыдают в кратковременном отчаянии. У детей, в отличие от взрослых, редки глубокие, цельные, долгие депрессии.

11. Упрямое стремление поступать вопреки советам и просьбам старших является яркой подростково-юношеской чертой. У детей данная черта не столь стойкая и проявляется в так называемые периоды негативизма (кризисы возрастного развития). Подросток в ответ на разумные предложения старших отвечает, что ему все равно, и делает наоборот, лишь бы доказать свою самостоятельность.

12. Высокая способность вытеснять из сознания неприятное. Ребенок и подросток, когда случается что-то неприятное, способны как бы забыть про это и весело жить, пока не придет время расплаты.

В контакте с такими людьми ни в коем случае нельзя ронять в их глазах собственный авторитет. Это та опора, на которой основывается ваше взаимодействие. Есть авторитет - есть контакт.

Между истериками, представителями ювенильной психики и неустойчивыми есть существенная разница. Если для истериков показуха и эгоцентризм - это самое главное, хотя при этом им порой есть, что показать, и среди них встречаются очень талантливые люди, то ювенилы обычно имеют симпатичный характер, становятся всеобщими любимцами и душой компании без особых усилий и могут быть достаточно душевно зрелыми людьми. У неустойчивых же сильнее всего присутствуют все вышеперечисленные проблемы данной группы характеров: они часто поражают бедностью души, отсутствием внутреннего стержня и даже дефектами совести. Все это скрывается за постоянным желанием спонтанности и отсутствием целеустремленности.

Поскольку в глубине души у людей с инфантильно-ювенильным характером находится глубокая неуверенность в себе, им как раз важно заниматься поиском себя - своего призвания, своих принципов, предпочтений, целей в жизни .

"Чего хочу именно я?" - главный вопрос для такого человека. И следующий, закономерный: "Как этого достичь?", причем на последний желательно ответить по пунктам. Не помешают схемы, готовые рецепты и другие конкретные подходы к реализации желаний и целей.

Примером инфантильно-ювенильного характера может послужить Скарлетт - героиня широко известного и многими любимого фильма "Унесенные ветром".

3. Астенический характер .

Представители этого типа характера при встрече с жизненными трудностями не идут в агрессивную атаку, а стараются уйти, спрятаться или замыкаются в духе молчаливого протеста. Такие люди очень совестливы, в чем противоположны агрессивным или лениво-безразличным людям.

Астенику присущ конфликт ранимого самолюбия и преувеличенного чувства собственной неполноценности. Такой человек в тяжкие периоды своей жизни кажется себе хуже, менее значимым, чем большинство людей и остро страдает, так как его самолюбие не мирится с этим.

Внешне астеническое чувство неполноценности выражается в нерешительности, неуверенности в себе, робкой застенчивости. Стесняясь, астеник прячет глаза, густо краснеет, не знает, куда деть руки. Такой человек часто думает о себе хуже, чем того заслуживает, легко пасует перед неожиданной наглостью, остро стыдится своих недостатков. Избегает публичных выступлений, центра внимания, так как боится, что его "никчемность" будет замечена и осмеяна. Временами, после какого-то успеха или просто размечтавшись, астеник способен самолюбиво переоценивать себя, но длится это до первой неудачи, после которой переживание своей неполноценности вспыхивает с прежней силой.

Астеническая раздражительная слабость проявляется вспышками раздражения. Астеник кричит на близких, несправедливо оскорбляя их. Эта вспышка заканчивается своей противоположностью: раскаянием, слезами, извинениями. В ней нет истинной ярости, опасности перехода к грубо разрушительным агрессивным действиям. Причинами раздражительности астеника обычно являются обиды и подозрения в том, что к нему плохо относятся, не любят, мало помогают, недостаточно заботятся. Астеник особенно раздражителен тогда, когда в глубине души недоволен самим собой , из-за этого он может придираться ко всему на свете, кричать о том, что все его ненавидят, хотят от него избавиться. Эти вспышки порой называют "истериками", потому что протекают бурно и громко.

Однако в них нет истерического сужения сознания с неспособностью посмотреть на себя со стороны, поэтому у астеника сквозь крик или судорожные рыдания иногда можно вызвать улыбку, даже заставить серьезно задуматься.

В астеническом раздражении нет позы, демонстрации себя, суть его — неспособность сдерживать дискомфорт, нахлынувшие эмоции.

Астеническая женщина может прийти домой и в порыве раздражительности с размаху швырнуть в стену только что купленный торт, но даже в таком поступке проявляются не истерические механизмы, а патологическая несдержанность.

Астеник особенно раздражителен на фоне усталости, в периоды отчаяния. Когда ему приходится терпеть много обид и унижений, в душе скапливается масса неизжитых психических травм, усиливается внутренний дискомфорт, что также является благодатной почвой для вспышек раздражения. Грубость слов, свойственная таким вспышкам, не исключает нежности астенической души.

Поясню примером. Как раз нежная кожа легко ранится, ссадины на ней долго не заживают, зудят, и так трудно бывает сдержаться, чтобы резко их не расчесать.

Вегетативная неустойчивость - характерная черта астеников. Она проявляется колебаниями артериального давления, усиленным сердцебиением (вегето-сосудистая дистония), головной болью, потливостью, дрожанием рук, рвотами, поносами, запорами.

Вегетативная нервная система, управляющая обменом веществ и функциями внутренних органов, не поддается обычному волевому контролю, поэтому астеник беспомощен перед этими ощущениями, которыми "наводнен" его организм. Его могут мучить бессонница, плохая переносимость духоты, транспорта, жары, перемен погоды. Он повышенно чувствителен к яркому свету, шуму, скрежетам, скрипам.

Тесный воротник, галстук, колючий свитер действуют ему на нервы.

Астеники отличаются повышенной впечатлительностью . Они долго не могут отойти от взволновавших их переживаний, по ночам вспоминаются неприятные события дня и лишают их сна. Вид крови, дорожных аварий, страшные сцены на экране телевизоров вызывают у них сильные реакции вплоть до обмороков.

Астеники чувствительны к грубым, обидным словам и потому порой бывают малообщительны.

Суть астенической тревожной мнительности состоит в преувеличении какой-то опасности, например, болезни, экзамена. Слово "мнительность" происходит от старого русского слова "мниться", то есть казаться. Действительно, астеник чаще тревожно эмоционально преувеличивает опасность вместо того, чтобы кропотливо рассчитать ее вероятность холодным умом независимо от эмоций.

Однако это преувеличение, хотя и без логических доказательств, долго сохраняется в силу инертности и глубокой тревожности астеника. Он часто тревожно застревает на какой-то своей мнимой неполноценности, тем самым усиливая и делая стойким внутренний конфликт.

Астенику характерна относительно быстрая утомляемость . Интеллектуальная, эмоциональная, нервная перегрузка выматывает таких людей. По причине утомления они успевают сделать гораздо меньше, чем хотели бы, и потому еще больше страдают комплексом неполноценности.

Астенические дети с ранних лет тянутся к ласке, душевному теплу, доброму слову, хранят в сердце уют семейного очага. В душе взрослого астеника остаются многие красивые детские переживания, например увиденное в первый раз весеннее пробуждение природы, капельки росы на траве, мягкий отблеск солнца на крышах. В трудные периоды своей жизни он возвращается к этим воспоминаниям, и они его согревают.

Многие из таких детей начинают рано мечтать, любят книги и фильмы непременно со счастливым концом.

"Где же лучше: в норке или во дворце?" - это главный вопрос в жизни астеника. То замыкаясь и пытаясь найти в жизни "укромное местечко", то вновь начиная страдать от собственной неполноценности и желания быть как все и даже лучше, астеник мучается, пока он не найдет свое место в жизни и не окажется им вполне доволен.

В контакте с астеником следует избегать двусмысленностей и помнить, что интерпретации могут быть приняты астеником за критику. В контакте такие люди ценят ненавязчивую теплоту, ласковость : астеник с благодарностью отнесется к этому, находя в этом душевную защиту. Не следует комментировать проявления его застенчивости, оценивающе, в упор его разглядывать. Ваша естественность поможет быть естественным ему. От авторитарности астеник съеживается и уходит в себя, иногда пугается и начинает бестолково, по-солдатски подчиняться, а помнившись безудержно дерзит.

Примером астеника могут послужить герои Андрея Мягкова в двух знаменитых фильмах Э. Рязанова: Женя Лукашин в "Иронии судьбы, или С легким паром" и Анатолий Ефремович Новосельцев в "Служебном романе".- милые, мягкие, стеснительные, робкие люди, которые, тем не менее, сумели в то же время и проявить характер, и разобраться в своих чувствах, и добиться своей цели.

4. Педантичный характер .

Считается, что люди с таким типом характера намного чаще встречаются в Германии и Северной Европе, чем на территории России, Украины и так далее. Однако, все-таки и в наших широтах люди с педантичным характером встречаются.

Главной чертой данного характера, как вы уже догадались, является педантизм , то есть мелочное, придирчивое соблюдение формальных требований. Педантизм имеет такие положительные проявления, как аккуратность, добросовестность, редкая тщательность при выполнении работы без всякого контроля со стороны.

Педантичный человек остерегается поспешных суждений, взвешивая, словно на аптекарских весах, свои слова и поступки, нередко отличается толковостью, так как совершенен в своей практичности. Такие люди незаменимы там, где требуется точное, пунктуальное выполнение обязанностей.

Прекрасно, если авиатехник, проверяющий перед вылетом самолет, окажется человеком с подобными свойствами. Однако если педантизм выражен чрезмерно, тогда многократно проверяя винты и гайки, он может настолько переусердствовать, что свернет "шею" какому-нибудь винту.

У педантичной домохозяйки на кухне царит музейный порядок, каждую ночь она встает, чтобы проверить электроприборы и газ, хотя ни разу в жизни не забывала их выключить.

В бухгалтерских книгах педанта видна четкость, законченность. В работе таким людям совершенно не свойственна установка - "и так сойдет".

Внешний облик педанта обычно отличается особой аккуратностью: ботинки начищены до блеска, одежда всегда чистая и выглаженная, нередко изысканная, волосы хорошо подстрижены и уложены.

Даже в домашней обстановке такой человек не выглядит неряшливо.

Очень часто педанты увлекаются коллекционированием и содержат свои коллекции в образцовом порядке. Если представителю авторитарно-напряженного характера будет важна денежная ценность коллекции или сознание того, что у других такой коллекции нет, то для педанта важна ее полнота и целостность.

Но порой, к сожалению, буква законов, правил, приказов становится важнее духа самого дела настолько, что оно теряет смысл. Гибкость и терпимость порабощаются мелочной придирчивостью , от которой страдают отношения с окружающими. Даже добродетель, справедливость такого человека, пропитываясь бессмысленным педантизмом, становится тяжелой, давящей.

Особенно тяжело, если нет пауз на юмор, веселье, хоть небольшое легкомыслие. О таком человеке психологически тонко пишет Антон Чехов в рассказе "Необыкновенный". Главный герой Кирьяков "…честен, справедлив, рассудителен, разумно экономен, но все это в таких необыкновенных размерах, что простым смертным делается душно".

Часто причиной подобного положения является слабое развитие эмоционального мира человека, который замещается педантичными склонностями. В итоге, педантизм может превратиться в какую-нибудь форму навязчивого поведения, как у героя Джека Николсона в фильме "Лучше не бывает".

В Мелвине Юделе так много педантичности, что он отгородился от людей в своей квартире-крепости, где царит музейный порядок. Он пишет романы о любви, никого при этом не любя. Из-за страха загрязнения он выходит во внешний мир лишь по необходимости. У него много навязчивостей, связанных с дверными замками, выключателями, мытьем рук, трещинами на тротуаре, принятием пищи. Он навязчиво боится чужих прикосновений.

Мелвин готов за свои деньги лечить сына официантки, так как ему необходимо, чтобы именно она обслуживала его в кафе, потому что она не разрушает его ритуалов.

Он эмоционально затвердел, сузился до эгоистических интересов. С людьми он ведет себя, как мизантроп, высокомерно и язвительно, усиливая язвительность контрастом сияющей улыбки и агрессивного тона голоса, однако сразу же теряется при настоящем отпоре. Он весь в "латах" зажатого тела и скрывает от других и себя свою ранимость.

Однако Мелвин оказывается в состоянии преодолеть свои комплексы и выйти в мир, вступив в сложные отношения с женщиной, с которой в силу обстоятельств сблизился и в итоге полюбил.

А началось все с искреннего теплого отношения к маленькому песику. Дальше эмоциональный мир героя стал развиваться и расширяться, пока не достиг нормальной человеческой формы.

Психотерапевтическая ценность фильма заключается в том, что он показывает, как из маленькой искорки жизни может разгореться полноценное желание жить и любить.

5. Циклоидный (естественно-жизнелюбивый) характер .

Главным в данном характере является полнокровная естественность. Понятие "естественность" имеет различные смыслы.

Можно выделить три вида естественности.

Естественность с точки зрения социальной. Людям кажется естественным то поведение, которое соответствует нормам и обычаям, принятым в данном обществе. Если поведение человека в какой-то ситуации значительно отклоняется от стандартов, то он воспринимается не своим, чужаком. Многие люди, будучи естественными для себя, остаются в восприятии других манерными, демонстративными, авторитарными, грубыми, то есть не очень приятными и естественными.

Часто нам кажутся естественными люди, с которыми нам просто и уютно в общении: с ними мы раскрепощаемся и становимся естественными сами.

Людям разных субкультур (панки, хиппи, богема и т.д.) естественными кажутся представители их субкультуры. Тем, как люди оценивают друг друга с точки зрения общественных норм предпочтений, занимается социология.

Личностная естественность - это стремление быть подлинным, самим собой, следование собственной правде и переживанию, внутреннему ритму и импульсу. Однако не любому импульсу, а лишь тому, который сохраняет нашу целостность и самоуважение.

Личностная естественность, невзыскательная к себе, - это раскрепощенность. Кому-то, чтобы почувствовать себя естественно и раскрепощенно, достаточно веселого купания в море, увлеченности какой-либо игрой. В состоянии личностной естественности человек дает разжаться внутренней "пружине" напряженности, позволяет проявляться тому, что в нем рвется к жизни, и ему становится легко и приятно.

Личностная естественность, стремящаяся к духовному росту, - самоактуализация. Когда приближаешься к самому себе, "каким тебя задумал Бог, но не осуществили родители" (выражение М. Цветаевой), то возникает ощущение праздничной приподнятости над обыденным самим собой. Это требует внутренней работы, предела которой нет.

Единых канонов личностной естественности нет, так как ее критерии лежат в сфере самосознания, которое у разных людей разное.

Для гомосексуалиста быть самим собой означает осознать свою гомосексуальность и реализовать ее, что многими ощущается противоестественным.

Преступникам-маньякам личностная естественность представляется как свобода садистски мучить и убивать.

Таким образом, мы видим, что состояние личностной естественности то возникает, то исчезает - в зависимости от обстоятельств жизни, духовной работы над собой, и для каждого человека имеет свои неповторимые проявления.

Вот мы и подошли к принципиальному различию. Естественность циклоида всегда с ним: в любых ситуациях и независимо от духовной работы.

От настоящего циклоида веет душевно-телесным теплом, оно даже физически ощущается в контакте с таким человеком.

Аромат обволакивающего тепла, мягкости, добродушного жизнелюбия, юмора. Это проявляется не только по отношению к близким людям, но идет широкой волной, согревая и обласкивая всех окружающих.

Главной особенностью циклоидной естественности является синтонность (от греч. sintonia - созвучность, согласованность). Синтонность означает попадать "в один тон". Прежде всего, это открытая непосредственность в общении. Циклоид адекватно отвечает на состояние другого человека и ведет себя в тон ему.

Меняется тональность беседы - и меняются мимика, выражение глаз, модуляции голоса, жесты, осанка, настроение циклоида. Этот резонанс ясно ощутим, потому что циклоид понятен: его чувства находят отражение в его внешнем облике и поведении. Он дает полноценный выход своим эмоциям. От полноты чувств может обнять, расцеловать человека или накричать на него, спустить с лестницы.

По причине той же естественности циклоид сморкается, зевает, потягивается, при этом не вызывая у большинства окружающих чувства неловкости, а даже наоборот, создает атмосферу простоты и уюта. Эту грань циклоидной естественности можно назвать натуральностью . В силу этой натуральности циклоидный мужчина не стесняется сексуального желания к понравившейся ему женщине. Циклоид, встретив утром коллегу по работе, может, сияя улыбкой и дружественно протягивая руку, сказать: "Что-то вы сегодня, дорогой, плохо выглядите, как будто постарели", - и все это без малейшей едкости, язвительности, по-своему заботливо и с добротой.

Обезоруженный подобной естественностью обидчивый коллега не сердится, а идет взглянуть на себя в зеркало.

Благодаря "пышной" чувственности, циклоид влюблен в земные радости жизни. Чувственность циклоида включает в себя сильные пищевое и сексуальное влечения, богатую память, быструю реакцию, точность и ловкость движений, практическую интуицию.

Люди данного характера ярко, цепко и тонко улавливают нюансы окружающего мира. Циклоид нередко учит иностранный язык не столько по учебникам, сколько схватывая его на лету в общении с иностранцами. Циклоидная женщина сразу "чует" подлеца, негодяя, как бы искусно тот ни притворялся.

Описано, какой необыкновенной наблюдательностью и практической интуицией отличался психотерапевт Милтон Эриксон.

Живописец Куинджи умел подмечать длящиеся лишь секунды необычные состояния природы и по памяти переносить их на свои полотна.

В циклоиде, как в человеке естественном, натуральном, силен "зов крови". Он таинственно биологически ощущает, что родители, а особенно дети - его плоть, и ему в случае конфликтов трудно вычеркнуть их из своей жизни. В отличие от астеника, для которого порой встреча с родственником, которого он никогда прежде не видел, ничем не отличается от встречи с чужим человеком, циклоид, откликаясь на зов крови, готов бескорыстно помогать и сердечно принять родственника в своем доме.

Если представители этого типа характера поют на сцене, то они "поют душой", как, например, Марк Бернес и Джо Дассен.

Большинству детей с циклоидным характером физиологически присущ повышенный жизненный тонус, хорошее настроение, активность. Им свойственна чрезмерная оптимистическая установка. Они добродушны, болтливы, умеют дружить, озорники и шалуны, любя
т шутку, веселье, нередко становятся неформальными лидерами среди сверстников. В то же время ярко проявляются их негативные черты. Они берутся за несколько дел сразу, не доводя многие из них до конца, не выносят ограничений, монотонности, любят всюду "совать свой нос" и во всем принимать участие, что порой может вызывать раздражение.

Именно для подростков с этим типом характера существует возможность притягивать неприятности и попадать в асоциальные компании.

Такому ребенку полезно купить ласковую собаку, а не кошку. Кошка обижает его своей отрешенностью: когда хочет приходит, когда хочет уходит. Собака же только и ждет, чтобы ее позвали, по-своему сочувствует переживаниям маленького хозяина.

Установить контакт с представителем циклоидного характера очень легко. Труднее сохранить дистанцию, не допустить панибратства.

Достучаться до ребенка данного типа довольно просто. Для этого достаточно попросить его встать на место его матери, отца или другого человека и попробовать его понять. Этот прием тут же даст свои плоды, потому что это природная стихия циклоида. С другой стороны, если ребенок откликается на такой подход, значит, он имеет циклоидный характер.

В рассказе Антона Чехова "Душечка" изображена духовно несложная женщина с циклоидным характером. Она бывает разной с разными людьми, как бы теряя себя. Но Душечка в центр внимания ставит другого человека и растворяется в заботах о нем, не ожидая наград и похвалы. Она беспомощна перед своей глубинно-эмоциональной потребностью всем телом и душой служить близкому человеку. При этом она теряет себя как независимую личность. Но не жалеет об этом нисколько — ведь как своей независимостью поможешь мужу?

Ее любовь по-матерински хлопотливая, абсолютно здешняя и находит свое высшее развитие в маленьком мальчике. Жить для себя она не умеет. В экранизации рассказа есть деталь, когда Душечка просит не убирать со стены портреты бывших мужей. Она их всех любит. Если бы ее мужья не умирали, она была бы верной женой для одного мужа. Оставаться же одной, никому не помогать - для нее абсолютно чужеродно, поэтому она снова влюблялась.

Без естественно-жизнелюбивого ядра характера поведение Душечки, взятое во всей совокупности деталей, объяснить невозможно.

6. Шизоидный (аутичный) тип характера .

Не смотря на название, этот тип характера неразрывно связан с самобытностью и одаренностью.

Аспекты психологического аутизма - личностное одиночество и закрытость. При личностной закрытости человек может внешне легко и будто бы непринужденно общаться, но не впускает окружающих в душу, утаивая самое сокровенное (как хорошее, так и плохое). При этом он ощущает отчужденность, так как не бывает среди людей подлинно самим собой.

Родители такого ребенка рано начинают чувствовать, что он не такой, как все. С одной стороны, ребенок несколько отрешен от происходящего вокруг, с другой стороны, отличается чрезмерной впечатлительностью.

В детском саду такие дети играют рядом с другими детьми, но не вместе. С шести-семи лет они тянутся к разговорам со взрослыми на взрослые темы. В них нет детской непосредственности, они чересчур серьезны, сдержанны и холодноваты.

Часто отмечается несоответствие между высоким интеллектом и недоразвитием двигательной сферы, навыков самообслуживания. Рано выявляется интерес к отвлеченному. Они легко усваивают разнообразную символику. Некоторые рано начинают чувствовать красоту природы и искусства, ощущать духовное измерение жизни. Обучаются читать и писать при минимальной помощи взрослых. Для некоторых из них книга важнее товарища.

Излагая свои мысли, такие дети делают это логично, но своеобразно. Хорошо оперируя абстрактными понятиями, многие из них теряются в разговорах на простые, бытовые темы.

Некоторые из детей обнаруживают особое пристрастие к схематизму, логическим комбинациям. Девиз такого ребенка: "Мои убеждения для меня священны. Если факты говорят против моих убеждений, я должен проверить факты, чтобы поискать в них ошибку".

Шизоидные дети бывают отвлекаемы, но не на внешнее, а на то, что происходит у них внутри. По этой причине они рассеянны, не замечают того, что происходит у них под носом.

У некоторых шизоидных детей рано проявляются способности к самоанализу. Они критично замечают свое отличие от большинства сверстников, в глубине души мучаясь комплексом неполноценности по этому поводу. Дети нередко выбирают шизоидов мишенями для насмешек и издевательств. Некоторые шизоидные дети, беспомощно страдая от этого, ненавидят школу. Часть из них способна необыкновенно решительно постоять за себя.

Типичным для юношей (реже девушек) данного характера является так называемая философическая интоксикация. Они в ущерб другим сторонам жизни фанатично увлекаются философией, пытаясь найти ответы на вечные вопросы. Если циклоиду и авторитарно-напряженному характеру важно получить самостоятельность в реальной жизни, то шизоиду необходимо ощутить свою самостоятельность в мире духовных ценностей и идей.

В контакте с шизоидом важно считаться с автономностью его личности, опираться на нее. Зрелый шизоид не примет, если ему авторитарно заявят, что у него такая-то проблема и ему необходимо делать то-то. Правильнее помочь ему самому решить, какая у него проблема и что он на самом деле хочет.

Для помощи человеку с данным типом характера применяется так называемый "бархатный подход", который не нацелен на "хирургическое вмешательство" в душевные особенности человека. Он позволяет бережно развивать и совершенствовать то, что человеку дано.

В фильме М. Козакова "Безымянная звезда" показан добрый, милый, рассеянный шизоидный учитель астрономии, который днями напролет сидит за своими научными книгами, мягко уклоняясь от общения с назойливыми жителями провинциального городка. Он теоретически вычислил звезду, которую никогда не увидит воочию, но хорошо представляет мысленно ее цвет, орбиту, спутники. Когда он рассказывает об этой звезде, то становится страстным патетиком, от его тихой скромности не остается и следа. В городок случайно попадает женщина, которая завораживает его красотой и ощущением, будто она явилась из другого мира. С ней он делится сокровенным.

"Бывают вечера, когда небо мне кажется пустыней, звезды холодными мрачными покойниками… Но бывают вечера, когда все небо полно жизни, когда, если хорошенько прислушаться, слышно, как на каждой планете шумят леса и океаны. Бывают вечера, когда все небо полно таинственных знамений, словно это живые существа, рассеянные по разным планетам, которые смотрят друг на друга, угадывают, подают знаки, ищут друг друга…".

***

Вот такой калейдоскоп характеров. Вы узнали в каком-либо описании себя, своих близких или детей?

Источник

П. Волков "Разнообразие человеческих миров"